Научная статья на тему 'Трехкомпонентный подход к решению проблемы тревожности при концертном выступлении у учащихся детских музыкальных школ'

Трехкомпонентный подход к решению проблемы тревожности при концертном выступлении у учащихся детских музыкальных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реан Артур Александрович, Глазкова Елена Александровна

Волнение при концертном выступлении у учащихся детских музыкальных школ часто приводит к текстовым потерям, срывам, не дает правильно показать музыкальный образ в произведении и т.д. На основании результатов, полученных в ходе выявления факторов тревожности при концертном выступлении у учащихся детских музыкальных школ, составлена и апробирована программа по снижению тревожности до уровня «мобилизующей» в едином трехкомпонентном формате ученики, их родители и педагоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реан Артур Александрович, Глазкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трехкомпонентный подход к решению проблемы тревожности при концертном выступлении у учащихся детских музыкальных школ»

УДК 159.9

ББК 88.52

Реан Артур Александрович

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор г. Москва Глазкова Елена Александровна соискатель г. Челябинск

Трехкомпонентный подход к решению проблемы тревожности при концертном выступлении у учащихся детских музыкальных школ

Волнение при концертном выступлении у учащихся детских музыкальных школ часто приводит к текстовым потерям, срывам, не дает правильно показать музыкальный образ в произведении и т.д. На основании результатов, полученных в ходе выявления факторов тревожности при концертном выступлении у учащихся детских музыкальных школ, составлена и апробирована программа по снижению тревожности до уровня «мобилизующей» в едином трехкомпонентном формате — ученики, их родители и педагоги.

Проблема тревожности при публичном выступлении является одной из

важных в музыкальной педагогике и психологии. Часто концертное выступление учащегося детской музыкальной школы сводит практически к нулю всю нелегкую работу как ученика, так и педагога. С удовольствием и большим усердием занимаясь в классе, ученик играет на сцене с текстовыми потерями, со срывами, не думая о музыкальном образе в произведении.

На наш взгляд, учитывать одни лишь личностные особенности ребенка в процессе возникновения тревожности в музыкально - исполнительской деятельности не совсем правильно, т.к. ребенок при подготовке к концертному выступлению взаимодействует с педагогом, родителями. В работе над

проблемой тревожности при концертном выступлении необходимо учитывать и социальный фактор: способы общения родителей с ребенком; адекватность требований, предъявляемых к ребенку; особенности взаимодействия педагога с ребенком, а также, личностные особенности (психические процессы и свойства) педагогов и родителей.

На основании результатов, анализа и интерпретации данных, полученных нами в ходе выявления факторов тревожности при концертном выступлении, была разработана комплексная коррекционно - развивающая программа по снижению тревожности у учащихся детских музыкальных школ до уровня «мобилизующей» (индивидуальные и групповые формы) в едином трехкомпонентном формате - ученики, их родители и педагоги.

направления Методы и техники психолого -педагогического воздействия

Развитие адекватности самооценки • Самоанализ, нахождение в себе сильных и слабых сторон. • Анализ выступлений, причин успеха и неуспеха. • Смещение акцента на профессиональные достижения, а не на личный успех. • Сказкотерапия.

Развитие мотивации (повышение уровня стремления к успеху) • Обучение выбору целей как в конкретной ситуации, так и в жизни в целом. • Нахождение причин неудачных выступлений не в отсутствии способностей, а в недостаточности приложенных усилий. • Построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц), определение параметров желаемого результата. • Снижение ценности ситуации.

Регуляция психического состояния • Обыгрывание, игры - драматизации. • Ролевая подготовка (моделирование ситуации концертного выступления). • Выявление потенциальных ошибок. • Упражнения на осознание эмоций, испытываемых при концертном выступлении.

Беседа о темпераменте. Обучение навыкам уверенного поведения. Аутогенная тренировка. Самовнушение. • Релаксационные техники: глубокое дыхание, мышечная релаксация._

Три разработке коррекционно-развивающих занятий с учащимися, мы опирались на работы, посвященные проблемам музыкальной психологии [2, 3,

9].

Основные блоки программы по эффективному взаимодействию

№ блок форма наименование

1. диагностический психодиагностика • И.М.Марковская «Взаимодействие родитель - ребенок» (подростковый вариант)

2. информационный дискуссия • «Тревожность при концертном выступлении»

беседа • «Язык принятия и непринятия» • «Способы эффективной коммуникации»

3. развивающий тренинг • Тренинг детско -родительского взаимодействия

концерт • Концерт -взаимодействие (ансамбли / сольные выступления родителей и учащихся)

При разработке системы коррекционно-развивающих занятий по взаимодействию родителей с тревожными подростками, мы опирались на работы по детско - родительскому взаимодействию [6, 7, 8, 11].

