Научная статья на тему 'Трехмерное твердотельное моделирование и кинематический анализ компенсационного механизма'

Трехмерное твердотельное моделирование и кинематический анализ компенсационного механизма Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пирогов А.Е.

Рассмотрен механизм, преобразующий постоянное вращательное движение в сложное вращательное движение. Механизм смоделирован в системе автоматизированного проектирования, проведен кинематический анализ модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

3d modeling and kinematic analysis of compensating mechanism

In this paper there is considered mechanism converting simple rotational movement to combined rotational movement. Created model using computer-aided design system. The kinematic analysis of model is made..

Текст научной работы на тему «Трехмерное твердотельное моделирование и кинематический анализ компенсационного механизма»

Механизмы специальных систем

Необходимость комплексного подхода к задачам защиты от вибраций и ударов предопределяет значение концептуальной основы разработок и внимания к принципам построения ВЗС. Авторами проведено сравнительное изучение вопросов синтеза как пассивных, так и активных систем, удовлетворяющих определенным критериям эффективности (коэффициент передачи), рассмотрен ряд типовых ситуаций, связанных с введением амортизаторов между объектом защиты и вибрирующим основанием. Результаты таких разработок широко используются для создания систем защиты сиденья оператора транспортных средств, в системах транспортных подвесок автомобилей, при защите прецизионных станков и приборных систем. Включение в ВЗС активных элементов в виде управляемых силовых гидроцилиндров существенно расширяет диапазон изменения динамических свойств виброзащитных систем.

Новизна результатов исследования заключается в создании научно обоснованной методологической базы для решения вопросов, связанных с

выбором конструктивно-технических решений по созданию управляемых ВЗС, использующих гидравлические устройства, а также оценки возможностей повышения эффективности ВЗС.

Библиографический список

1. Насников, Д. Н. Активные элементы как типовые звенья в управляемых виброзащитных системах / Д. Н. Насников // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. Иркутск, 2008. № 4 (20). С. 41-49.

2. Насников, Д. Н. Типовые звенья в структурных интерпретациях механических колебательных систем / Д. Н. Насников, А. С. Логунов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. Иркутск, 2006. № 4 (12). С. 78-93.

3. Упырь, Р. Ю. Динамика механических колебательных систем с учетом пространственных форм соединений элементарных звеньев : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 01.02.06 / Р. Ю. Упырь. Иркутск, 2009. 19 с.

D. N. Nasnikov, A. N. Trofimov, E. A. Pashuta Irkutsk State University of Railway Engineering, Russia, Irkutsk

DYNAMIC INTERACTION FORMS AND FEATURES OF LINKS IN VIBROPROTECTION SYSTEMS WITH THE EXPANDED SET OF TYPICAL ELEMENTS

The scientific-methodological basis of vibroprotections system dynamic synthesis with the expanded element set on the basis of the structural methods assuming introduction of active (operated) elements, as additional chain of a feedback in the form of operating electrohydraulic devices is presented.

© Насников Д. Н., Трофимов А. Н., Пашута Е. А., 2009

УДК 539

А. Е. Пирогов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ТРЕХМЕРНОЕ ТВЕРДОТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПЕНСАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА

Рассмотрен механизм, преобразующий постоянное вращательное движение в сложное вращательное движение. Механизм смоделирован в системе автоматизированного проектирования, проведен кинематический анализ модели.

Различные законы движения звеньев исполнительных механизмов в мехатронных машинах получают за счет применения интеллектуальных устройств [1; 2], дорогих и сложных в производстве. Возможна их замена на более дешевые и простые в эксплуатации механизмы с регулируемым ходом. Однако механизмы с регулируемым ходом недостаточно изучены [3]. В данной работе рассмотрен компенсационный механизм, позво-

ляющий преобразовывать простое вращательное движение в сложное вращательное.

Объектом исследования является компенсационный механизм преобразования движения (см. рисунок). Механизм преобразует постоянную угловую скорость ведущего вала 1 в переменную ведомого вала 3 посредством пазового кулачка 2, закрепленного на валу червяка [3]. Это дает возможность добиться различных эффектов - вре-

Решетневские чтения

менной остановки шестерни, вращения ее в обратную сторону, различающихся по интенсивности ускорений.

Общий вид компенсационного механизма

Трехмерные твердотельные модели, отличающиеся законами движения выходного звена, созданы в программе SoПdWorks. Кинематический

анализ выполнен при помощи интегрированного пакета CosmosMotion.

По результатам работы сделан вывод о том, что механическая система в некоторых случаях может заменить мехатронную систему. Дальнейшая работа будет направлена на создание рабочей модели рассмотренного механизма.

Библиографический список

1. Подураев, Ю. В. Мехатроника: основы, методы, применение / Ю. В. Подураев. М. : Машиностроение, 2006.

2. Попов, Е. П. Основы робототехники / Е. П. Попов, Г. В. Письменный. М. : Высш. шк. 1990.

3. Кожевников, С. Н. Механизмы / С. Н. Кожевников [и др.]. М. : Машиностроение, 1976.

A. E. Pirogov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

3D-MODELING AND KINEMATICS ANALYSIS OF COMPENSATING MECHANISM

The mechanism converting simple rotational movement to combined rotational movement is presented. The model using computer-aided design system is created. The kinematics analysis of the model is made.

© Пирогов А. Е., 2009

УДК 621.787

С. И. Пономарев, С. П. Ереско

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПОЛУЧЕНИЯ УЗЛОВ МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИХ ТУРБИН

Рассмотрены вопросы технологии изготовления деталей изделий авиационно-космической техники методом диффузионной сваркой. Предлагается технология получения металлокерамических турбин с улучшенными технологическими параметрами.

В производстве авиационно-космической техники используются газовые металлокерамические турбины, работающие при высоких температурах. Однако изготовление их затруднено из-за отсутствия технологии получения соединения из жаропрочных сплавов и высокотемпературной керамики. Целью работы является проведение исследований и разработка технологического процесса соединения деталей металлокерамических турбин методом диффузионной сварки. Исследования проводились на свариваемых экспериментальных образцах-имитаторах с использованием никелевого промежуточного элемента. Исследовалось влияние режимов диффузионной сварки на проч-

ностные характеристики полученного соединения. Для получения регрессионной математической модели, характеризующей влияние технологических параметров сварки на механическую прочность соединения, и нахождения оптимальных режимов был применен метод математического планирования эксперимента и разработана программа для его реализации на ЭВМ. Критериями оценки качества сварки образцов-имитаторов были выбраны сопротивление сдвигу и стойкость к вибрационным нагрузкам.

Технологию отрабатывали на образцах-имитаторах, имеющих форму шестигранника диаметром 30 мм и высотой 6 мм. В качестве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.