Научная статья на тему 'Тренерский труд в Российской Федерации: трудности и противоречия'

Тренерский труд в Российской Федерации: трудности и противоречия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНЕРСКИЙ ТРУД / ХАРАКТЕР ТРУДА / СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / COACHER''S LABOR / NATURE OF LABOR / CONTENT OF LABOR / LABOR ORGANIZATION / SOCIAL AND LABOR CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирова Анна Петровна, Сапожникова Кристина Александровна

В статье характеризуются особенности труда тренера, анализируются его основные элементы, раскрываются содержание и характер тренерского труда. Описываются ключевые аспекты тренерского труда в России, связанные с его целями, реализуемыми операциями, организацией рабочих мест, нормированием труда и т.д. На основании результатов анализа выявляются противоречия современной системы организации тренерского труда в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHER''S LABOR IN RUSSIAN FEDERATION: CONTENT AND CONTRADICTIONS

In the article features of coacher's labor are characterized, general elements, content and nature of coacher's labor are considered. Key aspects of coacher's labor in Russian Federation connected with labor's purposes, operations, working places organization, standardization of labor ect. are described. On the base of analysis results contradictions of coacher's labor in Russia are discovered.

Текст научной работы на тему «Тренерский труд в Российской Федерации: трудности и противоречия»

YAK 331.1 ББК 88.5

А.П. БАГИРОВА, К.А. САПОЖНИКОВА

A.P. BAGIROVA, K.A. SAPOZHNIKOVA

ТРЕНЕРСКИЙ ТРУД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАУИИ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

COACHER'S LABOR IN RUSSIAN FEDERATION: CONTENT AND CONTRADICTIONS

В статье характеризуются особенности труда тренера, анализируются его основные элементы, раскрываются содержание и характер тренерского труда. Описываются ключевые аспекты тренерского труда в России, связанные с его целями, реализуемыми операциями, организацией рабочих мест, нормированием труда и т.д. На основании результатов анализа выявляются противоречия современной системы организации тренерского труда в России.

In the article features of coacher's labor are characterized, general elements, content and nature of coacher's labor are considered. Key aspects of coacher's labor in Russian Federation connected with labor's purposes, operations, working places organization, standardization of labor ect. are described. On the base of analysis results contradictions of coacher's labor in Russia are discovered.

Ключевые слова: тренерский труд, характер труда, содержание труда, организация труда, социально-трудовые противоречия.

Key words: coacher's labor, nature of labor, content of labor, labor organization, social and labor contradictions.

В настоящее время спорт является одним из важнейших звеньев социальной политики государства. Спортивные победы на международной арене оказывают непосредственное влияние на становление внешнеполитического имиджа страны, олицетворяют силу государства. Данное положение определяет необходимость обеспечения эффективной системы воспитания спортсменов высокого класса. Одним из важнейших элементов такой системы являются тренеры.

По мере прохождения многолетней подготовки, разделенной на этапы и имеющей различные уровни реализации, спортсмен испытывает на себе ряд различных влияний, большинство из которых опосредованы (например, действия администрации физкультурно-спортивной организации, направленные на улучшение материально-технической базы). Тренеры же находятся в непрерывном контакте со спортсменом, тем самым оказывая непосредственное, а, следовательно, наибольшее влияние на процесс его подготовки.

Социальная значимость, целесообразность и многоаспектность работы тренера позволяют рассматривать тренерскую деятельность в качестве трудовой. Тренерский труд определяется как специфическая подсистема совокупного общественного труда, сознательная, целесообразная деятельность человека, имеющего соответствующую профессиональную подготовку и квалификацию, направленную на обучение и воспитание спортсменов. Эта деятельность осуществляется в интересах государства и обусловлена высокой общественной значимостью. Таким образом, тренерский труд, во-первых, имеет общую с трудом «затратную» основу (хотя и не относится к сфере материального производства); во-вторых, что наиболее важно, обладает признаками целесообразности и общественной необходимости.

Рассмотрим основные элементы тренерского труда, раскрывающие его сущность.

