Научная статья на тему 'Требования к системе поддержки принятия решений обработки заявок на техническое обслуживание сотрудников предприятия'

Требования к системе поддержки принятия решений обработки заявок на техническое обслуживание сотрудников предприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
302
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СППР / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Долгодворова Елена Валерьевна

В данной статье рассматриваются требования к системе поддержки принятия решений обработки заявок на техническое обслуживание. Обосновывается необходимость в разработке вышеуказанной системы. Приводятся основные функциональные возможности системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Долгодворова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к системе поддержки принятия решений обработки заявок на техническое обслуживание сотрудников предприятия»

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОБРАБОТКИ ЗАЯВОК НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Долгодворова Е.В.

Долгодворова Елена Валерьевна — студент, кафедра информационных технологий и систем, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск

Аннотация: в данной статье рассматриваются требования к системе поддержки принятия решений обработки заявок на техническое обслуживание. Обосновывается необходимость в разработке вышеуказанной системы. Приводятся основные функциональные возможности системы.

Ключевые слова: СППР, принятие решений, система поддержки.

Крупные предприятия обладают сложной инфраструктурой информационных технологий. В современной компании эксплуатируется большое количество автоматизированных систем, прикладного программного обеспечения, сетевого оборудования, телефонных сетей и т.п. Поддержку данной инфраструктуры обеспечивают сотрудники ИТ-отделов. В среднем они обрабатывают 30-100 заявок в день. Нередко у пользователей встречаются однотипные проблемы, которые возможно решить без участия специалиста.

Оперативное исполнение большого потока заявок на обслуживание ИТ-инфраструктуры в современных компаниях является сложной задачей. Проблемы в большинстве случаев связаны с отсутствием специализированного программного обеспечения, предназначенного для автоматизации ручной работы и упорядочивания потока заявок.

В связи с этим появляется необходимость разработки системы, которая обеспечивает автоматическую обработку заявок. Разработка такой системы поддержки принятия решений значительно ускорит процесс исполнения заявок, сократит ручные трудозатраты и позволит контролировать исполнение работ.

Системой поддержки принятия решения является компьютерная автоматизированная система, цель которой - помощь людям, принимающим решение в сложных условиях.

Она должна решать две задачи:

- выбор наилучшего решения из множества возможных, то есть задача оптимизации;

- упорядочивание возможных решений по предпочтительности, то есть задача ранжирования.

В решении этих задач наиболее принципиальным моментом является выбор совокупности критериев, на основе которых в дальнейшем будут оцениваться и сопоставляться возможные решения (альтернативы). Система должна помочь пользователю определиться с выбором решения [1].

Для начала в такой системе нужно обеспечить автоматизированный прием и регистрацию заявок от пользователей. После чего, заявки анализируются с помощью методов кластерного анализа. Это необходимо для того, чтобы определить основные типы запросов пользователей. Каждый тип запроса имеет соответствующее решения, которое записывается в базе знаний. В случае неизвестных для системы проблем, вопросов, неполадок заявка направляется на ответственного инженера.

Разрабатываемая система является обучаемой, каждую новую для программы проблему инженер заносит в базу знаний, откуда впоследствии автоматика считывает решение по устранению неисправностей.

Для конечного пользователя данная система абсолютно проста и прозрачна в использовании. Кто обрабатывает заявку, в большинстве случаев, для него не имеет значения, а важен именно результат.

Функциональные возможности системы представлены на рисунке 1 в виде диаграммы вариантов использования. Построение функциональной модели необходимо для того, что перед разработкой системы заказчик и разработчик могли ясно представить, какие функциональные возможности будут заложены в систему и как будет организовано функциональное взаимодействие внутри системы [2].

Рис. 1. Диаграмма вариантов использования

Для достижения взаимопонимания между разработчиками и заказчиками по назначению, возможностям и технологии использования будущей информационной системы строятся диаграммы вариантов использования, которые описывают взаимоотношения и зависимости между группами вариантов использования и действующих лиц, участвующими в процессе [3].

На данной диаграмме представлены все актеры, которые участвуют в процессах, происходящих в системе: Администратор, Инженер (исполнитель заявок) и Пользователь.

