Научная статья на тему 'Тренинг как одна из форм интерактивного обучения взрослых в любительском вокально-хоровом коллективе'

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения взрослых в любительском вокально-хоровом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНИНГ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ХОРМЕЙСТЕР / INTERACTIVE LEARNING / TRAINING / AMATEUR CHOIR / ADULT EDUCATION / CHOIRMASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крупина Ольга Александровна

Статья посвящена проблематике андрагогического подхода в работе с участниками самодеятельного хора. Даны краткие сведения о тренинге и его использовании в сфере любительского вокально-хорового пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training as one of the forms of interactive adult learning in amateur vocal choir

The article is devoted to the issues of andragogic approach in the work with amateur choir. It contains brief information about the training technique and its use in the area of amateur vocal and choral singing

Текст научной работы на тему «Тренинг как одна из форм интерактивного обучения взрослых в любительском вокально-хоровом коллективе»

О. А. Крупина

(Москва)

ТРЕНИНГ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Статья посвящена проблематике андрагогического подхода в работе с участниками самодеятельного хора. Даны краткие сведения о тренинге и его использовании в сфере любительского вокально-хорового пения

Любительское хоровое пение на Руси имеет давнюю традицию. Коллективные формы труда и общинность в жизненном укладе определили на многие столетия специфику этого вида искусства. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. Народ «сказывал» свои песни под эмоциональным воздействием окружающей его среды, и в частности природы, которую он обожествлял, живя по ее уставу [1, с.11].

Исследователи полагают, что в догосудар-ственный период (до того, как сложилась Киевская Русь] восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку [2, с. 2021]. Множество характерных технических приемов и умений передавалось устно, и долгое время вокально-хоровые навыки вырабатывались без помощи наставника. Интересно отметить, что при этой организации музицирования любой участник мог определенным образом повлиять на исполнение того или иного напева. Например, в зависимости от ситуации или настроения протянуть песню, добавив свой распев.

Современные условия функционирования любительских вокально-хоровых коллективов требуют от хормейстера новых форм и методов работы с ними, способствующих, с одной стороны, поддержанию традиций, а с другой - их модернизации.

Несмотря на традиционно групповую организацию проведения занятий (хоровых репетиций], при решении задач, возникающих в работе с современным любительским вокально-хоровым коллективом педагогу-хормей-стеру особое внимание следует уделять пси-холого-педагогической составляющей групповой работы.

Работа с группой часто сменяемых хористов является основной особенностью работы хормейстера подобных коллективов. Особенно частая смена участников характерна для самодеятельных хоров на начальном этапе обучения.

Под группой в настоящее время понимается такая человеческая общность, которая выделяется на основе определенного признака

- наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организации [3]. Этот, групповой, способ организации занятий, «когда определенное количество людей собирается для того, чтобы всем вместе достичь какой-либо цели или решить какую-то задачу», в последние десятилетие признается более эффективным [4, с. 79]. Для обучения пению взрослых на начальном этапе группа представляется наиболее подходящей средой для безболезненного освоения нового для себя вида деятельности.

«Групповое (совместное] обучение наиболее эффективно в тех случаях, когда программа обучения интересна нескольким людям, которые в той или иной степени сведущи в изучаемой проблеме и когда им необходимо провести определенное исследование для получения необходимых результатов (знаний, навыков, умений, опыта]» [5, с. 47]. Именно такое обучение дает взрослому возможность в эмоционально комфортной обстановке начать осваивать собственный голос.

Сегодня дидактика пополняется новыми подходами и технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании. Интерактивное обучение - ориентированное на процесс, где основную ценность представляет не столько то, что говорится, сколько то, что при этом происходит в самом человеке,

какие процессы имеют место как в его субъективном мире, так и в межличностном.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Интерактивная модель обучения наиболее результативна в дополнительном профессиональном образовании, в неформальном образовании взрослых [3, с. 9].

Учеными выделяются основные формы интерактивного обучения как способа активизации образовательного процесса. Одним из них является тренинговая организация обучения.

Тренинг считается сравнительно новой формой организации учебного процесса. С одной стороны, о нем у нас долго не знали, с другой - он не считался методом массового профессионального обучения.

Тем не менее тренинг все чаще применяется в обучении взрослых для моделирования ситуаций межличностного взаимодействия в процессе отработки каких-либо навыков, развития способности адекватного познания себя, других людей [3, с. 106].

