Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 126-137. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(8(478):126-137. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 338.484, 338.486
doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-126-137
ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И САНКЦИЙ
Елена Сергеевна Силова1, Юрий Сергеевич Тарынин2
1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected], ORCID 0000-0002-5813-0145
2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Идея глобального мира со свободным перемещением людей, товаров и капиталов по всему миру подвергается пересмотру не только неортодоксальными экономистами, но и приверженцами либеральных концепций. Не является исключением и туристический сектор: целые страны закрывают свои границы, отменяется прямое авиасообщение между ними, усиливаются угрозы безопасности, резко меняется геополитическая обстановка. Цель данной работы — проанализировать тренды развития туризма в России в условиях новой реальности, проанализировать динамику развития отдельных подотраслей данного сектора, что в дальнейшем позволит авторам разработать рекомендации по развитию институциональных мер поддержки внутреннего туризма. Результатами представленной работы являются выявленные тренды развития туризма на современном этапе и проведенный анализ экономических показателей туристического сектора России в 2017-2021 гг. В работе также выделены основные тенденции развития туризма в Челябинской области. В России происходит активная переориентация туризма на внутренний, появляются новые регионы — лидеры в туризме. Увеличивается объем услуг гостиниц и иных средств коллективного размещения. Существенно сокращается въездной туризм. Объем оказываемых туристических услуг вырос по сравнению с пандемийными показателями. Исследование экономических показателей турагентств и туроператоров показало: происходит активное инвестирование, несмотря на снижение финансовых показателей, компании видят существенные перспективы долгосрочного развития отрасли за счет внутреннего потенциала. Туристические агентства в целом демонстрируют рост финансовых показателей, активно наращивают инвестиции при поддержке государства. Многие регионы, в том числе Челябинская область, демонстрируют существенные успехи в развитии внутреннего туризма, предлагая новые туристические маршруты и продукты. При проведении исследования авторы использовали данные открытых источников в отраслевом и региональном разрезе, в частности информационно-статистическую базу данных «Фира-Про», данные Росстата. В исследовании применялись методы статистического анализа, графической интерпретации данных, методы анализа и синтеза.
Ключевые слова: внутренний туризм, туристический поток, факторы развития туризма, региональная экономика, тренды развития туризма
Для цитирования: Силова Е. С., Тарынин Ю. С. Тренды развития туризма в России в условиях нестабильности и санкций // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 126-137. doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-126-137.
Original article
TOURISM DEVELOPMENT TRENDS IN RUSSIA UNDER CONDITIONS OF INSTABILITY AND SANCTIONS
Elena S. Silova1, Yuri S. Tarynin2
1 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected], ORCID 0000-0002-5813-0145
2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
Abstract. The idea of a global world with free movement of people, goods and capital around the world is being revised not only by unorthodox economists, but also by adherents of liberal concepts. The tourism sector is no excep-
© Силова Е. С., Тарынин Ю. С., 2023.
tion: entire countries are closing their borders, direct flights between them are canceled, security threats are increasing, and the geopolitical situation is changing dramatically. The purpose of this work is to analyze the trends in the development of tourism in Russia in the new reality, to analyze the dynamics of the development of individual sub-sectors of this sector, which in the future will allow the authors to develop recommendations for the development of institutional measures to support domestic tourism. The results of the presented work are the identified trends in the development of tourism at the present stage and the analysis of economic indicators of the tourism sector of Russia in 2017-2021. The paper also highlights the main trends in the development of tourism in the Chelyabinsk region. In Russia, there is an active reorientation of tourism to the domestic, new regions are emerging — leaders in tourism. The volume of hotel services and other means of collective accommodation is increasing. Inbound tourism is significantly reduced. The volume of tourist services provided has increased compared to the pandemic indicators. A study of the economic indicators of travel agencies and tour operators showed that there is an active investment, despite the decline in financial indicators, companies see significant prospects for long-term development of the industry due to internal potential. Travel agencies in general demonstrate an increase in financial indicators, actively increase investments with the support of the state. Many regions, including the Chelyabinsk Region, demonstrate significant progress in the development of domestic tourism, offering new tourist routes and products. When conducting the study, the authors used data from open sources in the sectoral and regional context, in particular, the FiraPro information and statistical database, Rosstat data. Methods of statistical analysis, graphical interpretation of data, methods of analysis and synthesis were used in the study.
Keywords: domestic tourism, tourist flow, tourism development factors, regional economy, tourism development trends
For citation: Silova ES, Tarynin YS. Tourism development trends in Russia under conditions of instability and sanctions. Bulletin ofChelyabinskState University. 2023;(8(478):126-137. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023478-8-126-137.
