Научная статья на тему 'Тренинг как средство повышения учебной мотивации студентов вуза'

Тренинг как средство повышения учебной мотивации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5341
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEAM TRAINING / PERSONALITY / MOTIVATION / MOTIVATIONAL STRUCTURE / MOTIVATIONAL COMPONENT / EDUCATIONAL PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина E. A.

В данной статье рассматривается программа психологического тренинга по развитию учебно-профессиональной мотивации студентов Современной гуманитарной академии и результаты ее внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AS MEANS TO INCREASE STUDENTS OF HIGH SCHOOL EDUCATIONAL MOTIVATION

The present article deals with the program of psychological support on the development of students of Modern humanitarian academy educational-professional motivation. It also provides the results of its implementation.

Текст научной работы на тему «Тренинг как средство повышения учебной мотивации студентов вуза»

УДК 1599

ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

2009 ЕАЛарина

Современная гуманитарная академия, Москва

Статья поступила в редакцию 24.02.2008

В данной статье рассматривается программа психологического тренинга по развитию учебно-профессиональной мотивации студентов Современной гуманитарной академии и результаты ее внедрения.

Ключевые слова: коллективный тренинг, личность, мотивация, мотивационная структура, мотивационный компонент, учебно-профессиональная деятельность.

Фундаментализация и гуманизация образования в сочетании с высокой профессиональной компетенцией будущего специалиста стали важными отличительными признаками обучения в ВУЗе. В настоящем, при поступлении в ВУЗ абитуриенты не проходят тестирование личностных особенностей, а в частности профессиональной мотивации. Следовательно, при наборе не исключена возможность зачисления абитуриентов с личностными проблемами, мотивацион-ной незрелостью и неготовности к получению профессии.

Профессиональное самоопределение личности студента вуза - это сложный социальный процесс ее интеграции в социально-профессиональную структуру общества и формирования основ профессиональной культуры в ходе учебно-образовательной деятельности индивида по избранному направлению, а также подготовки и реализации на личностном уровне ожидания по занятию им определенного социального по-ложения1.

Мотивационный компонент крайне важен в формировании профессиональной направленности личности. Под мотивационным компонентом личности студентов Современной гуманитарной академии (СГА) мы понимаем совокупность устойчивых профессиональных и иных мотивов (мотивы достижения, мотивы обучения в ВУЗе, мотивы саморазвития и т.д.), регулирующих и придающих целенаправленный характер деятельности студентов по овладению профессией, детерминирующих направленность личности на самоорганизацию и творческую самореализацию.

Исследование современных технологий подготовки специалиста подвело к необходимости прогностического моделирования личности студента

° Ларина Елена Анатольевна, педагог-технолог. E-mail: musmolod@gmail.com

хДикунова Е.П. Процесс профессиональной ориентации студента вуза: социолого-управленческий аспект: Авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. - М.: СГУ, 2002

как будущего профессионала2. Такое моделирование, на наш взгляд, должно обеспечить комплексный подход к определению параметров личности и особенностей профессиональной деятельности, а также проследить весь процесс их формирования. Мы полагаем, что основным критерием моделирования деятельности специалиста, является профессиональная готовность к этой деятельности, которая выступает интегральным, комплексным образованием личности и соединяет в себе владение элементами профессионально-учебной деятельности на операциональном уровне с мотивационно-ценностным отношением к профессии, профессиональным интересом, отношением к себе и другим. Одним из перспективных путей решения данной проблемы, на наш взгляд, может стать создание личностно-ориентированных программ сопровождения, в центре внимания которых - уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта.

Например, у студентов психологического факультета важнейшей особенностью подготовки, отмечается Г.В.Гнездиловым, - ориентация учебного процесса на реализацию профессионально-ориентированных потребностей и вместе с тем познавательных интересов в области конкретных психологических знаний. Эти интересы часто возникают у молодых людей по причине испытываемых или прогнозируемых ими личностных, профессиональных затруднений в различных ситуациях жизнедеятельности. Успешное преодоление личных проблем благодаря усвоенным психологическим знаниям является важным услови-

2 Лапшов В.А. Основы исследования социальной адаптации студента к формам и методам обучения в современном гуманитарном вузе. - М.: СГУ, 2003. - С. 31.

