Научная статья на тему 'Третья международная социологическая научно-практическая конференция «Продолжая Грушина» (Обзор мероприятия)'

Третья международная социологическая научно-практическая конференция «Продолжая Грушина» (Обзор мероприятия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ГРУШИН / ВЦИОМ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

В материале, посвященном Третьей международной социологической научно-практической конференции «Продолжая Грушина», дан обзор основных мероприятий,состоявшихся в ее рамках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третья международная социологическая научно-практическая конференция «Продолжая Грушина» (Обзор мероприятия)»

JKflDfMIfl

ТРЕТЬЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОДОЛЖАЯ ГРУШИНА»

Обзор мероприятия

Ключевые слова: научно-практическая конференция, Грушин, ВЦИОМ, общественное мнение

28 февраля — 1 марта по инициативе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и при участии Фонда содействия изучению общественного мнения «Vox Populi» и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) в Москве состоялась Третья международная социологическая научно-практическая конференция «Продолжая Грушина». По традиции мероприятие было посвящено памяти выдающегося российского социолога Бориса Грушина (1929—2007 гг.), который одним из первых стал проводить опросы общественного мнения в СССР.

Целью конференции являлось обсуждение актуальных методологических и содержательных проблем социологии общественного мнения в кругу профессиональных социологов, а также заинтересованных потребителей социологической информации — представителей государственных органов, политических партий, масс-медиа, общественных организаций и коммерческих компаний. В работе конференции приняли участие несколько сотен ученых и практиков как из России, так из других государств. Программа мероприятия включала в себя пленарное заседание, секции, методологический семинар, круглый стол и тематические мастер-классы.

Пленарное заседание «Новый мир постгэллаповских опросов»

открыл генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Напомнив, что смысл данной серии конференций заключается в том, чтобы объединить три разные, но в равной степени значимые для сферы социологических исследований аудитории — клиентов (представителей государства, бизнеса и масс-медиа), исполнителей (работников «социологической индустрии» — теоретиков и практиков) и общество (в лице некоммерческих организаций), он рассказал собравшимся об основных мероприятиях, которые состоятся в рамках конференции.

Вслед за Федоровым с приветственным словом к участникам конференции выступил вице-спикер Государственной Думы Сергей Же-

190

‘ПОАПШТ № 2 (69) 2013

кшт

лезняк, который констатировал, что социологические опросы являются пусть не единственной, но наиболее результативной на сегодняшний день методикой изучения общественного мнения. Отметив, что властные органы федерального уровня активно используют в своей работе подобную информацию, Железняк вместе с тем указал на недостаточное внимание к ней муниципальных властей. По мнению вице-спикера, развитие технологической сферы поставило мир политики перед новым вызовом, связанным с формированием так называемого «человека мобильного», активно участвующего в коммуникациях. С одной стороны, поскольку человек этого типа оставляет значимый «цифровой след» в информационном пространстве, существенно расширяются возможности анализа и прогнозирования его поведения без обращения к традиционным личным опросам. С другой стороны, меняются как «паттерны медиапотребления», так и сама информационная сфера, что усиливает запрос на новые методики измерения медиарынка.

Далее слово было предоставлено директору Института управления персоналом РАНХиГС Александру Турчинову, который рассказал об основных направлениях социологических исследований, реализуемых сегодня в Академии.

Особый интерес собравшихся вызвало выступление известного российско-американского социолога Бориса Докторова — автора термина, вынесенного в название пленарного заседания. Развивая эту тему, Докторов остановился на трех ключевых тенденциях, которые стали очевидными после последних выборов президента США: переход к безличной коммуникации с респондентом (например, интернет-опросы, роботизированные опросы); изменение роли «агрегаторов» и обработчиков данных, научившихся генерировать сложные и чувствительные модели обобщения, сравнения и анализа полученной информации и с их помощью с максимальной точностью прогнозировать результаты выборов; формирование новой политической культуры, придающей большее значение общественному мнению и более активно интегрирующей его в процессы принятия решений. Докторов обратил внимание собравшихся на необходимость дальнейшего изучения трудов Грушина, который, с его точки зрения, был уникальной личностью, чье наследие объединяет сегодня различные поколения социологов.