Согласно экономической теории, предметом труда выступают вещи или явления, на которые человек оказывает влияние в процессе своей трудовой деятельности. В ходе тренерского труда обеспечивается достижение и удержание наилучшего физического и психологического состояния спортсмена, иными словами, речь идет о его спортивной подготовленности. Именно за формирование уровня всесторонней подготовленности спортсменов отвечает тренер, что и является основным предметом его труда.

В процессе воздействия на предмет труда тренер использует различные средства, среди которых можно выделить оборудование, инвентарь и технические средства, обусловленные конкретным видом спорта. Средства тренерского труда преобразуются, обновляются соответственно изменениям правил по виду спорта, а также в результате технического прогресса.

Субъектами труда выступают тренеры, осуществляющие деятельность в рамках системы профессионального спорта, имеющие соответствующую подготовку (образование) в сфере спорта.

Цели тренерского труда в России зависят от уровня, на котором он осуществляется: муниципальный, уровень субъекта РФ или всероссийский. С переходом на более высокую ступень в административно-территориальной иерархии возрастают требования к предмету тренерского труда - уровню спортивной подготовленности, и в основном эти требования касаются конкурентоспособности спортсменов. Если на муниципальном и региональном уровнях тренерский труд можно считать эффективным, когда атлет конкурентоспособен внутри страны, то на федеральном уровне этот труд должен быть организован таким образом, чтобы российские спортсмены не только могли конкурировать с равными по подготовленности спортсменами из других стран, но и становиться лидерами в каждом отдельном виде спорта. Обобщенно цели тренерского труда на каждом отдельном уровне осуществления подготовки спортсменов представлены на рис. 1.

Рис. 1. Целеполагание на трех уровнях осуществления тренерского труда

Как видно из рис. 1, существуют различия в подготовке спортсменов на каждом отдельном уровне. Вместе с тем, прослеживаются преемственность, последовательность данной подготовки от уровня к уровню. Высокие показатели подготовленности спортсменов достигаются при системном подходе, что справедливо как в краткосрочной перспективе при подготовке к определенному старту, так и в долгосрочном становлении спортсмена - от воспитанника муниципальной спортивной школы до лидера международных спортивных рейтингов.

Таким образом, тренерский труд должен рассматриваться во взаимосвязанной, взаимозависимой системе, где предмет труда - уровень подготовленности спортсменов - находится в постоянной динамике, и достижение общегосударственной цели невозможно без выполнения задач на более низких этапах.

Далее, с учетом предмета, средств, субъектов и целей тренерского труда, рассмотрим особенности его содержания и характера. При этом под содержанием труда будет пониматься совокупность элементов, функций, используемых в процессе трудовой деятельности тренерами с целью подготовки спор-

тсменов высокого класса. Характер же труда определяется нами как взаимодействие между субъектами тренерского труда (тренерами) и субъектами общества (например, спортивные федерации), возникающее в процессе тренерской деятельности, а также отношение тренеров к организации своего труда.

Содержание тренерского труда достаточно динамично и обусловлено уровнем профессионализма субъекта труда, увеличением доли интеллектуального труда и совмещением нескольких функций (в том числе управленческой). Усиление роли профессионализма и специализации тренерского труда обусловлено необходимостью для претендента на должность тренера иметь профильное образование в области спорта, а также системой обязательных аттестаций на протяжении всей профессиональной деятельности тренера. Технологизация спорта ставит перед субъектами тренерского труда задачи постоянного саморазвития через овладение новыми компетенциями по использованию технических средств и технологий образовательного процесса для подготовки спортсменов высокого класса, что способствует расширению объема интеллектуального труда в области спорта. Вообще отметим, что в процессе подготовки спортсменов современный тренер совмещает в своей деятельности несколько профессиональных ролей - педагога, психолога, техника, администратора и др. Функция управления является отличительной особенностью тренерского труда и характеризуется необходимостью планирования, организации, регулирования и контроля за тренировочной деятельностью спортсмена.

Характер тренерского труда в современной России определяется напряженностью, превалированием доли бюджетного финансирования в общем фонде заработной платы, особенностями взаимоотношений в системе «тренер - семья», условиями карьерного роста. Отличительной чертой характера тренерского труда является его цикличность, связанная с особенностью организации ежегодной подготовки спортсменов. Напряженность тренерской деятельности обусловлена стрессовыми условиями труда, возникающими в результате высокой плотности тренировочной и соревновательной активности спортсменов.

