Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ТРЕНДЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Центральная Азия / экономика / санкции / торговля / инвестиции / миграция / транспорт / энергетика / промышленная кооперация / Russia / Central Asia / economy / sanctions / trade / investment / migration / transport / energy / industrial cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылин Артем Геннадьевич

В статье приведены результаты анализа основных тенденций экономического сотрудничества России с государствами Центральной Азии за период 2021–2023 гг. в кон тексте российских интересов. Анализируются факторы, влияющие на тенденции экономического взаимодействия с учетом растущего потенциала стран региона. Установлено, что в условиях геополитической напряженности и масштабных антироссийских санкций Запада геоэкономическое значение стран Центральной Азии для РФ существенно возросло. Представлена динамика и структура торговых, инвестиционных и миграционных связей между Россией и странами региона. Особенно отмечается роль посреднической торговли и релокации в активизации экономического сотрудничества. Рассматриваются совместные проекты в транспортной и энергетической сферах. Среди перспективных направлений взаимодействия выделяется промышленная кооперация, в том числе в рамках совместного формирования промышленных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN TRADE AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CENTRAL ASIAN COUNTRIES

The paper analyzes the main trends in economic cooperation between Russia and the Central Asian states for the period 2021–2023 years in the context of Russian interests. The factors of economic interaction are analyzed taking into account the growing potential of the countries of the region. It is established that amid geopolitical tensions and large-scale anti-Russian sanctions of the West, the geo-economic importance of the Central Asian countries for the Russian Federation has increased significantly. The dynamics and structure of trade, investment and migration relations between Russia and the countries of the region are studied. The role of intermediated trade and relocation in enhancing economic cooperation is particularly noted. Joint projects in the transport and energy sectors are being considered. Industrial partnership stands out among the promising areas of cooperation, including through the joint formation of industrial zones.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2024

А.Г. ПЫЛИН

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

ТРЕНДЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

В статье приведены результаты анализа основных тенденций экономического сотрудничества России с государствами Центральной Азии за период 2021-2023 гг. в контексте российских интересов. Анализируются факторы, влияющие на тенденции экономического взаимодействия с учетом растущего потенциала стран региона. Установлено, что в условиях геополитической напряженности и масштабных антироссийских санкций Запада геоэкономическое значение стран Центральной Азии для РФ существенно возросло. Представлена динамика и структура торговых, инвестиционных и миграционных связей между Россией и странами региона. Особенно отмечается роль посреднической торговли и релокации в активизации экономического сотрудничества. Рассматриваются совместные проекты в транспортной и энергетической сферах. Среди перспективных направлений взаимодействия выделяется промышленная кооперация, в том числе в рамках совместного формирования промышленных зон.

Ключевые слова: Россия, Центральная Азия, экономика, санкции, торговля, инвестиции, миграция, транспорт, энергетика, промышленная кооперация. УДК: 339.9 БОЫ: ЪУЪБХЛ

Э01:10.52180/2073-6487_2024_3_76_87

Факторы экономического сотрудничества России и Центральной Азии

Центральная Азия (ЦА) - крупный, динамично развивающийся регион мира, важный сегмент российского «пояса соседства»1. Привлекательность данного региона для России во многом определяется его быстрорастущим демографическим и экономическим потенциалом.

1 Используемая в статье трактовка состава ЦА носит преимущественно географический характер и включает следующие пять государств: Республика Казахстан (далее по тексту - Казахстан), Кыргызская Республика (далее - Кыргызстан), Республика Узбекистан (далее - Узбекистан), Туркменистан и Республика Таджикистан (далее - Таджикистан).

За последние 20 лет численность населения пяти стран региона росла в среднем на 1,7% ежегодно и к середине 2022 г. составила 78,6 млн чел. (из которых 35,6 млн проживало в Узбекистане) или 1% мирового населения2. Наиболее высокими темпами прирастало население Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. В 2012-2023 гг. ежегодные темпы прироста ВВП стран региона составляли в среднем 4,3%, что заметно превышало мировые (3,2%) показатели3. При этом наиболее высокие темпы роста экономики демонстрировали Таджикистан и Узбекистан (см. рис. 1). В 2023 г. совокупный ВВП (в текущих ценах) пяти стран ЦА составил 456 млрд долл. или 0,72% (по ППС) от мировой экономики4.

