УДК 622.331.002.5 А.Л. Яблонев
ТРЕБОВАНИЯ К ТРАКТОРАМ ДЛЯ ТОРФЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Основные производственные фонды в торфяной промышленности сильно обветшали и требуют обновления. Это в первую очередь относится к тракторам, которые являются приводными и тяговыми движителями торфяных машин. На основе анализа современных конструкций тракторов и опыта эксплуатации тракторов в условиях тор-фопредприятий сформулированы необходимые требования к тракторам для торфяной промышленности.
Ключевые слова : торф, торфяная промышленность, колесные тракторы, гусеничные тракторы, тяговая сила, коробка передач, ходоуменьшитель, гидросистема, навесное устройство, вал отбора мощности.
Современное состояние торфяной промышленности можно охарактеризовать понятием «затяжной кризис», выход из которого, как и в других отраслях промышленности в таких случаях, следует искать в модернизации производств, новых экономических схемах производств и создании новых, наукоемких производств, отвечающих самым последним требованиям к рентабельности и качеству выпускаемой продукции.
Поскольку основные фонды торфяных предприятий сильно обветшали, если не сведены к нулю, то для организации работы на должном уровне необходимы значительные инвестиции, и в первую очередь - для закупки новых тракторов и машин для подготовки залежи к эксплуатации и добычи торфа. Как правило, для обоснованности инвестиций и получения рентабельного предприятия в последующем, требуются глубокие изучения рынка и специфики производств.
Целью данной статьи является обобщение исследования рынка отечественных тракторов, данные о которых
получены с различных Интернет-сайтов, и представляют собой комплекс из описаний и технических данных по сотне модификаций современных и перспективных тракторов, а также опыта эксплуатации тракторов в условиях торфопредприятий для выявления необходимых и оправданных требований к тракторам для торфяной промышленности.
Закупка и использование тракторов на гусеничном ходу не позволит совместить основные технологические операции по добыче фрезерного торфа с вывозкой торфа потребителям [1]. Кроме того, гусеничные тракторы тягового класса 30 кН и более потребляют больше дизельного топлива, чем колесные тракторы. Поэтому в современных условиях, с учетом возможности использования гусеничных тракторов только в течение сезона добычи торфа (май-октябрь), можно назвать экономически неоправданным решение о закупке гусеничных тракторов для операций по добыче торфа. Использование колесных тракторов даст
возможность задействовать их в период сниженной добычи (при неблагоприятных погодных условиях) торфа и зимой на операциях по вывозке торфа с производственных участков и доставке потребителям. Однако с учетом эксплуатации тракторов на сильнооб-водненных и рыхлых почвах, конструкция тракторов должна предусматривать возможность сдваивания как передних, так и задних колес для снижения удельного давления на торфяную залежь. По этой же причине, с целью достижения необходимых параметров по силе тяги и проходимости, привод должен осуществляться не на один мост (чаще - задний), а на оба моста. Такие тракторы обеспечивают выполнение требований современных энергосберегающих и почвозащитных интенсивных технологий.
Дизельный двигатель, установленный на тракторе должен иметь жидкостную систему охлаждения и развивать максимальную мощность 100-140 кВт, что соответствует тракторам тяговых классов 2-3.
Конструкция коробки передач может быть разной, но наличие боль-шого количества скоростей движения вперед и назад является необходимым требованием. Это может быть достигнуто, например, с помощью применения многодиапазонной коробки передач. Опыта по использованию какого-либо иного типа коробок передач, кроме механического, в отечественной торфяной промышленности нет.
Наличие на тракторе ходоуменьши-теля, особенно на таких операциях, как профилирование карт профилировщиком МТП-52, является обязательным. Для широкой унификации тракторов на торфопредприятии есть смысл все тракторы подбирать с ходоуменьшите-
лем. Этому будет способствовать и дальнейшее перспективное использование машины для глубокого фрезерования и подготовки торфяной залежи к эксплуатации МТП-44 в комплекте с новыми тракторами.
Основные операции по добыче торфа предполагают наличие машин как тягового, так и приводного типов. При этом для сцепления машин с трактором достаточно, как правило, обыкновенного буксирного устройства. Применение заднего навесного устройства при имеющемся на сегодняшний день шлейфе торфяных машин, не требуется. Применение переднего навесного устройства на тракторе необходимо только в случае совмещения операций, как например, при совмещении фрезерования и валкования в одной машине (фрезер-валкователь).
Для привода машин достаточно одного вала отбора мощности, расположенного сзади трактора, в нижней части. При этом привод вала отбора мощности должен обеспечивать работу в двух диапазонах - асинхронном и синхронном со скоростями вращения 540/1000 об/мин при асинхронной работе и 3,5/6,3 об/м пути при синхронном режиме работы [2].
Г идросистема трактора должна быть раздельно-агрегатной и иметь 2-3 пары выводов сзади и одну пару выводов спереди, оканчивающихся быстро-соединяемыми муфтами.
Рулевое управление трактора должно быть оснащено усилителем гидравлического, пневматического или электрического типов.
Так как на операциях по добыче торфа машинисты работают при высоких температурах воздуха в сильно запыленных условиях, в кабине необхо-
дима качественная вентиляция и кон- требования к кабине должны соответ-
диционер. Для работы в зимних усло- ствовать общим требованиям безопас-
виях необходим отопитель. Остальные ности.
--------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шешин Б.С. Торф и Бизнес /Торф и Биз- 2. Брюханов А.Г. Уральский трактор на
нес. - 2006. - №3. - с. 15 - 17. торфоразработках //"Торф и Бизнес. - 2007. - №
З.-с. 10 - 12. ЕШ
___ Коротко об авторе ______________________________________________________________
Яблонев А.Л. - кандидат технических наук, ООО «ОРТОМЕД», главный инженер, alvo-vich @ mail. ru