философии. Русская философия искала не только выход к бытию в онтологизме, но и в целом старалась быть ближе к жизни, к ее нуждам и интересам. Со второй половины XIX в. усиливается публицистическая направленность русской философии, сказывающаяся до сих пор и отчасти сдерживающая формализованное системотворчество. Не лишена философских притязаний и русская литература, лучшие произведения которой выражают гуманистические идеалы русской философии.
Научно-информационный ресурс содержит гипертекстовые версии тестов по истории русской философии, а также материалы историографических исследований. На сайте публикуются классические тексты по русской философии, начиная с эпохи средневековья и до начала XXI в. Помимо раздела «Библиотека», с подразделами «Источники» и «Исследования», на сайте имеются следующие рубрики: «События», «Персоналии», «Научные проекты», «Диссертации», «Материалы партнерских научных сообществ».
Информационный ресурс «Русская философия: история, источники, исследования» развивается и пополняется, содействуя формированию новых специалистов по истории русской философии, которые способны и к самостоятельной творческой деятельности, и к активной педагогической работе. Сайт осуществляет информационную поддержку научным мероприятиям (конференциям) по истории русской философии, в частности Международным чтения по истории русской философии.
УДК 101:378.4 ББК 87.3(2)
ТРЕТЬИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ1
В.В. ВОРОЧАЙ
Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., 7/9, г. Санкт-Петербург, 199034, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Предлагается обзор выступлений на Третьих международных чтениях по истории русской философии «Судьба русской философии в XXI столетии. К 25-летию кафедры истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета», которые состоялись 30-31 октября 2015 г. в Институте философии СПбГУ. В конференции приняли участие ведущие российские и зарубежные специалисты в области истории русской философии. Обсуждался широкий спектр проблем, связанных как с историей и особенностями развития русской философской мысли, так и с ее местом и ролью в современном мире.
1 Работа выполнена в рамках НИР СПбГУ (23.38.328.2015).
THE THIRD INTERNATIONAL CONFERENCE ON THE HISTORY OF RUSSIAN PHILOSOPHY
VVVOROCHAY Saint Petersburg State University 7/9, Universitetskaya nab., Saint-Petersburg, 199034, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article is devoted to the review of the Third international conference on the history of Russian philosophy "The fate of Russian philosophy in the 21st century. To the 25 th anniversary of the department of history of Russian philosophy in Saint Petersburg State University" which took place on October 30-31, 2015 at Institute of philosophy of SPbSU. The conference was attended by the leading Russian and foreign specialists in the field of history of Russian philosophy. They discussed a wide range of the problems connected with history and features of development of Russian philosophical thought as well as its place and role in the modern world.
30-31 октября 2015 г. в стенах Института философии Санкт-Петербургского государственного университета состоялись Третьи международные чтения по истории русской философии. Научное мероприятие было приурочено к 25-летнему юбилею кафедры истории русской философии СПбГУ2. В связи со значимостью события Чтения на этот раз носили название «Судьба русской философии в XXI столетии. К 25-летию кафедры истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета».
За прошедшие годы кафедра стала крупнейшим научно-исследовательским центром, опирающимся на богатое литературно-философское наследие и традиции изучения философии в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете. Благодаря исследованиям и преподавательской деятельности А.И. Введенского, Э.Л. Радлова, И.И. Лапшина, Н.О. Лосского, А.А. Галактионова, П.Ф. Никандрова и других сотрудников сложилась традиция изучения истории русской философии в Петербургском (Ленинградском) университете, что позволило в 1990 г. открыть кафедру истории русской философии. За четверть века своего существования кафедра, благодаря активной научной и педагогической деятельности своих сотрудников, внесла значительный вклад в изучение, развитие и популяризацию философии.
В последние годы кафедра проводит тематические Международные чтения по истории русской философии. Так, Чтения 2013 г. были посвящены С.Л. Франку3,
2 См.: Ворочай В.В., Уяздовская Д.О. 25 лет кафедре истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета // Соловьевские исследования. 2015. Вып. 2 (46). С. 178-188 [1]; Малинов А.В. 25 лет кафедре истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. Вып. 4. С. 171-174 [2].
3 См.: Малинов А.В., Овчинникова Е.А. Российско-германский семинар «Семен Людвигович Франк: немецкий контекст русской философии». Обзор конференции // Дискурсы этики. Альманах / под ред. В.Ю. Перова. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013. Вып. 3(3). С. 95-102 [3]; Malinov A Das russisch-deutsche Seminar «Simon Lüdwigowitsch Frank: der deutsche Kontext der russischen Philosophie» // SCRINIUM. Journal of Patrology, Critical Hagiography and Ecclesiastical History. Vol. 10. Piscataway, New Jersey: Gorgias Press, 2014. Р. 528-532 [4].