= Казахстан -Кыргызстан -Таджикистан — • -Туркменистан

-Узбекистан ЦА ......Мир

Источник: составлено и рассчитано автором по: данные IMF. World Economic Outlook Database, April 2024.

Рис. 1. Темпы прироста реального ВВП стран ЦА в 2012-2023 гг., %

Высокие темпы роста экономики приводили к повышению уровня благосостояния населения стран региона, что потенциально расширяло емкость их внутреннего рынка. За последние 20 лет ВВП (ППС, 2017) на душу населения в среднем по региону вырос в 2,3 раза и в 2022 г. составил 11,6 тыс. долл. или % от мирового уровня. В то же время сохраняется существенная разница по уровню социально-экономического развития стран. Так, если в 2022 г. ВВП (ППС, 2017) на человека в Казахстане составлял 26,1 тыс. долл. (что сопоставимо с российским показателем в 27,5 тыс. долл.), то в Таджикистане - лишь

2 Расчеты по данным The World Bank. World Development Indicators database. Last Updated 28.03.2024.

3 Расчеты по данным IMF, World Economic Outlook Database, April 2024.

4 Расчеты по данным IMF, World Economic Outlook Database, October 2023.

л

4,1 тыс. долл.5, что оказывает влияние на динамику и структуру внешнеэкономических связей России с данными странами.

В 2011-2021 гг. внешнеэкономические связи РФ со странами ЦА определялись преимущественно торговлей товарами и трансграничными переводами, которые для экономик региона были равнозначными каналами воздействия. При этом торговля услугами и прямые иностранные инвестиции в двусторонних связях с Россией имели низкое значение для рассматриваемых стран. Наибольшее влияние России сохраняется в небольших экономиках с относительно низким уровнем благосостояния населения - Кыргызстане и Таджикистане, прежде всего за счет личных переводов. Наименьшее российское влияние отмечается в экономике Туркменистана. В 2019-2021 гг. наблюдалось относительное усиление экономического влияния РФ в странах ЦА, особенно в Узбекистане и Казахстане (см. табл. 1).

Таблица 1

Внешнеэкономические связи России со странами ЦА, % ВВП стран-партнеров

Торговля товарами Торговля услугами Трансграничные переводы из России Накопленные ПИИ из России

Страны ■5* гН оо гН гН сч ■5* гН оо гН гН сч ■5* гН оо гН гН сч ■5* гН оо гН гН сч

сч сч сч сч сч сч сч сч сч сч сч сч

Л гН гН i гН Л гН гН i гН Л гН гН i гН Л гН гН с^ гН

сч сч сч сч сч сч сч сч сч сч сч сч

Кыргызстан 28,2 18,6 21,5 8,8 8,5 9,6 27,5 26,0 22,8 2,5 2,4 2,8

Таджикистан 11,6 13,8 13,3 12,4 8,8 7,2 46,4 30,6 24,2 8,1 5,7 4,9

Узбекистан 5,5 5,6 9,6 2,4 1,3 2,0 7,9 5,2 7,7 0,8 0,3 0,3

Казахстан 10,8 9,2 11,3 1,4 1,9 2,1 0,2 0,4 0,3 1,3 1,8 2,0

Туркменистан 2,8 1,6 1,5 1,0 0,5 0,5 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

ЦА (ср. ариф.) 11,8 9,8 11,4 5,2 4,2 4,3 16,4 12,4 11,0 2,5 2,0 2,0

Примечание: все показатели рассчитаны на основе номинальных (текущих) цен. Источники: составлено и рассчитано автором по: данные ЦБ РФ, ITC Trade Map, IMF Coordinated Direct Investment Survey, IMF World Economic Outlook database April 2023.

В настоящее время экономическое взаимодействие России со странами региона строится на преференциальной основе, как на многостороннем уровне в рамках договора о Евразийском экономическом

5 Расчеты по данным The World Bank. World Development Indicators database. Last Updated 28.03.2024.