Своими воспоминаниями о Грушине поделился директор Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон, сделавший особый упор на тщательность, собранность подхода ученого к исследовательской работе. Кроме того, Ослон рассказал собравшимся о новой исследовательской методике — краудсорсинге, знаменующей собой переход от «пассивной» к «активной социологии». Краудсорсинг предполагает активное участие респондентов, организованных таким образом, чтобы они выдвигали свои предложения по изменению реальности. При его использовании конечным продуктом являются рекомендации, некий «креатив» — то, что сегодня наиболее ценно для любого клиента, какую бы сферу он ни представлял. С точки зрения Ослона, именно обраще-

ИОАтПЯ" № 2 (69) 2013

191

JKflDfAlfL

ние к данной методике отличает постгэллаповскую эпоху в изучении общественного мнения от гэллаповской: отчеты, написанные социологами, — гэллаповская эпоха, отчеты с рекомендациями, сформулированными людьми, вовлеченными в конкретную проблему, — постгэлла-повская.

В выступлении зав. кафедрой анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Инны Девятко была поднята проблема трансформаций, которую претерпевают опросы при проведении их «онлайн». Рассмотрев два противоположных взгляда на онлайн-опросы — оптимистический, делающий акцент на достоинствах метода, и пессимистический, подчеркивающий нерешенность вопроса о выборке и валидности полученных таким образом данных, — Девятко остановилась на нереактивных исследовательских методиках, впервые предложенных американскими социологами еще на рубеже 1970-х годов и приобретших большую актуальность в наши дни.

Итоги пленарного заседания подвел руководитель Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин, напомнивший о стремлении Грушина к проблематизации и провока-тивному подходу, обязательным для каждого исследователя, а также о важности сохранения исследовательской позиции вне зависимости от личных гражданских установок. Именно так делал Грушин, не примыкавший в советское время ни к диссидентам, ни к сторонникам официального курса и в результате оставшийся актуальным для исследовательского сообщества и после разрушения той социальной реальности, которую он изучал.

Большой интерес у участников конференции вызвала секция «Послепротестная Россия: новый курс и новая политика властей, новые форматы политической активности, новый общественный запрос», в рамках которой обсуждались различные аспекты социологической диагностики и прогнозирования общественно-политических отношений в стране. Первое заседание секции было посвящено внутриполитическому курсу. Идеологическое измерение нового путинского срока рассмотрела в своем выступлении профессор МГИМО(У) МИД РФ, почетный президент РАПН Ольга Малинова. О роли элит и состоянии политического лидерства при переходе к режиму развития шла речь в выступлении доцента НИУ ВШЭ Алексея Зудина. Тему элит продолжил директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, остановившийся на динамике векторов изменения ландшафта российской политической элиты. Зав. отделом социологии Фонда «ИНДЕМ» Владимир Римский представил результаты анализа формальных и неформальных институтов политических и государственных карьер на региональном уровне. Завершил заседание доклад зав. кафедрой социологии и психологии политики МГУ Елены Шестопал, сделавшей акцент на актуализации тематики восприятия современных российских политических лидеров после президентских выборов.

На втором заседании секции обсуждались новые форматы политической активности. Президент Самарского фонда социальных иссле-

192

ИОАПГАГ № 2 (69) 2013

____________________________flCflDfAlfl_________________________

дований Владимир Звоновский посвятил свое выступление воздействию на массовое сознание россиян внешних политических сил. Руководитель проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов познакомил участников секции с результатами исследования структуры электората, повлиявшего на важнейшие политические события выборного и поствыборного периода. Свои взгляды на влияние объективных социально-экономических факторов на современное политическое сознание населения изложил президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Попытку сравнительного социально-психологического анализа протестного движения 1990-х и 2010-х годов представил в своем докладе профессор НИУ ВШЭ Юлий Нисневич. Тему протестного движения продолжила директор по исследованиям Фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова, проанализировавшая настроения локомотивной группы «Люди-21» до, во время и после протестов 2011—2012 гг.

