Научная статья на тему 'Третий международный симпозиум «Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования»'

Третий международный симпозиум «Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третий международный симпозиум «Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования»»

Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика

RUDN Journal of Psychology and Pedagogics

2017 Vol. 14 No 2 237-242

http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics

DOI 10.22363/2313-1683-2017-14-2-237-242 УДК 159.9.072

ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «МЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

THIRD INTERNATIONAL SYMPOSIUM "MENTAL RESOURCES OF THE PERSONALITY: THEORETICAL AND APPLIED RESEARCH"

20—21 октября 2016 года в Москве в Институте психологии РАН прошел Третий международный симпозиум «Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования», в котором приняли участие как российские, так и зарубежные ученые.

Открывая симпозиум, со вступительным словом выступили В.А. Кольцова — зам. директора ИП РАН и М.А. Холодная — председатель Оргкомитета. Пленарное заседание началось с выступления Ю.И. Александрова (Москва) «Меж- и вну-трикультурные ментальные вариации», в котором проанализированы различия ментальности, функционирования мозга и поведения у людей, принадлежащих к разным культурам, а также принадлежащих к одной культуре, но относящихся к разным социальным группам, имеющих разную профессию, политические убеждения и живущих в разных частях данной страны. В докладе Э. Лоарера (Париж) «Гибкость и компетентность взрослого человека: эффекты возраста и опыта» показано, что в пожилом возрасте компенсаторным механизмом выступает реорганизация профессиональной деятельности, обусловленная креативным фактором как условием когнитивной гибкости. В докладе А.В. Карпова (Ярославль) «Мета-когнитивные факторы обучаемости как ментальный ресурс личности» рассматривалась взаимосвязь между обучаемостью (как одной из общих способностей) со степенью развития метакогнитивных качеств личности и их структурной организацией. В докладе Д.В. Ушакова (Москва) «Проблема ментальных ресурсов в филогенетической перспективе» шла речь об эффекте Флинна, в том числе проанализирован фактор снижения структурной сложности рассказов для детей. В докладе В.Ф. Петренко (Москва) «Ментальный ресурс личности в коллективном бессознательном» получил освещение фактор бессознательного, оказывающий влияние на психофизическое состояние человека и выступающий как источник ресурсных возможностей личности. В докладе М.А. Холодной (Москва) «Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития» раскрыты ресурсные функции этих видов способностей относительно разных видов интеллектуальной активности. В докладе Н.И. Чуприковой (Москва) «Значение теории мышления И.М. Сеченова, Н.О. Лос-ского, С.Л. Рубинштейна и Л.М. Веккера для разработки способов повышения

интеллектуальных ресурсов человека» было подчеркнуто, что формирование осознанной необходимости четко анализировать условия и цели задачи является эффективным средством развития мышления. В докладе В.Д. Шадрикова (Москва) «Взгляды Л.С. Выготского на развитие высших психических функций как основа построения теории способностей» был отражен новый подход к пониманию природы способностей с позиции психических функций, представлена схема взаимодействия психических функций, способностей и личностных качеств.

Первый день симпозиума завершился круглым столом «Изучение ментальных ресурсов — альтернатива или дополнение традиционных исследований способностей?».

Секция «Природа ментальных ресурсов личности: структура, механизмы развития» (рук. М.А. Холодная, В.В. Знаков). В докладе Г.А. Виленской (Москва) «Контроль поведения у дошкольников с нарушениями речи и ресурсы его формирования» были выделены три составляющие контроля поведения в дошкольном возрасте и роль речи в его формировании. Доклад Е.И. Горбачевой (Калуга) «Роль психологических механизмов актуализации понятийного знания в понимании юридически значимой ситуации» был посвящен проблеме понимания многозначных социальных ситуаций (на примере понимания правового и нравственного контекстов юридически значимой ситуации). В выступлении Е.И. Лебедевой (Москва) «Модель психического у детей с типичным развитием и нарушениями речи в дошкольном возрасте: ресурсный подход» обоснована роль интеллекта как ресурса для развития понимания ментального мира при типичном развитии и при нарушениях речи у детей дошкольного возраста. О.Н. Манолова (Москва) в своем докладе «Индивидуальный характер человека в системе ментальных ресурсов личности» обосновала положение о том, что содержательные характеристики черт характера взрослого человека являются одним из важных личностных ресурсов, обеспечивающих баланс адаптационно-компенсаторных механизмов на протяжении жизни личности. В докладе В.А. Толочка (Москва) «Феномен "ресурсов"»: три объяснения механизмов актуализации» обсуждались три подхода к объяснению механизмов актуализации ментальных ресурсов субъекта: 1) экстенсивное вовлечение средств решения задачи; 2) мобилизация возможностей человека в экстремальной ситуации; 3) актуализация новых условий внутренней и внешней среды и становление новых психических структур.

