Научная статья на тему 'Тренажер как инструмент подготовки к контрольному тестированию'

Тренажер как инструмент подготовки к контрольному тестированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1292
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕР / ТЕСТИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / TRAINING TEST / TESTING / TEACHING TESTING / STATISTICAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Наталья Дмитриевна, Самодова Галина Анатольевна

Рассматриваются вопросы, связанные с использованием обучающих тестов на стадии подготовки к различным видам контрольного тестирования студентов-медиков по английскому языку. Все тесты разработаны для данного курса, их статистические параметры соответствуют классическим критериям. Сравнивались результаты тематического, рубежного и итогового тестирования в группах с разным уровнем подготовки, использовавших и не использовавших для подготовки тренажеры. Показано, что использование тестов-тренажеров способствует повышению эффективности обучения. Результаты исследования подтверждены статистически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING TEST AS AN INSTRUMENT TO PREPARE FOR CONTROL TESTING

The article deals with the usage of teaching tests at the different stages of studying English by medical students to prepare for control testing. We compared the results of control testing received by the students using training test with those of students not using them. We investigated three kinds of tests: thematic, intermediate and final. Statistical parameters of tests meet the classical criteria. To analyze the impact of training test in detail, we compared the results of students according to their initial level of knowledge. It was shown that training tests influence positively the effectiveness of teaching. The results of investigation were confirmed statistically.

Текст научной работы на тему «Тренажер как инструмент подготовки к контрольному тестированию»

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)

УДК 377.4 (14.37.27)

Н. Д. Чернышева, Г. А. Самодова

ТРЕНАЖЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ

Рассматриваются вопросы, связанные с использованием обучающих тестов на стадии подготовки к различным видам контрольного тестирования студентов-медиков по английскому языку. Все тесты разработаны для данного курса, их статистические параметры соответствуют классическим критериям. Сравнивались результаты тематического, рубежного и итогового тестирования в группах с разным уровнем подготовки, использовавших и не использовавших для подготовки тренажеры. Показано, что использование тестов-тренажеров способствует повышению эффективности обучения. Результаты исследования подтверждены статистически.

Ключевые слова: тренажер, тестирование, обучающее тестирование, статистические методы.

В системе образования тестирование, а в настоящее время все в большей степени компьютерное тестирование используется в первую очередь как метод педагогического контроля. При этом тестирование помимо контрольной выполняет три основные и взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Однако в случае компьютерного тестирования эти функции имеют свои характерные особенности. Так, самая очевидная функция тестирования - диагностическая - превосходит все остальные формы педагогического контроля по объективности, широте и скорости выявления уровня знаний, умений и навыков учащихся. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся. Что касается обучающей функции, то она непосредственно связана с контрольной. Дело в том, что в ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение, закрепление и совершенствование знаний. То есть контрольное тестирование само по себе подразумевает обратную связь. Обучающим потенциалом в большей степени обладает и промежуточное тестирование, так как его основной целью является диагностика, а следовательно, разбор допущенных ошибок и выявление пробелов в обучении, что позволяет учащимся вернуться к повторению того учебного материала, который был ими не усвоен должным образом. Таким образом, тестирование не может рассматриваться исключительно как контрольная процедура. Однако в настоящее время методике разработки и применения обучающего тестирования уделяется недостаточно внимания.

Понятие «обучающее тестирование» впервые введено В. М. Кадневским [1, с. 23]. Обучающим тестом была названа «группа заданий в тестовой форме, объединенных принципом соответствия последовательности изложенного повествовательного материала учебника». В основе создания обучающих тестов лежит идея сплошного тестирования, под которым автором понимается изложение практически всего повествовательного материала

учебника в тестовый форме. Однако в заключении статьи уточняется форма представления тестовых заданий - не взамен базового учебника, а как дополнение к нему.