Введение
Появляющееся окно возможностей для развития внутреннего туризма может обеспечить поток инвестиций в регионы России, увеличить благосостояние жителей, способствовать развитию инфраструктуры и новых форм туризма и сопутствующих видов деятельности. Однако для реализации вновь открывающихся возможностей развития и внутреннего, и внешнего туризма необходимо научно проанализированное и обоснованное управление туристической сферой. Для этого требуется научное осмысление факторов, которые обусловливают изменения во внешних и внутренних туристических потоках, построение соответствующих моделей. В первую очередь речь идет о развитии институциональной среды, создании как формальных институциональных рамок, в которых было бы максимально удобно действовать участникам соответствующих экономических процессов, создании политики стимулирования внутреннего туризма, так и развитии неформальных институтов, связанных с устойчивыми изменениями в культуре и бизнес-практике. Институциональное проектирование развития отрасли туризма должно опираться на систематическое изучение трендов развития туризма.
Развитие туризма может быть сложным процессом, с рядом потенциальных проблем, которые могут возникнуть. Они могут включать неадекватную инфраструктуру, отсутствие доступа к ресурсам, отсутствие регулирования,
а также неадекватные маркетинг и продвижение места назначения. Кроме того, могут существовать культурные и экологические проблемы, которые могут препятствовать развитию туризма, такие как отсутствие культурного понимания места назначения и его достопримечательностей или ухудшение состояния окружающей среды, вызванное чрезмерным туризмом. Для решения этих проблем правительства и туристические организации могут сосредоточиться на создании инициатив в области устойчивого туризма, содействии культурному взаимопониманию и разработке нормативных актов и политики, защищающих окружающую среду. Кроме того, они могут сосредоточиться на развитии необходимой инфраструктуры и ресурсов для обеспечения процветания туризма в пункте назначения. Таким образом, для национальных туристических кластеров сегодняшний день — окно возможностей, которым следует воспользоваться для интенсивного развития отрасли, которая является важным сектором постиндустриальной экономики и оказывает существенный мультипликативный эффект на развитие многих других отраслей экономики.
Цель данной работы — выделить основные тренды развития туризма в 2020-2022 гг. на макро- и мезоуровне (на примере Челябинской области) для последующего обоснования системы мер, направленных на институциональную поддержку развития туристической отрасли в новых условиях развития.
Обзор литературы
Необходимо отметить высокую степень интереса к проблематике туризма и в российской, и в зарубежной экономической литературе
Н. К. Сердюкова, Д. А. Сердюков, Н. В. Баль отмечают, что одновременно с международным кризисом в туризме, связанным с пандемией ко-ронавируса, наблюдается активный рост внутреннего туризма в России, динамика восстановления отрасли в нашей стране — одна из лучших в мире, что авторы связывают с мерами поддержки со стороны государства [10]. Указанные авторы фиксируют рост интереса к такой проблематике, как овертуризм, характерный ранее только для крупнейших городов Европы, но с которым в 2021 г. летом столкнулись субъекты туристической отрасли Краснодарского края. Однако, с другой стороны, нам представляется, что недостаточный уровень развития комфортной и доступной туристической инфраструктуры для массового внутреннего туриста также является одной из причин такого явления, как овертуризм. Совершенно понятно, что туризм, как системное явление, имеет свои риски, ограничения и последствия, в том числе экологического характера, но при этом в постиндустриальной экономике является важнейшим сектором, и его развитие должно быть запланировано с учетом этих рисков и ограничений. В работах Н. Сердюковой, Д. Сердюкова и О. Филипенковой выделены основные тренды развития внутреннего туризма в 2021-2022 гг., среди основных из которых авторы указывают высокий внутренний спрос на региональный туристический продукт, изменение турпотоков, перестройку логистических цепочек поставщиков для гостиничного бизнеса (на 5070 %), формирование новых рынков въездного и выездного туризма (преимущественно в сторону стран Ближнего Востока, СНГ, Латинской Америки и Азии) и др. [9]. С. А. Кириллова исследует современные тренды в развитии международного туризма [4]. К. Р. Мельник, Д. А. Плетнёв анализируют проблему изменения спроса на услуги туризма в постпандемийной реальности [5].
Анализом эффективности мер поддержки внутреннего туризма в России также занимаются многие авторы. В частности, В. В. Татдаева, О. Р. Тегетаева, Б. Э. Багаев фиксируют, что реформирование управления туристической отраслью началось еще в допандемийный период, с передачи функций по развитию туризма Министерству экономического развития РФ, в 2020 г. Феде-
ральное агентство по туризму перешло под контроль Правительства РФ и была принята Стратегия развития туризма на период до 2035. Авторы также приводят перечень мер поддержки отрасли в 2021 г. (основной из которых — туристический кешбэк, а также возмещение 50%-ной стоимости на путевки в детские лагеря) и в 2022 г. (значительно более широкие, включая кредитные каникулы по кредитным договорам до 1 марта 2022 г., льготное кредитование для субъектов туризма, обнуление НДС для субъектов гостиничного бизнеса, субсидирование проектов внутреннего туризма и событийных мероприятий) [14]. Однако авторы указывают и на ряд недостатков в государственных мерах поддержки и продвижения туризма, например, созданная цифровая платформа о туризме Russia.Travel практически не используется потребителями, так как цены внутреннего туризма перечеркивают его привлекательность в выгоду доступных зарубежных предложений, даже с учетом кешбэка, а сам кешбэк доступен у очень ограниченного числа представителей рынка, и многие потенциальные потребители туристических продуктов не могут им воспользоваться [14]. Тут следует добавить и высокий уровень непрозрачности рынка аренды жилья, чаще туристы предпочитают пользоваться частными предложениями, так как это более удобно и доступно.
