Научная статья на тему 'Тренды возрастных показателей смертности от дорожно-транспортных происшествий в Казахстане'

Тренды возрастных показателей смертности от дорожно-транспортных происшествий в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.С. Аубакирова, С.В. Ким, Н.С. Игисинов

Mortality rates from road and traffic accidents in dynamics have a tendency to decrease: population rate (Туб=−2.4%), male (Туб=−2.3%), and female (Туб=−1.4%). Herewith, mortality rates decreased in all population groups. Trends grow up for males at 60-69 years (Тпр=+0.9%), and for females at 70-79 years (Тпр=+0.8%). These expressed on the population rates dynamics, where indicators grow in 60-79 years age group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — А.С. Аубакирова, С.В. Ким, Н.С. Игисинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренды возрастных показателей смертности от дорожно-транспортных происшествий в Казахстане»

УДК 614.86:616-036.8-053 (574)

ТРЕНДЫ ВОЗРАСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СМЕРТНОСТИ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В КАЗАХСТАНЕ

А.С. Аубакирова, С.В. Ким, Н.С. Игисинов Институт общественного здравоохранения АО «Медицинский университет Астана»

Введение. Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время принял характер эпидемии, негативные последствия которого значительно превосходят последствия как инфекционных, так и некоторых неинфекционных заболеваний [1, 2]. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) на сегодняшний день - одна из главных причин травматизма, инвалидизации и гибели людей в мире [3, 4, 5]. Прогнозы показывают, что в глобальном масштабе ежегодное число погибающих на дорогах в предстоящие 20 лет увеличится на 65%, если не будут предприняты решительные меры по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий [6].

Цель исследования: проанализировать тенденции возрастных показателей смертности населения республики от ДТП с учетом пола.

Материалы и методы исследования

Исследование ретроспективное за 2004-2010 годы. Материалом исследования послужили данные об умерших от транспортных несчастных случаев (таблица С51) [7]. Использованы данные о численности населения Агентства Республики Казахстан по статистике [8, 9,10].

По общепринятым методам медико-биологической статистики [11, 12] вычислены интенсивные (ИП) и возрастные показатели смертности от ДТП. Динамика показателей смертности изучена за 7 лет, при этом тренды смертности определены методом наименьших квадратов. Определены среднегодовые значения (М), средняя ошибка (т), среднегодовые темпы прироста/убыли (Тпр/уб, %).

Результаты и обсуждение

В динамике интенсивные показатели смертности всего населения от ДТП имели тенденцию к росту с 20,30/0000 (2004 г.) до 20,90/0000 в 2010 году. При выравнивании показателей смертности была установлена обратная картина, а среднегодовой темп убыли составил Туб=-2,3% (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика показателей смертности всего населения республики от ДТП за 2004-2010 гг.

Интенсивные показатели смертности у мужского населения в динамике снижались с 32,20/0000 (2004 г.) до 31,70/0000 в 2010 году. Тренды выравненных показателей также снижались (Туб=-2,6%). Выравненные показатели смертности женского населения в динамике снижались, и среднегодовой темп убыли составил Туб=-1,4% (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика показателей смертности мужского и женского населения республики от ДТП за 2004-2010 гг.

Выравненные возрастные показатели смертности всего населения от ДТП снижались практически во всех группах, за исключением возраста 60-69 лет (Т=+0,1%) и 70-79 лет (Тпр=+0,4%). При этом тренды снижения были наиболее выраженными в 30-39 лет (Туб=-3,3%), 20-29 лет (Т=-3,7%) и 80 лет и старше (Туб=-6,4%) (таблица 1).

Таблица 1 - Выравненные показатели смертности всего населения республики от ДТП за 2004-2010 гг.

Возраст 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Т , б, % пр/уб'

до 20 10,6 10,3 10,1 9,9 9,6 9,4 9,1 -2,4

20-29 40,1 38,7 37,4 36,0 34,6 33,3 31,9 -3,7

30-39 40,9 39,7 38,5 37,2 36,0 34,8 33,6 -3,3

40-49 34,7 34,2 33,6 33,0 32,5 31,9 31,3 -1,7

50-59 31,1 30,5 30,0 29,5 29,0 28,5 28,0 -1,7

60-69 23,8 23,8 23,9 23,9 23,9 24,0 24,0 +0,1

70-79 21,8 21,9 22,0 22,1 22,2 22,2 22,3 +0,4

80+ 20,9 19,8 18,6 17,5 16,4 15,2 14,1 -6,4

В динамике выравненные возрастные показатели смертности от ДТП у мужского населения имели тенденцию к росту только в 60-69 лет, где среднегодовой темп прироста составил Тпр=+0,9%. В остальных возрастных группах тренды выравненных показателей смертности снижались, при этом среднегодовые темпы убыли колебались от Т=-1,7% (50-59 лет) до Т=-8,1% (80 лет и старше) (таблица 2).

Таблица 2 - Выравненные показатели смертности мужского населения республики от ДТП за 2004-2010 гг.

Возраст 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Т / б, % пр/уб'

до 20 13,6 13,2 12,8 12,5 12,1 11,7 11,3 -3,0

20-29 64,0 61,6 59,3 57,0 54,6 52,3 50,0 -4,0

30-39 67,9 65,6 63,4 61,1 58,9 56,7 54,4 -3,6

40-49 56,0 55,0 54,0 53,0 52,0 51,0 50,0 -1,9

50-59 47,7 46,9 46,1 45,4 44,6 43,8 43,0 -1,7

60-69 35,3 35,6 35,9 36,2 36,5 36,8 37,2 +0,9

70-79 32,0 31,9 31,7 31,5 31,4 31,2 31,0 -0,5

80+ 32,4 30,3 28,1 26,0 23,8 21,7 19,5 -8,1

У женщин тренды возрастных показателей смертности росли в возрастной группе 70-79 лет -0,8%. В остальных возрастных груп в возрасте 80 лет и старше (таблица 3).