Основные блоки программы по эффективному взаимодействию

педагога сучащимся

№ блок форма Наименование/

содержание

1. диагностический психодиагностика • исследование

уровня эмпатийных

тенденций Юсупова

И.М.

• диагностика

состояния агрессии

Басса - Дарки

• самооценка

психических состояний

Айзенка Г.

• мотивация

профессиональной

деятельности Замфир

К. в модификации Реан

A.A.

2. информационный дискуссия • «Тревожность при

концертном

выступлении»

• «Стили

педагогического

руководства»

беседа • «Язык принятия и

непринятия»

• «Способы

эффективной

комму никации»

лекция • «Невербальная

коммуникация»

3. развивающий упражнения, игры • развитие эмпатии

• развитие навыков

самоанализа

• упражнения-

обучения навыкам

уверенного поведения

при концертном

выступлении • упражнения на выявление потенциальных ошибок в музыкальном произведении • аутогенная гренировка • релаксационные упражнения • развитие эффективной коммуникации • упражнения на эмоциональную регуляцию • ролевые игры

4. аналитический Анализ текущих оценок и оценок за экзамены, зачеты *

* Аналитический

Для определения влияния высокого уровень тревожности на качество выступлений предлагается проанализировать текущие оценки, полученные на уроках в течение полугодия и оценки, полученные на зачетах и академических концертах в этом же полугодии. Для этого подсчитывается средний балл текущих оценок (например, оценка 4- и 3+ принимается как 3,5 балла и т.д.) и средний балл оценок за академический экзамен, технический зачет. Эти баллы сравниваются. Если у учащегося за экзамен, технический зачет средний балл ниже, чем текущие оценки, то этот результат берется на заметку и анализируется психологом вместе с преподавателем, администрацией. Возможные причины ухудшения качества исполнения:

1 .Высокий уровень тревожности (работа по снижению уровня тревожности запланирована).

2. Не достаточная подготовленность учащегося к концерту (работа -выявление причин неподготовленности, определение нескольких сроков сдачи экзамена и т.д.).

При разработке системы коррекционно-развивающих занятий по взаимодействию педагога с тревожным подростком, мы опирались на работы по музыкальной психологии [2,3,9], по психологии педагогического общения [4,7,10,11].

Введение новых форм и методов работы на вокальных и инструментальных отделениях ДМШ

направление содержание

Дифференцированный подход 1. использование Зх направлений [5]: • общемузыкальное (базовая музыкальная культура) - для учащихся с ограниченными музыкально - слуховыми и цвигательными возможностями, слабым здоровьем (воспитание подготовленного слушателя, владеющего навыками самостоятельного музицирования); • академическое - для учащихся со средними, но поддающимися развитию, и хорошими музыкально-слуховыми данными; • профессиональное - обучение перспективной группы учащихся, которые могут рассматриваться как будущие профессионалы. 2. возможность учащимся сдавать произведения по мере готовности - не 1 раз в полугодие, а иметь 2-3 срока сдачи экзамена (например, последняя среда

марта, апреля, мая).

Система оценивания экзаменационных выступлений 1.оценивание не только баллом, но и словесное раскрытие перед учеником динамики результатов его творческой деятельности, анализ его возможностей. 2.дифференцированный подход к оценке собственно их способностей. 3.выставление оценки исключительно ученику, а не преподавателю; оценка должна быть конструктивной и стимулировать учебный процесс [1].

Создание на экзамене атмосферы принятия, доверия, комфорта и тепла 1.возможность учащимся находиться во время экзамена в зале, а не за дверью концертного зала. 2.введение аплодисментов (подобно ситуаций концертов, конкурсов). 3.увеличение пространства между сценой и членами экзаменационной комиссии (3,7м и более - публичное расстояние).

Данная программа апробировалась в трех детских музыкальных школах Челябинской области в течение 2006-2007 учебного года.

После проведения коррекционно-развивающих мероприятий проводились анализ и оценка результатов работы. Для получения качественных результатов коррекционно-развивающей работы, учащиеся были разделены на группы, где коррекционно-развивающая работа проводилась:

1. как с учащимся, так и с их преподавателями, родителями;

2. с учащимися и их преподавателями;

3. только с учащимися с высоким уровнем тревожности;

4. с преподавателями тех учащихся, у которых выявлен высокий уровень тревожности;

5. контрольная группа.