Также стоит учесть, что стимулы развития туризма связаны с запросами потребителей и туристическим потенциалом региона. Например, в Челябинской области популярны такие виды активного отдыха, как рафтинг, верховая езда и катание на горных лыжах, где всё развитие легло на малых и средних предпринимателей. Тем временем музеи, достопримечательности региона, санатории, которых достаточно много, находятся на очень низком уровне спроса.
В российской экономической литературе активное внимание уделяется также и проблемам развития делового туризма (М1СЕ-туризма). С. Г. Пьянкова и соавторы исследуют особенности делового туризма в Свердловской области, которая является крупным деловым и промышленным центром страны, в регионе активно развивается событийный туризм (2-е место по итогам 2021 г. после Санкт-Петербурга), регион проводит большое количество деловых мероприятий (Международная промышленная выставка «ИННОПРОМ», Международный форум высотного и уникального строительства, Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий
высокотехнологичных отраслей и др.) [7]. Для других крупных деловых центров, в частности Челябинской области, подобный опыт необходимо брать на вооружение в рамках стратегического развития туристического сектора региона. Подробнее анализ возможностей развития туризма на Южном Урале был проведен в работе Е. С. Силовой, А. Сейфи, С. Мотаги [11; 13]. Также ранее рассматривались более подробно проблемы реализации туристического потенциала Челябинской области, и в качестве основной из них была выделена незаинтересованность субъектов региональной власти в развитии внутреннего туризма в регионе, несмотря на значительный природно-географический, исторический, этнографический потенциал региона [12]. Развитием промышленного туризма в сибирских моногородах занимается коллектив авторов из Сибирского института управления (филиала РАНХиГС). М. В. Иванова и В. М. Матюнин исследуют ограничения и барьеры в продвижении туристического комплекса в моногородах Сибирского федерального округа, приведены примеры успешных практик развития туризма в моногородах, которые могут быть использованы и в других промышленных регионах, в частности в Челябинской области [2; 3]. Перспективным направлением внутреннего туризма становятся новые регионы на юге нашей страны, анализом стратегии развития туризма в Республике Дагестан занимаются У. С. Дадаева и Н. К. Ка-малутдинова [1].
Важными вопросами исследования остаются вопросы влияния крупных спортивных мероприятий на развитие туризма, а также региональных экономических систем, в зарубежной и российской науке также существует значительное количество исследований по этой теме. Для нашей страны в данный момент с учетом геополитической обстановки важным вопросом становится использование в дальнейшем спортивной инфраструктуры, созданной с серьезными инвестиционными вложениями в крупных центрах в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи в 2014 г., Универсиаде в Казани (2013), Чемпионату мира по футболу 2018 г.
Методы и результаты
При проведении исследования авторы использовали данные открытых источников в отраслевом и региональном разрезе, в частности информационно-статистическую базу данных «Фира-Про», данные Росстата. В исследовании приме-
нялись методы статистического анализа, графической интерпретации данных, методы анализа и синтеза.
На первом этапе исследования выявлены общие тенденции изменения общероссийских показателей развития туризма в 2018-2021 гг. (статистика по 2022 г. пока недоступна). На втором этапе проведен анализ тенденций в изменении финансовых показателей в двух важнейших туристических подотраслях: ОКВЭД 2: (79.11) Деятельность туристических агентств и (79.12) Деятельность туроператоров. На третьем этапе исследования изучены тенденции развития туризма в Челябинской области.
Как видно из табл. 1, по основным показателям развития туризма в России согласно данным Росстата, общий объем услуг туристических агентств и туроператоров в 2021 г. значительно вырос по сравнению с 2020 г. — в 1,63 раза, но не достиг уровня допандемийного 2019 г., составив всего 83 % от него. При этом можно фиксировать определенную переориентацию спроса: например, объем услуг санаторно-курортных организаций вырос в 2021 г. в 1,48 раза по сравнению с 2020 и в 1,13 раза по сравнению с 2019 г., что может объясняться сокращением перелетов и ориентацией на внутренние объекты туризма и отдыха, более близкие к месту жительства туристов, сменой приоритетов туризма в сторону лечебных и оздоровительных. Однако тенденция по увеличению объема услуг гостиниц и аналогичных услуг предоставления временного жительства практически такая же: в 2021 г. объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья вырос в 1,55 раза по сравнению с 2020 г. и в 1,14 раза по сравнению с 2019 г., таким образом, спрос на услуги размещения постоянно растет в течение рассматриваемого периода. Это также может объясняться переориентацией туризма на внутренний спрос.