ем для формирования профессиональной направленности личности будущего специалиста3.

Говоря о разработке программы тренингов нельзя не отметить их специфику, при работе со студентами ВУЗа. В психологической науке известно достаточно большое количество тренинго-вых технологий4.

Коллективные тренинги (КТ) являются одной из наиболее важных инновационных форм. Методика проведения предполагает постановку студента в ситуацию, в которой учебное знание ориентировано на его применение для решения профессионально-ориентированных задач. Активное владение материалом, близким по содержанию к будущей профессиональной деятельности, значительно облегчает последующую адаптацию выпускников к конкретным условиям деятельности при поступлении на работу. В настоящее время в СГА практикуется проведение следующих коллективных тренингов: «Вопросы-ответы», «Ситуационный анализ», «Дискуссия», «Круглый стол», «Ролевая игра», «Операционная игра», «Имитационная игра», «Деловая игра»5.

Подобные технологии проведения занятий положительно оцениваются преподавателями и студентами. Возрастающий интерес студентов к таким формам работы ведет к стимулированию творческой работы профессорско-преподавательского состава, что в свою очередь ведет к повышению качества освоения практических знаний, умений и навыков у студентов, что, безусловно, способствует их профессиональному росту и развитию.

Учитывая важность мотивационного компонента личности в структуре профессионального самоопределения и саморазвития, мы разработали программу развивающих тренингов в ходе психологического сопровождения профессионального становления в рамках учебной деятельности студентов СГА.

Работая над мотивационными компонентами личности студентов в исследовании и программе тренинга, нельзя оставить без внимания некоторых предварительных условий: 1) полноты учета основных факторов выбора профессии; 2) осознанности планирования личных профессиональных перспектив (ЛПП); 3) самостоятельности при планировании и реализации ЛПП; 4) относительной устойчивости профессиональных пер-

3 Гнездилов Г.В. Научно-методические аспекты совершенствования практики студентов-психологов // Инновации в образовании. - 2002. - № 413

4 Вачков И. Основы технологии группового тренинга.-М: Изд-во «Ось-89», 2000

5 Слива A.B., Фокина В.Н., Фокина Т.Ю. Применение социологических методов для мониторинга качества кол-

лективных тренингов // Инновации в образовании. -2002. - №1, январь - февраль.

спектив, особенно на ответственных этапах карьеры; 5) реалистичности и гибкости профессиональных перспектив; 6) перспективности ЛПП, ориентации на успех (за свой счет). Это предполагает построение образа жизненного и профессионального успеха с учетом реальностей окружающего мира; 7) этической состоятельности профессиональных выборов. Она может рассматриваться на уровне нормативно-правовом, моральном и на уровне ценностно-смысловом (с учетом нравственной зрелости и совести конкретного субъекта самоопределения); 8) оптимизма по отношению к своему профессиональному будущему6.

Разработанная нами программа сопровождения развития мотивационного компонента учитывает эти условия. Целью программы является всестороннее развитие мотивационного компонента личности студентов СГА.

Основными задачами можно назвать: 1) Развитие мотивационного компонента студентов СГА. 2) Формирование профессиональной направленности студентов СГА. 3) Выявление приоритетов в профессиональной и учебной мотивации, их коррекция. 4) Осознание профессии, как одной из составляющих жизненной цели. 5) Психологическая адаптация студентов к профессиональной группе. 6) Установление дружеских контактов между студентами групп, формирование умений построения обратной связи, рефлексии в общении. 7) Раскрытие лидерских качеств, навыков взаимодействия, умения выстраивать профессиональное общение, контроль эмоций. 8) Саморазвитие и формирование адекватного «Я». 9) Формирование навыков саморегуляции профессиональной активности. 10) Выявление критериев успешности профессиональной деятельности. 11) Формирование критериев успешного саморазвития.