В качестве положительного достижения в результате реализации коррекционно - развивающей программы принималось:

1. снижение уровня тревожности у учащихся (на основании результатов диагностики по методике Ч. Д. Спилбергера, адаптация на русский язык Ю.Л.Ханин);

2. повышение качества исполнения музыкальных произведений на академическом концерте в апреле / мае 2007 года по сравнению с экзаменами в ноябре / декабре 2006 года (сравнение результатов текущих оценок и оценок за академический концерт, технический зачет в первом полугодии учебного года и втором полугодии).

Сопоставление результатов сравнительного анализа средних значений ситуативной тревожности учащихся, диагностированными на начальном этапе и после проведения формирующего эксперимента отражено на диаграмме (рис. 1).

70 60 50 40 30 20 10 0

60,4

■57т6

^ 54^ 52,3

43,

« Я

¡¡3

¡;с

54

□ начальный этап

■ заключительный этап

Рис. 1. Сопоставление средних показателей ситуативной тревожности на начальном и заключительном этапах эксперимента Сравнительный анализ средних значений ситуативной тревожности всех

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пяти выборок, представленный на диаграмме, позволяет утверждать, что

коррекционно-развивающие занятия в первой и во второй группах дали

наибольшую результативность. Этот результат значим на уровне

математической статистики по Т-криггерию Вилкоксона (р < 0.01). Работа

только с преподавателями (4 группа) дала положительный результат, хотя и

очень незначительный. Работа же только с учащимися (3 группа) дала

возможность в очень небольшой степени снизить уровень ситуативной

тревожности. Эти два результата не значимы на уровне математической

статистики (р > 0,05). В 5-ой (контрольной группе) отмечается рост

ситуативной тревожности.

Сопоставление результатов сравнительного анализа средних значений

личностной тревожности учащихся, диагностированными на начальном этапе и

после проведения формирующего эксперимента отражено на диаграмме (рис.

2).

54 52 50 48 46 44 42

52,2 —

52,3

50

■и

л

□ начальный этап

■ заключительный этап

Рис. 2. Сопоставление средних показателей личностной тревожности на начальном и заключительном этапах эксперимента Сравнительный анализ средних значений личностной тревожности всех пяти

выборок, представленный на диаграмме, позволяет утверждать, что

коррекционно-развивающие занятия в группе, где проводилась работа как с

учащимися, так и с их родителями и педагогами, дала наибольшую

результативность, что достоверно по Т-критерию Вилкоксона (р < 0.01). В

группе, где работа проводилась с учащимися и с их преподавателями, получены

также хорошие результаты, хотя несколько меньшие, чем в первой группе. Но

этот результат также достоверен по Т-критерию Вилкоксона (р < 0.01). В 3-ей

группе, где работа проводилась только с учащимися с высоким уровнем

тревожности и в 4-ой группе, где работа проводилась только с преподавателями

тех учащихся, у которых выявлен высокий уровень тревожности, коррекционно

- развивающие мероприятия дали небольшие положительные изменения. Но

этот результат не подтверждается статистически значимыми различиями. В 5-

ой (контрольной группе) отмечается рост личностной тревожности.

Увеличение ситуативной и личностной тревожности в контрольной группе, возможно объяснить тем, что диагностика на начальном этапе проводилась во второй четверти учебного года, а диагностика на заключительном этапе в конце четвертой четверти, т.е. в конце учебного года. В это время у учащихся неизменно возрастает уровень тревоги в связи с увеличением учебной и экзаменационной нагрузки не только в музыкальной школе, но и в общеобразовательной. Также влияет и общая усталость, накопленная за текущий учебный год.

Если принимать это во внимание, тогда и в отношении экспериментальных групп, возможен, пересмотр результатов анализа оценок, диагностик тревожности в лучшую сторону. А именно, в третьей экспериментальной группе, где работа проводилась только с учащимися и в четвертой экспериментальной группе, где работа проводилась только с преподавателями, мы можем считать даже почти нулевой результат за положительный. Однако, статистический Т-критерий Вилкоксона свидетельствует: положительный сдвиг достоверен в первой (ситуативная и личностная тревожность) и во второй (ситуативная и личностная тревожность) экспериментальных группах.

Для того, чтобы определить, как коррекционно-развивающие занятия повлияли на качество выступлений учащихся (т.е. изменилась ли результативность на экзаменах во втором полугодии 2006-2007 учебного года по сравнению с первым полугодием того же учебного года), мы проанализировали текущие оценки, полученные учащимися в течение второго полугодия и оценки, полученные на зачетах и академических концертах в этом же полугодии. Для этого мы посчитали средний балл оценок за второе полугодие и средний балл за экзамены, зачеты. Разницу между этими показателями сравнили с теми же расчетами за первое полугодие.

