О. А. Крупина
(Москва)
ТРЕНИНГ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Статья посвящена проблематике андрагогического подхода в работе с участниками самодеятельного хора. Даны краткие сведения о тренинге и его использовании в сфере любительского вокально-хорового пения
Любительское хоровое пение на Руси имеет давнюю традицию. Коллективные формы труда и общинность в жизненном укладе определили на многие столетия специфику этого вида искусства. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. Народ «сказывал» свои песни под эмоциональным воздействием окружающей его среды, и в частности природы, которую он обожествлял, живя по ее уставу [1, с.11].
Исследователи полагают, что в догосудар-ственный период (до того, как сложилась Киевская Русь] восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку [2, с. 2021]. Множество характерных технических приемов и умений передавалось устно, и долгое время вокально-хоровые навыки вырабатывались без помощи наставника. Интересно отметить, что при этой организации музицирования любой участник мог определенным образом повлиять на исполнение того или иного напева. Например, в зависимости от ситуации или настроения протянуть песню, добавив свой распев.
Современные условия функционирования любительских вокально-хоровых коллективов требуют от хормейстера новых форм и методов работы с ними, способствующих, с одной стороны, поддержанию традиций, а с другой - их модернизации.
Несмотря на традиционно групповую организацию проведения занятий (хоровых репетиций], при решении задач, возникающих в работе с современным любительским вокально-хоровым коллективом педагогу-хормей-стеру особое внимание следует уделять пси-холого-педагогической составляющей групповой работы.
Работа с группой часто сменяемых хористов является основной особенностью работы хормейстера подобных коллективов. Особенно частая смена участников характерна для самодеятельных хоров на начальном этапе обучения.
Под группой в настоящее время понимается такая человеческая общность, которая выделяется на основе определенного признака
- наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организации [3]. Этот, групповой, способ организации занятий, «когда определенное количество людей собирается для того, чтобы всем вместе достичь какой-либо цели или решить какую-то задачу», в последние десятилетие признается более эффективным [4, с. 79]. Для обучения пению взрослых на начальном этапе группа представляется наиболее подходящей средой для безболезненного освоения нового для себя вида деятельности.
«Групповое (совместное] обучение наиболее эффективно в тех случаях, когда программа обучения интересна нескольким людям, которые в той или иной степени сведущи в изучаемой проблеме и когда им необходимо провести определенное исследование для получения необходимых результатов (знаний, навыков, умений, опыта]» [5, с. 47]. Именно такое обучение дает взрослому возможность в эмоционально комфортной обстановке начать осваивать собственный голос.
Сегодня дидактика пополняется новыми подходами и технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании. Интерактивное обучение - ориентированное на процесс, где основную ценность представляет не столько то, что говорится, сколько то, что при этом происходит в самом человеке,
какие процессы имеют место как в его субъективном мире, так и в межличностном.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Интерактивная модель обучения наиболее результативна в дополнительном профессиональном образовании, в неформальном образовании взрослых [3, с. 9].
Учеными выделяются основные формы интерактивного обучения как способа активизации образовательного процесса. Одним из них является тренинговая организация обучения.
Тренинг считается сравнительно новой формой организации учебного процесса. С одной стороны, о нем у нас долго не знали, с другой - он не считался методом массового профессионального обучения.
Тем не менее тренинг все чаще применяется в обучении взрослых для моделирования ситуаций межличностного взаимодействия в процессе отработки каких-либо навыков, развития способности адекватного познания себя, других людей [3, с. 106].
В настоящее время произошло расширение границ использования понятия «тренинг». Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономики, руководителями предприятий и организаций [3]. Целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям, овладение знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения и организации продуктивного взаимодействия с другими людьми в социально значимой деятельности и межличностных отношениях.
Таким образом, говоря о понятии «тренинг», мы подразумеваем широкую область социально-психологической практики, пересекающейся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением.