Секция «Диагностикаресурсных состояний: специфика подходов и методов» (рук. И.О. Александров, Т.А. Ребеко). В докладе И.О. Александрова, Н.Е. Максимовой, М.Н. Поповой (Москва) «Ресурсы дифференциации психологических структур при формировании компетенции в новой предметной области» были сопоставлены ресурсы формирования психологических структур, обеспечивающих взаимодействие индивида с предметной областью в разных возрастных группах от 6 до 85 лет. В докладе И.О. Александрова, Н.Е. Максимовой, Д.С. Турубара (Москва) «Ресурсы дифференциации психологических структур при формировании компетенции в новой предметной области» была продемонстрирована высокая степень согласованности не только синхронных процессов дифференциации составляющих структуры знания из общего ресурса, но и процессов дифференциации различных предковых форм. Доклад Н.А. Алмаева (Москва) «Ресурсный

компаратор и его изучение средствами психоакустики» был посвящен разработке способов оценки ресурсов. Цель исследования состояла в обнаружении психофизиологических коррелятов «ресурсного компаратора» (центрального звена, задействующего ресурсы и оценивающего их достаточность для решения задачи). С.А. Гильманов (Ханты-Мансийск) в докладе «Диагностика сформированности понятийного мышления как ментального ресурса профессионала на основе ре-кодинговых заданий» описал диагностический инструментарий, с помощью которого можно оценить ресурсный потенциал профессионала на основе решения задачи перекодировки визуального макета (модели) в вербальный код и вербального описания в визуальный образ. В докладе Т.А. Ребеко (Москва) «Ресурсы внешних и внутренних границ тела у девушек, совершивших тяжкие телесные правонарушения» обсуждалась роль ресурсов телесного опыта, в частности, связь репрезентаций границ «Я» с проявлениями агрессии. П.А. Сабадош (Москва) в докладе «Методология диагностики эстетических способностей» проанализировал соотношение эстетического переживания, эстетической ценности и эстетической мотивации и предложил использовать для оценки эстетических способностей параметр «выразительность».

Секция «Ментальныересурсы как фактор совладания с жизненными трудностями» (рук. С.А. Хазова, Н.Е. Харламенкова). Н.Е. Водопьянова (Санкт-Петербург) в своем докладе «Надежда и оптимизм в ситуации организационного кризиса» выделила наличные и стратегические ресурсы, ресурсы преодоления трудных жизненных ситуаций, отметив особую ресурсную роль оптимизма. В докладе Е.В. Одинцовой (Ростов-на-Дону) «Ментальные ресурсы как фактор совладания с трудностями на этапе формирования опыта, опосредующего обучение (на примере детей младшего школьного возраста)» проведен анализ опыта преодоления школьных трудностей учащимися начальной школы, показана связь этого опыта с учебной успешностью. М.А. Падун (Москва) в докладе «Стратегии когнитивной регуляции эмоций и эмоциональные нарушения» показала связь негативных стратегий когнитивной регуляции эмоций (обвинение других, самообвинение, катастрофиза-ция и др.) с депрессивными и тревожными состояниями и низким уровнем психологического благополучия. В докладе С.А. Хазовой (Кострома) «Подростки в трудных жизненных ситуациях: факторы мобилизации ментальных ресурсов» отмечена специфика концептуализации трудных жизненных ситуаций подростками, ведущая к увеличению вариативности совладающего поведения и переоценке ситуации как условия личностного роста.