Программа представлена в виде тренинговых блоков (Таб. 1), направленных на развитие моти-вационного компонента личности в профессиональной сфере, по средствам развития волевых навыков, навыков саморегуляции, навыков осознания мотивов профессиональной и учебной деятельности; для выявления лидеров, определения проблем в общении членов коллектива и их устранения. Кроме того тренинг способствует профессиональному и личностному саморазвитию, закреплению профессиональной направленности личности, ее структурированию и осознанию. Эту программу тренинга можно использовать также для выявления проблем во взаимодействии, в том числе профессиональном. Программа развивающего тренинга включает в себя три основных бло-

6 Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер, 2006.

ка, учитывающие все условия эффективности проведения тренинговой работы: 1) блок-тренинг внутренней мотивации; 2) блок-тренинг коммуникативного развития; 3) блок-тренинг саморегуляции (мероприятия, включающие в себя тренинг личностного роста).

Тренинг «Внутренней мотивации» связан профессиональной направленностью личности, мо-тивационной профессиональной готовностью. Центральным (ключевым) теоретическим конструктом для нас является «цель жизни». Б.Ф.Ломов подчеркивал, что жизненную цель личности следует отличать от конкретных целей: «Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности и, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями». Очевидно, что процессы профессионального целеполагания (конструирования или нахождения своей цели жизни) тесно связаны с процессами профессионального самоопределения (а по сути, включены в них). Цель: развития адекватного познания себя, в рамках профессии, выявление и осознание мотивов профессиональной деятельности и формирование знания о получаемой профессии.

Тренинг «Коммуникативные навыки» можно проводить не только с новым коллективом, но и с уже сложившимся для определения в нем лидеров, выявления проблем в общении членов коллектива и устранения таковых. Этот тренинг можно использовать также для выявления проблем во взаимодействии, в том числе профессиональном. Цель: развития адекватного познания себя, как профессионала через общение.

Тренинг «Саморегуляции» проводится для выявления особенностей саморегуляции профессиональной деятельности студентов СГА. Цель: развития навыков профессиональной саморегуляции и определение критериев успешности профессиональной деятельности, выявление резервов саморазвития.

В тренинговой группе создается атмосфера доверия и принятия. Каждый участник группы может активно экспериментировать, используя различные стили общения, усваивать и отрабатывать эффективные способы взаимодействия, навыки бесконфликтного общения.

Весь блок тренинговой работы длится 6 недель, в группе по 10 - 15 участников. Каждый блок тренинговой работы, будь то тренинг внутренней мотивации, саморегуляции или коммуникации, должен быть оценен студентами с точки зрения его эффективности. Для этого в конце каждого блока студенты заполняют анкету, отражающую их отношение к тренингу, эмоциям и

чувствам, который он вызвал, переживаниям, которые затронул, знаниям и навыкам, которые дал и актуальности этих знаний для личности.

Вопросы анкеты были сгруппированы по смысловым блокам, что позволило нам проследить общее состояние участников групп тренинга. Большинство студентов - 87% положительно отнеслись к занятиям, что отразилось в их отзывах, заинтересованности и высокой посещаемости тренингов. По результатам первичной обработки анкет эффективности, мы выяснили, что многие студенты в результате участия в тренинговой программе стали чувствовать себя увереннее, им легче планировать, регулировать учебно-профессиональную активность. Была проведена большая работа по выявлению и осознанию мо-тивационных компонентов учебно-профессиональной деятельности среди студентов современной гуманитарной академии, что позволило сделать её коррекцию. Студенты всех факультетов нацелены на профессиональный рост, несмотря на то, что для многих из них выбор профессии был неосознанным, навязанным внешним окружением.

