Научная статья на тему '«ТРЕТЬЯ СИЛА» ПРИ САФАВИДАХ: ИДЕНТИЧНОСТЬ, ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ'

«ТРЕТЬЯ СИЛА» ПРИ САФАВИДАХ: ИДЕНТИЧНОСТЬ, ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сафавидский Иран / гуламы / Южный Кавказ / военно-политическая история. / Safavid Iran / ghulāms / South Caucasus / military-political history.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — М Л. Хабелова

Династия Сафавидов использовала различные средства для интеграции кавказского элемента в свою государственную структуру, включая принудительное переселение населения вглубь страны и заключение политических браков между представителями местных элит. Особое место было отведено грузинам, которые составили ядро нового военного формирования – корпуса гуламов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THIRD FORCE” UNDER THE SAFAVIDS: IDENTITY, INFLUENCE AND ROLE

The Safavid Dynasty employed various means to integrate the Caucasians into the state structure, including the forced movement of population inland and the arrangement of political marriages between members of local elites. A special place was given to the Georgians, who formed the core of a new military formation – the ghulām corps.

Текст научной работы на тему ««ТРЕТЬЯ СИЛА» ПРИ САФАВИДАХ: ИДЕНТИЧНОСТЬ, ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ»

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

Б01 10.24412/с1-37233-2024-2-409-417

«ТРЕТЬЯ СИЛА» ПРИ САФАВИДАХ: ИДЕНТИЧНОСТЬ, ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ

М.Л. Хабелова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

mkhabelova@gmail. сот АННОТАЦИЯ

Династия Сафавидов использовала различные средства для интеграции кавказского элемента в свою государственную структуру, включая принудительное переселение населения вглубь страны и заключение политических браков между представителями местных элит. Особое место было отведено грузинам, которые составили ядро нового военного формирования -корпуса гуламов.

Ключевые слова: Сафавидский Иран, гуламы, Южный Кавказ, военно-политическая история.

Актуальность. Представленные сведения ранее не подвергались анализу и не рассматривались с точки зрения взаимоотношений между шахской властью и новой политической силой.

Цель исследования. Определение особенностей новой политической элиты в сафавидском обществе.

Задачи. Рассмотрение роли кавказского элемента в военно-политической структуре Сафавидского Ирана.

Методология. В работе был применен сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы.

В начале ХУ1в. династия Сафавидов объединила под своей эгидой Иран, ее корни связаны с суфийским братством-орденом (тарика) сафавийа. По мере усиления ордена, суфийские шейхи стали играть все более заметную политическую роль. Главной опорой Сафавидов становятся кочевые огузские племена: шамлу, румлу, устаджлу, текелю, афшар, каджар, зуль-кадар, туркеман, которые позднее стали именоваться кызылбашами. Усиление позиций Сафавидов связывают с именем основателя династии - Ис-маилом I (1501-1524гг.). Исмаил продолжил политику своих предшественников, которые развивали на Южном Кавказе экспансионистскую внешнюю политику. В борьбе за стратегически важные территории и торговые пути, проходящие здесь, между Османской империей и Ираном происходили частые военные столкновения, которые с 1514г. перетекли в почти полувековую войну. Подписанный в мае 1555г. мирный договор в Амасье на время остановил боевые действия между Ираном и Османской империей. Согласно договору Картли, Кахети, Самцхе-Джавахети, восточная часть Самцхе-Саатабаго и Восточная Армения перешли во владения Сафавид-ской империи. Западная Грузия и западная часть Армении оказались под владычеством османского султана.

Так, описывая противостояния с грузинами, сафавидские историки часто использовали сравнение с народом Гога и Ма-гога, которые, с точки зрения мусульман, и в исламской традиции всегда представлялись как «неизвестное, таинственное и в то же время устрашающее племя» [1]. Между судьбой грузин и народом Гога и Магога устанавливается сходство и связь [2]. Создается впечатление, что сафавидские историки преследовали несколько целей, уподобляя грузин этому народу: во-первых, подчеркивая жестокость обоих, а, во-вторых, сравнивая их население, как писал Фазли Исфахани, грузин больше, чем муравьев и саранчи [3].

