Научная статья на тему 'Тренды рынка аптечной косметики, предотвращающей преждевременное старение кожи'

Тренды рынка аптечной косметики, предотвращающей преждевременное старение кожи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ КОЖИ / SKIN / КОМПОНЕНТЫ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / COSMETICS INGREDIENTS / АНТИВОЗРАСТНАЯ АПТЕЧНАЯ КОСМЕТИКА / ANTI AGING PHARMACY COSMETICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикбова Майя, Прожерина Юлия

Мечта о вечной молодости томит человечество с древнейших времен. Когда-то косметика была тесно сплетена с магией и алхимией, с заговорами и колдовством. Но лишь сейчас, когда наука смогла познать и объяснить многие процессы, которые происходят в стареющем организме, в косметологии появились методы, с помощью которых можно если и не повернуть время вспять, то, по крайней мере, замедлить наступление возрастных изменений кожи или сделать их менее заметными. Еще 30 лет назад пределом возможностей омолаживающей косметологии была подтяжка лица рискованная, дорогостоящая операция, которая не делала кожу моложе, а лишь позволяла на время убрать с лица морщины. Сейчас в распоряжении потребителей появились эффективные и безопасные методы, с помощью которых можно не только сгладить морщины, но и повысить упругость кожи, улучшить ее цвет, устранить пигментные пятна и т.д. [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmaceutical cosmetics preventing premature skin aging

The dream of eternal youth has been tormenting the mankind since ancient times. Once cosmetics products were closely woven with magic and alchemy, spells and witchcraft. But only now, when science was able to learn and explain many of the processes that occur in an ageing body, methods were developed in cosmetics with the help of which one cab if not turn back the clock but at least slow down the onset of age-related skin changes or make them less noticeable. 30 years ago the limit of anti-aging cosmetics was the face lift a risky, expensive surgery, which did not make the skin younger, and only allowed to clean the face wrinkles. Now consumers have effective and safe methods by which you can not only smooth away wrinkles, but increase skin elasticity, improve its color, eliminate pigment spots, etc.

Текст научной работы на тему «Тренды рынка аптечной косметики, предотвращающей преждевременное старение кожи»

Тренды рынка аптечной косметики,

ПРЕДОТВРАЩАЮЩЕЙ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ СТАРЕНИЕ КОЖИ

20 1 912017 1 PfMEDUUM

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

Майя БИКБОВА, Юлия ПРОЖЕРИНА, к.б.н., «Ремедиум»

10.21518/1561-5936-2017-9-20-22

Мечта о вечной молодости томит человечество с древнейших времен. Когда-то косметика была тесно сплетена с магией и алхимией, с заговорами и колдовством. Но лишь сейчас, когда наука смогла познать и объяснить многие процессы, которые происходят в стареющем организме, в косметологии появились методы, с помощью которых можно если и не повернуть время вспять, то, по крайней мере, замедлить наступление возрастных изменений кожи или сделать их менее заметными. Еще 30 лет назад пределом возможностей омолаживающей косметологии была подтяжка лица — рискованная, дорогостоящая операция, которая не делала кожу моложе, а лишь позволяла на время убрать с лица морщины. Сейчас в распоряжении потребителей появились эффективные и безопасные методы, с помощью которых можно не только сгладить морщины, но и повысить упругость кожи, улучшить ее цвет, устранить пигментные пятна и т.д. [1].

• КОЖА И ВОЗРАСТ

На сегодняшний день в современном обществе наблюдается тренд увеличения числа пожилых людей в общей численности населения. К 2050 г. почти каждый третий человек в стране будет находиться за порогом 60 лет. Старение населения вызывает радикальные изменения в структуре общества и его потребностях [2]. Одно из них — это желание сохранить свою молодость. Биологи до сих пор не пришли к единому мнению, что считать старением кожи и каковы его причины. Однако можно сказать, что старение — это результат накопления дефектов в клетках и межклеточных структурах, которые постепенно выводят из строя жизненно важные системы организма [1]. Уже начиная с 25 лет кожа постепенно теряет свежее очарование юности. Замедляется обновление клеток рогового слоя, и она становится более тусклой. Снижается скорость образования коллагена и эластина, и кожа уже не выглядит такой упругой. Появляются тонкие морщинки под глазами, накапливаются такие дефекты, как пигментные пятна, растяжки, шрамы от угрей и т.д. Чем ближе 30-летний рубеж, тем чаще женщины начинают задумываться об уходе за кожей, пытаются замедлить ее старение или замаскировать его признаки [1].

Ключевые слова:

старение кожи, компоненты косметических средств, антивозрастная аптечная косметика

В период с 35 до 50 лет старение кожи становится все более заметным. В это время снижается ее способность удерживать влагу, замедляется обновление клеток, накапливается дефектный коллаген и эластин, снижается количество гиалуроновой кислоты, на лице истончается жировая прослойка и происходит перераспределение жира (на скулах жира остается все меньше, а под

подбородком и в нижней части щек часто образуются жировые подушечки), появляются пигментные пятна, расширенные сосуды и, конечно же, морщины [1].

