УДК 316.4:340(470 + 571)
Сухарева Анна Михайловна
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета
ТРЕНДЫ ПРАВОВОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Аннотация:
В статье проанализированы тренды правовой сферы российского общества в условиях современных трансформаций, среди которых особо выделены защита прав и свобод граждан как от внутренних, так и от внешних угроз, установление легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения потребностей. Автор отмечает, что доминирование двух означенных трендов продиктовано не столько политической волей российских лидеров, сколько внутренними потребностями самого российского общества.
Ключевые слова:
тренды, правовая сфера, российское общество, защита прав и свобод граждан, способы удовлетворения потребностей.
Sukhareva Anna Mikhaylovna
PhD student, Saint Petersburg State University
THE TRENDS IN THE LEGAL SPHERE OF THE RUSSIAN SOCIETY IN THE CONTEXT OF MODERN TRANSFORMATIONS
Summary:
The article analyses the trends in the legal sphere of the Russian society in the context of modern transformations, in particular, protection of the rights and freedoms of citizens both from internal and external threats, as well as establishment of legal and generally accepted methods and forms of meeting the needs. The author notes that the dominance of these two trends is determined by not so much the political will of the Russian leaders, as the internal needs of the Russian society.
Keywords:
trends, legal sphere, Russian society, protection of the rights and freedoms of citizens, ways to meet the needs.
На сегодняшний день наблюдаются значительные трансформации российского общества. Развитие и функционирование его правовой сферы определяется то одними, то другими трендами. Для эффективного функционирования социально-правовых институтов необходимо уделять большее внимание именно тем трендам, необходимость в которых продиктована потребностями самого общества, чтобы не было разрыва между социальной и правовой составляющими в социально-правовых институтах. Этим обосновывается актуальность темы исследования.
Основные тренды развития правовой сферы современного российского общества соответствуют двум глобальным функциям, которые выполняет как вся правовая сфера общества в целом, так и каждый социально-правовой институт в частности. Первая - защита прав и свобод граждан от внутренних и внешних угроз, вторая - установление легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения потребностей.
Остановимся более подробно на обозначенных трендах развития правовой сферы российского общества и попытаемся ответить на вопрос, почему именно они являются доминирующими.
1. Защита прав и свобод граждан.
Доминирующий характер данного тренда развития на сегодняшний день обусловлен не столько политической волей лидеров государства, сколько внутренними потребностями самого российского общества. Этот вывод подтверждают данные последних официальных опросов населения. Так, произошедшие в недалеком прошлом трагические события (крушение российского самолета в Египте в результате теракта и взрывы во Франции) усилили страхи россиян перед террористической угрозой [1 ]. Боязнь граждан России за свою жизнь и здоровье лишь подтверждает необходимость обращения российскими властями особого внимания на выполнение именно этой функции правовой сферы и ее социально-политических институтов.
При этом характер внешней политики России в данной сфере в целом поддерживается российским обществом. Так, более половины россиян (53 %) одобряют выбранный властями курс по участию в сирийском конфликте, 15 % опрошенных даже советуют действовать более активно [2].
2. Установление легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения потребностей.
Сложности в экономике сказываются на доходах и в целом на уровне жизни российских граждан. По данным последнего опроса ВЦИОМ, всего 44 % россиян вполне довольны своей жизнью. Это меньше, чем летом 2014 г., когда удовлетворение выразил 51 % респондентов [3].
Низкий уровень социального самочувствия населения может привести к недовольству населения функционированием социально-правовых институтов, в первую очередь правительства и
президента. Этим и обосновывается вывод о том, что приоритетным на сегодняшний день является установление легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения потребностей.
Сегодня российское общество столкнулось с рядом экономических проблем:
1. Санкции против Российской Федерации.
Санкции в отношении Российской Федерации были введены в марте 2014 г. США, а также странами Европейского союза. Они заключаются в замораживании счетов, запрете на осуществление деловых и политических контактов на территории указанных стран, а также контактов с их представителями. В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели санкции против нее.
2. Падение цен на нефть.
Но развитие экономики ограничивают не только санкции и политическая нестабильность. Ситуация осложняется также исчерпанием традиционных для России источников экономического роста. Например, цена на нефть постепенно снижается и достигла в 2016 г. 35 долл. за баррель. А ведь весь российский бюджет на 2016 г. спроектирован исходя из предположительных цен на нефть в 50 долл. [4].
3. Отток капитала.
Геополитическая напряженность является причиной значительного оттока капитала из России. В 2015 г. отток капитала из России составил 50,2 млрд долл. [5].
В 2015-2016 гг. были предприняты определенные меры для поддержания достойного уровня жизни населения России и неусугубления экономического кризиса.
Одной из таких мер является изменение самой структуры экономики российского общества. Конкурентное производство до сих пор сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах. Необходимо оказывать поддержку в развитии предприятиям, которые задействованы в промышленности, сельском хозяйстве, малом и среднем бизнесе.
