Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КСО-ПРОЕКТОВ В МИРЕ'

ТРЕНДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КСО-ПРОЕКТОВ В МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коренблит О. С., Захарова Т. И.

Корпоративная социальная ответственность (КСО), как социальная тенденция предполагает, что становление успешного общества должно производиться в большей степени самими людьми в этом обществе, а в меньшей степени уже государственным аппаратом. Также, согласно основам публичного права, конечной целью публичного интереса будет не столько производство общественных благ, сколько их справедливое распределение. Государственный аппарат в этой тенденции обязан поддерживать порядок, следить за исполнением законодательства и законопослушностью граждан. Иными словами - выполняет надзирательную функцию. А любой бизнес должен быть рассмотрен не только как средство для производства товаров и услуг, не только как механизм получения прибыли, но и как самый сильный двигатель для создания социальных проектов. Таким образом ключевая совместная работа предпринимательского и государственного сектора - создание и реализация социально значимых проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE IMPLEMENTATION OF CSR PROJECTS IN THE WORLD

Corporate social responsibility (CSR), as a social trend, suggests that the formation of a successful society should be carried out to a greater extent by the people themselves in this society, and to a lesser extent by the state apparatus. Also, according to the foundations of public law, the ultimate goal of the public interest will be not so much the production of public goods as their fair distribution. In this trend, the state apparatus is obliged to maintain order, monitor the implementation of legislation and the law-abidingness of citizens. In other words, it performs a supervisory function. And any business should be considered not only as a means for the production of goods and services, not only as a mechanism for making a profit, but also as the most powerful engine for creating social projects. Thus, the key joint work of the business and public sectors is the creation and implementation of socially significant projects.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КСО-ПРОЕКТОВ В МИРЕ»

Тренды в реализации КСО-проектов в мире

Коренблит Олеся Сергеевна

Студент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]

Захарова Татьяна Ивановна

к.э.н., доцент, доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]

Корпоративная социальная ответственность (КСО), как социальная тенденция предполагает, что становление успешного общества должно производиться в большей степени самими людьми в этом обществе, а в меньшей степени уже государственным аппаратом. Также, согласно основам публичного права, конечной целью публичного интереса будет не столько производство общественных благ, сколько их справедливое распределение. Государственный аппарат в этой тенденции обязан поддерживать порядок, следить за исполнением законодательства и законопослушностью граждан. Иными словами - выполняет надзирательную функцию. А любой бизнес должен быть рассмотрен не только как средство для производства товаров и услуг, не только как механизм получения прибыли, но и как самый сильный двигатель для создания социальных проектов. Таким образом ключевая совместная работа предпринимательского и государственного сектора - создание и реализация социально значимых проектов. Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), социальные тенденции, социально значимые проекты, стратегия устойчивого развития, охрана окружающей среды, экологическая политика компании.

КСО предполагает перераспределение бюджетных средств компании, с целью вклада некоторого процента в формирование и реализацию социальных проектов, направленных на реализацию социальных проблем. КСО формируется не только между компанией и государством и не только между компанией и сотрудником, КСО — это своего рода трехстороннее взаимодействие, которое можно представить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Взаимодействие в рамках КСО

< СО

0

1 I

Внедрение таких проектов достаточно сложное и дорогостоящее занятие. Компании формируют не одноразовую акцию, а целую долгосрочную перспективу в социальном секторе. Поэтому внедрение КСО состоит из нескольких этапов:

1. Проведение аналитических работ (определение основного портфеля активов компании и понимание направления новых инвестиций в социальные проекты)

2. Проведение стратегических альтернатив развития (определение миссии компании и долгосрочных перспектив ее развития)

3. Оценка и выбор оптимальной стратегии (оценка производится при помощи ряда критериев, которые отражают потребности и выгоды стейкхолдеров при данной стратегии. Стейкхолдеры разделяются на 4 категории, каждой из которых необходимо провести анализ: потребители, работники предприятия, местные сообщества, инвесторы. Наиболее выгодной является стратегия, при которой удовлетворение потребностей одной группы приводит к удовлетворению потребностей и другой группы)