Рассмотрим некоторые данные агрегаторов туристического спроса и агентства по туризму в 2022 г., поскольку Росстат пока не предоставляет таких данных за полный 2022 г., а только за первый и второй кварталы. Туроператоры зафиксировали рост спроса на активные и приключенческие туры примерно на 30 % в 2022 г.1 Наиболее популярными направлениями внутреннего туризма стали курорты Сочи,
1 Итоги развития туристической отрасли в 2022 году и прогнозы на 2023 год. URL: https:// strategy.ru/news/106
Таблица 1 Table 1
Вклад туризма в экономику России в 2018—2021 гг. The contribution of tourism to the Russian economy in 2018-202
Показатель 2018 2019 2020 2021
Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации (в основных текущих ценах, %) 2,7 2,8 2,4
Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд руб. 172,1 179,8 91,9 149,8
в % от общего объема платных услуг 1,7 1,7 1,0 1,3
Объем услуг санаторно-курортных организаций, млрд руб. 129,1 133,9 101,9 150,7
в % от общего объема платных услуг 1,3 1,3 1,1 1,3
Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья, млрд руб. 255,7 247,7 183,4 284,3
в % от общего объема платных услуг 2,6 2,4 2,0 2,5
Экспорт услуг по статье «Поездки»*, млрд долл. США 11,6 11,0 3,9 4,0
в % от общего объема экспорта услуг 17,9 17,7 8,1 7,1
т т \У ** К** /— Инвестиции в основной капитал , , млрд руб. 348,9 359,5 343,4 388,6
в % от общего объема инвестиций по всем видам деятельности 2,6 2,4 2,2 2,2
Средняя численность работников**, чел. 1 166 350 1 179 697 1 146 426 1 161 860
в % от средней численности работников по всем видам деятельности 3,5 3,6 3,4 3,4
Среднемесячная начисленная заработная плата работников**, руб. 51 580,0 54 185,4 52 984,9 59 233,5
в % к среднемесячной начисленной заработной плате работников по всем видам деятельности 103,4 100,5 91,4 92,2
* По данным платежного баланса Банка России.
** По собирательной группировке «Туризм» на основе ОКВЭД2.
*** Без субъектов малого предпринимательства.
Источник: Статистический бюллетень Росстат к Всемирному дню туризма 2022 // Электронный ресурс. Режим доступа: rosstat.gov.ru
здесь рост составил более 5 % по сравнению со вполне успешным 2021 г. и несмотря на значительное увеличение стоимости туристических пакетов (примерно на 30-50 %), что было связано в том числе с открытостью аэропорта в г. Адлере; резко увеличился турпоток в Дагестан, также популярность среди внутренних туристов набирали направления в Московской области, Республике Татарстан, Нижнем Новгороде, Карелии и других регионах, активно работавших над развитием своего туристического потенциала в предыдущие годы. На увеличении внутренних потоков туризма могли сказаться не только геополитические события 2022 г., но и отложенный спрос на туризм из-за пандемии, когда люди, никуда не ездившие два последних года, в 2022 г. решили где-либо отдохнуть и выбрали наиболее доступные и комфортные направления.
В табл. 2 отражены следующие тренды 2022 г.: въездной туризм существенно сократил-
ся по сравнению с выездным, и их соотношение составило 0,45. Это связано с резкими сокращением посещений страны иностранными туристами. Объем услуг туристических агентств и туроператоров за первое полугодие 2022 г. составил 86,8 млрд руб., что превышает данные по итогам первой половины 2021 г., и, скорее всего, с учетом отпускного сезона, приходящегося в основном на третий квартал, рост будет более существенным, чем в 2021 г. Таким образом, можно говорить о том, что внутренний туризм активно развивается в последние годы, несмотря на внешние ограничения, рост стоимости туристических услуг и продуктов и снижающиеся реальные доходы населения. Наряду с внутренним туризмом отмечается и рост потоков в отдельные страны, например, в Египет поток увеличился на 6 %, в Объединенные Арабские Эмираты — на 62 %, на Мальдивы — на 50 %, несмотря на рост стоимости чека на указанные направления в пределах
Таблица 2 Table 2
Туризм в России в I и II кварталах 2022 г. Tourism in Russia in the I and II quarters of 2022
Показатель I квартал 2022 г. II квартал 2022 г. Прирост I квартала 2022 г. к I кварталу 2021 г., % Прирост II квартала 2022 г. ко II кварталу 2021 г., %
Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек 12 900,3 18 013,0 15,9 18,4
в том числе: граждан России 12 254,1 17 343,8 14,9 18,5
иностранных граждан 646,2 669,2 40,6 15,3
Число ночевок в коллективных средствах размещения, тыс. 44 975,8 75 248,6 19,7 17,1
Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей), млн руб. 103 707,1 169 990,5 15,0 17,8
Число въездных туристских поездок, тыс. 1 414,4 2 237,0 21,6 35,3
Число выездных туристских поездок, тыс. 3 383,0 4 582,7 50,2 27,3
Пассажирооборот, млрд пасс. км 87,3 102,2 18,5 -4,5
из них по видам транспорта: железнодорожный 20,8 31,5 11,1 14,1
воздушный (транспортная авиация)* 46,5 48,2 34,4 -14,6
Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд руб.** 37,0 49,8 42,6 34,4
Объем услуг санаторно-курортных организаций, млрд руб.** 26,4 41,1 7,9 -0,4
Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья, млрд руб.** 63,9 70,0 5,0 -1,0
Оценка туристского потока, млн 23,5 41,4 16,
* По данным Росавиации.