Тестовые методики могут успешно использоваться при подготовке к рубежному и итоговому тестированию. В литературе этот вид тестов имеет различные названия, такие как «репетиционное тестирование», «самотестирование», «тест-тренинг», «тест-тренажер», «интерактивный тренажер». Так, для подготовки к федеральному интернет-экзамену в сфере профессионального образования для оценки остаточных знаний рекомендовано использовать систему «Интернет-тренажеры». Эта система включает два режима: режим «Обучение», который предназначен для осмысления и закрепления пройденного материала, и режим «Самотестирование» - для самостоятельной оценки студентом уровня освоения дисциплины.

Понятие «тренажер» как симулятор, имитирующий будущую профессиональную деятельность, используется в разных областях техники, а также в спорте. Соответствующее определение дано в «Большой советской энциклопедии»: тренажер (от англ. train - воспитывать, обучать, тренировать) -учебно-тренировочное устройство для отработки рабочих навыков, выработки и совершенствования техники управления машиной (механизмом) [2]. Подобное определение дается в психологическом словаре: тренажер - техническое средство, служащее целям профессиональной подготовки человека-оператора, в конструкции которой реализована модель функционирования системы «человек - машина» [3, с. 65]. В педагогической литературе это новое явление и в педагогическом смысле еще не получило четкого определения. Так, в работе Н. А. Шкильменской [4, с. 65] дано следующее определение: «тест-тренинг - контролирующая программа, сопровождающаяся комментариями и демонстрацией правильного ответа». Однако это определение не отражает всей сущности понятия «тренажер» в педагогическом значении, не дает ответы на вопросы о предназначении, свойствах и ка-

честве тренажера, не отражает особенностей этого вида тестов. По сути, в педагогике тренажер может быть определен как комплекс заданий в тестовой форме, предназначенный для самостоятельной оценки уровня усвоения дисциплины обучающимися, выявления и устранения пробелов за счет использования обратной связи в виде комментариев к ответам и максимально приближенный к реальному контрольному тестированию.

В системе обучения иностранным языкам применение тестирования в обучающих целях не является в достаточной мере разработанной областью. Следует отметить, что наибольшую ценность для обучения, диагностики и т. д. имеют тесты, составленные самими преподавателями для своих учеников, так как в этом случае отбор содержания тестов основывается на содержании учебного пособия, которое использовалось для обучения. Однако при этом наряду с созданием базы тестовых заданий, нацеленных на промежуточную, итоговую аттестацию, необходима специально организованная деятельность по созданию системы заданий и для самостоятельной работы студентов.

Следует отметить, что обучающее тестирование, и в частности тренажеры, представляет собой эффективный метод организации самостоятельной работы студентов, способствующий усилению мотивированности процесса обучения, а также разработке развитой и гибкой структуры самостоятельной работы. Индивидуальная работа студентов с компьютером способствует развитию мыслительной деятельности, творческой активности, приучает к точности и аккуратности.

Данное исследование проведено для того, чтобы проанализировать роль тренажеров как инструмента для подготовки к тестированию по английскому языку.

В исследовании принимали участие студенты медицинского факультета Петрозаводского университета. Для оценки уровня знаний студентов по английскому языку используется специально разработанная система тестов, в которой предусмотрено входное, тематическое, рубежное и итоговое тестирование. В ходе разработки тестов было определено, что статистические параметры тестов соответствуют классическим требованиям, предъявляемым к тестам [5, с. 32-36]. В конце первого семестра проводится рубежное тестирование, которое помогает выявить недочеты в работе студентов, что способствует в дальнейшем их устранению и улучшению подготовки студентов по английскому языку. Как показано, использование вводно-коррективно-го курса способствует выравниванию уровня подготовки студентов, что позволяет начать обучение английскому языку с профессиональной направленностью [6]. Для подготовки к рубежному тести-

рованию был разработан тест-тренажер. Так же как и контрольный тест, тренажер был помещен на сервер дистанционных ресурсов WebCT и был доступен с любого компьютера в любое время, в то время как контрольный тест доступен только во время процедуры тестирования. Тренажер включал задания типа «множественный выбор», направленные на повторение изученной лексики и грамматики. Кроме того, для каждого варианта ответа была предусмотрена обратная связь, включающая комментарий к каждому неправильному ответу (рис. 1). На рис. 1 в качестве примера представлен тренажер, который использовался для подготовки к тесту по теме «Времена глаголов», аналогичный тому, что использовался в данном случае. При составлении теста соблюдался принцип «от простого к сложному». В случае выбора неправильного варианта ответа обучающийся может обратиться к подсказке (в правом верхнем углу).