Статистический анализ результатов работы также показал существенные изменения в про-фессионально-мотивационной структуре личности студентов Современной гуманитарной академии. Под влиянием тренинговой программы значимо изменилась модель мотивационной сферы личности студентов СГА. Различные аспекты мо-тивационной сферы, такие как мотивы достижения, переживания, общения, познания и волевой мотив стали более гармонично дополнять друг друга. Приобретение навыков в областях саморегуляции учебно-профес-сиональной активности в ценностной, эмоциональной, информационной сфере выразилось в увеличении самостоятельности, умении более гибко выстраивать линию поведения в условиях учебно-профессиональной активности. Структура активности стала более осознанной и прозрачной, что позволило адекватно оценивать результаты активности в независимости от мнения группы. Произошло смещение направленности личности в сторону познавательно-профессиональных ценностей и ценностей собственного развития, что выразилось в преобладании мотивации получения знаний и овладения профессией над мотивом получения диплома.

Таким образом, обобщая результаты внедрения программы психологического сопровождения развития учебно-профессиональной мотивации студентов Современной гуманитарной академии, можно говорить об эффективности ее применения для формирования адекватной модели моти-вационной сферы будущих специалистов.

Таб.1. Программа тренинга

Блок «Внутренняя мотивация»

Название направлений работы в тренинге Занятия (упражнения) Время

1. Тренинг внутренней мотивации «Цели жизни, профессиональная сфера»» 1. Автобусная остановка 2. Цели моей жизни 3. Контрольные списки 4. Личная профессиональная перспектива 5 часов

2. Тренинг внутренней мотивации «Особенности профессионально-учебной мотивации» 1. Фрукты-овощи 2. Мои профессиональные желания 3. Состязание мотивов 4. Самая-самая 5. Силовое поле выбора профессии 4 часа

3. Тренинг внутренней мотивации «Этапы достижения профессиональной цели» Блок - из шести шагов 3 часа

Оценка эффективности

Блок «Коммуникативные навыки»

Название направлений работы в тренинге Занятия (упражнения) Время

1.Коммуникативный тренинг «Знакомство». 1. Палочка ГИБДД 2. Круг доверия 3. Падение на доверие 4. Мост над аллигаторами 5. Электрическая стена 6. Прогулки вслепую 7.Пробка 8. Путаница 4 часа

2. Коммуникативный тренинг «Работа с чувствами, эмоциями и состояниями» 1.«Наши имена» 2.Упражнение «Самопрезентация» 3.Называем чувства 4.Без маски 5.Упражнение «Цвет эмоций» 4 часа

3. Коммуникативный тренинг «Осознание и изменение скрытых механизмов, комплексов, препятствующих достижению целей и принятие себя» 1.«Баранья голова» 2.Упражнение «Включение позитивной мотивации» 3.Упражнение «5 шагов» 4.Игра «маклер» 5.Обсуждение логичности 3 часа

4. «Получение обратной связи о себе» 1.«Взаимные презентации» 2.Мой портрет глазами группы 3. Дискуссия в ролях друг друга 5 часа

Оценка эффективности

Блок «Саморегуляция»

Название направлений работы в тренинге Занятия (упражнения) Время

Профессиональная саморегуляция 1. Палочка ГИБДД 2. Дорожная карта 3. Заборы-овраги 4. Снятие внутренних ограничений 4 часа

Саморазвитие, достижение профессионального успеха 1. Фрукты-овощи 2. Что такое жизненный успех 3. Шесть шагов к взвешенному решению 4. Звездный час 5 часов

Оценка эффективности

TRAINING AS MEANS TO INCREASE STUDENTS' OF HIGH SCHOOL EDUCATIONAL MOTIVATION

2009 E.A.Larina°

Modern humanitarian academy, Moscow

The present article deals with the program of psychological support on the development of students of Modern humanitarian academy educational-professional motivation. It also provides the results of its implementation.

Keywords: team training, personality, motivation, motivational structure, motivational component, educational -professional work.

° Larina Elena Anatolyevna, Teacher-technologist E-mail: musmolod@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.