** В сопоставимых ценах.
Источник: Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма 2022. URL: rosstat.gov.ru
от 3 до 12 %. Однако такой рост связан с переориентацией выездного туризма на более доступные страны, а также часть потока может быть обусловлена не совсем туристическими целями поездки.
На втором этапе исследования рассмотрим финансовые и экономические показатели и тенденции их изменения по туристическим отраслям: Россия, ОКВЭД 2: (79.11) Деятельность туристических агентств и (79.12) Деятельность туроператоров.
На рис. 1 представлены экономические показатели туристических агентств. Из представленных графиков можно увидеть, что выручка тури-
стических агентств в 2021 г. значительно выросла (что может объясняться не только восстановлением спроса, но и ростом цен на туристические продукты), превысив показатели допандемийно-го 2019 г., но еще сильнее выросла дебиторская задолженность, тем не менее в целом туристическим агентствам удалось выйти на положительную прибыль от деятельности.
На рис. 2 приведена динамика инвестиций в основной капитал туристических агентств и их рентабельности продаж. Инвестиции осуществлялись почти полностью за счет собственных средств. Резкий рост инвестиционной активности в 2021 г. связан не только с восстановлением
Рис. 1. Динамика основных экономических показателей деятельности туристических агентств
в 2017-2021 гг., млн руб. Fig. 1. Dynamics of the main economic indicators of travel agencies in 2017-2021, million rubles. Источник: Составлено авторами самостоятельно на основе данных FiraPro
спроса на туристические продукты и повышенным запросом на развитие внутреннего туризма. В последние годы государство активно поддерживает развитие туризма, в том числе в виде грантов на региональные программы, субсидирования чартерных рейсов, вложений в развитие инфраструктуры, льготное кредитование. Это тоже важный фактор активизации инвестиционной деятельности туристических агентств.
В то же время следует отметить, что основные меры господдержки сфокусированы на малом и среднем бизнесе в туризме и на развитии инфраструктуры.
На рис. 3. можно увидеть более подробную структуру источников инвестиций в основные средства, а также выделен основной тип вложений — здания и сооружения. Как было сказано выше, в 2021 г. в основном туристические агент-
1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0
-.,8,4
4 4 A A
^--2,-5-- ------v 1,9 -r
/
> /
1 ГТГ
ства инвестировали собственные средства, и инвестировали их в здания и сооружения. Рост очень заметен в сравнении с допандемийным 2017 г., но тем не менее по объемам инвестиций можно отметить, что он остается достаточно низким, переориентация туристических потоков внутрь страны требует гораздо больше вложений в туристическую инфраструктуру.
Как мы видим из графиков, представленных на рис. 3, инвестиции резко увеличиваются в 2021 г. за счет преимущественно собственных средств, что, вероятно, является одной из причин роста кредиторской задолженности предприятий отрасли, бюджетные средства практически не инвестируются в данный сектор на протяжении рассматриваемого периода, за исключением 2017 г.
Если же рассматривать динамику физического объема инвестиций в основной капитал по круп-
10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0 -2,0 -4,0 -6,0 - 8,0 - 10.0
2017
2018
2019
2020
2021
годы
| I Инвестиции в основной капитал (КСП)
| I Собственные средства, направленные на инвестиции в основной капитал -----Рентабельность продаж
Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал и рентабельности продаж туристических агентств
в 2017-2021 гг., тыс. руб./% Fig. 2. Dynamics of investments in fixed assets and profitability of sales of travel agencies in 2017-2021,
thousand rubles/%
Источник: Составлено авторами самостоятельно на основе данных FiraPro
Рис. 3. Динамика источников инвестиций в основной капитал туристических агентств
в 2017-2021 гг., тыс. руб.
Fig. 3. Dynamics of sources of investment in fixed assets of travel agencies in 2017-2021, thousand rubles Источник: Составлено авторами самостоятельно на основе данных FiraPro
ным и средним организациям (рис. 4), то в 2021 г. не удалось выйти на уровень 2017 г., но кризис инвестиций, обусловленный пандемией, преодолен. Если предположить, что инвестиции останутся и далее на том же уровне, можно будет ожидать улучшений в туристической инфраструктуре.
