Научная статья на тему 'Требования, предъявляемые к актам управления. Последствия их несоблюдения'

Требования, предъявляемые к актам управления. Последствия их несоблюдения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10321
912
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ АКТ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисова Екатерина Константиновна

Требования, предъявляемые к содержанию правовых актов управления, можно разделить на три группы: социально-политические, организационно-правовые и организационно-технические. К требованиям социально-политического характера относятся ясность цели принятия правового акта управления и допустимость ее социально-политической сущностью государства, закрепленной в правовых актах. К организационно-правовым требованиям относится требование законности, т.е. соответствия действующему законодательству Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования, предъявляемые к актам управления. Последствия их несоблюдения»

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АКТАМ УПРАВЛЕНИЯ. ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЯ Борисова Е.К.

Борисова Екатерина Константиновна — студент, кафедра теории и истории государства и права, административного права, Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: требования, предъявляемые к содержанию правовых актов управления, можно разделить на три группы: социально-политические, организационно-правовые и организационно-технические. К требованиям социально-политического характера относятся ясность цели принятия правового акта управления и допустимость ее социально-политической сущностью государства, закрепленной в правовых актах. К организационно-правовым требованиям относится требование законности, т.е. соответствия действующему законодательству Российской Федерации. Ключевые слова: правовой акт, правовой институт, управление.

УДК-34

Данное правило выражается в соблюдении ряда условий:

а) правовой акт не должен противоречить Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ;

б) правовой акт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и аналогичными органами субъектов Федерации;

в) правовой акт должен учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов;

г) правовой акт должен быть издан полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом), то есть в рамках закрепленной за ним компетенции;

Организационно-технические требования, предъявляемые к правовым актам управления, предполагают:

1. Содержание установленных реквизитов (вид акта, его название; дата принятия, номер; наименование органа (органов), издавшего акт; должность и фамилия лица, подписавшего акт);

2. Четкость структуры правового акта, обеспечивающее логическое развитие темы правового регулирования;

3. Форма документа (надлежащий формат, шрифт, расположение текста);

4. Официально-деловой стиль изложения, соблюдение грамматических требований.

Юридическое значение требований, предъявляемых к правовым актам управления, обусловлено

тем, что их несоблюдение может послужить основанием решение вопроса об их действительности. В таком случае, различают оспоримые и ничтожные акты.

Оспоримыми называются акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами. Вопрос о законности оспоримого акта решается полномочным государственным органом. В одних таких ситуациях оспоримые акты могут быть, как признаны правомерными (после устранения обнаруженных в них недостатков), так и недействительными. Следует иметь в виду, что до признания акта недействительным оспоримый акт имеет юридическую силу и порождает правовые последствия.

Наиболее типичными вариантами оспаривания правовых актов управления являются:

а) опротестование. Наиболее известно принесение протестов на акты исполнительных органов (должностных лиц) органами прокуратуры.

б) обжалование. Конституция Российской Федерации (ст. 46) закрепляет право граждан обжаловать в суд решения исполнительных органов (должностных лиц). Существует и административный порядок обжалования гражданами правовых актов управления, нарушающих их права и законные интересы [1].

Ничтожными называются правовые акты управления, которые вследствие своей незаконности не могут порождать и не порождают юридических последствий. Ничтожность правового акта управления не предусматривает необходимость его отмены, поскольку он признается недействующим с момента принятия и не влечет юридических последствий.

Существует несколько способов обеспечения законности правовых актов управления. К ним относятся:

1) Отмена акта управления;

2) Приостановление его действия или исполнения.

Приостановление акта управления - официальное временное прекращение действия данного акта

до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право

отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е.

временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы) [2].

Список литературы

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник. М. ИКД Зерцало-М., 2003. С. 217.

2. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2009. С. 367.

3. Борисова Е.К. Возраст как один из признаков субъекта преступления I // Наука, образования и культура. Научно-методический журнал № 5 (40), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки». С. 93-95.

4. Борисова Е.К. Специальный субъект преступления // Отечественная юриспруденция. Научно-методический журнал. № 3 (35), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки». С. 4-6.

5. Борисова Е.К. Причины и условия, способствующие совершению халатности // Academy. Научно-методический журнал № 4 (43), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки». С. 49-51.

6. Борисова Е.К. Соотношение мотива и целей совершения преступления // Проблемы науки. Научно - методический журнал. № 4 (40), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки». С. 78-80.

7. Борисова Е.К. Цели и виды наказаний по Воинским Артикулам Петра I // Наука, образования и культура. Научно-методический журнал. № 4 (38), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки». С. 38-40.

8. Борисова Е.К. Личность преступника, совершившего халатность // Отечественная юриспруденция. Научно-методический журнал. № 2 (34), 2019. Москва: Издательство «Проблемы науки». С. 49-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.