Именно коллективность и взаимодействие являются связующими звеньям между тренингом и работой в самодеятельном хоре. К преимуществам такой групповой работы в условиях любительского вокально-хорового
коллектива на начальном этапе можно отнести следующие:
1. Групповой опыт помогает в решении межличностных проблем: человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Особенно это помогает на начальном этапе обучения, когда у многих участников отсутствует координация между слухом и голосом. Человек, слыша, что и другие участники поют фальшиво или не могут экономно распределять дыхание, понимает, что находится в похожей ситуации.
2. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. Наиболее эффективным видится формирование групп по уровню проявления вокальных данных их участников. Это помогает, как при отсутствии у человека умения интонировать мелодию, так и при заниженной самооценке поющего, который интонирует правильно, но не уверен в своих голосовых данных. В реальной жизни мало кто из людей имеет шанс получить искреннюю, без-оценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое.
3. В группе человек может обучаться новым умениям среди равных партнеров. Групповая работа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования, самопознания. Иначе, чем в группе, иначе, чем через обратную связь с другими людьми, эти процессы в полной мере невозможны. Именно в группе участник получает возможность понять и изменить собственную личность, повысить уверенность в себе.
Известны такие виды групповых тренингов, как сенситивный, коммуникативный, мотивационный, креативный тренинг и другие. Выбор его разновидности зависит от:
- особенностей участников (возрастные, профессиональные и т.п.];
- тематики заданий;
- уровня сложности психологических проблем у участников.
В области любительского хорового пения наиболее применимым автору данной статьи видится тренинг сенситивности и видео- и аудио-тренинги. Сенситивный тренинг, который, как правило, используется в Т-группах, обучении на курсах, основан на теориях ли-
дерства, мотивации, коммуникации, групповой динамики. Он развивает, совершенствует способности индивида к пониманию других людей [3, с. 108].
В сборных группах, участники которых не знакомы друг с другом, акцент ставится не на интеллектуальное, а на эмоциональное обучение, на отношение людей друг к другу. Особое значение в этой технологии приобретает принцип «здесь и сейчас» взамен «там и тогда». Этот вид тренинга, когда участники обсуждают самих себя и собственное видение своих взаимоотношений в малой неструктурированной группе, может быть применен на занятиях по обучению взрослых пению лишь эпизодически. В нашей стране элементы сенситивного тренинга используются педагогами, режиссерами, психотерапевтами, а также психологами при обучении руководителей трудовых коллективов и специалистов, представителей коммуникативных профессий.
Видео-тренинг основан на использовании видеозаписи. Вот два основных способа применения видеозаписи в учебных целях, которые вполне применимы на занятиях вокально-хорового коллектива:
1] показ готовых видеоматериалов (видео-просмотр концертов, фестивалей, конкурсов коллективов и/или солистов] для развития умений и навыков, обсуждения конструктивных и эффективных действий, демонстраций желательных вариантов исполнения;
2] использование записи тренингового занятия во время выполнения того или иного задания (видеообратная связь].
По аналогии с видео-тренингом на занятиях с любительским хором может применяться и аудио-тренинг, поскольку это вполне отражает специфику работы в коллективе, направленном на слуховую деятельность участников. Такой вид тренинга может быть дополнением, например, к посещению группой хорового концерта или оперной постановки.
Видео- и аудио-тренинги представляют собой интерактивное игровое занятие. Ви-деообратная (аудиообратная] связь помогает взрослым обучающимся совершить переход от непосредственно пережитого опыта к его осмыслению, рефлексии.
В обучении взрослых тренинг может использоваться в различных вариантах в зависимости от приоритетных целей. В области вокально-хорового обучения назовем их в по-
рядке применения. Так, тренинг, как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблем, возможен как элемент занятия на самом начальном их этапе. Тренинг, как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков, может стать основным видом тренинга для работы в самодеятельном хоре. Тренинг как тренировка вокально-хоровых умений и навыков, является основой выработки вокально-хоровых умений и навыков.
Между тем для традиционной методики обучения пению характерна, как правило, постоянная тренировка вокально-хоровых умений и навыков без учета индивидуальных ощущений обучаемых, без акцента на самоанализ и рефлексию участников, что зачастую приводит к механическому повторению и отсутствию включенности певцов в процесс «здесь и теперь».