Взаимодействие социологов и представителей властных структур обсуждалось на секции «Социология и власть». Директор Института государственной службы и управления персоналом РАНХиГС Александр Турчинов посвятил свой доклад социологическому анализу проблем управления персоналом, затронув, в частности, такие вопросы, как профессионализм и профессиональное развитие работников, оценка работы кадровых служб, причины кадровой динамики, отношение к нововведениям в российских компаниях, реализация принципа профессионализма и компетентности госслужащего. В выступлении зам. начальника Управления государственной службы и кадров Аппарата Совета Федерации РФ Павла Бакланова шла речь об актуальных вопросах управления профессионализацией в рамках культурно-символического подхода. Рассмотрев механизмы включения в личностно-смысловую сферу представителей различных профессиональных сообществ категорий «служба» и «профессия», выступавший сформулировал ряд практических рекомендаций по совершенствованию технологий управления профессионализацией. Зам. зав. кафедрой менеджмента, государственного и муниципального управления Брянского филиала РАНХиГС Дмитрий Абакаров познакомил участников секции с результатами эмпирического исследования, позволившего зафиксировать ряд проблемных аспектов социально-инновационной модернизации профессионализма госслужащих в условиях трансформации российского общества. На секции выступили также руководитель аналитического центра Института социально-политических исследований РАН Виктор Левашов и профессор кафедры экономики и управления Сосновоборского филиала РАНХиГС Николай Захаров.

На секции «Мультимедийные измерения: новые подходы и технологии» обсуждались современные технологии медиаизмерений. В рамках секции состоялась презентация мультимедиапанели ВЦИОМ.

Отдельно следует отметить секцию «Общее и особенное. В чем схожесть и в чем различия социальных настроений в странах постсоциалистического мира», организованную НП «Евразийский монитор» и Лабораторией сравнительных социальных исследований

ИОАтПЯ" № 2 (69) 2013

193

___________________________flCfiDcnm_________________________

НИУ ВШЭ. В ходе секции был представлен специальный «российскопольский блок» — презентация совместного российско-польского исследования ВЦИОМ-CBOS, посвященного оценке и перспективам сотрудничества России и Польши. С докладами выступили директор по коммуникациям ВЦИОМ, зав. кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГИМО(У) МИД РФ Ольга Ка-менчук, а также координатор проекта, президент ARC Лукаш Мазурке-вич (Польша).

Наиболее интересные аспекты поведения россиян на рынке финансовых услуг, а также тенденции, связанные с ростом потребительских настроений на фоне замедления темпов развития экономики страны, обсуждались в рамках секции «Социально-экономическое развитие России и финансовое поведение населения: опасные противоречия и возможные последствия», организованной Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) и кафедрой прикладной социологии Финансового университета при Правительстве РФ.

Секция «Интеллектуальная собственность как объект социологических исследований» прошла в форме методологического семинара, направленного на поиск общих подходов к исследованию интеллектуальной собственности. В центре внимания участников семинара находилась проблема сходства продуктов интеллектуальной деятельности, нередко доходящего до полного смешения товарных знаков, обозначений, упаковок.

В ходе секции «Методология телефонных опросов в России»

обсуждались особенности телефонной технологии и потенциала филиальной сети РАНХиГС как важнейшего «мозгового центра» в сфере разработки, адаптации и внедрения современных методов сбора данных.

Завершала конференцию секция «Социология социальных коммуникаций», первое заседание которой было посвящено социологии общественного мнения, сетевых коммуникаций и медиаполитики, а второе — социологии межнациональных и этнических коммуникаций.

В рамках конференции также прошел круглый стол «Современная российская социологическая периодика: состояние и перспективы». После основных выступлений развернулась оживленная дискуссия о качестве публикаций и требованиях к ним со стороны различных изданий, о мотивах, побуждающих исследователей браться за написание статей, об обучении академическому письму и т.д.

Важной частью мероприятия стали тематические мастер-классы: «Электоральная панель: опыт политических исследований в современной России» (ведущий — Валерий Федоров), «Экстремальная социология: специфика проведения социальных исследований труднодо-ступность объектов» (ведущий — директор Института социального маркетинга Сергей Хайкин), «Обзор мирового и российского рынков маркетинговых исследований» (ведущий — генеральный директор «ГфК-Русь» Александр Демидов), «От соломенных опросов к постгэл-лаповским опросным методам» (ведущий — Борис Докторов).

194

ИОАПГАГ № 2 (69) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.