Секция «Специфика ментальных ресурсов продуктивной личности» (рук. Ю.Д. Бабаева, Л.И. Ларионова). Доклад Ю.Д. Бабаевой (Москва) «Ресурсы одаренности с позиции культурно-деятельностного подхода» был посвящен рассмотрению динамической теории одаренности (ДТО), обосновывающей необходимость перехода от «диагностики отбора» к «диагностике развития». В докладе Е.С. Беловой (Москва) «Особенности самосознания как личностный ресурс у дошкольников с высокими интеллектуальными способностями» обсуждались особенности самосознания дошкольников с высокими интеллектуальными способностями. Доклад А.Е. Войскунского, Т.Д. Ермоловой, С.Р. Яголковского, В.М. Хромовой (Москва) «Активизация ментальных ресурсов при совместном решении творческих задач

в условиях компьютерного опосредствования» был сосредоточен на исследовании особенностей творческой деятельности в Интернете на примере индивидуального и совместного выполнения конструкторских разработок. В докладе С.М. Ка-шапова (Ярославль) «Протестный потенциал как средство реализации ментальных ресурсов продуктивной конфликтности личности» утверждалось, что продуктивная конфликтность личности играет важную роль в проектировании человеком собственного жизненного пути. Доклад Л.И. Ларионовой (Москва) «Факторы, влияющие на актуализацию ментальных ресурсов одаренных детей» был посвящен анализу интеллекта, креативности и духовности как важных ментальных ресурсов развития интеллектуальной одаренности у детей. В докладе Е.И. Ще-блановой (Москва) «Мультипотенциальность как проблема одаренных подростков» было отмечено, что одаренных детей характеризует многопотенциальность — возможность выбора разных вариантов образовательной и профессиональной карьеры, что может увеличивать сложность принятия решений при выборе профиля обучения.

Секция «Высшие способности как основа ментальных ресурсов: духовность, рефлексивность, творческое самовыражение» (рук Г.В. Ожиганова, Л.М. Попов). М. Вид-нере (Рига) посвятила свой доклад «Анализ духовности в контексте "Я-концепции"» обоснованию необходимости более полного понимания духовности личности, в частности, расширения рубежей сознания, включая в него, наряду с внутрилич-ностными, социальные и функциональные факторы. В докладе Н.Н. Мехтиха-новой (Ярославль) «Роль мудрости в решении сложных жизненных проблем» было показано, что испытуемые с высоким уровнем мудрости заинтересованы в решении проблемы и ищут причины ее возникновения; быстро принимают решения; активно используют личный опыт; учитывают несколько альтернативных решений и др. В докладе Л.Ш. Мустафина (Москва) «Представления о совести как показатель духовных способностей личности» были рассмотрены стратегии со-владания со стрессом в пожилом возрасте во взаимосвязи с представлениями о совести как отражением нравственных ценностей в повседневной жизни респондентов. В докладе Г.В. Ожигановой (Москва) «Духовность как основа высших способностей: ресурсный аспект» был проведен анализ понятия «духовность» и предложена трехаспектная интерактивная психологическая модель духовных способностей. Доклад Ф. Оливиеро (Париж) «Феномен субъективации бытия как ментальный ресурс» был посвящен моделированию самоадаптивных процессов, позволяющих определить состояния внутреннего познания, при этом способность представлять себя как субъекта является главным ресурсом адаптивного интеллекта. В докладе Л.М. Попова (Казань) «Интеллектуальный, нравственный и эстетический ресурсы духовного развития субъекта» духовность рассмотрена как многокомпонентная структура, состоящая из интеллектуально-деятельностного, нравственно-этического, художественно-эстетического компонентов.

