6 www.finestreet.ru рынок
Павел АСТАШКЕВИЧ
Третья, вторая (или другая)...
С 18 по 20 октября сего года в павильоне «Форум» Экспоцентра на Красной Пресне прошла третья по счету выставка СЫрЕХРО-2005. От имени редакции хочу поблагодарить компанию-организатора за подарок к юбилею нашего журнала — несколько лишних квадратных метров выставочной площади, которые нам очень пригодились. С командой СМрЕХРО нас связывают давние партнерские отношения. Однако прошедшая выставка натолкнула меня на размышления, которыми я бы и хотел поделиться с уважаемыми читателями.
В начале
Напомню, что выставка стартовала в 2003 году под названием «Электроника: Компоненты. Оборудование. Технологии», она возникла как альтернатива весьма успешной «ЭкспоЭлектронике». При участии нескольких крупнейших дистрибьюторских компаний была создана выставочная компания СЫрЕХРО. Может быть, команда СЫрЕХРО и не имела опыта в проведении мероприятий такого масштаба, зато хорошо знала проблемы рынка и была преисполнена творческой энергией и массой интересных идей. Более привлекательные цены выставочных площадей, широкий сервис для участников и посетителей — вот основные идеи организаторов новой выставки [1].
Многие отнеслись к этой инициативе положительно. «Хочется отметить, что в России наконец появилась выставка, где организаторы пытаются сделать так, чтоб всем было хорошо — и участникам, и посетителям,
а не только организаторам», — это слова Владимира Стешенко [2].
Первая выставка в сентябре 2003 года собрала солидное число участников и посетителей. Дебютная «Электроника: Компоненты. Оборудование. Технологии» оказалась довольно успешной. Ряд нареканий, возникших у некоторых экспонентов, сводился к не очень высокому уровню организации заезда участников и застройки стендов, кто-то выразил сомнения по поводу состава посетителей, а кому-то ЦДХ показался не совсем подходящим местом для подобных мероприятий. Претензии, которые возникли у многих участников, были списаны на «детские болезни» выставочной команды, которая не до конца представляла себе, с каким количеством непредвиденных проблем ей придется столкнуться. Дескать, у них мало опыта, и есть надежда, что на следующий год организаторы учтут все недостатки дебютного шоу и более тщательно проработают организацию выставки [1]. В целом выставка прошла «на ура»,
лишь пара фирм отказалась от участия в следующем году.
В свою очередь компания «ПримЭкспо» (организатор «ЭкспоЭлектроники»), почувствовав конкурента, сделала несколько шагов навстречу своим экспонентам, возник ряд идей и предложений, призванных упростить их работу, в ценовой политике появилась некая гибкость. Как бы то ни было, «Экспо-Электроника-2004», как и прежде, прошла на высоком уровне. Наличие осеннего конкурента на ней особенно не отразилось — участников и посетителей было так же много, разве что площади стендов дистрибьюторских фирм-учредителей СЫрЕХРО, участвующих в «ЭкспоЭлектронике», заметно уменьшились. Помните?
Конкуренция или...
Итак, на российском радиоэлектронном рынке с 2003 года сосуществуют две выставки — весенняя «ЭкспоЭлектроника», проводимая Примэкспо и британской 1ТЕ, и осенняя «Электроника: Компоненты. Оборудование. Технологии», «плоть от плоти» компонентного рынка. При этом главная мировая выставка отрасли — мюнхенская Екйготка проходит раз в два года. Многие задаются вопросом: не многовато ли для российского рынка — две похожие выставки в год? Подобные вопросы часто адресуют нам, журналистам. Для нас две выставки в году — совсем неплохо. Но мы понимаем озабоченность участников, ежегодно тратящих все больше средств на участие в них. По мнению многих, лучше одна выставка раз в два года, чем две в год. Но есть и другое мнение, высказанное на страницах нашего журнала Юрием Герасимовым, который считает, что осенняя и весенняя выставки — это два разных мероприятия с разными задачами. «У весенних выставок во всем мире свой статус, у осенних — свой» [2]. Этой точки зрения, по моим оценкам, придерживаются немногие, все-таки «ЭкспоЭлектроника» и СЫрЕХРО (так теперь стала называться выставка «Электроника: компо-
рынок
7
ненты, оборудование, технологии») — прямые конкуренты, и борьба идет на выживание в прямом смысле этого слова.
Недоумение
Пришла осень 2004 года. Очередное шоу в ЦДХ у многих участников вызвало некоторое недоумение. Уровень организации выставки если и повысился, то, на наш взгляд, незначительно. Состав и количество посетителей визуально не претерпели качественных изменений. Хочу оговориться, что я привожу не статистические данные, а личное мнение, (свое и тех участников выставки, с которыми мне приходилось обсуждать все эти вопросы). После выставки 2004 года многие не скрывали своего разочарования. Кто-то отказался участвовать в СЫрЕХРО-2005, а кто-то говорил примерно так: на следующий год выставка будет проходить в «Экспоцентре», да еще и одновременно с ПТА, и, быть может, что что-то изменится в лучшую сторону. «Появится новая площадка и качественно новый уровень» [2]. Выставка 2005 года должна была стать своего рода экзаменом для команды СЫрЕХРО.