Тпр=+0,8%. В остальных возрастных группах тренды снижались от Т=-1,2% в 60-69 лет до Туб=-5,9%

Таблица 3 - Выравненные показатели смертности женского населения республики от ДТП за 2004-2010 гг.

Возраст 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Т , б, % пр/уб'

до 20 7,4 7,3 7,2 7,1 7,0 7,0 6,9 -1,3

20-29 15,8 15,5 15,2 14,8 14,5 14,2 13,8 -2,2

30-39 14,9 14,7 14,4 14,2 13,9 13,7 13,5 -1,7

40-49 15,5 15,3 15,1 14,8 14,6 14,4 14,2 -1,5

50-59 17,5 17,2 16,9 16,6 16,3 16,0 15,7 -1,9

60-69 16,1 15,9 15,7 15,5 15,4 15,2 15,0 -1,2

70-79 16,4 16,6 16,7 16,9 17,0 17,2 17,3 +0,8

80+ 17,4 16,5 15,6 14,8 13,9 13,0 12,1 -5,9

Таким образом, анализ динамики показателей смертности показал, что в последние годы смертность от ДТП имеет тенденцию к снижению и это характерно для всего населения, как для мужского, так и для женского населения республики. Тренды показателей смертности снижались практически во всех возрастных группах. При этом среднегодовые темпы убыли у мужского населения имели более выраженную вариабельность и размах. Тренды выравненных возрастных показателей смертности росли у мужчин в 60-69 лет, а у женщин в 70-79 лет и это отразилось на динамике показателей для всего населения, где в 60-79 лет был установлен рост. Исходя из проведенного анализа, виден рост трендов до 2008 года и снижение показателей смертности после 2008 года. Связано это, скорее всего с принятым законом об усилении административной ответственности за неприменение ремней безопасности в автомобилях, за управление в нетрезвом виде, пользованием водителем при управлении транспортным средством телефоном [13]. По сообщениям средств массовой информации в результате данного административного регулирования значительно уменьшился травматизм и особенно смертность от травм. В этой связи наше дальнейшее исследование направлено на изучение результативности указанных мер профилактики автодорожного травматизма после принятия вышеуказанного закона, как по количеству смертей, так и в единицах сохраненных лет жизни и влияние на среднюю продолжительность предстоящей жизни.

Литература

1. Норман Л.Г. Несчастные случаи на дорожном транспорте. Эпидемиология, меры борьбы и профилактика. - ВОЗ, 1962. - 151с.

2. Яковенко Л.М. Дорожно-транспортные катастрофы (концептуальная модель, классификация, эпидемиология, прогноз безвозвратных потерь и нуждающихся в госпитализации): Автореф. дис... д-ра.мед. наук. - М., 2002. - 31с.

3. Журавлев С.М., Теодоридис К.А. Мототранспортные несчастные случаи. Клинико-статистические и профилактические проблемы // Анналы травматологии и ортопедии. -1996. - №4. - С. 14-20.

4. Arroyo I., Crosby L. Basic rescue and rescucitation. Trauma system and concept in the USA // Clin. Orthop. Rel. Res. - 1995. - №318. - P. 11-16.

5. http://www.worldlifeexpectancy.com/cause-of-death/road-traffic-accidents/by-country/

6. Peden M. et al. World report on road traffic injury prevention. - Geneva, World Health Organization, 2004. - 246 p.

7. Форма С 51 - Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти за 2004 - 2010 г. Министерство здравоохранения Республики Казахстан.

8. Строка 99 - Транспортные несчастные случаи.

9. Демографический ежегодник регионов Казахстана. Статистический сборник. - Алматы, 2006.

- 548 с.

10. Демографический ежегодник регионов Казахстана. Статистический сборник. - Астана, 2007.

- 392 с.

11. Демографический ежегодник Казахстана, 2008. Статистический сборник. - Астаны, 2009.

- 637 с.

12. Мерков А.М., Поляков Л.Е. Санитарная статистика. Л.: Медицина; 1974; 384 с.

13. Стентон Гланц. Медико-биологическая статистика. - М., 1999 - 460 с.

14. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2008 г. № 55-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения»

Казакстанында жол-келш окигаларындагы eлiмнщ жас трендалар ерекшелiктерi

А.С. Аубакирова, С.В. Ким, Н.С. Иванов

Тургындардыц жол-келк о^игаларыннан eлiм динамика керсетюштершщ тенденциясы темендедк барлы^ тургындар (Туб=-2,4%), ерлер (Туб=-2,3%) жэне эйелдер (Туб=-1,4%). ^м-жтм ю жYЗiнде барлы^ жас шамасына байланысты темендедк Трендалар ерлерде 60-69 жас (Тпр=+0,9%), ал эйелдерде 70-79 жас (Тпр=+0,8%) естк Бул тургындар арасында 60-79 жас аралыгында ескен бай^алды.

Trends of age indicators of mortality from road traffic accidents in kazakhstan

AS. Aubakirova, S.V. Kim, N.S. Igissinov

Mortality rates from road and traffic accidents in dynamics have a tendency to decrease: population rate (Туб=-2.4%), male (Туб=-2.3%), and female (Туб=-1.4%). Herewith, mortality rates decreased in all population groups. Trends grow up for males at 60-69 years (Тпр=+0.9%), and for females at 70-79 years (Тпр=+0.8%). These expressed on the population rates dynamics, where indicators grow in 60-79 years age group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.