союзе (ЕАЭС) (с Казахстаном и Кыргызстаном) и зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ6 (с Таджикистаном), так и на двустороннем уровне -в режиме ЗСТ (с Узбекистаном и Туркменистаном)7. Это позволяет российскому бизнесу торговать со странами ЦА преимущественно на беспошлинной основе или с минимумом исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины. Помимо этого, между Россией и отдельными странами региона подписаны двусторонние соглашения об экономическом сотрудничестве.

Особенности миграционного, торгового

и инвестиционного взаимодействия РФ со странами ЦА

В текущих условиях геополитической напряженности и масштабных антироссийских санкций Запада геоэкономическое значение стран ЦА для РФ существенно возросло. В этой связи произошло усиление цен-тральноазиатского направления внешнеэкономической деятельности России. Так, в октябре 2022 г. состоялся первый саммит в формате «Россия - Центральная Азия», в 2022-2023 гг. был подписан ряд двусторонних соглашений об углублении экономического сотрудничества со странами региона [2]. В частности, в ноябре 2023 г. главами государств подписан трехлетний план сотрудничества между РФ и Республикой Казахстан8.

Миграционное взаимодействие. Среди традиционных экономических интересов нашей страны в регионе ЦА следует выделить сотрудничество в сфере трудовой миграции, внешнеторговое и инвестиционное взаимодействие. Центральная Азия - основной источник трудовых ресурсов для нужд российской экономики. По оценкам ООН, в России насчитывается 11,6 млн международных мигрантов (4-е место в мире по состоянию на 2020 г.), что составляет 7,9% населения страны [9, р. 202]. Основной приток трудовых мигрантов формируется из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, на которые приходится почти 90% въезжающих в РФ трудовых мигрантов. Они заняты преимущественно низкоквалифицированным трудом в таких секторах, как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и розничная торговля. Однако в 2022-2023 гг. дефицит рабочей силы в России резко вырос и может составлять 4,8 млн человек [1]. На фоне

6 К Договору о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 г. Узбекистан присоединился в особом порядке (путем подписания отдельного протокола к договору от 31.05.2013 г.).

7 Единый портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России. Тепловая карта соглашений // https://ved.gov.rU/news/23738.html#/ (дата обращения: 26.04.2024 г.).

8 План совместных действий Российской Федерации и Республики Казахстан на 2024-2026 годы // http://kremlin.ru/supplement/6044 (дата обращения: 26.04.2024 г.).

геополитической напряженности и санкций Запада отмечалась эмиграция квалифицированной рабочей силы из России, в том числе в страны ЦА. В результате за последние два года в регионе наблюдался беспрецедентный рост денежных переводов из РФ. Частично этот приток представлял собой денежные переводы от граждан ЦА в России, а частично - денежные переводы российских граждан на их недавно открытые банковские счета в странах ЦА.

Приток в страну трудовых мигрантов сокращается9, что во многом обусловлено снижением курса российского рубля к доллару США, ужесточением миграционного законодательства РФ, а также формированием альтернативных миграционных векторов и сменой приоритетов экономической политики в самих странах ЦА [4]. В то же время, хотя ослабление рубля в 2023 г. снизило привлекательность российского рынка труда для мигрантов, разрыв в заработной плате между Россией и странами-экспортерами рабочей силы в ЦА остается очень большим [7, p. 29]. Анализ современных особенностей миграционного взаимодействия РФ со странами ЦА позволяет сделать вывод о том, что в среднесрочной перспективе потребность в привлечении из стран региона рабочей силы для отдельных секторов российской экономики сохранится, но возможности дальнейшего наращивания трудовой иммиграции могут быть ограничены.