Чтения 2014 г. - философской традиции, которая сложилась в Петербурге. Основная часть докладов этих Чтений была опубликована в виде статей в журналах «Мысль» и «Соловьевские исследования»4. Соорганизатором конференции выступил «Соловьёвский семинар - Межрегиональный научно-образовательный центр исследований наследия В.С. Соловьёва».
Члены организационного комитета Международных чтений по истории русской философии, прежде всего сотрудники кафедры истории русской философии, ставили своей задачей проведение масштабного мероприятия, способного привлечь большое количество представителей научной, политической, культурной, конфессиональной общественности для обсуждения актуальных проблем, стоящих перед русской философией, ее места и роли в современном мире. Особое внимание было уделено установлению новых и поддержанию прежних контактов между учеными в целях объединения усилий для дальнейшего плодотворного исследования и популяризации русской философии и культуры. Нужно отметить, что для участия в конференции поступило более сотни заявок от ученых из разных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Пермь, Омск, Барнаул, Казань, Арзамас и др.) и других стран (Украина, Беларусь, Латвия, Польша, Словакия, Чехия, Австрия, Италия, Германия, США). Всего во время проведения чтений было прочитано 72 доклада, большинство из которых опубликованы в состоящем из двух частей 27 выпуске журнала «Вече»5.
Конференция началась утром 30 октября со ставшей уже традиционной акции «Вспоминая философский пароход». Ежегодно на набережной лейтенанта Шмидта, откуда осенью 1922 г. из Советской России в Германию на двух пароходах были высланы выдающиеся представители русской интеллигенции, собираются преподаватели и студенты Института философии, чтобы возложить цветы к мемориальному камню, специально установленному в память о тех трагических событиях. По окончании церемонии участники конференции переместились в здание Института философии (Менделеевская линия, дом 5).
Пленарное заседание открылось с приветственных слов директора Института философии Санкт-Петербургского университета С.И. Дудника и заведующего кафедрой истории русской философии А.Ф. Замалеева. Затем последовали пленарные доклады, сопровождаемые вопросами и дискуссиями.
Интересные идеи в докладе «О мировом значении русской философии» представил доктор философских наук И.И. Евлампиев (г. Санкт-Петербург). Обличив ложность пути, по которому идет западная цивилизация (эмпиризм, отрицание своего культурного прошлого, падение философской культуры и пр.), он указал на важнейшую роль русской философии сегодня, долгое время учившейся у западной, впитавшей в себя ее глубокое мистическое содержание, но миновавшей тот цивилизационный тупик, в который зашел Запад.
4 См.: Мысль. Журнал Петербургского философского общества. СПб., 2014. Вып. 16 [5]; Соловьевские исследования. 2015. № 2 (46) [6].
5 См.: Вече. Журнал русской философии и культуры. СПб., 2015. Вып. 27. Ч. I [7]; Вече. Журнал русской философии и культуры. СПб., 2015. Вып. 27. Ч. II [8].
Сразу несколько докладчиков посвятили свои сообщения теме современных исследований и популяризации русской философии за рубежом: в Польше (доктор философии Т. Оболевич (г. Краков, Польша)), в Германии (доктор философских наук М.Е. Соболева (г. Клагенфурт, Австрия)), в Италии (доктор философских наук Д. Стейла (г. Турин, Италия)), в Чехии (доктор философии Л. Налдонио-ва (г. Острава, Чехия)). О влиянии Н.О. Лосского на словацкую философию был сделан доклад доктора философских наук З. Плашиенковой (г. Братислава, Словакия). В своем исследовании она пришла к выводу о том, что активная публицистическая и педагогическая деятельность Н.О. Лосского в Братиславе, связанная, прежде всего, с разработкой интуитивно-реалистического подхода в теории познания, вызвала полемику среди словацких философов, стимулировав тем самым дальнейшие философские поиски. К теме международного сотрудничества в области исследования русской философии обратились и редакторы журнала «Со-ловьевские исследования» - доктор философских наук М.В. Максимов и кандидат философских наук Л.М. Максимова (г. Иваново). Поведав о деятельности журнала в целом, докладчики сделали акцент на открытости издания не только для российских, но и для европейских авторов, отметили постепенное формирование международной редакционной коллегии журнала, что способствует успешному профессиональному диалогу и свидетельствует о заинтересованности зарубежных специалистов в изучении русской философии и культуры.