4. Официальное документное оформление данной стратегии

5. Реализация мероприятий в рамках проектов КСО

6. Подведение промежуточных итогов для каждого этапа реализации стратегии

Ключевым конкурентным преимуществом компании в рамках рыночных отношений является качественная социальная стратегия развития. Сейчас опора проектов мировых компаний идет на 17 целей устойчивого развития модели ООН. Эти 17 целей основаны на решении глобальных проблем, которые могут привести к гибели планеты. Только осознанный подход интернациональных компаний и их заинтересованность в ре-

шении данных проблем поможет создать необходимое социальное мировое пространство. Кооперация ради достижения целей устойчивого развития - необходимый пункт. Экономических и материальных ресурсов одного государства будет недостаточно для создания целой среды, которая позволит обеспечить действительную безопасность.

Внедрение КСО и его суть в бизнесе будет рассмотрено на примере двух интернациональных компаний. У каждой из них в официальных документах написаны те принципы социальной ответственности, которым они безоговорочно придерживаются. Принципы базируются на внутренней и внешней социальной политике, волонтерских движениях и экологических проектах. Первая компания - TOYOTA MOTOR CORPARATION. При определении стратегии устойчивого развития компания действует исходя из принципов социальной ответственности, параллельно с этим вводя собственную экологическую политику. В рамках внутреннего социального развития компания уделяет большой вес профессиональному развитию своих работников, созданию дополнительных про-фориентированных курсов, а отношения менеджмента выстраивается на партнерских отношениях. В свою очередь каждый сотрудник обязуется бережно относиться к ресурсам, которые имеет компания, в том числе минимально тратить бумажные носители, с целью сохранения деревьев в мире. Во внешней среде компания активно вступает в благотворительную деятельность, стремится организовать проекты с партнерством государства и содействует развитию науки, искусства и спорта. Особо ценные проекты для данной компании связаны с безопасностью на дорогах.

Большинство волонтерских акций организуется компанией совместно с крупными государственными учреждениями или правительственными организациями. Компания выступает главным спонсором различных спортивных мероприятий: Специальные олимпийские игры в Японии, чемпионат мира ИИАФ по легкой атлетике, международный конкурс им. И. П. Чайковского и многие другие. Совместно с колледжем транспорта проводит подготовку будущих специалистов машиностроения на бюджетной основе.

Ведение социальной политики в таких больших корпорациях необходимо для реализации устойчивого развития. Благодаря синтезу успешного менеджмента и созданию социальных проектов TOYOTA MOTOR CORPARATION в рейтинге Brand Finance второй год подряд удерживает 12 место. Компания справляется обеспечить качественное обращение со всеми заинтересованными сторонами: работниками, покупателями, деловыми партнерами, организаторами крупных мероприятий.

Касательно экологической политики, компания TOYOTA MOTOR CORPARATION придерживается цели достижения недостижимого, а именно сочетать защиту об окружающей среде и постоянный промышленный и экономический рост. Говоря про экологический менеджмент - компания вышла на новый уровень, благодаря разработке собственной системы и стратегии. А в мае 2006 года компания прошла процедуру сертификации стандарта ISO14001. По сей день каждые три года компания успешно проходила аудит, чем продолжала доказывать значимость экологического фактора в своей деятельности.

Резюмируя положения о КСО, можно выделить ключевые принципы, которыми руководствуется компания:

1. Соответствие требованиям законодательства страны, в которой находится дилерский центр;

2. Разработка и постоянная приверженность принципам и стандартам, которые провозглашает компания при своей деятельности в области экологического менеджмента;

3. Открытость и прозрачность материалов в деятельности компании в экологических аспектах для всех сотрудников компании;

4. Ставить во внимание принципы в экологической сфере тех компаний, которых хочется видеть сотрудниками. Также учитывать их соответствие всем принципам компании;

5. Вести прозрачную деятельность в области окружающей среды - всегда обновлять информацию о реализованных и планируемых проектах, всегда отвечать согласием на просьбу предоставления полной информации о деятельности компании в сфере охраны окружающей среды, никогда не создавать проекты, которые могут восприниматься двояка или не иметь никакой значимости для реализации цели поддержания экологии на производстве/ в месте продаж и тд.