Студенты могли пользоваться тестом по желанию. Результаты показали, что использовали тренажеры только 48 % студентов. Для того чтобы проанализировать, как влияет использование тренажера на результаты тестирования у студентов с разным уровнем подготовки, участники эксперимента были разделены на группы в зависимости от результатов, полученных на тесте: группа 1 -до 60 %, группа 2 - 60-70 %, группа 3 - 70-85 % и группа 4 - 85-100 %. Диаграмма (рис. 2) показывает, в какой степени использовали тренажер студенты в этих группах.

Средние результаты выполнения теста в группах, использовавших тренажер и не использовавших его для подготовки, практически не отличаются, кроме группы, получившей на тесте результаты от 70 до 80 % (увеличение по среднему с 74,03 до 80,75 %). Как видно из диаграммы, в этой группе больше всего студентов использовали тренажер. Возможно, в группах со слабой подготовкой у студентов просто не хватило времени на работу с тренажером, так как много времени потребовали предметы базового цикла, а те студенты, которые имеют очень хорошую подготовку по предмету, посчитали работу с тренажером излишней.

Для выявления роли тренажера при подготовке к тестированию был проведен следующий эксперимент. В нем приняли участие две группы студентов, средний уровень подготовки в которых был примерно равным (64,0 и 64,4 %). В одной из групп студенты использовали тренажер при подготовке к тесту по теме «Времена английских глаголов» (экспериментальная группа), а в другой - не использовали (контрольная группа). На рис. 3 представлены результаты теста в сравнении с исходными. Результаты в группах представлены в порядке возрастания исходных данных.

Вестник ТГПУ (ТБРПВиИвИп). 2015. 1 (153)

/В\ мгаН*

Рис. 1. Вид тренажера, использованного для подготовки к контрольному тестированию. В правом верхнем углу - обратная связь

3 4 5

Студенты а

Рис. 2. Использование тренажера в группах с разными результатами, полученными на рубежном тестировании, в процентах от общего количества: 11 % - менее 60 %, 35 % - 60-70 %, 50 % - 70-85 %, 4 % - 85-100 %

Как видно из рис. 3, для экспериментальной группы характерен заметный прирост знаний, средний процент выполнения заданий увеличился до 81,4 %. Причем студенты с низким начальным уровнем знаний в среднем показали более высокие значения прироста результатов. В контрольной группе средний показатель увеличился значительно меньше - до 68,5 %.

5 6 Студенты

б

Рис. 3. Результаты тестирования двух групп студентов: а - контрольная, б - экспериментальная. Вертикальными линиями на графике показан прирост результатов. Штриховые горизонтальные линии -средние значения входного и контрольного тестирования в группах

К началу эксперимента отсутствовали статистически значимые различия по уровню подготовки в группах. Сопоставление результатов теста контрольной и экспериментальной групп показало статистически значимое положительное влияние фактора - использование тренажера - на результаты тестирования. Для оценки результатов использовался О-критерий знаков и критерий Фишера. Следует отметить, что использование математических методов для обработки эмпирических данных педагогического эксперимента дают возможность представить результаты исследования более наглядно и убедительно [7].

Так как во втором семестре профессионально ориентированное овладение английским языком студентами-медиками становится приоритетным, то в тест, предназначенный для аттестации студентов по окончании 1-го курса, включаются задания, определяющие степень владения терминологическим фондом, соответствующим специальности. Второй раздел построен на материале, наиболее типичном для показателей сформированности определенных лексико-грамматических навыков. Третий раздел - работа с оригинальным текстом по специальности. При выборе текста для тестовых заданий за основу принимаются следующие принципы:

- принцип учета коммуникативной направленности;

- принцип учета специальности;

- принцип аутентичности;

- принцип жанровой и стилевой репрезентативности;

- принцип научности;

- принцип новизны [8, с. 132].