Рис. 1. Сафавиды ведут грузинских пленников.

Шелк, сер. XVIв., Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

Начинания с шаха Тахмаспа I (1524-1576гг.), грузинские пленники, наряду с армянскими и черкесскими, служили катализирующей силой изменений в структуре сафавидского общества и оказали большое влияние на военное, политическое и даже экономическое положение страны (Рис. 1). Тахмасп, ставший с малых лет свидетелем распрей между кызылбашами, понимал, что для укрепления границ ему необходимы верные воины, а опираться на отдельные племена неосторожно, он, чтобы разрушить племенную солидарность, создал корпус курчи, которые были выходцами из разных кызылбашских племен [4]. Постоянная армия насчитывала пять тысяч человек, курчи помогали шаху Тахмасапу на восточном и западном фронтах, где противниками выступали узбеки и османы [5]. Военное формирование, во главе которого стоял курчи-баши, было главной опорой Сафави-дов - вплоть до правления шаха Аббаса I (1588-1629гг.). Курчи-баши входил в военный совет, который имел совещательные функции, связанные с войной и престолонаследием.

Курчи составляли основное ядро армии Тахмаспа, число которой дошло до шестидесяти тысяч, таким образом была заложена основа организации армии, которая позднее была завершена шахом Аббасом I. Курчи непосредственно подчинялись шаху и выполняли его приказы беспрекословно. Тахмасп начал важную реструктуризацию в военной сфере, а благодаря учащению контактов с европейцами возрос интерес к огнестрельному оружию.

Первоначально структура армии Сафавидов основывалась на клановой системе: каждое из племен должно было занимать определенное положение в одном из двух флангов не только во время военных кампаний, но и на официальных собраниях [6]. Эта военная сила оказала значительное влияние на военные победы шаха Тахмаспа, он смог удержать власть в своих руках благодаря компромиссной политике и помощи курчи, которые были на стороне шаха в критические времена. Уже при Аббасе I полностью сформировалась «третья сила», которая стала противопоставляться кызыл-башам.

В 1590г. между Османской империей и Ираном было заключено новое перемирие, подписанное шахом Аббасом I, Иран уступил Османской империи Восточную Грузию, Восточную Армению, Северный и Южный Азербайджан (кроме Ардебиля и Талыша), Курдистан и часть Луристана. Пойдя

на уступки, шах Аббас выиграл время для проведения ряда реформ и укрепления восточных границ, которым угрожали узбеки Мавераннахра. Шах выступил против кызылбашской аристократии в военной сфере и отдал предпочтение грузинам, армянам и черкесам, которые впоследствии сыграли важную роль в сафавидской администрации. Таким образом, ему удалось сосредоточить власть в своих руках и уменьшить влияние кызылбашс-ких племен.

Переселенные шахом грузины, обращенные в ислам, наряду с другими кавказскими народами, составляли опорную силу шахской армии, выделившуюся в элитный военный корпус гуламов. Так, Аллахверди-хан (ок.1560-1613гг.) в период правления шаха Аббаса был одним из самых влиятельных государственных деятелей, который еще при деде шаха Абба-са Тахмаспе I ярко проявил себя на политической арене. С ним связывают произошедшие в 1588г. события, когда молодой шах Аббас с помощью Ал-лахверди-хана избавился от своего регента, сильного и могущественного Муршид-Кули-хана Устаджлу. При шахе Тахмаспе Аллахверди-хан занимал пост заргар-баши - главы ювелиров [7]. К концу ХУ1в. он был назначен командующим корпусом гуламов - куллар-агаси (до заката Сафавидской империи должность занимали грузины)1. Кроме того, в 1595-1596гг. шах пожаловал ему должность правителя Фарса, а через некоторое время сделал его главнокомандующим войсками всего Ирана - амир аль-умара. Искандер Мунши, касаясь столь головокружительного возвышения Аллахверди-хана, отмечал, что Аллахверди-хан, будучи грузином, стал одним из самых могущественных мужей Сафавидской империи... Его могущество достигло своего пика, когда он был назначен главнокомандующим вооруженными силами [8]. На высоких военно-административных постах Аллахверди-хан проявил себя незаурядным организатором и гениальным полководцем. С его именем связано завоевание Бахрейна и Лара 1601-1602гг., взятие Багдада (1603г.), отвоевание у османов Тебриза (1603г.). С 1600г. по совету