Стимулирование тренерского труда за счет бюджетных источников определяет приоритет его финансирования - количество спортсменов, но не качество спортивной подготовки. Именно такая тенденция превалирует при выборе критериев оплаты тренерского труда на муниципальном и региональном уровнях. В связи с многочисленными командировками на соревнования, спортивные сборы и ненормированным рабочим днем профессию тренера можно определить как неблагоприятную с точки зрения соблюдения норм семейно-брачных отношений. Карьерный рост тренеров четко не регламентирован и в основном зависит от способности воспитать спортсмена высокого класса. Критерием оценки тренерского труда чаще всего выступает результативность спортсменов. Иными словами, происходит в некотором смысле «отчуждение» результата тренерского труда, ведь заключение о работе тренера делается на основании оценки деятельности другого человека (выступления его воспитанника).

Рассмотрев сущностные характеристики тренерского труда, проанализируем особенности его организации на территории Российской Федерации.

Несколько выше мы уже отмечали уровневый характер организации тренерского труда в России. В настоящее время последовательное достижение целей каждого отдельного уровня в административно-территориальной иерархии затруднено. Это связано, во-первых, с несовершенством организационной системы. Например, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), согласно цели своего создания - подготовки спортсменов высокого класса (а также в соответствии с методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации) [1], должны относиться к ведению органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта.

Иными словами, они должны быть направлены на достижение целей уровня субъекта РФ. Однако многие СДЮСШОРы принадлежат муниципалитетам, что порождает проблемы целеполагания в таких учреждениях, связанные с тем, что школы должны одновременно выполнять цели двух уровней: увеличения массовости занимающихся спортом и повышения результативности спортсменов - членов сборных команд субъектов РФ. Во-вторых, требования к детско-юношеским спортивным школам (ДЮСШ), которые являются первым уровнем многолетней подготовки спортсменов, не ограничиваются критериями массовости и результативности на официальных городских соревнованиях. Коэффициенты эффективности деятельности ДЮСШ, а также критерии различных конкурсов подразумевают достижения всероссийского и международных уровней.

Таким образом, отметим первое противоречие организации тренерского труда в РФ: необходимость последовательности подготовки спортсменов в зависимости от уровня, на котором такая подготовка осуществляется, в условиях дезорганизации системы учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

Вне зависимости от уровня, на котором реализуется подготовка спортсменов, тренер в рамках своей трудовой деятельности осуществляет множество операций, которые можно разделить на пять групп: научно-познавательные (написание собственных учебных программ, участие в семинарах), операции текущей тренерской работы (действия тренера при ведении стандартного тренировочного занятия), аналитические (моделирование тренировочных занятий, определение динамики развития спортсмена), организационные (оформление документов) и коммуникационные (взаимодействие с различными контрагентами, мотивация спортсменов).

При данном объеме трудовых операций для наиболее эффективной организации труда необходимы его кооперация и разделение. В настоящее время в системе спорта высших достижений кооперация и разделение тренерского труда реализуется преимущественно на федеральном уровне в рамках работы сборных команд страны, где администратор команды берет на себя организационные функции, а различные ассистенты и дополнительный персонал - часть операций текущей тренерской работы и аналитических операций. На уровне физкультурно-спортивных организаций тренерский труд менее специализирован и включает в себя практически весь перечень вышеперечисленных операций. Тренеры работают с большим числом спортсменов различного возраста и подготовки, численность вспомогательного персонала не велика, поэтому тренер вынужден совмещать в своей деятельности множество функций. Отсюда следует выделить второе противоречие - требование повышения качества подготовленности спортсменов как основного предмета тренерского труда при наличии множества иных функций тренерской деятельности, лишь косвенно влияющих на результаты спортсменов.