Администратор системы управляет всей основной информацией, в его функции входит:

- предоставление основной информации о системе: ввод контактной информации, заполнение инструкций по работе с системой;

- ввод и редактирование шаблонов: добавление, удаление, редактирование шаблонов, по которым пользователи будут создавать заявки;

- администрирование пользователей;

- настройка системы для автоматической обработки заявок;

- выгрузка исполненных заявок (функция необходима для составления отчетности);

- просмотр статистики исполнения заявок (статистика представлена в виде диаграмм, и наглядно отображает как процесс автоматической обработки заявок, так и ручной обработки).

Инженеру доступны некоторые функциональные возможности администратора: настройка системы для автоматической обработки заявок, выгрузка исполненных заявок и просмотр статистики исполнения заявок. Основной его функцией является исполнение заявок пользователей.

В функциональные возможности обычного пользователя системы входит:

- подача заявки на обслуживание;

- просмотр основной информации о системе: изучение контактной информации, шаблонов и инструкций по работе с системой.

Таким образом, данная система поддержки принятия решений позволит обеспечить непрерывный контроль над ходом исполнения заявок, оперативность при анализе информации и подготовке отчетной документации, также предоставит возможность проведения анализа производительности существующей ИТ-инфраструктуры.

Список литературы

1. Bourabai Research: системы поддержки принятия решений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bourabai.ru/tpoi/dss.htm/ (дата обращения: 05.06.18).

2. Анисимов В.В. Проектирование информационных систем: курс лекций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/pris/lecture/tema6/te ma6_1/ (дата обращения: 05.06.18).

3. Мюллер Р.Дж. Проектирование баз данных и UML [Текст] / Р.Дж. Мюллер. М: Лори, 2013. 240 с.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРТОВОГО ПО АВТОМАТИЧЕСКИХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ Додонов А.Р.

Додонов Александр Романович — студент, кафедра информатики и вычислительной техники, Московский технологический университет, г. Москва

Аннотация: в статье описываются основные технические решения, принятые при проектировании бортового ПО управления для автоматических космических аппаратов. Излагаются вопросы проектирования бортового комплекса управления автоматических космических аппаратов в части программного обеспечения. Проанализированы характерные особенности проектирования бортового программного обеспечения и их влияние на функциональные и нефункциональные требования к PDM-системе. Приводятся характеристики PDM-системы САПР БПО.

Ключевые слова: автоматизация испытаний, сложное оборудование, космический аппарат, бортовой комплекс управления, программное обеспечение.

В связи с постоянным усложнением задач, решаемых на борту КА, в качестве средства обработки информации используют бортовые цифровые вычислительные машины (БЦВМ) и системы машин, скомплексированные между собой и составляющие, например, или многомашинные комплексы, или мультипроцессорные вычислительные системы. Применение на борту БЦВМ и систем машин БЦВС позволяет получить высокую эффективность использования КА [1 -8].

Структурный анализ показывает, что КА представляет собой большую систему со всеми присущими для нее особенностями исследования и математического описания ее функционирования. К этим особенностям относятся: большое количество взаимодействующих модулей и элементов, составляющих систему; наличие общей задачи и единой цели функционирования всей системы; возможность расчленения системы на подсистемы и модули, имеющие свое специальное назначение и цель функционирования; иерархическая структура связей подсистем; иерархия критериев качества функционирования всей системы; сложность поведения системы, связанная со случайным характером внешних воздействий и большим количеством обратных связей; централизация и высокая степень автоматизации управления в системе; устойчивость к внешним и внутренним помехам и наличие самоорганизации; надежность системы в целом, обеспечивающая правильное и своевременное выполнение функциональных задач.

Условно БКУ можно представить в виде совокупности двух подсистем: подсистемы управления служебными бортовыми системами КА и подсистемы управления движением КА. В свою очередь, подсистему управления движением можно условно разделить на: подсистему управления угловым движением КА и подсистему управления движением центра масс КА. Само название подсистем указывает на задачи, выполняемые ими.

В плане аппаратной реализации БКУ для любого современного КА в своем составе содержит:

• бортовую вычислительную систему (БВС);

• ее программно-алгоритмическое обеспечение (ПАО);

• устройства преобразования цифровой информации БВС в управляющие воздействия на бортовые системы КА;

• устройства приема и преобразования информации от бортовых систем КА или измерительных и исполнительных средств БКУ;

• измерительные средства БКУ;

• исполнительные органы БКУ.

Типовая структурная схема бортового комплекса управления представлена на рисунке 1:

АКС — акселерометр,

АСН — автономная система навигации КА,

АЦП — аналого-цифровой преобразователь,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.