1 В 1629г. восхождению на престол нового шаха Сафи (1629-1642гг.) оказал содействие грузинский князь Хосров-мирза (Ростом-хан), который был назначен сперва даругой (начальником городской стражи, который активно участвовал в сборе налогов с населения) Исфахана, затем куллар-агаси, а позднее - вали (наместником) Картли (1632-1658гг.). С правления Ростом-хана начался новый этап в ирано-грузинских отношениях, именуемый «компромиссной» политикой.

сэра Роберта Ширли2 он реорганизовал армию и укрепил ее, увеличив численность войск гуламов с 4000 до 25000 человек. Аллахверди-хан успешно руководил сафавидскими войсками на восточной и западной границах империи Сафавидов, предпринимал успешные операции. По словам Аббаса, которые записал испанский дипломат Антонио де Гувеа (1575-1628гг.): «Весь Иран подчиняется мне, а я подчиняюсь Аллахверди-хану» [9].

Военный корпус гуламов набирался из грузинских, армянских и черкесских переселенцев. Бытует мнение, что они, как и янычары султана, не имели социальных и семейных корней [10]. Однако мне сложно с этим согласиться, так как гуламы не теряли связи с родными, а в истории известны целые поколения грузинских гуламов, которые играли активную роль в ирано-грузинских отношениях. Гуламы были противопоставлены кызалба-шам, благодаря включению нового этнического контингента армия Сафа-видов увеличила свою боеспособность.

Гуламы, как и янычары, проходили необходимую подготовку. Первым шагом было принятие ислама. Шах Аббас самолично следил за выплатой им жалованья. Неизвестно, занимались ли гуламы общественными работами, как янычары. Также, несмотря на старания шаха Аббаса догнать по численности и вооружению османскую армию, ему этого сделать не удалось. Армия Сафавидов не была большой по численности, в среднем она составляла около пятидесяти тысяч воинов, только изредка шах Аббас снаряжал войско в сто тысяч воинов. У Сафавидов не было особого желания использовать современное оружие, и они предпочитали сражаться традиционным оружием, такими как: мечи, булавы, луки и стрелы. Армия шаха Аббаса I состояла из курчи, были созданы артиллерийский корпус - туфанг-чи, артиллерийский отряд - топчи. Следует отметить, что решающее значение в пополнении армии играла политика шаха Аббаса, заключавшаяся в переселении населения Южного Кавказа в Иран. В отличие от янычар, неизвестны бунты корпуса гуламов. Создание постоянной армии не означало, что шах полностью отказался от кызылбашей. Даже после реформы они

2 Братья Роберт и Антони Ширли в 1598г. прибыли к шахскому двору с отрядом около 30 человек с неопределенными полномочиями и расплывчатыми предложениями Англии о союзе против Османской империи и об установлении торговых отношений. Братья принимали активное участие во внешней и внутренней политике Сафавидского Ирана, пользовались благосклонностью шаха Аббаса I.

составляли около половины общей численности всей армии. Однако к концу правления Аббаса гуламы управляли восемью из четырнадцати крупнейших провинций и занимали пятую часть высших административных постов [11].

Обратимся к истории семьи Ундиладзе - Аллахверди-хану и его сыновьям Имам-Кули-хану и Дауд-хану. В результате вражды между грузинскими владетельными домами предки Ундиладзе были вынуждены покинуть Картли и отправиться в Иран. Семья Ундиладзе участвовала не только в политической и военной жизни Сафавидского Ирана, но и в экономической и культурной. Они активно занимались международной торговлей, так как в то время в Иране торговые пути с Запада и Востока лежали через провинцию Фарс. После завоевания Ормуза Иран смог установить морские торговые отношения с зарубежными странами. В Европу экспортировался: шелк, персидские ковры, сухофрукты, большое внимание Ундиладзе уделяли добыче и обработке драгоценных камней. Кроме того, семье Ундилад-зе принадлежали много караванов и базаров, Аллахверди-ханом был построен базар в Ларе, который являлся одним из крупнейших в Иране. Он занимался интенсивной восстановительной и строительной деятельностью в разных городах. В 1600г. под его руководством был возведен мост через реку Заендеруд, который составлял 300 метров в длину и 14 метров в ширину. Мост до сих пор является одной из самых красивых достопримечательностей Исфахана и известен как «Си-о-Се-Поль» (мост «тридцати трех пролетов», по легенде число 33 неслучайно. Ундиладзе отдал дань грузинскому алфавиту, в котором 33 буквы, и каждый пролет украсил одной из букв).