Весной этого года «ЭкспоЭлектроника» прошла с блеском. Стенды российских компаний выросли, хотя число участников заметно не увеличилось [4], количество иностранных гостей побило все рекорды. Даже многие из учредителей СЫрЕХРО построили большие стенды, соответствующие статусу их компаний на рынке. Но были и негативные отзывы: «Растущая успешность мероприятия очевидна и экспонентам, и организаторам, однако для последних это служит поводом для довольно недружелюбных по отношению к участникам шагов, таких как ежегодное повышение цен, ужесточение условий участия, а также требований увеличить площадь» [5].
Лично мне показалось, что число посетителей и весенней выставки несколько упало. Возможно, здесь присутствует некая тенденция. Как вы думаете, с чем она связана? С удовольствием пообщался бы на эту тему с нашими читателями на страницах следующих номеров журнала «Компоненты и технологии».
Экзамен
Конец октября, несомненно, больше подходит для проведения таких масштабных бизнес-мероприятий, как отраслевые выставки, чем начало сентября. СЫрЕХР0-2005 в нынешнем году встречала посетителей в недрах стеклянной горы «Форума» Экспоцентра. Выставка была организована при участии и поддержке Департамента науки и промышленной политики правительства Москвы, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федерального агентства по промышленности, Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и энергетики РФ, Московской торгово-промышленной палаты.
С заездом и застройкой почему-то вновь возникли проблемы. Говорили, что в Экспоцентре вообще, и «Форуме» в частности, всегда много проблем с заездом. Так или иначе, с трудом, но проблемы «разрулили», и выставка началась. И тут новая напасть — первые два дня в той части выставочной площадки, где располагался наш стенд 0-14, пахло краской, что сильно мешало работать экспонентам. В остальном все прошло как обычно...
Для нашего издательства выставка прошла довольно успешно — состоялось много полезных встреч. По традиции, были подведены результаты конкурса на присуждение отраслевой премии «Золотой Чип», лауреатами которой стали:
• в номинации «За лучшую инновационную идею» — ОАО «Морион»;
• в номинации «За достижения в разработке импортозамещающей продукции» — ОКБ «Авиаавтоматика», Курское ОАО «Прибор»;
• в номинации «За вклад в развитие профессионального образования» — РИЦ «Техносфера»;
• в номинации «За яркий имидж» — ООО «ЗИП-2002».
Мне очень понравилась идея газеты — свежая и удачная для нашего рынка. Также были подведены итоги «Конкурса обложек журналов по электронике». Для нас этот конкурс провалился из-за некорректного информирования посетителей организаторами о названиях наших изданий. Победителем же стал журнал «Мир компьютерной автоматизации».
У меня складывается мнение, что в СЫр-ЕХР0-2005 участвовало много небольших отечественных компаний, для которых участие в «ЭкспоЭлектронике» оказывается слишком дорогим.
Забавным показалось то, что кто-то из участников теперь скучал по камерности и особой атмосфере залов ЦДХ.
Как сдан экзамен? Это будет видно на следующий год. На мой взгляд, СЫрЕХРО еще больше уступила «ЭкспоЭлектронике», став теперь однозначным вторым номером. Хорошо ли это для выставки? Полагаю, не очень. Возможно, общее количество участников сохранится за счет небольших отечественных производственных компаний, получающих весомые скидки при участии. Крупнейшие компании, скорее всего, будут участвовать в обеих выставках. Хотя кто-то из них возможно ограничится не очень большими «дежурными» стендами. А вот те, кто, стремясь экономить, будет выбирать между двумя мероприятиями, выберет, скорее всего, «ЭкспоЭлектронику» как основную выставку отрасли.
Это не значит, что у СЫрЕХРО не осталось шансов в конкурентной борьбе. Шансы есть всегда. Вероятно, какие-то радикальные шаги, свежие решения команды СЫрЕХРО изменят существующее положение. Но с каждым годом шансов становится меньше, а изменить ситуацию будет все сложнее. Мне очень симпатична эта команда, и я хотел бы, чтоб им сопутствовал успех. ■
Литература
1. Асташкевич П. А. 3-5 сентября. Москва. ЦДХ. Случилось! // Компоненты и технологии. 2003.
№7.
2. Стешенко В. Б. О выставке и жизни // Компоненты и технологии. 2004. № 8.
3. Асташкевич П. А. О том, где заказывают музыку, или Китайские выставки с Юрием Герасимовым // Компоненты и технологии. 2005. № 5.
4. Асташкевич П. А. ЭкспоЭлектроника-2005 // Компоненты и технологии. 2005. № 4.
5. Асташкевич П. А. «ДИАЛ Электролюкс»: пять лет развития и роста // Компоненты и технологии. 2005. № 3.