При этом особая значимость придается обучению профессиональному иностранному языку как важному фактору развития разносторонней личности. Отмечается важная роль обучения чтению текстов на иностранных языках, ориентированных на специальность, в формировании профессиональной компетенции, так как открывает доступ к новым источникам профессионально значимой информации [9, с. 124]. Подготовленный текст включал задания на понимание содержания текста, понимание главной мысли текста, а также нахождение в тексте конкретной информации по тому или иному вопросу. В тесте используются задания множественного выбора, а также задания на установление соответствия. Для подготовки к итоговому тестированию, которое проводится в конце первого курса, студентам также было предложено использовать тренажер, охватывающий основные разделы курса. На диаграмме (рис. 4) представлена доля студентов, воспользовавшихся тренажером в группах разного уровня подготовки.

3

Рис. 4. Количество студентов, использовавших тренажер в подготовке к итоговому тестированию, и их оценки: 13 % - до 60 %, 42 % - 60-70 %, 42 % - 70-85 %, 3 % - 85-100 %

Как видно из сравнения диаграмм на рис. 2 и 4, в подготовке к итоговому тестированию использовали тренажер больше студентов практически во всех группах, особенно в группах со средним уровнем знаний. Результаты выполнения контрольного теста студентами, использовавшими при подготовке тренажер, и теми, кто не воспользовался тренажером, представлены на рис. 5.

Группа студентов в зависимости от оценки

О Использовали тренажер ■ Не использовали тренажер

Рис. 5. Результаты выполнения итогового теста студентами с разным уровнем знаний в зависимости от использования тренажера

На рис. 5 видно, что лучшие результаты на итоговом тесте получены студентами, использовавшими для подготовки тренажер. Для проверки

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)

достоверности полученных выводов, результаты сопоставлены с использованием критерия Стью-дента. В результате обнаружены статистически значимые различия во всех группах. Очевидно, среди прочих факторов имеет значение адаптация к заданиям в тестовой форме, о которой сообщалось А. Анастази [10].

Замена традиционных контрольно-проверочных процедур тестовыми влечет за собой внедре-

ние обучающего тестирования в процесс обучения иностранным языкам. Изменение формы контроля потребовало разработки и применения новых средств обучения. Обучающее тестирование направлено на самопроверку и самоподготовку как метод организации самостоятельной работы студентов. Применение тренажеров позволяет выйти на более высокий уровень подготовки. Полученные результаты подтверждены статистически.

Список литературы

1. Кадневский В. М. Обучающие тесты в системе этнологических знаний // Педагогическая диагностика. № 2. 2006. С. 22-28.

2. Большая советская энциклопедия. URL: http://bigsoviet.org (дата обращения: 20.02.2014).

3. Психологическая энциклопедия. URL: http://psi.webzone.ru (дата обращения: 20.02.2014).

4. Шкильменская Н. А. Основные функции современных информационно-коммуникативных технологий в условиях гуманитаризации образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 89. С. 64-68.

5. Чернышева Н. Д. Проектирование и реализация компьютерного контроля уровня знаний студентов-медиков по английскому языку // Педагогические измерения. 2011. № 1. С. 27-41.

6. Чернышева Н. Д., Самодова Г. А. Вводно-коррективный курс как инструмент адаптации студентов-первокурсников медфака к обучению в вузе // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Октябрь 2013, ART 2062. СПб., 2013. URL: www.emissia.org/offline/2013/2062.htm.ISSN 1997-8588. Объем - 0,5 п.л. (дата обращения: 20.01.2014).

7. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М., 2004. 280 с.

8. Соколова Э. Я. Компьютерные тестовые задания как средство контроля и обучения профессиональному английскому языку // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7. С. 131-134.

9. Собинова Л. А. Обучение профессионально ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза в контексте компе-тентностного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7. С. 124-126.

10. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2007. 688 с.

Чернышева Н. Д., аспирант.

Петрозаводский государственный университет.

Ул. Ленина, 33, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия, 185910. E-mail: nata.chernysheva.52@mail.ru

Самодова Г. А., доцент.