Внешнеторговые связи. Регион ЦА - важный внешнеторговый партнер России, значение которого за последние два года существенно возросло. Ограничения на торговлю и финансирование со стороны стран «Большой семерки» и ЕС привели к перенаправлению части внешней торговли РФ в страны Центральной Азии, которые наряду с Китаем, Индией, Турцией и Южным Кавказом стали играть важную роль в обеспечении транзитной торговли. ЦА - достаточно крупный рынок сбыта разнообразных российских товаров. Основным торговым партнером России в регионе является Казахстан, на долю которого приходится почти 2/з российской торговли с ЦА. В 2023 г. товарный экспорт России в страны ЦА (без учета Туркменистана) составил 26,5 млрд долл. или 6,2% всего экспорта страны (см. табл. 2). Российский экспорт в страны данного региона более диверсифицирован по сравнению с поставками в страны дальнего зарубежья. Россия выступает крупным поставщиком металлов и изделий из них, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (пшеницы), машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической про-

9 По данным Росстата, количество прибывших в Россию из стран СНГ в рамках международной миграции снизилось с 662 тыс. (2022 г.) до 491 тыс. (2023 г.) чел. См.: Социально-экономическое положение России. Январь 2024 года. М.: Росстат, 2024. С. 186.

Таблица 2

Динамика экспорта товаров из России в страны ЦА, млн долл. США

Темпы Темпы Темпы

Страны 2021 г. 2022 г. 2023 г. прироста в 2022 г. к 2021 г., % прироста в 2023 г. к 2022 г., % прироста в 2023 г. к 2021 г., %

Казахстан 17 605,5 17 880,6 16 192,2 1,6 -9,4 -8,0

Кыргызстан 1 911,5 2 406,0 2 182,9 25,9 -9,3 14,2

Таджикистан 1 280,5 1 585,7 1 565,3 23,8 -1,3 22,2

Узбекистан 5 462,2 6 230,7 6 576,1 14,1 5,5 20,4

ЦА, всего 26 259,7 28 103,0 26 516,5 7,0 -5,6 1,0

Доля ЦА в общем объеме экспорта РФ, % 5,3 4,7 6,2

Источники: составлено и рассчитано автором по: данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, Исполнительный комитет СНГ, Агентство статистики при Президенте Республики Узбекистан, ФТС России.

мышленности, а для стран - чистых импортеров углеводородов (Кыргызстан и Таджикистан) - также нефти и нефтепродуктов.

В 2022-2023 гг. импорт товаров из стран ЦА в Россию вырос на 46,0% и достиг 14,0 млрд долл. (см. табл. 3). Наибольший прирост поставок пришелся на малые страны - Кыргызстан и Таджикистан. В то же время Казахстан стал одним из крупных торговых хабов, через который Россия импортирует некоторые высокотехнологичные товары из стран с развитой экономикой, в том числе электрические машины и детали (включая полупроводники), офисные и автоматические вычислительные машины, телекоммуникационное и звукозаписывающее обору-дование10. По данным Бюро национальной статистики, за последние два года казахстанский экспорт машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в Россию вырос в 5,4 раза - с 0,471 млрд долл. до 2,6 млрд долл., что во многом стало результатом транзитной торговли. Россия также традиционно выступает крупным импортером черных и цветных металлов, хлопка, одежды, овощей и фруктов из стран региона.

В этот период увеличение экспорта из ЦА в Россию было обусловлено не только развитием посреднической торговли, но и ростом товарного экспорта из самих стран региона. На фоне ухода круп-

10 Figure 4: Russia's imports of selected categories that include goods subject to export bans from advanced economies. Kazakhstan. Bruegel, 20 February 2024.https://www.bruegel. org/dataset/russian-foreign-trade-tracker (дата обращения: 26.04.2024 г.).

Таблица 3

Динамика импорта товаров в Россию из стран ЦА, млн долл. США

Темпы Темпы Темпы

Страны 2021 г. 2022 г. 2023 г. прироста в 2022 г. к 2021 г., % прироста в 2023 г. к 2022 г., % прироста в 2023 г. к 2021 г., %

Казахстан 7 018,7 9 091,4 9 788,2 29,5 7,7 39,5

Кыргызстан 393,3 1 069,7 747,8 172,0 -30,1 90,1

Таджикистан 72,5 88,2 134,7 21,7 52,7 85,8

Узбекистан 2 088,2 3 151,1 3 307,6 50,9 5,0 58,4

ЦА, всего 9 572,7 13 400,4 13 978,3 40,0 4,3 46,0

Доля ЦА в общем объеме импорта РФ, % 3,3 5,2 4,9

Источники: составлено и рассчитано автором по: данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, Исполнительный комитет СНГ, Агентство статистики при Президенте Республики Узбекистан, ФТС России.