Далее рассмотрим основные экономические показатели деятельности туроператоров, данные доступны только за 2019-2021 гг.
Из рис. 5 следует, что 2019 год стал крайне негативным для туроператоров с точки зрения ключевых показателей: максимальных значений за рассматриваемый период (данные доступны за последние три годы в базе данных FiraPro) достигли кредиторская и дебиторская задолженность, превысившие отметку в 10 млрд руб., что в десятки раз больше, чем у турагентств. Выручка постепенно стала увеличиваться, и в 2021 г. выросла почти вдвое по сравнению с 2019 г., достигнув почти 6 млрд руб. Это стало результатом активной поддержки туроператоров со стороны государства и восстановлением спроса на туристические услуги населением, а также увеличения стоимости туристических продуктов. Тем не менее и в 2021 г. показатели кредиторской и дебиторской задолженности остаются высокими, несмотря на их существенное снижение. Отрасль в целом в 2020 и 2021 гг. демонстрировала значительные убытки. Туроператоры пострадали гораздо сильнее из-за пандемийного кризиса, в том числе из-за резкого сокращения международного туризма, туроператорам не так легко и быстро удалось перестроить свое предложение для изменившегося рынка.
2021 2020 2019 2018 2017
0 100,0 200,0 300,0
Рис. 4. Индекс физического объема инвестиций
в основной капитал по крупным и средним организациям, нарастающим итогом, % к соответствующему периоду предыдущего года Fig. 4. Index ofphysical volume of investments in fixed assets by large and medium-sized organizations, cumulative, % to the corresponding
period of the previous year Источник: Составлено авторами самостоятельно на основе данных FiraPro
Несмотря на более сложное финансово-экономическое состояние туроператоров по сравнению с турагентствами, на рис. 6 можно увидеть резкий рост инвестиций в основной капитал в 2020 г. — он составили более 1,4 млрд руб. Это связано с существенными инвестициями в развитие инфраструктуры южных регионов страны, в том числе Республики Крым, где происходило интенсивное обновление гостиниц, санаториев и баз отдыха.
Далее рассмотрим изменения в туристических потоках Челябинской области, которая имеет се-
Рис. 5. Динамика основных экономических показателей деятельности туроператоров
в 2019-2021 гг., млрд руб. Fig. 5. Dynamics of the main economic indicators of tour operators in 2019-2021, billion rubles Источник: Составлено авторами самостоятельно на основе данных FiraPro
12 10 8 6 4 2 0 - 2
годы
□ Выручка (нетто) от продажи тыс руб 0 Прибыль (убыток) от продаж Кредиторская задолженность, всего □ Дебиторская задолженность, всего
4
рьезный потенциал развития туризма в силу наличия большого количества природных объектов. В табл. 3 представлены показатели посещаемости региона, которые существенно растут.
В течение 2021 г. Челябинскую область посетили 3 926 726 туристов. Увеличение количества гостей региона по сравнению с 2020-м (3,063 млн) составило 28,2 %) и в 2020 г. в сравнении с «до-ковидным» 2019-м (3,055 млн) составило почти 26 %, что отражает положительную динамику роста туризма в регионе. За 2022 г. в Челябинской области число коллективных средств размещения составило 531 тыс. мест.
По результатам национального туристического рейтинга прослеживается повышение рей-
тинга Челябинской области в сравнении с показателями туристического потенциала других регионов. Челябинская область заняла 13-е место в Национальном туристическом рейтинге по итогам 2022 г; по сравнению с 2021 г она поднялась на одну позицию. Результат 96,1 балла оказался лучшим во всем УрФО: Тюменская область заняла 16-е место (92,4 балла), Свердловская область — 17-е (91,2), ХМАО — 44-е (62,1), Курганская — 75-е (30,8) и ЯНАО — 77-е (30,5)1. В 2016 г. Челябинская область занимала в рейтин-
1 Итоги развития отраслей и работы Министерства экономического развития Челябинской области в 2021 г. URL: http://chelyabinsk-news.net/ other/2022/02/14/346225.html
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
■3,7
■34,8
■9,7
2019 2020 2021
Инвестиции в основной капитал (КСП)
-----Рентабельность собственного капитала
0
- 5,0
- 10,0
- 15,0
- 20,0
- 25,0
- 30,0
- 35,0
- 40,0
годы
Рис. 6. Динамика инвестиций в основной капитал туроператоров в 2019-2021 гг., млрд руб. Fig. 6. Dynamics of investments in fixed assets of tour operators in 2019-2021, billion rubles Источник: Составлено авторами самостоятельно на основе данных FiraPro
Таблица 3 Table 3
Показатели посещаемости Челябинской области с туристической целью
Attendance indicators o ' the Che yabinsk region for tourist purposes
Показатель 2019 2020 2021 Темп роста, 2020 к 2019, % Темп роста, 2021 к 2020, %
Посещаемость туристами, тыс. чел. 3 055,0 3 063,0 3 926,7 126 128
Использование коллективных мест размещения, тыс. ед. 614,0 668,0 755,0 119 113
Объем платных услуг населению (туристские, гостиницы и аналогичные средства размещения, а также специализированные коллективные средства размещения) 7 134,0 7 610,4 9 650,0 116,7 126,8
