Научная статья на тему 'Тревожность как индивидуальная психологическая особенность'

Тревожность как индивидуальная психологическая особенность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
961
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / УСПЕВАЕМОСТЬ / ACADEMIC PERFORMANCE / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / STUDENT AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна, Кагермазова Лаура Цараевна, Булуева Шумисат Исмаиловна

Статья посвящена изучению особенностей проявления тревожности у студентов вузов, также взаимосвязи между успеваемостью и уровнем тревожности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна, Кагермазова Лаура Цараевна, Булуева Шумисат Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANXIETY AS AN INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURE

The article is devoted to the study of peculiarities of manifestations of anxiety among University students, the relationship between academic performance and level of anxiety of students.

Текст научной работы на тему «Тревожность как индивидуальная психологическая особенность»

2. скорее просто, чем нет

3. бывает по-разному

4. скорее трудно, чем просто

5. очень трудно»

Предположим, что выбран ответ 1, что означает естественность правового нигилизма Иванова, имеющего, наверное, очень длительную предысторию. Однако, помимо предыстории, поведение Иванова в будущем будет определяться его выбором и желаниями. Поэтому необходимо оценить «Хочу» - фактор, для чего подходит вопрос:

«В будущем, будете ли вы переходить улицу на красный свет?

1. практически всегда

2. довольно часто

3. когда как

4. иногда

5. никогда»

Если выбран ответ 4, то можно сделать вывод, что для Иванова, характерно стремление порвать с порочной практикой своего поведения на дороге, например, под воздействием туристических поездок в Европу, для граждан которой характерен совершенно иной уровень правовой культуры. Этот аспект психолого-правового потенциала Иванова, связанный с соблюдением ПДД, можно оценить:

ППП = ЧАСТОТА * (МОГУ + ХОЧУ) = 2 *(1 +4) = 10

Оценка дается в условных единицах, однако исходя из максимальной возможной её величины ППП = 5 * (5 + 5) = 50, можно сказать, что психолого-правовой потенциал Иванова находится на весьма низком уровне (10 из 50!), однако тенденция развития, связанная со стремлением реже нарушать правила дорожного движения, будет скорее положительной, т.е. его психолого-правовой потенциал в этой области будет расти, что позволяет определить её как зону ближайшего развития психолого-правового потенциала (хотя, конечно, могут обнаружится и более важные для Иванова области его социально-правового развития).

Таким образом, под социальным потенциалом субъекта деятельности понимается его мотивированная способность соответствовать общественному запросу. При этом учитывается принципиальная социальность человека, который может состояться как жизнеспособный индивид, целостная личность и субъект деятельности только в рамках общества, выполняя свою роль в социальном разделении труда. Изучение социального потенциала может проводиться на основе эмпирических измерений различных аспектов поведения человека и его отношения к ним, что было продемонстрировано на примере соблюдения правил дорожного движения как одного из аспектов психолого-правового потенциала. Применяемая для этого структурно-аддитивная модель позволяет масштабировано наращивать описание сначала психолого-правового потенциала, расширяя его на иные области действия права в современном обществе, а затем, - на все социальное поведение человека, выполняя тем самым задачу оценки социального потенциала. Выявляемые на основе таких оценок зоны ближайшего развития позволяют субъекту деятельности осознанно развивать свои качества, корректируя, если надо, программы своего совершенствования.

THE SOCIAL POTENTIAL OF THE SUBJECT

(FOR EXAMPLE OF PSYCHOLOGICAL - LEGAL POTENTIAL)

Vasily N Markov - Ph.D., D.Ps., Professor. The Russian Academy of National Econony and Public Administration, Professor o of the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity. e-mail v_n_markov@mail.ru, тел.: +7 (903) 235-83-16, +7 (499) 241-18-24 Markov V.N.

Abstract.

The theses make the definition of social potential and its variants, psychological - legal potential of the subject of activity and analyzed it in the framework of the traditional Russian psychology patterns of activity. For operationalisation of the concept of psychological -legal potential are encouraged to use the author's structural-additive model of evaluation potential, which is illustrated in relation to the rules of the road.

Key words. Activity, motive, ability, sociality, the potential of the subject, potential social, psychological - legal potential, structural-additive model.