Представители дома обладали огромным богатством, занимались строительством учебных и религиозных сооружений, были филантропами и меценатами, покровительствовали музыкантам и поэтам. Дворцы Имам-Кули-хана, располагавшиеся один в Исфахане, а другой - в Ширазе, были центрами притяжения людей искусства, здесь проводились литературные вечера с участием европейских послов, политических деятелей, поэтов и художников. Имам-Кули-хан занимался обширным строительством, так в скором времени, благодаря его усилиям, Шираз по своей красоте не уступал Исфахану, а Фарс превратился в эйалет, занимающийся производством

вина, что говорит об внедрении грузинских традиций виноделия в Иран. Английский путешественник Томас Герберт, посетивший Шираз в 1628г., сообщает следующее о Имам-Кули-хане: «Это человек грузинского происхождения, мусульманин по вере, один из тетрархов , правивших империей шаха Аббаса. Его владения простираются почти на четыреста миль в каждом направлении» [12]. Томас Герберт также удостоился чести присутствовать на одном из званых ужинов, который поразил его бесчисленной посудой из золота и серебра, сосудами, коврами, драгоценными камнями и жемчугом [13].

С именем Имам-Кули-хана, ставшего вскоре одним из самых могущественных личностей Сафавидской державы, связаны многие крупные победы сафавидской армии. Достаточно отметить, что именно под его командованием в 1621-1622гг. шахские войска при участии английского флота отвоевали у португальцев Кешм и Ормуз и изгнали их из Персидского залива.

Ундиладзе одними из первых были удостоены высших административно-военных должностей, наряду с Бараташвили, Саакадзе и Мирима-нидзе. Последним ярким проявлением тесных связей Ундиладзе с Грузией явилось совместное антикызылбашское восстание Теймураза I (царь Кахе-ти в 1606-1648гг. и Картли в 1625-1632гг.) и Дауд-хана в 1632-1633гг., которое закончилось казнью Имам-Кули-хана и его сыновей. Некогда могущественный род Ундиладзе в 1633 г. был жестоко разгромлен и почти полностью истреблен.

Для своих военных кампаний Аббас пытался монополизировать торговлю шелком с Европой, используя армянских купцов, которых он насильно переселил с семьями и для которых построил квартал, названный «Новой Джульфой» [14]. Гилян (1592г.) и Мазандаран (1596г.) были лишены своих кызылбашских правителей и превратились в центры производства шелка, недосягаемые для Османов, под контролем гуламов.

Брак был еще одним средством примирения, известно о нескольких женах-грузинках Аббаса: Тамар, сестра Андукапара Амилахвари (умер в 1626г.) [15]; Елене, сестра царя Луарсаба II; Лела, дочь царя Георгия X

3 Тетрархия - название политического режима, при котором верховная власть разделена между четырьмя людьми - четверовластниками.

(1599-1606гг.), свою вторую дочь Хорешан он выдал за царя Теймураза [16]. Династические союзы также были направлены в противоположную сторону, так князь Константин женился на дочери кызылбашского военачальника [17]. Шах Аббас организовал бракосочетание 22 дочерей Имам-Кули-хана, некоторые из мужей были членами самых влиятельных грузинских семей, в том числе: Андукапара Амилахвари, Али-Кули Саакадзе (младший брат Рустама), Ноуруза Тулашвили и Дауд-хана (бегларбега Даштестана) [18]. В 1624г. шах Аббас предпринял решительный шаг по установлению власти в Восточной Грузии. Он въехал в Картли с 12-ю ханами в сопровождении своей внучки Джейхан-бану (в жилах которой также текла грузинская кровь) для заключения брака с Симоном II, чья царская власть ограничивалась Тбилиси [19]. Впервые царская семья Багратиони породнилась с шахской семьей на грузинской земле. Дочь Имам-Кули и жена Андукапара имела честь сопровождать Джейхан бану на встречу со своим мужем [20].