Источник: Итоги развития отраслей и работы Министерства экономического развития Челябинской области в 2021 году. URL: http://chelyabinsk-news.net/other/2022/02/14/346225.html
ге 30-ю строчку. С тех пор регион постепенно повышал свою позицию. Таким образом, развитие туристического комплекса Челябинской области идет вполне успешно, региону удается использовать появляющиеся возможности для диверсификации структуры экономики и развития внутреннего туризма.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Развитие внутреннего туризма идет достаточно успешно, несмотря на новые условия, связанные с пандемийным кризисом и санкционными ограничениями. Увеличивается объем услуг гостиниц и иных средств коллективного размещения. Происходит быстрая переориентация туризма на внутренний спрос, появляются новые туристические регионы: Дагестан, Республика Татарстан, Нижний Новгород и др. Существенно сокращается въездной туризм. Объем оказываемых туристических услуг вырос по сравнению с пандемийными показателями, происходит переориентация выездных туристических потоков. Исследование экономических показателей турагентств и туроператоров показало: происходит активное инвестирование,
несмотря на снижение финансовых показателей, компании видят существенные перспективы долгосрочного развития отрасли за счет внутреннего потенциала. Туристические агентства в целом демонстрируют рост финансовых показателей, активно наращивают инвестиции при поддержке государства. Туроператоры пострадали более существенно, но также при этом участвуют в инвестировании. Увеличиваются туристические потоки в Челябинской области. Многие регионы, в том числе Челябинская область, демонстрируют существенные успехи в развитии внутреннего туризма, предлагая новые туристические маршруты и продукты. Челябинская область активно использует свой туристический потенциал, что показывает и движение вверх в Национальном туристическом рейтинге. Это стало возможным в том числе благодаря серьезной поддержке отрасли со стороны государства. Результаты проведенного анализа могут быть использованы для разработки государственной политики в области поддержки туризма. Анализ ее эффективности и разработку предложений по ее совершенствованию авторы ставят себе задачей в будущих исследованиях.
Список источников
1. Дадаева У. С., Камалутдинова Н. К. Стратегия развития туризма в регионах России: Республика Дагестан как перспективный регион для развития туризма // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4 (129). С. 363-366.
2. Иванова М. В. Тенденции и особенности развития моногородов в России и повышение их конкурентоспособности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 1. С. 86-91. 1^:/Мо1о^/10.21603/2500-3372-2018-1-86-91.
3. Иванова М. В., Матюнин В. М. Промышленный туризм — новый тренд развития сибирских моногородов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7, № 4. С. 501-510. htps://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-4-501-510.
4. Кириллова С. А. Развитие международного туризма: современные тренды и меры поддержки // Известия Уфимского научного центра РАН. 2021. № 4. С. 90-101.
5. Мельник К. Р., Плетнёв Д. А. Изменение спроса на туристические услуги до и во время пандемии // Пути евразийской интеграции: геополитика, экология, экономика, человек : материалы сателлитной научной конференции с международным участием в рамках Х Всероссийской II Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С. 42-47.
6. Плетнёв Д. А., Силова Е. С., Сейфи А. Тенденции развития туризма в регионах, принимавших Чемпионат мира по футболу 2018 года // Вестник Сургутского государственного университета. 2020. № 3 (29). С. 17-27.
7. Пьянкова С. Г., Ергунова О. Т., Богомолова И. В., Белякова Н. Ю. Тренды интеграции MICE-ту-ризма в приоритетные сферы социально-экономического развития региона // Региональная экономика. Юг России. 2022. Т. 10, № 3. С. 16-27.
8. Руденко Л. Г. Этноотели — новый тренд в развитии этнографического туризма // Вестник РМАТ. 2018. № 4. С. 136-143.
9. Сердюкова Н., Сердюков Д., Филипенкова О. Анализ туристского и гостиничного рынка Сочи и трендов потребительского поведения в условиях новой реальности // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. № 4 (12). С. 4-13.
10. Сердюкова Н. К., Сердюков Д. А., Баль Н. В. Анализ трендов развития туризма и гостеприимства в условиях новой реальности // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40 (2). С. 254-261.
11. Силова Е. С. Проблемы реализации туристического потенциала Челябинской области // Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем : материалы Третьей Всероссийской научной конференции памяти акадамика А. И. Татаркина. Челябинск, 2019. С. 191-194.
12. Силова Е. С., Сейфи А., Мотаги С. Развитие внутреннего туризма в постпандемической реальности (кейс Южного Урала) // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 224, № 4. С. 342-353.