В настоящее время произошло расширение границ использования понятия «тренинг». Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономики, руководителями предприятий и организаций [3]. Целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям, овладение знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения и организации продуктивного взаимодействия с другими людьми в социально значимой деятельности и межличностных отношениях.

Таким образом, говоря о понятии «тренинг», мы подразумеваем широкую область социально-психологической практики, пересекающейся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением.

Именно коллективность и взаимодействие являются связующими звеньям между тренингом и работой в самодеятельном хоре. К преимуществам такой групповой работы в условиях любительского вокально-хорового

коллектива на начальном этапе можно отнести следующие:

1. Групповой опыт помогает в решении межличностных проблем: человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Особенно это помогает на начальном этапе обучения, когда у многих участников отсутствует координация между слухом и голосом. Человек, слыша, что и другие участники поют фальшиво или не могут экономно распределять дыхание, понимает, что находится в похожей ситуации.

2. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. Наиболее эффективным видится формирование групп по уровню проявления вокальных данных их участников. Это помогает, как при отсутствии у человека умения интонировать мелодию, так и при заниженной самооценке поющего, который интонирует правильно, но не уверен в своих голосовых данных. В реальной жизни мало кто из людей имеет шанс получить искреннюю, без-оценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое.

3. В группе человек может обучаться новым умениям среди равных партнеров. Групповая работа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования, самопознания. Иначе, чем в группе, иначе, чем через обратную связь с другими людьми, эти процессы в полной мере невозможны. Именно в группе участник получает возможность понять и изменить собственную личность, повысить уверенность в себе.

Известны такие виды групповых тренингов, как сенситивный, коммуникативный, мотивационный, креативный тренинг и другие. Выбор его разновидности зависит от:

- особенностей участников (возрастные, профессиональные и т.п.];

- тематики заданий;

- уровня сложности психологических проблем у участников.

В области любительского хорового пения наиболее применимым автору данной статьи видится тренинг сенситивности и видео- и аудио-тренинги. Сенситивный тренинг, который, как правило, используется в Т-группах, обучении на курсах, основан на теориях ли-

дерства, мотивации, коммуникации, групповой динамики. Он развивает, совершенствует способности индивида к пониманию других людей [3, с. 108].

В сборных группах, участники которых не знакомы друг с другом, акцент ставится не на интеллектуальное, а на эмоциональное обучение, на отношение людей друг к другу. Особое значение в этой технологии приобретает принцип «здесь и сейчас» взамен «там и тогда». Этот вид тренинга, когда участники обсуждают самих себя и собственное видение своих взаимоотношений в малой неструктурированной группе, может быть применен на занятиях по обучению взрослых пению лишь эпизодически. В нашей стране элементы сенситивного тренинга используются педагогами, режиссерами, психотерапевтами, а также психологами при обучении руководителей трудовых коллективов и специалистов, представителей коммуникативных профессий.

Видео-тренинг основан на использовании видеозаписи. Вот два основных способа применения видеозаписи в учебных целях, которые вполне применимы на занятиях вокально-хорового коллектива:

1] показ готовых видеоматериалов (видео-просмотр концертов, фестивалей, конкурсов коллективов и/или солистов] для развития умений и навыков, обсуждения конструктивных и эффективных действий, демонстраций желательных вариантов исполнения;

2] использование записи тренингового занятия во время выполнения того или иного задания (видеообратная связь].

По аналогии с видео-тренингом на занятиях с любительским хором может применяться и аудио-тренинг, поскольку это вполне отражает специфику работы в коллективе, направленном на слуховую деятельность участников. Такой вид тренинга может быть дополнением, например, к посещению группой хорового концерта или оперной постановки.

Видео- и аудио-тренинги представляют собой интерактивное игровое занятие. Ви-деообратная (аудиообратная] связь помогает взрослым обучающимся совершить переход от непосредственно пережитого опыта к его осмыслению, рефлексии.

В обучении взрослых тренинг может использоваться в различных вариантах в зависимости от приоритетных целей. В области вокально-хорового обучения назовем их в по-

рядке применения. Так, тренинг, как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблем, возможен как элемент занятия на самом начальном их этапе. Тренинг, как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков, может стать основным видом тренинга для работы в самодеятельном хоре. Тренинг как тренировка вокально-хоровых умений и навыков, является основой выработки вокально-хоровых умений и навыков.