Секция «Технологии формирования и активизации индивидуальных ментальных ресурсов» (рук. Е.В. Волкова, В.В. Селиванов). Доклад Г.Н. Андриановой, И.А. Кибаль-ченко (Таганрог) «Технология развития ментальных ресурсов на уроках русского языка» был посвящен развитию понятийного мышления на основе заданий по русскому языку, сконструированных в соответствии с дифференционно-интегра-

ционным принципом. В выступлении Е.В. Волковой (Москва) «Технология экспресс-диагностики индивидуальных ментальных ресурсов» рассматривались уров-невая организация индивидуальных ментальных ресурсов и закономерности их развития. В докладе И.А. Горбунова (Санкт-Петербург) «Нейродинамическая система как основа методологии моделирования ментальных ресурсов человека» был предложен новый подход к изучению и моделированию ментальных ресурсов. В докладе С.Н. Дегтяреа (Тюмень) «Формирование креативного потенциала школьников на основе использования логико-графических дидактических средств» было показано, что посредством анализа карт-репрезентаций можно оценить сформи-рованность концептуальных структур и связанного с ними креативного потенциала учащихся. Выступление М.Г. Ковтунович (Москва) «Развитие ментального опыта учащихся в процессе обучения физике» посвящалось анализу роли фундаментальных психологических исследований для разработки эффективных образовательных технологий развития ментального опыта при обучении физике. В докладе В.В. Cеливанова (Смоленск) «Механизмы актуализации когнитивных и личностных ресурсов субъекта в виртуальной среде» рассмотрено влияние виртуальных обучающих программ на познавательные процессы и учебные достижения, а также мотивацию и способности в старшем школьном возрасте.

Секция «Ментальныересурсы личности и менталитет народа: социально-культурные аспекты» (рук. В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник). В докладе А.А. Гостева, И.И. Гостевой (Москва) «Современный российский менталитет как ментальный ресурс личности и общества: о некоторых значимых характеристиках политического сознания» было показано, что современное политическое сознание россиян подвергается серьезному манипулятивному воздействию, идущему вразрез с традиционными ценностями русских, отраженных в их менталитете. В докладе В.А. Кольцовой (Москва) «Своеобразие русского философского мировоззрения и научного мышления как ментальный ресурс народа» были рассмотрены особенности философского мышления русских ученых и продемонстрированы их связи с мировосприятием русских людей. Ю.Н. Олейник (Москва) в докладе «Общин-ность и коллективизм как ментальный ресурс русских» доказал, что ориентация на коллективные формы взаимодействия, традиционно присущая русскому этносу, в современных условиях не только сохраняется, но и выступает как реальный ментальный инструмент преодоления трудных жизненных ситуаций. Г.С. Степанова (Воронеж) в докладе «Особенности этнической идентичности русских как отражение ментального ресурса общности» показала, что в центральных регионах России сохраняется адекватная самоидентификация русских, которую можно рассматривать в качестве ментального ресурса самоорганизации и жизнедеятельности общности.

В целом в ходе пленарного и секционных заседаний обсуждался широкий спектр вопросов, касающихся природы ментальных ресурсов. По материалам симпозиума издан сборник статей: Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования / Отв. ред. М.А. Холодная, Г.В. Ожиганова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 383 с. (труды Института психологии РАН).

© Холодная М.А., Ожиганова Г.В., 2017

Для цитирования:

Холодная М.А., Ожиганова Г.В. Третий международный симпозиум «Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 2. С. 237—242.

Сведения об авторах:

Холодная Марина Александровна — доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН (Москва, Россия). E-mail: kholod1949@yandex.ru Ожиганова Галина Валентиновна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН (Москва, Россия). E-mail: galinaozhiganova@rambler. ru

For citation:

Kholodnaya, M.A., & Ozhiganova, G.V. (2017). Third International Symposium "Mental Resources of the Personality: Theoretical and Applied Research". RUDNJournal of Psychology and Pedagogics, 14 (2), 237—242.

Bio note:

Marina A. Kholodnaya — Doctor of Psychology, Professor, Head of Laboratory of psychology of abilities and mental resources named after V.N. Druzhinin, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: kholod1949@yandex.ru Galina V. Ozhiganova — PhD., Senior researcher, Laboratory of psychology of abilities and mental resources named after V.N. Druzhinin, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: galinaozhiganova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.