Нулевой реакцией считали изменения в одном (положительном или отрицательном) знаке. Так, если у испытуемого в первом полугодии было ухудшение результата между текущими оценками и оценками за экзамен, например, -0,4, а во втором полугодии, например, -0,3, то этот результат (нет

изменений в знаке с минуса на плюс) считали нулевым. Точно также в отношении плюсового знака. Если в первом полугодии разность между текущими оценками и оценками за экзамены, зачеты была, например, +0,7, во втором полугодии, например, +0,3, то этот результат (нет изменений в знаке с плюса на минус) считали также нулевым.

Положительным результатом мы считали изменение отрицательного результата в первом полугодии на положительный во втором полугодии. Соответственно, отрицательным результатом считали изменение положительного результата на отрицательный результат. Например, в первом полугодии 2006-2007 учебного года разность между средним баллом текущих оценок и средним баллом оценок за экзамены, зачеты составляла - «-0,3» балла; во втором полугодии эта разность изменилась на «+0,1». Отрицательный результат изменился на положительный. Соответственно, мы его принимали за положительный. Следует заметить, что изменение отрицательного результата на нулевой, принимали также за положительный.

Сопоставление результатов качества выступлений учащихся в первом полугодии 2006-2007 учебного года и второго полугодия 2006-2007 учебного года отражено на диаграмме (рис. 3).

□ 1

50% 1 т

экспериментальная

40%-'

группа ■ 2

30%-

экспериментальная

20%-'" Ш

группа □ 3

экспериментальная

10%-'

группа □ 4

-10%'

группа ■ контрольная группа

экспериментальная

-20%

г

Рис.3. Результативность качества выступлений во втором полугодии по сравнению с первым полугодием.

Сопоставление результатов качества выступлений учащихся в первом

полугодии 2006-2007 учебного года и второго полугодия 2006-2007 учебного года позволило определить, что в группе, где работа проводилась не только с учащимися, но и с их преподавателями, родителями, произошло улучшение качества выступлений, что с помощью критерия знаков G подтверждается статистики значимыми различиями (р < 0,01). Во 2-ой группе, где работа проводилась с учащимися и преподавателями, и в 4-ой группе, где работа проводилась лишь с преподавателями, результативность выступлений учащихся улучшилась. Но этот результат не подтверждается на статистики значимом уровне математической обработки. В 3-ей группе, где коррекционно - развивающая работа проводилась только с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности, не произошло изменений в качестве выступлений. В контрольной же группе качество выступлений ухудшилось на 13%.

Таким образом, подводя итоги формирующего эксперимента, можно утверждать, что снижение ситуативной и личностной тревожности (достоверно по Т-критерию Вилкоксона) эффективно в первой и второй экспериментальных группах; улучшение качества исполнения на экзаменах, зачетах (достоверно по критерию знаков G) эффективно только в первой экспериментальной группе.

В результате проведенного формирующего эксперимента и анализа результатов, полученных на разных этапах эксперимента, можно сделать следующий вывод: снижение ситуативной и личностной тревожности, улучшение качества исполнения произведений на экзаменах, зачетах, говорит о том, что система коррекционно-развивающих занятий, направленная на снижение уровня тревожности при концертном выступлении у учащихся детских музыкальных школ эффективна, когда проводится комплексно, т.е. в едином трехкомпонентном формате - ученики, их родители и педагоги.

Библиографический список

1.Басенко, П.; Крюкова В. Критерии оценки концертного выступления учащегося ДМШ [Текст] / П.Басенко, В.Крюкова // Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2002. - с. 219-228.

2.Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л.Л. Бочкарев. - М: Институт психологии РАН, 1997. - 350с.

3.Готсдинер, А.Л Музыкальная психология [Текст] / А.Л.Готединер. - М.:, 1993.- 190с

4.Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем [Текст] / Н.В.Клюева. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.

З.Крюкова, В.; Левченко, Г. Особенности образовательного процесса и учебных программ детской музыкальной школы [Текст] / В.Крюкова, Г.Левченко // Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2002.-с. 33-71.

6.Лютова, К.К.; Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / К.К.Лютова, Г.Б.Монина. - СПб.: Издательство «Речь», 2005.-190 с.

7.Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М.Марковская. - СПб.: Речь, 2005. - 150с.

8.Монина, Г.Б.; Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг [Текст] / Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 224 с.

9.Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст] / В. И. Петру шин. - М., 1997.-384с.

Ю.Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст] / Е.М.Семенова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 256с.

П.Шепелева, Л.Н. Программы социально - психологических тренингов [Текст] / Л.Н.Шепелева. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.