В качестве следующих компонентов организации тренерского труда рассмотрим организацию рабочих мест и их обслуживание. Тренер осуществляет свою деятельность в спортивном зале или сооружении, предназначенном для проведения тренировочных занятий по видам спорта. Необходимые для занятий объекты находятся в оперативном управлении у достаточно небольшого числа физкультурно-спортивных организаций; кроме того, численность обучающихся во многих случаях превышает пропускную способность того или иного спортивного объекта, что обуславливает недостаточность или отсутствие оптимальных условий для осуществления тренерского труда.

В части обслуживания рабочих мест можно выделить две проблемы технического и информационного характера. Тренерский труд нуждается в технических средствах в зависимости от культивируемого вида спорта и информационном обеспечении для реализации научно-познавательных функций. Если расширение информационного пространства в спортивном учреждении возможно осуществить с помощью электронных средств связи, собраний пе-

дагогического коллектива, то технические средства, необходимые для реализации тренерского труда, требуют от физкультурно-спортивных организаций значительных финансовых вложений. Поэтому третье выделяемое нами противоречие организации тренерского труда связано с влиянием средств тренерского труда (техническое оборудование, инвентарь) на его эффективность в условиях ограниченности финансовой и материально-технической базы организации, где такой труд осуществляется.

После того, как цели, содержание и условия тренерского труда определены, рассмотрим особенности нормирования этого вида труда и систему его оплаты. Нормирование и система оплаты труда тренеров регламентируется федеральным и местным законодательством. На федеральном уровне устанавливаются общие положения по нормированию тренерского труда, на региональном и муниципальном уровнях определяются особенности оплаты труда тренеров (должностной оклад, повышающие коэффициенты и т.д.)

Спорт на протяжении многих лет являлся одним из направлений сферы образования. С принятием в 2007 году Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2] наметилась тенденция формирования спортивной сферы в отдельную структуру. Однако до сих пор большинство физкультурно-спортивных организаций на местах продолжают считаться образовательными, их деятельность контролируют, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, и действуют спортивные школы на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3].

В то же время Министерство спорта Российской Федерации разработало Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта с требованием перевести на работу по ним в ближайшее время 10% обучающихся (для ДЮСШ) и 30% обучающихся (для СДЮСШОР и специализированных отделений ДЮСШ). Деятельность в рамках федеральных стандартов регламентируется только законодательством в сфере физической культуры и спорта. Иными словами, ДЮСШ и СДЮСШОР по всей России оказываются под действием двух федеральных законов одновременно: «Закона об образовании в РФ» и «Закона о физической культуре и спорте в РФ».

Введение Федеральных стандартов можно считать реформой в сфере тренерского труда. Такое решение выглядит как шаг к переходу ДЮСШ и СДЮСШОР из сферы образования в область физической культуры и спорта. Часть обучающихся, которая продолжит работать по дополнительным пред-профессиональным программам, останется объектом контроля министерств образования субъектов РФ; другая же часть, которая перейдет на обучение по программам спортивной подготовки, станет объектом контроля для субъектов исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Однако статус физкультурно-спортивных организаций как образовательных учреждений не изменяется, увеличивается лишь количество программ, реализуемых такими организациями. Это обуславливает несколько противоречий в организации тренерского труда в Российской Федерации: во-первых, декларирование различий сферы спорта и образования в то время, как спортивные школы продолжают находиться в статусе образовательных учреждений; во-вторых, внедрение спортивной подготовки, наряду с подготовкой по дополнительным предпрофессиональным программам, в условиях отсутствия отработанных механизмов по ее организации и контролю в субъектах и муниципалитетах.

Подобно условиям нормирования труда, система заработной платы тренеров также зависит от законодательной базы. Существующая сегодня система такова, что основной оклад, выплаты компенсационного характера и размеры повышающих коэффициентов к окладам устанавливаются нормативным актом муниципалитета. В целом система оплаты труда тренера является повременно-премиальной: оплачиваются не только отработанные часы с определенными группами, но и качество труда - результативность спортсменов, квалификация тренера.

Дальнейшие исследования тренерского труда должны быть направлены на поиск путей преодоления охарактеризованы выше противоречий. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению социальной и экономической эффективности тренерского труда в Российской Федерации.

Литература

1. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 12.05.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/upload/docs/metodirekomendac12052014.pdf.

2. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/11/07/nko-dok.html.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg. ru/2012/12/30/obrazovanie- dok. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.