УДК 159.9

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ

Масаева Зарема Вахаевна (Грозный, Россия) - кандидат психологических наук, доцент Чеченского государственного университета; ул. Киевская, 29; masaeva-2009@mail.ru Кагермазова Лаура Цараевна (Нальчик, Россия) - доктор психологических наук, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета; ул. Чернышевского, 175; laura07@ yandex.ru

Булуева Шумисат Исмаиловна (Грозный, Россия) - кандидат педагогических наук, доцент Чеченского государственного университета; ул. Киевская, 29; masaeva-2009@mail.ru

Аннотация

статья посвящена изучению особенностей проявления тревожности у студентов вузов, также взаимосвязи между успеваемостью и уровнем тревожности студентов.

Ключевые слова: тревожность, успеваемость, студенческий возраст

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них прогрессирует и повышенная тревожность как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги как один из основных параметров индивидуальных различий.

Определенный уровень тревожности характеризуется естественной и обязательной особенностью активной деятельности личности. У каждой личности существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. В настоящее время существует множество разнообразных исследований, посвящённых тревожности, что создает достаточно четкие основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А. С. Спиваковская, Л. М. Костина, А. М. Прихожан, О. А. Коробанова, Р. С. Немов, Л. А. Китаев-Смык и др.[1,3,5].

Проблема тревожности заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения тревожности личности, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития ребенка, провести необходимую работу по профилактике негативных проявлений тревожности. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности [2, с. 94; 4, с. 46].

В связи, с чем возник интерес к изучению психических состояний в условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны состояния напряжённости и тревожности у обучающихся.

Целью исследования является изучение особенностей тревожности молодых людей 20-22 лет, обучающихся на старших курсах вузов. На основании цели выделены задачи:

-ознакомиться с уже имеющимися работами по проблеме тревожности;

-проанализировать каждый вид тревожности отдельно;

-выявить закономерности наличия или отсутствия какого-либо вида тревожности у студентов 4 и 5 курсов;

-соотнести уровень тревожности с успеваемостью студентов.

Объект исследования: выявление тревожности у студентов вузов. Предмет исследования: особенности проявления тревожности у студентов вузов. Гипотеза данного исследования состояла в том, что высокий уровень тревожности ха-

рактерен для людей более ответственных, и мы предполагаем, что существует зависимость между успеваемостью студента и уровнем личностной тревожности, а именно что студенты, которые учатся на «отлично» имеют более высокий уровень личностной тревожности по сравнению с успевающими посредственно.

В экспериментальном исследовании участвовало 32 человека в возрасте 20-22 лет, 8 из которых - девушки, 24 -молодые люди Чеченского государственного университета.

По результатам исследования по методике Спилбергера -Ханина выявлено: со слабой личностной тревожностью - 3% испытуемых (1 человек), с умеренной личностной тревожностью - 62,5% испытуемых (20 человек), с высокой личностной тревожностью - 34,5% испытуемых (11 человек), со слабой ситуативной тревожностью - 65,6% испытуемых (21 человек), с умеренной ситуативной тревожностью - 28,1% испытуемых (9 человек), с высокой ситуативной тревожностью - 6,3% испытуемых (2 человека).

По результатам исследования по опроснику Тейлора выявлено: с низким уровнем тревожности - 0% испытуемых (ни одного человека), со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому - 15,6% испытуемых (5 человек), со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому -62,5% испытуемых (20 человек), с высоким уровнем тревожности -21,9% испытуемых (7 человек), с очень высоким уровнем тревожности - 0% испытуемых (ни одного человека).

По результатам изучения уровня тревожности по проективной методике «Дом - Дерево - Человек» нами было выявлено по симптомокомплексу «тревожность»: с низким уровнем тревожности - 18,7% испытуемых (6 человек), со средним уровнем тревожности - 68,8% испытуемых (22 человека), с высоким уровнем тревожности - 12,5% испытуемых (4 человека), с очень высоким уровнем тревожности - 0% испытуемых (0 человек).

По результатам проведенного опроса на выявление успеваемости студентов старших курсов вузов нами было выявлено, что из 32 человек, участвовавших в нашем исследовании, учатся на «отлично» 28% испытуемых (9 человек); просто успевают по предметам, но не отличники - 72% испытуемых (23 человека).