Для достижения этой цели Российская Федерация стала разрабатывать программы им-портозамещения и поддержки экспорта, технологического обновления производств и подготовки профессиональных кадров.
Второй мерой для поддержания достойного уровня жизни населения России и неусугубления экономического кризиса является укрепление доверия между властью и бизнесом, улучшение делового климата в стране. Для этого в ближайшее время «правительственная комиссия по административной реформе совместно с деловыми объединениями внесут в Государственную думу законопроект с конкретными предложениями по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов в сфере торговли и предпринимательства» [6].
Следующей мерой для улучшения экономического климата в Российской Федерации является продолжение борьбы с коррупцией. Активную роль в борьбе с коррупцией в 2015 г. сыграл такой гражданско-правовой институт, как Общероссийский народный фронт. В рамках его проекта «За честные закупки» был выявлен ряд правонарушений, связанных с нецелевым расходованием государственных средств. Именно активисты Общественного народного фронта инициировали принятие закона, запрещающего «золотые парашюты» для региональных чиновников, в том числе губернаторов, чьи полномочия были прекращены в связи с нарушением ими закона. Выплаты сохраняются для тех, кто уходит с поста по достижении пенсионного возраста или из-за утраты трудоспособности. Согласно законопроекту, «запрещено выдавать компенсации региональным чиновникам и депутатам, полномочия которых прекращены в связи с несоблюдением ими запретов, ограничений и обязанностей по законодательству РФ» [7].
Стоит отметить, что основные тренды развития правовой сферы российского общества были обозначены в Послании Президента Федеральному Собранию.
Однако столь большое внимание только этим двум трендам развития современного российского общества оставляет в тени остальные функции социально-правовых институтов, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям. Об этом свидетельствует и опрос ВЦИОМ относительно оценки Послания Президента Федеральному Собранию. Из речи Путина наиболее положительно респонденты оценили вопросы борьбы с терроризмом (13 %) и введения санкций против Турции (13 %), предложение по продлению материнского капитала (13 %), направления внутренней политики. Среди негативных оценок послания респонденты чаще всего упоминали социальную политику (6 %) [8].
Таким образом, существует потенциальная опасность того, что нереализация любой из функций социально-правовых институтов: регулятивной, социальной защиты ослабленных групп общества, интегративной и других - может привести к разрыву между «правовыми декларациями» и социальными реальностями, то есть неудовлетворению потребностей общества и, как следствие, недовольству общества функционированием социально-правовых институтов государства. Поэтому функционирование социально-правовых институтов и выполнение ими своих социальных предназначений должны быть сбалансированными.
Ссылки:
1. Террористическая угроза: мониторинг [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 2988. URL: http://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=115491 (дата обращения: 11.03.2016).
2. Инцидент с Су-24 и как на него реагировать [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 3002. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115518 (дата обращения: 11.03.2016).
3. Социальное самочувствие россиян: все показатели снижаются [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 2930. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115390 (дата обращения: 11.03.2016).
4. О федеральном бюджете на 2016 год : федер. закон от 14.12.2015 № 359-Ф3 // Собрание законодательства РФ.
2015. 21 дек. № 51 (ч. I, II, III). Ст. 7230.
5. Фомченков Т. Отток капитала из России снизился [Электронный ресурс] // Российская газета. 2015. 13 нояб. URL: http://www.rg.ru/2015/11/13/kapital-site.html (дата обращения: 11.03.2016).
6. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. 2015. 8 дек. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50899 (дата обращения: 11.03.2016).
7. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. 2015. 3 дек. URL: http://kremlin.ru/events/pres-ident/news/50864 (дата обращения: 11.03.2016).
8. Послание Президента Федеральному Собранию - 2015 [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 2930. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115508 (дата обращения: 11.03.2016).
References:
1. The terrorist threat: monitoring: press release VTsIOM № 2988 2016, retrieved 11 March 2016, <http://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=115491>.
2. The incident with the Su-24 and how to react to it: press release VTsIOM № 3002 2016, retrieved 11 March 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115518>.
3. Social well-being of Russians: all figures are reduced: press release VTsIOM № 2930 2016, retrieved 11 March 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115390>.
4. 'On the Federal Budget for 2016: fader. Law of 14.12.2015 number 359-FZ' 2015, Legislation of the Russian Federation, December 21, no. 51 (Part. I, II, III), art. 7230.
5. Fomchenkov, T 2015, 'The outflow of capital from Russia decreased', Russian newspaper, Nov. 13, retrieved 11 March
2016, <http ://www. rg. ru/2015/11/13/kapital-site.html>.
6. The list of instructions for the implementation of the President's Address to the Federal Assembly 2015, December 8, retrieved 11 March 2016, <http://kremlin.ru/events/president/news/50899 >.
7. Address by the President to the Federal Assembly 2015, December 3, retrieved 11 March 2016, <http://krem-lin.ru/events/president/news/50864>.
8. Address by the President to the Federal Assembly - 2015: press release VTsIOM № 2930 2015, retrieved 11 March 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115508>.