13. Силова Е. С., Плетнёв Д. А., Bui N. Kh. Модели развития регионального туризма // Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России : материалы I Международной IX Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 97-99.
14. Татдаева В. В., Тегетаева О. Р., Багаев Б. Э. Современные тренды развития и меры поддержки российской индустрии туризма // Управленческий учет. 2022. № 7. С. 594-600.
15. Safronova T. N., Evtukhova O. M., Yabrova O. A. Social tourism as a tourism development trend in the Russian Federation and regions // Services in Russia and Abroad. 2021. Т. 15, № 1 (93). С. 122-128.
References
1. Dadaeva US, Kamalutdinova NK. Strategy for the development of tourism in the regions of Russia: the Republic of Dagestan as a promising region for the development of tourism. Economika y predpinimatelstvo = Economics andEntrepreneurship. 2021;(4):363-366. (In Russ.).
2. Ivanova MV. Tendencies and features of development of Russian monotowns and their competitive recovery. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i eko-nomicheskie nauki = Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Political, sociological and economic sciences. 2018;(1):86-91. : htps://doi.org/10.21603/2500-3372-2018-1-86-91. (In Russ.).
3. Ivanova MV, Matyunin VM. Industrial tourism — a new trend in the development of Siberian single-industry towns. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i ekonomicheskie nauki = Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Political, sociological and economic sciences. 2022;7(4):501-510. http://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-4-501-510. (In Russ.).
4. Kirillova SA. Development of international tourism: modern trends and support measures. Proceedings of the Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2021;(4):90-101. (In Russ.).
5. Melnik KR, Pletnev DA. Changing the demand for tourism services before and during the pandemic. In: The ways of Eurasian integration: geopolitics, ecology, economics, people. Materials of a satellite scientific conference with international participation within the framework of the X All-Russian II International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk; 2021. Pp. 42-47. (In Russ.).
6. Pletnev DA, Silova ES, Seifi A. Trends in the development of tourism in the regions hosting the 2018
FIFA World Cup. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Surgut State University. 2020;(3):17-27. (In Russ.).
7. Pyankova SG, Ergunova OT, Bogomolova IV, Belyakova NYu. Trends in the integration of mice-tourism into the priority areas of the socio-economic development of the region. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii = Regional Economics. South of Russia. 2022;10(3):16-27. (In Russ.).
8. Rudenko LG. Ethno-hotels — a new trend in the development of ethnographic tourism. Vestnik RMAT = RMATBulletin. 2018;(4):136-143. (In Russ.).
9. Serdyukova N, Serdyukov D, Filipenkova O. Analysis of the tourist and hotel market in Sochi and trends in consumer behavior in a new reality. Professorskiy zhurnal. Seriya: Rekreatsiya i turizm = Professor>s Journal. Series: Recreation and tourism. 2021;(4):4-13. (In Russ.).
10. Serdyukova NK, Serdyukov DA, Bal NV. Analysis of trends in the development of tourism and hospitality in a new reality. Estestvenno-gumanitarnyye issledovaniya = Natural-humanitarian research. 2022;(40): 254-261. (In Russ.).
11. Silova ES. Problems of realizing the tourism potential of the Chelyabinsk region. In: Competitiveness and development of socio-economic systems. Proceedings of the Third All-Russian Scientific Conference in memory of Acad. A. I. Tatarkin. Chelyabinsk; 2019. Pp. 191-194. (In Russ.).
12. Silova ES, Seifi A, Motagi S. Development of domestic tourism in the post-pandemic reality (the case of the southern Urals). Nauchnyye trudy Volnogo ekonomicheskogo obshchestva Rossi = Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2020;224(4):342-353. (In Russ.).
13. Silova ES, Pletnev DA, Bui NKh. Models of development of regional tourism. In: Rasul readings: Islam in the history and modern life of Russia. Materials of the I International IX All-Russian Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk; 2020. Pp. 97-99. (In Russ.).
14. Tatdaeva VV, Tegetaeva OR, Bagaev BE. Modern development trends and measures to support the Russian tourism industry. Nauchnyy zhurnal "Upravlencheskiy uchet" = Management accounting scientific journal. 2022;(7):594-600. (In Russ.).
15. Safronova TN, Evtukhova OM, Yabrova OA. Social tourism as a tourism development trend in the russian federation and regions. Services in Russia and Abroad. 2021;15(1):122-128.
Информация об авторах
Е. С. Силова — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования.
Ю. С. Тарынин — магистр направления «Экономика» Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования.
Information about the authors
E. S. Silova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of Industries and Markets of the Institute of Economics of Industries, Business and Administration.
Y. S. Tarynin — Master of Economics of the Institute of Economics of Industries, Business and Administration.
Статья поступила в редакцию 30.05.2023; одобрена после рецензирования 21.08.2023; принята к публикации 28.08.2023.
Вклад авторов: оба автора сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 30.05.2023; approved after reviewing 21.08.2023; accepted for publication 28.08.2023.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
The authors declare no conflicts of interests.