После 50 лет кожа испытывает влияние наступающей менопаузы, когда количество женских половых гормонов — эстрогенов в организме снижается. В это время появляется больше морщин, толщина дермы и эпидермиса стремительно уменьшается и кожа заметно увядает. Процесс быстрого старения идет примерно до 60 лет, после чего вступает в период относительной стабильности. На этом этапе радикальные изменения возможны лишь с помощью пластических операций, но и косметика может играть определенную роль. У тех, кто в течение жизни защищал свою кожу от повреждающих воздействий (особенно от солнца), кожа будет иметь меньше морщин, пятен, будет выглядеть свежее и моложе [1].

• АНТИВОЗРАСТНАЯ КОСМЕТИКА

Женщины, а нередко и мужчины прилагают много усилий, чтобы сохранить внешнюю привлекательность и свою

Keywords: skin, cosmetics ingredients, anti aging pharmacy cosmetics

The dream of eternal youth has been tormenting the mankind since ancient times. Once cosmetics products were closely woven with magic and alchemy, spells and witchcraft. But only now, when science was able to learn and explain many of the processes that occur in an ageing body, methods were developed in cosmetics with the help of which one cab if not turn back the clock but at least slow down the onset of age-related skin changes or make them less noticeable. 30 years ago the limit of anti-aging cosmetics was the face lift - a risky, expensive surgery, which did not make the skin younger, and only allowed to clean the face wrinkles. Now consumers have effective and safe methods by which you can not only smooth away wrinkles, but increase skin elasticity, improve its color, eliminate pigment spots, etc.

Maya BIKBOVA, Julia PROGERINA, PhD in biology, Remedium. MARKET TRENDS OF PHARMACEUTICAL COSMETICS PREVENTING PREMATURE SKIN AGING.

ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ БЕЛЕНКОВЫМ

PEMEDUUM I9201J 21

рисуно^! Динамика рынка антивозрастной аптечной косметики

Н ЬИ> И7Г

4 ПО

II» 3000

1 ГШ

2 2ПГО ] ш

I ого ™

о

1. J01&T.

I!C+jv i^iua iw. ути!

4Ш 11В

1HÍ

гм-

i HQ

ЬНС ■

Щ

МО

Bdír. ¡íipmpi MÍ-

Источник: розничный аудит DSM Group

рисуно^2 Структура продаж антивозрастной косметики по странам

молодость. Лицо и тело требуют ухода, так как от их состояния зависит красота и привлекательность. Для поддержания кожи лица в хорошем состоянии важно применять качественные косметические продукты, разработанные для характерных возрасту человека проблем с кожей [3].

Косметическое средство — это сложный продукт, соответствующий жестким требованиям, регламентирующим как состав, так и технологию производства. Помимо биологической и медицинской целесообразности включения того или иного ингредиента в рецептуру, немаловажное значение имеют и технологические решения — продукт должен оставаться стабильным в течение всего заявленного срока годности. Стабильность продукта обеспечивают компоненты, входящие в его основу, такие как эмульгаторы, стаби-

лизаторы, консерванты, антиоксидан-ты [4].

Важными компонентами клеток кожи человека являются аминокислоты, пептиды, белки, жиры, жирные кислоты, углеводы. Именно эти необходимые для живых клеток вещества должны составлять основу косметических средств. Такие компоненты обладают способностью проникать глубоко в эпидермис кожи и оказывать на нее благоприятное влияние [5].

Аминокислоты находят широкое применение в косметике. Они улучшают водный и белковый баланс кожи, стимулируют синтез коллагена. Некоторые аминокислоты облегчают проникновение через эпидермис других биологически активных веществ [5]. Часто включают в состав косметических препаратов пептиды. Они оказывают увлажняющее действие на кожу. Их

добавляют в кремы, шампуни, средства для бритья, препараты для ухода за телом после душа и ванны [5]. В составе современных косметологичес-ких средств используются гидролизован-ные белки растительного и животного происхождения. Благодаря особенностям своего строения гидролизованные белки взаимодействуют с клеточными структурами рогового слоя кожи и удерживают в нем влагу. Белки также могут связываться со структурными белками кожи, укрепляя роговой слой эпидермиса [5]. Жирные кислоты применяются при изготовлении косметических эмульсий. Они смягчают кожу, восполняют недостаток кожного жира, уменьшают трансэ-пидермальную потерю воды. В составе косметических рецептур жирные кислоты и их производные служат эмульгаторами и регуляторами вязкости косметических продуктов [5].

таблицл\ Топ-10 брендов антивозрастной косметики по объемам продаж в 2016 г.

№ Бренд Объем продаж, млн руб. Объем продаж, тыс. упак. Прирост продаж в 2016 г. относительно 2015 г.