Для выявления зависимости уровня тревожности от успеваемости студентов вузов использован корреляционный анализ Спирмена, который позволил выделить внутреннюю взаимосвязь между успеваемостью и уровнем личностной и ситуативной тревожности. При интерпретации результатов экспериментального исследования выявлены следующие показатели: из 32 человек, участвовавших в данном исследовании,- 28% (9 человек) - отличники, 72% (23 человека) - «неотличники», по методике Спилбергера - Ханина высокий уровень личностной тревожности выявлен у 34,4% испытуемых (11 человек); среди них все 9 человек, которые учатся на «отлично»; высокий уровень ситуативной тревожности по методике Спилбергера - Ханина показывают 6% испытуемых (2 человека), по опроснику Тейлора выявлено 62,5% испытуемых (20 человек) со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому; 22% испытуемых (7 человек) с высоким уровнем тревожности.

Из студентов, которые учатся на «отлично», 77,8% (7 человек) имеют средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, 22,2% (2 человека) - средний уровень тревожности с тенденцией к низкому. По методике «Дом - Дерево -Человек» низкий уровень тревожности показывают 18,7% испытуемых (6 человек); средний уровень тревожности - 68,8% испытуемых (22 человека); высокий уровень тревожности -12,5% испытуемых (4 человека); очень высокий уровень тревожности - 0% испытуемых (0 человек). На основании полученных данных можно сделать вывод о тенденции к высокому уровню тревожности у студентов, учащихся на «отлично».

Проведенное исследование показало, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения эмоциональных состояний личности, в частности, для выявления особенностей тревожности молодых людей, а также могут применяться в практической деятельности психологов, при составлении программ для работы с молодыми людьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности.

Литература

[1]. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в вузе / EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL № 5-1 (44) 2014 г. С. 152159

[2]. Масаева З.В., Ажиев М.В. Психологическое сопровождение безопасности образовательной системы в современных условиях / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества»: в 12 частях, 2015 г. г. Тамбов. С. 94-95

[3]. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.

[4]. Сердюкова Е.Ф., Масаева З.В. Формирование основ этнической толерантности в образовании. Махачкала, 2011 г.

[5]. Тревога и тревожность. /Под ред. В.А. Астапов. СПб, 2001.

ANXIETY AS AN INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURE

Musaeva Zarema Vakhaevna (Grozny, Russia) - candidate of psychological Sciences, associate Professor at the Chechen state University; Kievskaya str., 29; masaeva-2009@mail.ru Kagermazova Laura Tsarevna (Nalchik, Russia) - doctor of psychology, Professor of the Kabardino-Balkarian state University; Chernyshevsky str., 175; laura07@yandex.ru Balueva Suminat Ismailovna (Grozny, Russia) - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor at the Chechen state University; Kievskaya str., 29; masaeva-2009@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the study of peculiarities of manifestations of anxiety among University students, the relationship between academic performance and level of anxiety of students. Key words: anxiety, academic performance, student age

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Масленникова Юлия Павловна (Москва, Россия) - магистрант 2-го курса кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 1119606; e-mail: julikm68@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу процесса адаптации в юношеском возрасте. В работе приведён общий обзор психологических проблем юношеского возраста и особенностей процесса адаптации в этом возрасте.

Ключевые слова: юношеский возраст, адаптация, личностное развитие.

Происходящие в последние десятилетия социально-экономические, политические, технологические и культурные изменения оказывают значительное влияние на все социальные группы населения, вызывая необходимость формировать новые отношения со средой, адаптируясь к ней. Особенно актуальной проблема адаптации является для людей юношеского возраста.

Юность - один из важнейших этапов развития личности. В этом возрасте человек стремится к познанию, опасности, риску, демонстрирует пытливый ум, повышенную активность, энтузиазм, инициативность, стремление к героическим делам, Перед молодыми людьми открывается множество путей и возможностей, превращая этот период жизни в период максимальной свободы, сопряженной, однако, с необхордимо-стью приобретения большей самостоятельности, проявления большей зрелости. В то же время возникает необходимость адаптироваться к изменившимся внешним условиям. Если личность не сможет приспособиться к новой ситуации, возможно возникновение дезадаптационных процессов.

По утверждению Б.Г.Ананьева, юношеский возраст является сенситивным периодом для развития основных социальных потенций человека [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.