Актуальная тема была поднята доктором философских наук В.В. Кравченко (г. Москва) в докладе «Русская философия на путях интердисциплинарного синтеза». Основная идея сообщения сводилась к тому, что сегодня в мире все больше чувствуется необходимость не в противостоянии, а в сближении, соединении религиозной веры и научного знания на основе философии. Такой синтез ознаменует новую ступень в духовном развитии человечества. В.В. Кравченко подчеркнула, что критику борьбы веры и разума уже давно начали русские религиозно-философские мыслители (прежде всего, В.С. Соловьев) и именно их идеи о необходимости соединения религиозной веры, научного знания и философии могут способствовать решению многих проблем, с которыми сталкивается современная цивилизация. Все это указывает как на значение, так и на актуальность русской философии сегодня.
По завершении пленарного заседания на третьем этаже Института философии состоялось торжественное открытие портретов Н.О. Лосского и Л.П. Карсавина, выдающихся мыслителей, преподававших в Петербургском университете. Хочется отметить, что осенью 2013 г. (тогда еще на философском факультете) были открыты портреты В.С. Соловьева и С.Л. Франка6. Со временем галерею портретов русских мыслителей планируется расширить и дополнить портретами других замечательных русских философов. На этом первый день Международных чтений был завершен.
6 См.: Малинов А.В. Галерея выдающихся философов на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. СПб., 2014. Вып. 16. С. 184-189 [8].
На следующий день, 31 октября, в рамках конференции были предусмотрены несколько секций, тематика которых отличалась большим разнообразием.
На секции «Русская философская мысль в контексте мировой философии» участники обсуждали комплекс проблем, связанных с местом и ролью русской философии в современном мире, внешними и внутренними причинами ее формирования и развития, взаимодействием русской философской мысли с мировой и др. Так, доктор философских наук О.Б. Ионайтис (г. Екатеринбург) выступила с докладом «Традиции византийского неоплатонизма в переводных текстах средневековой Руси», озвучив мысль о том, что отечественная средневековая философия формировалась путем усвоения и переосмысления философских концепций Византии, в частности идей неоплатонизма. Перестать игнорировать опыт русской мысли, вернуть в образование философскую основу призывал в своем докладе «Мироориентирующая функция русской философии в современном культурно-образовательном пространстве» кандидат филологических наук А.А. Антипов (г. Санкт-Петербург). Вслед за ним о необходимости преподавания курса русской философии в вузах, но уже в украинских, высказалась кандидат философских наук В.В. Макогонова (г. Днепропетровск, Украина) в докладе под названием «"История русской философии" в системе украинского философского образования».
На секции «Русская философия и литература» главным предметом обсуждения стал литературоцентризм русской философии и культуры. В частности, доктор философских наук А.И. Бродский (г. Санкт-Петербург) прочитал интереснейший доклад о том, как эпоха романтизма породила идеологию мессианства, которая в свою очередь способствовала развитию национального сознания у разных народов. А его коллега из Украины, доктор философских наук М.Ю. Савельева (г. Киев), посвятила свое исследование тому, как представители русского символизма (в первую очередь Д.С. Мережковский) развивали учение Ницше о сверхчеловеке, при этом полностью переосмысливая и переоценивая его, придавая ему религиозный характер, что нашло отражение в идеях «нового религиозного сознания». В это же время работала секция «Петербургский текст русской философии», участниками которой были молодые ученые, аспиранты и студенты. Они обсуждали такие актуальные и важные социально-философские вопросы, как историческая дилемма либерализма и консерватизма, понимание идентичности в русской и западноевропейской философиях, проблема правового нигилизма и формирования настоящего гражданского общества в России и др.
После обеденного перерыва начала свою работу секция «Русская философия: персоналии, методология». Все доклады представляли собой результаты исследований философских воззрений различных русский мыслителей. Здесь обсуждались и предпосылки интуитивизма Н. Лосского (доктор философских наук В.В. Лимонченко (г. Дрогобыч, Украина)), и эротология Н. Бердяева (кандидат философских наук Н.В. Шелковая (г. Харьков, Украина)), и антропомис-тические идеи С.Л. Франка (доктор философских наук Л.И. Мозговой (г. Сла-вянск, Украина)), и «Трагедия философии» С.Н. Булгакова (доктор философски наук В.И. Коротких (г. Елец)), и другие.
И наконец, вопросы, связанные с философией истории, обсуждались на секции «Русская философия: философия истории и историографии». Доктором философских наук Е.Е. Михайловой (г. Тверь) был подготовлен доклад на тему «Особенности философии истории русского позитивизма». Не отрицая, что российский вариант позитивизма формировался под влиянием западноевропейской мысли, Е.Е. Михайлова, тем не менее, сконцентрировалась на специфике русского позитивизма, развивавшегося и формировавшегося в совершенно иных культурно-исторических условиях. Она пришла к выводу, что русские позитивисты рассматривали проблемы социокультурного развития не только как познавательный ресурс, но и как символическую борьбу за идентичность. Отдельные выступления были посвящены видению русскими мыслителями всеобщей истории и философии истории: доклады «Философия истории П.Н. Милюкова» доктора исторических наук О.К. Павловой (г. Санкт-Петербург), «Философия истории Т.Н. Грановского» доктора философских наук Н.И. Безлепкина (г. Санкт-Петербург), «В.О. Ключевский как историк и философ русской культуры» доктора исторических наук В.М. Соловьева (г. Москва), «Современный кризис и утрата библейского мышления. Прот. Г. Флоровский и архиеп. Дмитрий (Вознесенский) о понимании истории и современности через призму Божественного Откровения» кандидата философских наук Н.А. Чупахиной (г. Санкт-Петербург).