Интеграция «третьей силы» обновила структуру сафавидского общества, переселенные кавказские народы, потомки которых по-прежнему живут в Исфахане, Ферейдане, а также Хорасане и Мазандаране, изменили лицо Сафавидской империи. Новая политическая элита способствовала централизации власти в руках шаха. Ключевая роль отводилась грузинам, принадлежащим к влиятельным грузинским фамилиям. Помимо семьи Ундиладзе, на политической арене известны и другие представители видных родов гуламов. Члены кланов Бараташвили-Орбелишвили (Орбелиа-ни), Мириманидзе и Саакадзе зачастую соперничали между собой за сферы влияния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Sa'edi M., Jarfi M. Yajuj va ma'juj: takhavolät-i shenahti muslemänän darbärah-i zistgäh-i änän tä darbärah-i mughul. Tärikh va tamaddun-i islämi. Sh. 25. Bahär va bästän. 1396/2018. P. 76.

2. Fazli Iffahani Khuzani. Afzal al-tavärikh. Ed. Ahsän Ashräqi. Jald-i I, bahsh-e II. Tehran, 1398/2019. P. 376.

3. Ibid.

4. HanedaMasashi. The Evolution of the Safavid Royal Guard. Iranian Studies. Vol. 22. Journal of Near Eastern Studies. Vol. 22, no. 2/3.1989. P. 68.

5. Ibid.

6. HanedaMasashi. Army iii. Safavid Period. Encyclopedia Iranica. Vol. II. 5. 1986. PP. 503-506.

7. Малик Шах-Хусайн Систани. Хроника воскрешения царей. Материалы по истории ирано-грузинских взаимоотношений в начале XVII века. (Сведения «Ихйа ал-мулук» о Грузии) / Пер. Г.Г. Берадзе и Л.П. Смирнова. Тбилиси, 1988. С. 39.

8. History of Shah Abbas the Great by Iskander Munshi. Vol. II. Tr. by R.M. Savory. Boulder, Colorado 1978. P. 1084.

9. Antonio de Gouvea. Relation des grandes guerres et victoires obtenues par le roy de Perse, trans. De Meneses. Rouen, 1646. P. 68.

10. Yildirim Riza. Turkomans between two empires: the origins of the Qizilbash identity in Anatolia (1447-1514). The Department of History Bilkent University. Ankara, 2008. P. 603.

11. Blow David. Shah Abbas. The Ruthless King Who Became an Iranian Legend. London, 2009. P. 39.

12. Herbert T. Travels in Persia 1627-1629. Abridged and Edited by Sir William Foster. New-York. 1929. P. 74.

13. Ibid. P. 78.

14. Ina BaghdiantzMcCabe. The Shah's Silk for Europe's Silver: The Eurasian Trade of the Julfa Armenians in Safavid Iran and India (1530-1750). Atlanta, 1999. P. 54.

15. Горгиджанидзе П. История Грузии / Пер. с груз. Р.К. Кикнадзе, В.С. Путуридзе. Тбилиси, 1990. СС. 49.

16. Ibid. С. 41.

17. Floor Willem. Iran and the World in the Safavid Age. New York, 2012. P. 478.

18. Ibid. P. 482.

19. Rayfield Donald. Edge of Empires: A History of Georgia. London, 2001. P. 193.

20. Floor Willem. Iran and the World in the Safavid Age. New York, 2012. P. 484.

"THIRD FORCE" UNDER THE SAFAVIDS: IDENTITY, INFLUENCE AND ROLE

M. Khabelova

Lomonosov Moscow State University (MSU) ABSTRACT

The Safavid Dynasty employed various means to integrate the Caucasians into the state structure, including the forced movement of population inland and the arrangement of political marriages between members of local elites. A special place was given to the Georgians, who formed the core of a new military formation - the ghulam corps.

Keywords: Safavid Iran, ghulams, South Caucasus, military-political history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.