Для данной компании самым актуальным является настраивать экологию внешних факторов - создавать автомобиль без вреда для окружающей среды. Также на пути создания продукта необходимо максимально повышать экологичность производства и соблюдать экологичность в офисах.

Следующая рассматриваемая компания— это компания абсолютно другого сектора - «ЛУКОЙЛ». Отчеты об устойчивом развитии данной компании каждый год представлены в виде презентации, в которой затрагивается каждый необходимый в этом развитии аспект. Касательно отчета компании за 2021 год, можно сделать анализ затронутых целей устойчивого развития ООН, количество вложенного бюджета в каждый сектор и собственные проекты в данных сферах. Всего в проекты устойчивого ООН за 2021 год было инвестировано 250 млрд.рублей.

В таблице 1 приведены данные о социальных проектах компании «ЛУКОЙЛ», вносящих вклад в цели устойчивого развития ООН по 11 глобальным целям, которые компания выделяет актуальными для себя.

Таблица 1.

Перспективные проекты в целях устойчивого развития компании «ЛУКОЙЛ»

Цель устойчивого развития ООН Бюджет на реа-лиза-цию проектов в данной сфере Собственные проекты компании «ЛУКОЙЛ» Суть реализации проекта

Качественное образование 1 857 млн. руб. Поддержка организаций высшего образования со следующими направленностями: нефтегазовое, химическое и энергетическое Программа дополнительного образования персонала Необходимость взращивания качественных специалистов для дальнейшей смены кадров на собственных производствах Также постоянно совершенствование знаний персонала в различных областях с целью поддержания постоянного развития технологий в областях производства

Гендерное равенство 776 млн. руб. Поддержка семье Помощь для качественной жизни семей, имеющих ребенка. Чтобы на первых порах семья могла не нуждаться в некоторых вещах, которые трудно получить

Чистая вода и санитария 2 875 млн. руб. Полная экологическая безопасность, проявляющаяся в наличии чистой воды на производствах организации Волонтерские акции для сотрудников компании и всех желающих по отчистке водоемов и рек, которые несут большую значимость в жизни планеты Организация начинает деятельность в данной цели устойчивого развития с собственной приверженности факторам экологии на воде. Компания реализует очищение воды на всех производствах, чтобы создавать безопасность для сотрудников и внешней экологической среды (избежать загрязнение рек отходами и тд)

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

CJ

fO

сч

0 cs

01

о ш m

X

<

m О X X

Различные конкурсы и проектная деятельность для всех желающих в рамках экологической сферы Проведение конкурсов и других мероприятий помогает компании перейти на второй этап и привлекать к данной проблеме не только свое внимание, но и внимание других людей

Недорогостоящая и чистая энергия 2 650 млн. руб. Проекты по развитию ВИЭ Реализация ряда проектов с целью уменьшения затрат энергии на всех организациях компании Таким образом компания обращает внимание на необходимость сбережения такого ресурса, как энергия. Потому что уже сейчас пристальное внимание мира уделяется критической возможности исчерпания этой ресурсной базы

Достойная работа и экономический рост 176 797млн.р уб. Полная и своевременная оплата труда для сотрудников компании на всех уровнях Постоянная деятельность в сфере улучшения условий труда и совершенствование системы ликвидации ЧС на всех организациях компании Компания заботиться и проявляет внимание к своим сотрудникам, чтобы создать сильную и устойчивую базу трудовых ресурсов. Также компании пристально наблюдает и совершенствует безопасность сотрудников, так как компания напрямую связана с достаточно опасной деятельностью