ных международных брендов с российского рынка многие производители стран ЦА увидели возможность начать или расширить экспорт в Россию товаров национального производства - прежде всего, текстиля, продуктов питания, табака и напитков, что хорошо видно на примере Кыргызстана. Росту продаж способствовала интеграция с российскими онлайн-маркетплейсами. Например, на крупнейшей в России онлайн-торговой площадке Wildberries в 2022 г. количество зарегистрированных продавцов в Кыргызстане увеличилось в 2,4 раза. Индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия выиграли больше всего, поскольку их доля в экспорте Кыргызстана выросла в 2,4 раза [8, р. 22-25].

Сохраняется значительный потенциал в наращивании взаимной торговли услугами, в том числе цифровыми. Растущая урбанизация и увеличение численности населения крупнейших городов стран ЦА способствуют распространению городского образа жизни, росту потребительского спроса на качественные и современные сервисы. Российские компании заинтересованы в усилении своего присутствия на региональных рынках финансовых, логистических, информационно-коммуникационных и цифровых услуг. Так, например, российские маркетплейсы Ozon и Wildberries уже работают в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.

Инвестиционное сотрудничество. В последние годы отмечается усиление инвестиционного взаимодействия РФ со странами ЦА на фоне переориентации российского бизнеса на рынки дружественных государств. Быстро растущие экономики стран ЦА нуждаются в притоке иностранных инвестиций как для модернизации традиционных отраслей, так и для создания новых высокотехнологичных производств. Россия выступает одним из крупнейших инвесторов стран региона. По данным ЕАБР, на первое полугодие 2023 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из России в пяти странах ЦА составил 23,9 млрд долл., где реализуются 136 крупных российских инвестиционных проектов [5, с. 26]. По оценкам ЕБРР, ПИИ из России в ЦА резко возросли в 2023 г. благодаря логистическим услугам, которые дополняют их растущую взаимную торговлю через посредников. Абсолютные объемы являются самыми высокими в Казахстане, в то время как в относительном выражении они высоки в небольших экономиках региона [8, р. 17].

Помимо быстрого демографического и экономического развития российский бизнес привлекает относительно невысокая стоимость рабочей силы в регионе. Инвесторы из России традиционно проявляют наибольший интерес в отраслях нефте- и газодобычи, добычи металлов и химической промышленности. Российские маркетплейсы Ozon и Wildberries инвестировали в строительство логистических центров в Казахстане. В 2022-2023 гг. Казахстан и Узбекистан стали одними из наиболее привлекательных государств для релокации компаний из России, что обусловлено благоприятным инвестиционным климатом и льготным режимом налогообложения в двух странах. За этот период число зарегистрированных предприятий с российским участием в Казахстане выросло в два раза - с 11,5 тыс. до 23,0 тыс. В Казахстане функционирует специальная экономическая зона «Кызылжар», а в Узбекистане - Технологический парк программных продуктов и информационных технологий.

Транспорт, энергетика и промышленная кооперация

как новые драйверы сотрудничества

В текущих геополитических условиях для сохранения экономической связанности России со странами ЦА помимо развития традиционных торговых, инвестиционных и миграционных связей повышается значимость укрепления сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и промышленной кооперации.

ЦА играет важную роль в обеспечении транспортной связанности России с Китаем, Ираном и другими азиатскими странами, выступая крупным транспортным хабом Евразии. По территории региона про-

ходят международные транспортные коридоры (МТК), среди которых: Центральный Евразийский, ТРАСЕКА, Восточный маршрут коридора «Север - Юг» [3, с. 15], Транскаспийский международный транспортный маршрут. В текущих условиях МТК «Север - Юг» (СЮ) приобретает особое значение в качестве маршрута вывоза российских грузов в страны Ближнего Востока и Южной Азии. Восточная ветка этого МТК предполагает транспортировку грузов по железной дороге из России через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан с выходом на ж/д сеть Ирана. Россия заинтересована в увеличении объемов транзита по Восточному маршруту путем внедрения сквозной технологии грузопотоков, обеспечения электронного обмена информацией на маршрутах и установления конкурентоспособных тарифов. Важно также активнее использовать и морской сегмент МТК СЮ. Так, в апреле 2024 г. был восстановлен паромный маршрут Туркменбаши (Туркменистан) -Оля (Россия).