Петрозаводский государственный университет.

Ул. Ленина, 33, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия, 185910. E-mail: kafped@kspu.karelia.ru

Материал поступил в редакцию 10.04.2014.

N. D. Chernysheva, G. A. Samodova TRAINING TEST AS AN INSTRUMENT TO PREPARE FOR CONTROL TESTING

The article deals with the usage of teaching tests at the different stages of studying English by medical students to prepare for control testing. We compared the results of control testing received by the students using training test with those of students not using them. We investigated three kinds of tests: thematic, intermediate and final. Statistical parameters of tests meet the classical criteria. To analyze the impact of training test in detail, we compared the results of students according to their initial level of knowledge. It was shown that training tests influence positively the effectiveness of teaching. The results of investigation were confirmed statistically.

Key words: Training test, testing, teaching testing, statistical methods.

References

1. Kadnevsky V. M. Obuchayuchshiye testy v sisteme etnologicheskikh znaniy [Teaching tests in the system of ethnological knowledge]. Pedagogicheskaya diagnostika - Pedagogical diagnostics, 2006, no. 2, pp. 22-28 (in Russian).

2. Bolshaya sovetskaya entsiklopediya [Comprehensive Soviet Encyclopedia]. URL: http://bigsoviet.org (accessed 20 February 2014) (in Russian).

3. Psikhologicheskaya entsiklopediya [Psychological Encyclopedia]. URL: http://psi.webzone.ru (accessed 20 February 2014) (in Russian).

4. Shkilmenskaya N. A. Osnovhyye funktsii sovremennykh informatsionno-kommunikativnykh tekhnologiy v usloviyakh gumanitarizatsii obrazovaniya [Basic functions of modern infomational communicative technologies in the conditions of education humanitarisation]. Izvestiya A. I. Hertsen RGPU- RGPU Bulletin, 2009, no. 89, pp. 64-68 (in Russian).

5. Chernysheva N. D. Proyektirovaniye i realizatsiya kompyuternogo kontrolya urovnya znaniy studentov-medikov po angliyskomu yazyku [Projecting and realization of computer control of the knowledge of medical students in English]. Pedagogicheskiye izmereniya - Pedagogical measurements, 2011, no. 1, pp. 27-41 (in Russian).

6. Chernysheva N. D., Samodova G. A. Vvodno-korrektivnyi kurs kak instrument adaptatsii studentov-pervokursnikov k obucheniyu v vuze [Introductory-corrective course as an instrument of adaptation of the medical students to the study at the institute of higher education]. The Emissia. Offline Letters, October 2013ART 2062. Saint-Petersburg, 2013. URL: www.emissia.org/offline/2013/2062.htm. ISSN 1997-8588. Volume 0,5 p.s. (accessed 20 January 2014) (in Russian).

7. Novikov D. A. Statisticheskiye metody v pedagogicheskikh issledovaniyakh [Statistical methods in pedagogical investigations]. Moscow, Prosvechsheniye Publ., 2004. 280 p. (in Russian).

8. Sokolova E. Ya. Kompyuternyye testovye zadaniya kak sredstvo kontrolya I obucheniya professionalnomu angliyskomu yazyku [Computer-based tests as monitoring aid and learning tool for professional English]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2012, vol. 7, pp. 131-134 (in Russian).

9. Sobinova L. A. Obucheniye professionalno orientirovannomu inoyazychnomu chteniyu studentov tekhnicheskogo vuza v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Professionally-oriented teaching to read of technical university students in the context of the competency approach]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 7, pp. 124-126 (in Russian).

10. Anastazy A., Urbina S. Psikhologicheskoye testirovaniye [Psycological testing]. St. Petersburg, 2007. 688 p. (in Russian).

Chernysheva N. D.

Petrozavodsk State University.

Ul. Lenina, 33, Petrozavodsk, Russia, 185910.

E-mail: nata.chernysheva.52@mail.ru

Samodova G. A.

Petrozavodsk State University.

Ul. Lenina, 33, Petrozavodsk, Russia, 185910.

E-mail: kafped@kspu.karelia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.