Индустриализация, инновации и инфраструктура 16 435 млн. руб. Ряд программ для развития информационно-технологическому обеспечению организаций Необходимая часть для создания инновационных продуктов и технологий, для дальнейшего качественного развития компании в условиях современно изменяющегося мира

Ответственное потребление и производство 3 262 млн. руб. Ряд программ обеспечения экологической безопасности компании Компания стремиться к ответственному производству во всех пониманиях. Ей важно, чтобы возможные продукты шли на переработку или утилизацию.

Борьба с изменением климата 16 504 млн. руб. Программа по сохранению чистого воздуха и ответственного выпуска газа в воздух Необходимо для сохранения чистого и свежего воздуха, ради избежания критического загрязнения, влияющего на атмосферу и здоровье людей

Сохранение морских экосистем/сохранение экосистем суши 28 012 млн. руб. Экологическая безопасность организации и окружающей среды, с целью сохранения климата и экосистем Необходимо для поддержания экологии в мире на должном уровне

Партнёрство в интересах устойчивого развития 584 млн. руб. Участие в проекте Всемирного банка и ООН Членство в инициативе Глобального договора ООН Важность совместного/мирового достижения целей устойчивого развития, повышение вероятность достижения целей устойчивого развития общими силами

Следующий пункт, представленный в презентации «ЛУКОЙЛ» на тему результатов устойчивого развития - это тема взаимоотношения компании со всеми заинтересованными сторонами ее деятельности. Полная прозрачность взаимоотношений с заинтересованными сторонами порождает еще больше доверия со стороны акционеров, инвесторов, работников и потребителей. В свою очередь сотрудники, которые находятся в действительно благоприятных условиях на работе, а также вступают в волонтерские проекты вместе со своими коллегами, начинают чувствовать себя часть чего-то большего. Таким образом лояльность и уважении к компании и начальству среди сотрудников возрастает. Таким образом можно сделать вывод, что компания, которая полностью готова соответствовать тенденциям экологических стандартов, компания, которая готова создавать прозрачные благоприятные условия для своих сотрудников наперед заботится о своей существующей клиентской базе, а также заботиться о расширении и увеличении прибыли.

Что касается проектов и действующей стратегии развития в области экологии для «ЛУКОЙЛ», то это, в первую очередь,

перестройка работы фирмы ради удержания отсутствия климатических изменений. Сейчас, на первых этапах, необходимо минимально сокращать выбросы углекислого газа в атмосферу, а в последствии полностью переходить на низкоуглеродное производство. Компания понимает всю ответственность перед обществом, за решение данной проблемы со стороны своего производства. Также компания осознает, что это стало проблемой мирового уровня и призывает другие компании в полной мере поддержать (реализовать) этот проект. Общая программа экологической безопасности «ЛУКОЙЛ» включает в себя 10 подпрограмм, участниками которых является 45 российских и зарубежных организаций группы «ЛУКОЙЛ».

Проанализировав деятельность двух крупных компаний с точки зрения использования и внедрения КСО, можно сделать вывод о том, что компания, причастная к выполнению целей устойчивого развития, не только помогает общей цели, но и приоритетно развивает свои направления для качественной работы и сильной командной организации.

Литература

1. Ващалова Т. В. - Устойчивое развитие 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.: Издательство Юрайт - 2019 - 186с.

2. Ведерин И.В., Головщинский К.И., Давыдов М.И., Петько Б.Б., Сабирова М.С., Терсков С.В., Шишкин Е.А. - ESG: три буквы, которые меняют мир [Текст] : докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 138 с. —

3. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие: Новые вызовы: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В. И. Данилова-Да-нильяна, Н. А. Пискуловой. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. — 336 с.