Юбилей, которому были посвящены Третьи международные чтения, - это не только подведение итогов, поздравления, встреча друзей и коллег, но и возможность обсудить планы дальнейшего сотрудничества. Так, на сентябрь 2016 г. намечено проведение Четвертых международных чтений по истории русской философии, тематика которых - «Российско-японский философский диалог».
Список литературы
1. Ворочай В.В., Уяздовская Д.О. 25 лет кафедре истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета // Соловьевские исследования. 2015. Вып. 2(46). С. 178-188.
2. Малинов А.В. 25 лет кафедре истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. СПб., 2015. Вып. 4. С. 171-174.
3. Малинов А.В., Овчинникова Е.А. Российско-германский семинар «Семен Людвигович Франк: немецкий контекст русской философии». Обзор конференции // Дискурсы этики. Альманах / под ред. В.Ю. Перова. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013. Вып. 3 (3). С. 95-102.
4. Malinov A. Das russisch-deutsche Seminar «Simon Lüdwigowitsch Frank: der deutsche Kontext der russischen Philosophie» // SCRINIUM. Journal of Patrology, Critical Hagiography and Ecclesiastical History. Vol. 10. Piscataway, New Jersey: Gorgias Press, 2014. Р. 528-532.
5. Мысль. Журнал Петербургского философского общества. СПб., 2014. Вып. 16. 210 с.
6. Соловьевские исследования. 2015. Вып. 2 (46). 203 с.
7. Вече. Журнал русской философии и культуры. СПб., 2015. Вып. 27. Ч. I. 322 с.
8. Вече. Журнал русской философии и культуры. СПб., 2015. Вып. 27. Ч. II. 327 с.
9. Малинов А.В. Галерея выдающихся философов на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. СПб., 2014. Вып. 16. С. 184-189.
Reference
1. Vorochay, VV, Uyazdovskaya, D.O. 25 let kafedre istorii russkoy filosofii Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [25TH anniversary of the Department of History of Russian Philosophy, St. Petersburg State University], in Solov'evskie issledovaniya, 2015, issue 2(46), pp. 178-188.
2. Malinov, AV 25 let kafedre istorii russkoy filosofii Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [25TH anniversary of the Department of History of Russian Philosophy, St. Petersburg State University], in Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 17: Filosofiya. Konfliktologiya. Kul'turologiya. Religiovedenie, 2015, issue 4, pp. 171-174.
3. Malinov, AV, Ovchinnikova, E.A Rossiysko-germanskiy seminar «Semen Lyudvigovich Frank: nemetskiy kontekst russkoy filosofii». Obzor konferentsii [Russian-German seminar «Semyon Ludvigovich Frank: the German context of Russian philosophy». The review of the conference] in Diskursy etiki. Al'manakh [Almanac «Discourses of Ethics»], Saint Petersburg: Izdatel'stvo Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii, 2013, issue 3(3), pp. 95-102.
4. Malinov, A Das russisch-deutsche Seminar «Simon Lüdwigowitsch Frank: der deutsche Kontext der russischen Philosophie». SCRINIUM. Journal of Patrology, Critical Hagiography and Ecclesiastical History. Vol. 10. Piscataway, New Jersey: Gorgias Press, 2014, pp. 528-532.
5. Mysl'. Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obshchestva [«Thought». The journal of Saint-Petersburg Philosophical Society], Saint Petersburg, 2014, issue 16. 210 p.
6. Solov'evskie issledovaniya [Solovyov studies], 2015, issue 2 (46). 203 p.
7. Veche. Zhurnal russkoy filosofii i kul'tury [Veche. Journal of Russian philosophy and culture], Saint Petersburg, 2015, issue 27, ch. I. 322 p.
8. Veche. Zhurnal russkoy filosofii i kul'tury [Veche. Journal of Russian philosophy and culture], Saint Petersburg, 2015, issue 27, ch. II. 327 p.
9. Malinov, AV Galereya vydayushchikhsya filosofov na filosofskom fakul'tete Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Gallery of eminent philosophers at the philosophy faculty of St. Petersburg state University], in Mysl'. Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obshchestva [«Thought». The journal of Saint-Petersburg Philosophical Society], 2014, issue 16, pp. 184-189.