В интересах Москвы также диверсификация транспортных коридоров в самом регионе и развитие альтернативных (казахстанскому транзиту) маршрутов. Одним из таких проектов может стать коридор Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Россия с включением морского транзита по Каспийскому морю. В то же время Россия заинтересована во взаимодействии со странами ЦА в целях наращивания транзита грузов по своей территории в направлении Китай - Европа. Помимо реализации новых транспортных проектов необходимо совместными усилиями модернизировать существующую инфраструктуру, упрощать административные процедуры и повышать эффективность логистических цепочек.

В последние годы активизировалось энергетическое сотрудничество России со странами региона. В условиях утраты значительной части европейского рынка Москва заинтересована в увеличении транзита через Казахстан российских углеводородов в Китай и Узбекистан. В марте 2024 г. Мажилис Казахстана принял закон о продлении до 2033 г. соглашения о транзите нефти из России в Китай объемом до 10 млн т нефти в год. В октябре 2023 г. правительства России и Узбекистана заключили соглашения по вопросам поставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом и о расширении сотрудничества в области поставок нефти. В ноябре 2023 г. Россия, Узбекистан и Казахстан заключили трехстороннее соглашение о поставке в Узбекистан российского нефтяного сырья в объеме до 1 млн т по нефтепроводу «Омск - Павлодар - Шымкент - Шагыр». Кроме того, в 2023 г. по трубопроводу «Средняя Азия - Центр» запущен транзит российского газа (до 3 млрд куб. м в год) через Казахстан в Узбекистан. Российская сторона заинтересована в сохранении транзита по своей территории казахстанской нефти в рамках Каспийского тру-

бопроводного консорциума. Россия также готова принять активное участие в реализации планов по строительству атомной электростанции в Казахстане и Узбекистане, что повысит энергетическую безопасность стран региона.

Промышленная кооперация России со странами ЦА может стать драйвером торгово-экономического сотрудничества. Масштабные антироссийские санкции Запада и уход части компаний из РФ повышают интерес российского бизнеса к развитию производственной кооперации со странами региона. Одним из направлений такого сотрудничества может стать локализация производств российских компаний в странах региона, в том числе путем совместного формирования промышленных зон. Так, например, в Узбекистане уже функционируют два узбекско-российских технопарка - «Чирчик» и «Джизак». Еще одной формой кооперации может стать привлечение компаний из ЦА в российские программы импортозамещения, в том числе через размещение заказов на предприятиях стран региона к изготовлению соответствующих деталей и компонентов (производственный аутсорсинг). Углубление промышленной кооперации России со странами ЦА позволит эффективнее использовать имеющийся производственный потенциал и активнее выходить с совместной продукцией на рынки третьих стран.

Заключение

Таким образом, торгово-экономическое взаимодействие России со странами Центральной Азии носит весьма обширный и многоплановый характер, что обусловлено исторически сложившимися тесными двусторонними связями в различных сферах экономики, растущим демографическим и экономическим потенциалом стран региона и усилением его геоэкономического значения для России в современных условиях. При реализации в регионе российских экономических интересов необходимо учитывать дальнейшее усиление санкцион-ного давления Запада, растущие риски введения вторичных санкций, а также обострение конкуренции со стороны других внерегиональных игроков - США, ЕС, Великобритании, Китая и Турции. В силу сравнительной слабости технологического и инновационного потенциала страны ЦА будут стремиться сохранить свою многовекторную ориентацию. Концентрация усилий на реализации совместных проектов в рамках накопительной интеграции [6] позволит России сохранить тесные связи со странами региона. В этой связи, требуется разработка новых концептуальных подходов и стратегии взаимодействия со странами ЦА как части российского «пояса соседства» и Большого Евразийского партнерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахапкин Н.Ю. Российская экономика в условиях санкционных ограничений: динамика и структурные изменения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 6. С. 7-25.