4. Захарова Т.И., Гулин М.А. Тенденци устойчивого развития организаций социального сектора Экономика строительства. 2021. № 2 (68). С. 56-62

5. Захарова Т.И., Иванов А.А., Посвольский Н.К.,Сады-кова К.В.,Стюрина Д.Е Актуальность внедрения ESG-повестки в российских компаниях/ Транспортное дело России. 2022. № 5. С. 37-40.

6. Стюрина, Д. Е. Влияние кризисной ситуации на управление карьерными рисками / Д. Е. Стюрина // . - 2022. - Т. 12, № 3(39). - С. 28-33. - EDN NTNICY.

7. Miremadi, M., C. Musso and U. Weihe, 2012. How much will consumers pay to go green?. McKinsey Sustainability. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/sustainability/our-insights/how-much-will-consumers-pay-to-go-green

8. Financial Post // ESG investing has its faults, but here's what we can do to improve it: ежедн. интернет-изд. 2022. 20 мая. URL: https://financialpost.com/moneywise-pro/esg-investing-has-its-faults-but-heres-what-we-can-do-to-improve-it

Trends in the implementation of CSR projects in the world Korenblit O.S., Zakharova T.I.

Plekhanov Russian University of Economics

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Corporate social responsibility (CSR), as a social trend, suggests that the formation of a successful society should be carried out to a greater extent by the people themselves in this society, and to a lesser extent by the state apparatus. Also, according to the foundations of public law, the ultimate goal of the public interest will be not so much the production of public goods as their fair distribution. In this trend, the state apparatus is obliged to maintain order, monitor the implementation of legislation and the law-abidingness of citizens. In other words, it performs a supervisory function. And any business should be considered not only as a means for the production of goods and services, not only as a mechanism for making a profit, but also as the most powerful engine for creating

social projects. Thus, the key joint work of the business and public sectors is the creation and implementation of socially significant projects. Keywords: Corporate Social Responsibility (CSR), social trends, socially significant projects, sustainable development strategy, environmental protection, environmental policy of the company. References

1. Vashchalova T.V. - Sustainable development 3rd ed., rev. and additional Textbook

for bachelor's and master's programs - M.: Yurayt Publishing House - 2019 -186s.

2. Vederin I.V., Golovshchinskii K.I., Davydov M.I., Petko B.B., Sabirova M.S., Terskov

S.V., Shishkin E.A. - ESG: three letters that change the world [Text]: report. to the XXIII Yasinsk (April) int. scientific conf. on problems of economic and social development, Moscow, 2022. Nat. research University "Higher School of Economics". - M .: Ed. house of the Higher School of Economics, 2022. - 138 p.

3. Danilov-Danilyan V.I. Sustainable Development: New Challenges: A Textbook for

High Schools / Ed. ed. V. I. Danilov-Danilyana, N. A. Piskulova. - M .: Publishing house "Aspect Press", 2015. - 336 p.

4. Zakharova T.I., Gulin M.A. Trends in sustainable development of social sector

organizations Economics of construction. 2021. No. 2 (68). pp. 56-62

5. Zakharova T.I., Ivanov A.A., Posvolsky N.K., Sadykova K.V., Styurina D.E.

Relevance of the implementation of the ESG agenda in Russian companies. 2022. No. 5. S. 37-40.

6. Styurina, D. E. Influence of a crisis situation on career risk management / D. E.

Styurina // . - 2022. - T. 12, No. 3 (39). - S. 28-33. - EDN NTNICY.

7. Miremadi, M., C. Musso and U. Weihe, 2012. How much will consumers pay to go

green?. McKinsey Sustainability. URL:

https://www.mckinsey.com/capabilities/sustainability/our-insights/how-much-

will-consumers-pay-to-go-green

8. Financial Post // ESG investing has its faults, but here's what we can do to improve

it: daily. Internet ed. May 20, 2022 URL: https://financialpost.com/moneywise-pro/esg-investing-has-its-faults-but-heres-what-we-can-do-to-improve-it

X X O 00 A c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

00 m

o

ho o ho CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.