2015 2016 2015 2016 % руб. % упак

1 LIBREDERM 319 1 266 1 098 2 816 297% 156%

2 VICHY 902 1 038 537 515 15% -4%

3 LA ROCHE-POSAY 227 326 137 168 44% 23%

4 LIERAC 236 236 83 69 0% -18%

5 FILORGA 171 199 46 46 16% 0%

6 URIAGE 81 140 36 71 73% 97%

7 Avene 82 133 46 68 64% 49%

8 NUXE 44 59 20 25 34% 28%

9 КОРА 33 57 55 95 76% 72%

10 CAUDALIE 34 36 14 12 5% -14%

Источник: розничный аудит DSM Group

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

22 1 912017 1 Р£МШ1ШМ

В косметических изделиях используют те жиры и жировые композиции, которые по своему химическому составу и строению близки к кожному жиру человека. Это наиболее многочисленный класс косметических ингредиентов. Они смягчают кожу, восполняют потерю кожного жира при мытье, придают коже гладкость и здоровый внешний вид, предупреждают шелушение и сухость кожи, препятствуют потере воды при испарении [5].

Особые углеводы, такие как гиалуроно-вая кислота, обеспечивают запас влаги в коже, который определяет ее гладкость и упругость. Гиалуроновая кислота активно используется в косметических продуктах против старения кожи и в увлажняющих средствах. Она входит в состав многих кремов и масок для лица, лосьонов и тоников [5].

• ТРЕНДЫ РЫНКА

В ассортименте аптек представлен широкий набор косметических средств, предназначенных для борьбы с возрастными изменениями кожи. Многие из них заслужили хорошие отзывы потребителей и высокие оценки специалистов [3]. Чем больше омолаживающих процедур появляется в современной ко-

сметологии, тем выше ожидания потребителей, подогреваемые рекламой [1]. При этом популярность омолаживающих средств на рынке, безусловно, зависит не только от маркетинговых ходов компаний-производителей: потребителю важно качество приобретаемой косметики. Мировой опыт показывает, что, если качество продукта снижается или конкурент повышает качество своих изделий, позиции даже успешных и популярных торговых марок ухудшаются [6].

На сегодняшний день в аптечном сегменте представлено около 118 наименований антивозрастной косметики. По данным розничного аудита DSM Group, среднегодовой темп роста этого сегмента рынка за 2014—2016 гг. составил 32% в рублях и 53% в упаковках, в итоге в 2016 г. было реализовано порядка 4,1 млн упаковок косметических средств для омоложения кожи на сумму порядка 3,6 млрд руб. в ценах конечного потребления (рис. 1). Более 98% продаж в рублях и упаковках приходилось на косметику, произведенную во Франции и России (рис. 2). Основная целевая аудитория потребителей антивозрастной косметики — это женщины в возрасте от 25 до 60 лет. В 2016 г. на российском рынке 21% продаж в упаковках приходился на косме-

тику для женщин зрелого возраста (45—59 лет), 49% — для женщин среднего возраста (25—44 года). Наряду с этим, косметические средства для женщин зрелого возраста заняли порядка 38%, а для среднего возраста — 34% рынка в рублях (рис. 3). Среди многообразия эффектов аптечной косметики можно отметить борьбу с глубокими и мимическими морщинами, возможность замедления процессов перекисного окисления липидов, регенерирующее действие, лифтинг-эффект и др. (рис. 4). Преимущественно это средства для лица. К основным антивозрастным маркам косметики, представленным в российских аптечных сетях в 2016 г. относятся LIBREDERM, VICHY, LA ROCHE-POSAY, LIERAC, FILOR-GA и др. (табл.).

Старение — это сложный и малоизученный процесс. И все же сегодня уже изучены многие процессы, ведущие к появлению определенных признаков старения, и найдены средства, способные частично замедлить или временно приостановить эти процессы. При этом именно профилактика старения кожи и защита ее от повреждений, а не пластическая операция являются самым надежным средством продления молодости [1].

ИСТОЧНИКИ

1. Марголина А., Эрнандес Е. Новая косметология. 2-е изд. М.: ООО «Фирма КЛАВЕЛЬ», 2005.

2. Шабунова А.А., Барсуков В.Н. Качество жизни и человеческий потенциал территории. Проблемы развития территории, 2015, 1(7Б).

3. Омоложение лица аптечными средствами. Женский журнал «Женомания»». Ссылка: zhenomaniya.ru. Дата обращения: 29.03.2016.

4. Королева Ю.Е. Рецептурный состав органической и традиционной косметики. Сибирский торгово-экономический журнал, 2010, 10, 80-82.

5. Самуйлова Л., Пучкова Т. Косметическая химия. Ч. 1. Ингредиенты. М.: Школа косметических химиков, серия «Ex pro-fesso», 2005.

6. Турубара Е.В., Лоскутова Е.Е. Исследование ассортимента лечебной косметики в аптечной организации. Вестник РУДН. Медицина. Специальность «Фармация», 2004, 4.

рисуномз Структура продаж антивозрастной косметики по целевой аудитории

Е ■■ 4W1A"

Источник: розничный аудит DSM Group

рисуно^4 Структура продаж антивозрастной косметики по действию косметического средства

* Ü/14 Iiih-V-"!

■ il.v,, r^,1.н!"<.■.>LVг.-,,;гъу V 3SJ

■ ДПиД ■ 114 Гц at

■ J.ivj ™ - г^-.ул

Источник: розничный аудит DSM Group

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.