Искусство хорового пения, с одной стороны, носит коллективный характер, с другой -может быть отнесено к «коммуникативным» видам искусств, требующим обратной связи между хористами, между коллективом и руководителем, между хором и слушателями.
Практический опыт даёт нам основание сделать вывод об эффективности применения тренинга в процессе формирования вокально-хоровых умений и навыков на начальном этапе в условиях любительского вокально-хорового коллектива.
Специфические черты тренинга как групповой формы обучения включают:
- соблюдение принципов групповой работы;
- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего (хормейстера], но и от самих участников;
- наличие относительно постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек], периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение нескольких дней;
- определенную пространственную организацию (чаще всего работа в одном и том же отдельном помещении, когда участники большую часть времени занимаются, сидя в кругу];
- акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
- применение активных методов групповой работы;
- атмосферу раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Многие из них созвучны особенностям вокально-хорового обучения. Основное отличие заключается в первую очередь в усилении психологической составляющей групповой работы в хоровом коллективе.
Опыт реализации андрагогической модели и применения интерактивных форм и методов обучения показывает, что часть обучающихся не готова занять субъектную позицию в обучении, поскольку не готова к принятию на себя большей ответственности за результаты своего образования.
Многие формы и методы интерактивного обучения не вписываются в рамки традиционного обучения пению и выявляют психологическую неготовность субъектов педагогического взаимодействия к их единовременному принятию. Эта проблема, связанная во многом с характером межличностных отношений между хормейстером и группой, подчеркивает важность принципа «диалогиза-ции учебного процесса, актуальность которого обусловлена особыми обстоятельствами, присущими занятиям в музыкально-исполнительских классах» [7, с. 256].
Наблюдения выявили, что для эффективной тренинговой работы группы требуется определенный адаптационный период, после прохождения которого группа становится более гибкой в отношениях и взаимодействиях.
В результате проведения ряда занятий с применением форм интерактивного обучения взрослых в самодеятельном вокально-хо-
ровом коллективе, в том числе и тренинга, был отмечен осознанный и активный подход к процессу освоения нового материала взрослыми обучаемыми.
Так, среди обучаемых в мини-группе, состоящей из пяти человек, заметно возрос интерес к занятиям при применении метода «обратной связи», когда одному из участников каждый участник группы сообщал, как он воспринял его/ее пение. Другой важной составляющей был обмен ощущениями при пении/слушании каждого пришедшего в коллектив. Концентрация слуховых восприятий усилилась после того, как обучаемые отметили, что схожие проблемы есть и у других участников занятий, и после того, как каждому из хористов были даны индивидуальные рекомендации хормейстера.
Интерактивное обучение сегодня необходимо в обучении взрослых. Взрослый - это зрелая личность с устоявшимися взглядами и богатым жизненным и профессиональным опытом. Именно такой человек, для которого обучение - не основной вид деятельности, приходит в любительский хоровой коллектив. Задача хормейстера - активизировать деятельность таких людей и обеспечить создание атмосферы комфорта на занятиях. Именно этим целям и служит интерактивное обучение и тренинг, как одна из его форм, способствуя обмену знаниями и опытом, пробуждению чувства нового, творческому подходу к использованию иного опыта. Данная статья ставит целью привлечь профессиона-лов-хормейстеров к новым методам обучения пению взрослых, которые могут быть гармоничным дополнением и обновлением традиционных методик.
Литература
1. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд-во «Владос», 2003. - 192 с.
2. Шамина Л. В. Развитие хоровой самодеятельности в СССР (1978-1984]. - М., 1985.
3. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
4. Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общей редакцией О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной.- СПб.: КАРО, 2008.
- 176 с. (Серия «Уроки для педагогов»].
5. Змеев С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.
6. Кузнецов Ю. М. Практическое хороведение. - М.: Издательство «Спутник+», 2009. - 362 с.
7. Хазанов П. А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью]. -М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2006. - 281 с.
8. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых / под ред. А. Е. Марона. - СПб.: ИОВ РАО, 2000. - 216 с.
--------^-----------