2. Вардомский Л., Головин В., Головина Е. Центральная Азия в меняющейся системе международных отношений // Мир перемен. 2024. № 1. С. 68-85.

3. Винокуров Е., Ахунбаев А, Забоев А, Усманов Н. Международный транспортный коридор «Север - Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура. Доклады и рабочие документы 22/2. Алматы, Москва: Евразийский банк развития. 2022.

4. Ивахнюк И. Трудовая миграция в Россию: взгляд через призму политических, экономических и демографических тенденций. М.: РСМД, 17 ноября 2023. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/ (дата обращения: 26.04.2024).

5. Малахов А., Серик Е., Забоев А. Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР — 2023. Доклады и рабочие документы 23/5. Алматы: Евразийский банк развития. 2023.

6. Хейфец Б.А., Чернова В.Ю. Новый взгляд на стратегию экономической интеграции России со странами Центральной Азии в современных геополитических реалиях мировой экономики // Россия и современный мир. 2024. № 1 (122). С. 7-24.

7. Migration and Development Brief 39. December 2023. Washington, D.C. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. 2023.

8. Regional Economic Prospects in the EBRD Regions. Taming inflation. May 2024. London. European Bank for Reconstruction and Development. 2024. P. 22-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. World Migration Report 2022. Geneva. International Organization for Migration. 2022.

REFERENCES

1. Akhapkin N.Yu. Russian economy under sanctions: dynamics and structural changes // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2023. No. 6. Pp. 7-25. (In Russ.).

2. Vardomskiy L, Golovin V, Golovina E. Central Asia in the Changing System of International Relations // Mir Peremen. 2024. No. 1. Pp. 68-85. (In Russ.).

3. Vinokurov E., Akhunbaev A, Zaboev A, Usmanov N. International transport corridor "North - South": investment solutions and soft infrastructure. Reports and working papers 22/2. Almaty, Moscow: Eurasian Development Bank, 2022. (In Russ.).

4. Ivakhnyuk I. Labor migration to Russia: a look through the prism of political, economic and demographic trends. M.: RIAC, November 17, 2023. https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/ (date of application: 04/26/2024). (In Russ.).

5. Malakhov A., Serik E., Zaboev A. EDB Monitoring of Mutual Investments — 2023. Reports and Working Papers 23/5. Almaty: Eurasian Development Bank. 2023. (In Russ.).

6. Kheifets B.A., Chernova V.Yu. A new look at the strategy of economic integration of Russia with the countries of Central Asia in the modern geopolitical realities of the world economy // Russia and the Modern World. 2024. No. 1 (122). Рp. 7-24. (In Russ.).

7. Migration and Development Brief 39. December 2023. Washington, D.C. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2023.

8. Regional Economic Prospects in the EBRD Regions. Taming inflation. May 2024. London. European Bank for Reconstruction and Development. 2024. P. 22-25.

9. World Migration Report 2022. Geneva. International Organization for Migration, 2022.

Дата поступления рукописи: 04.06.2024 г. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Пылин Артем Геннадьевич - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-1979-3624 [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Artem G. Pylin - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Leading Researcher at the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-1979-3624 [email protected]

TRENDS IN TRADE AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CENTRAL ASIAN COUNTRIES

The paper analyzes the main trends in economic cooperation between Russia and the Central Asian states for the period 2021-2023 years in the context of Russian interests. The factors of economic interaction are analyzed taking into account the growing potential of the countries of the region. It is established that amid geopolitical tensions and large-scale anti-Russian sanctions of the West, the geo-economic importance of the Central Asian countries for the Russian Federation has increased significantly. The dynamics and structure of trade, investment and migration relations between Russia and the countries of the region are studied. The role of intermediated trade and relocation in enhancing economic cooperation is particularly noted. Joint projects in the transport and energy sectors are being considered. Industrial partnership stands out among the promising areas of cooperation, including through the joint formation of industrial zones.

Keywords: Russia, Central Asia, economy, sanctions, trade, investment, migration, transport, energy, industrial cooperation. JEL: F15, O57, P27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.