Между тем для традиционной методики обучения пению характерна, как правило, постоянная тренировка вокально-хоровых умений и навыков без учета индивидуальных ощущений обучаемых, без акцента на самоанализ и рефлексию участников, что зачастую приводит к механическому повторению и отсутствию включенности певцов в процесс «здесь и теперь».

Искусство хорового пения, с одной стороны, носит коллективный характер, с другой -может быть отнесено к «коммуникативным» видам искусств, требующим обратной связи между хористами, между коллективом и руководителем, между хором и слушателями.

Практический опыт даёт нам основание сделать вывод об эффективности применения тренинга в процессе формирования вокально-хоровых умений и навыков на начальном этапе в условиях любительского вокально-хорового коллектива.

Специфические черты тренинга как групповой формы обучения включают:

- соблюдение принципов групповой работы;

- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего (хормейстера], но и от самих участников;

- наличие относительно постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек], периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение нескольких дней;

- определенную пространственную организацию (чаще всего работа в одном и том же отдельном помещении, когда участники большую часть времени занимаются, сидя в кругу];

- акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

- применение активных методов групповой работы;

- атмосферу раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Многие из них созвучны особенностям вокально-хорового обучения. Основное отличие заключается в первую очередь в усилении психологической составляющей групповой работы в хоровом коллективе.

Опыт реализации андрагогической модели и применения интерактивных форм и методов обучения показывает, что часть обучающихся не готова занять субъектную позицию в обучении, поскольку не готова к принятию на себя большей ответственности за результаты своего образования.

Многие формы и методы интерактивного обучения не вписываются в рамки традиционного обучения пению и выявляют психологическую неготовность субъектов педагогического взаимодействия к их единовременному принятию. Эта проблема, связанная во многом с характером межличностных отношений между хормейстером и группой, подчеркивает важность принципа «диалогиза-ции учебного процесса, актуальность которого обусловлена особыми обстоятельствами, присущими занятиям в музыкально-исполнительских классах» [7, с. 256].

Наблюдения выявили, что для эффективной тренинговой работы группы требуется определенный адаптационный период, после прохождения которого группа становится более гибкой в отношениях и взаимодействиях.

В результате проведения ряда занятий с применением форм интерактивного обучения взрослых в самодеятельном вокально-хо-

ровом коллективе, в том числе и тренинга, был отмечен осознанный и активный подход к процессу освоения нового материала взрослыми обучаемыми.

Так, среди обучаемых в мини-группе, состоящей из пяти человек, заметно возрос интерес к занятиям при применении метода «обратной связи», когда одному из участников каждый участник группы сообщал, как он воспринял его/ее пение. Другой важной составляющей был обмен ощущениями при пении/слушании каждого пришедшего в коллектив. Концентрация слуховых восприятий усилилась после того, как обучаемые отметили, что схожие проблемы есть и у других участников занятий, и после того, как каждому из хористов были даны индивидуальные рекомендации хормейстера.

Интерактивное обучение сегодня необходимо в обучении взрослых. Взрослый - это зрелая личность с устоявшимися взглядами и богатым жизненным и профессиональным опытом. Именно такой человек, для которого обучение - не основной вид деятельности, приходит в любительский хоровой коллектив. Задача хормейстера - активизировать деятельность таких людей и обеспечить создание атмосферы комфорта на занятиях. Именно этим целям и служит интерактивное обучение и тренинг, как одна из его форм, способствуя обмену знаниями и опытом, пробуждению чувства нового, творческому подходу к использованию иного опыта. Данная статья ставит целью привлечь профессиона-лов-хормейстеров к новым методам обучения пению взрослых, которые могут быть гармоничным дополнением и обновлением традиционных методик.

Литература

1. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд-во «Владос», 2003. - 192 с.

2. Шамина Л. В. Развитие хоровой самодеятельности в СССР (1978-1984]. - М., 1985.

3. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

4. Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общей редакцией О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной.- СПб.: КАРО, 2008.

- 176 с. (Серия «Уроки для педагогов»].

5. Змеев С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.

6. Кузнецов Ю. М. Практическое хороведение. - М.: Издательство «Спутник+», 2009. - 362 с.

7. Хазанов П. А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью]. -М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2006. - 281 с.

8. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых / под ред. А. Е. Марона. - СПб.: ИОВ РАО, 2000. - 216 с.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.