Научная статья на тему 'Требования к перспективному промысловому судну прибрежного рыболовства'

Требования к перспективному промысловому судну прибрежного рыболовства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
321
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБРЕЖНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / МАРИКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Карпушин Иван Сергеевич, Соловьева Екатерина Евгеньевна

Развитие прибрежного промысла и марикультуры в условиях необорудованного побере- жья требует новых технологий решения в создании промысловых судов. Одним из таких ре- шений является создание мореходного вездехода на воздухоопорных гусеницах. Внедрение дан- ного средства способно интенсифицировать развитие прибрежного промысла и марикульту- ры без строительства портово-причальных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Карпушин Иван Сергеевич, Соловьева Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к перспективному промысловому судну прибрежного рыболовства»

УДК 629.12.073

И.С. Карпушин., Е.Е. Соловьева

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПРОМЫСЛОВОМУ СУДНУ ПРИБРЕЖНОГО РЫБОЛОВСТВА

Развитие прибрежного промысла и марикультуры в условиях необорудованного побережья требует новых технологий решения в создании промысловых судов. Одним из таких решений является создание мореходного вездехода на воздухоопорных гусеницах. Внедрение данного средства способно интенсифицировать развитие прибрежного промысла и марикультуры без строительства портово-причальных сооружений.

Ключевые слова: прибрежный промысел, марикультура.

I.S Karpushin., E.E Solov'eva REQUIREMENTS FOR PROSPECTIVE fishing vessel COASTAL FISHERIES

The development of coastal fisheries and aquaculture in conditions of unequipped coasts requires new technologies to create solutions for fishing vessels. One solution is to create a seaworthy inflatable all-terrain vehicle on the tracks. The using of this tool is able to intensify the development of coastal fisheries and mariculture without the construction ofport and berthing facilities.

Key words: сoastal fisheries, mariculture.

На Дальнем Востоке России имеются исключительные условия для создания крупной отрасли по получению и комплексной глубокой переработке биологического сырья морского происхождения. Речь идет о широкомасштабном развитии прибрежного рыболовства и марикультуры [1, 2].

Ведение прибрежного промысла и обслуживание хозяйств марикультуры, доставка улова и грузов в прибрежные районы с необорудованным берегом требует создания экономически оправданных транспортных средств, способных повысить интенсивность грузовых работ, снизить применение тяжелого ручного труда за счет исключения перевалки грузов у уреза воды, повысить скорость доставки груза на воде и пересеченной местности, на льду, на снегу и болоте при доставке улова к местам переработки и складирования.

Продуктивность и гидрометеорологические условия промысловых районов, наличие навигационных опасностей, береговой рельеф, слабая освоенность побережья и необходимость развития прибрежного промысла и марикультуры в кратчайший срок и с наименьшими затратами также являются важными факторами в определении требований к типу и основным параметрам промыслового судна.

Вполне очевидно, что традиционные типы водоизмещающих судов не в состоянии выполнить такой задачи без портово-причальных сооружений, строительство которых связано с большими трудностями, а во многих районах побережья дальневосточных морей и невозможно.

Правильность таких выводов подтверждается историей развития побережья в последние три-четыре десятилетия, когда с развитием флота, повышением его тоннажа, технической оснащенности и комфортабельности связь между районами, промышленными центрами и прибрежными поселками ухудшилась. Океан из надежной транспортной артерии стал превращаться в непреодолимое препятствие. Многие прибрежные поселки были брошены. Развитие промышленности и распределение населения стали носить очаговый характер, побережье обезлюдело.

Прибрежное рыболовство осуществляется в основном до изобаты 200 м, которая проходит в среднем на расстоянии 50 миль от берега, следовательно, судно должно отвечать требованиям безопасности плавания на расстояние не менее 50 миль.

В настоящее время правилами рыболовства работа со всеми сетными орудиями лова, кроме трала, ограничивается 5-6 баллами. Это определяется не только требованиями обеспечения безопасной работы на палубе, но и требованиями обеспечения сохранности орудий лова и оптимальной мощности промысловых механизмов. Увеличение прочности орудий лова, при существующих сетеснастных материалах, приведет к неоправданному повышению их веса и стоимости. Следовательно, судно прибрежного рыболовства должно отвечать требованиям безопасной работы с орудиями лова при ветре до 6-7 баллов и волнении моря до 5 баллов.

На Дальнем Востоке широко развит лов ставными и закидными неводами, которые выставляются с берега. В связи с отсутствием судов, способных безопасно работать вблизи уреза воды, этот способ лова в настоящее время остается наименее механизированным, сопряжен с тяжелым физическим трудом и требует привлечения большого количества рабочей силы. Следовательно, для успешного развития рыболовства ставными неводами и другими орудиями лова, выставляемыми с берега, судно должно отвечать требованиям максимальной безопасности при посадке на мель, работая в непосредственной близости от уреза воды или мелководья.

Расчеты показывают, что большая часть эксплуатационных расходов приходится на зарплату экипажу судна. При максимальном суточном вылове до 2-3 т, что характерно для работы с пассивными орудиями лова, судно будет рентабельным, если численность экипажа не превышает 3-5 чел. Примером могут служить малотоннажные рыболовные и кальмароловные суда рыбопромыслового флота Японии. Следовательно, судно должно отвечать требованиям безопасной эксплуатации с экипажем не более 3-5 чел., что возможно при выполнении требований наиболее полной механизации и автоматизации процессов управления и добычи, односменной работе, необязательного несения круглосуточной вахты при стоянке в порту.

Рыба и морепродукты должны доставляться на береговую базу свежими или охлажденными, что ограничивает время нахождения судна в море двенадцатью часами, включая время промысла и переходы. Следовательно, судно может иметь автономность минимум одни сутки, но сложность гидрометеорологических условий, вероятность быстрого изменения погодных условий, которые могут вызвать необходимость укрыться от непогоды в ближайшем безопасном месте у берега или штормовать в море, вынуждает иметь на борту трехкратный запас, т.е. автономность плавания должна быть не менее 3 сут.

Большое количество дней с туманами в летний период затрудняют как плавание в целом, так и выход в точку выставления орудий лова, следовательно, для безопасного плавания и успешного ведения промысла судно должно быть снабжено радиолокационной станцией, радиопеленгатором для работы с радиобуями и определения места судна по GPRS, средствами надежной связи с береговой базой и судами в море.

Успех решения проблем развития прибрежного промысла и марикультуры во многом зависит от правильного выбора типа транспортного средства для обеспечения надежной связи береговых баз с промышленными центрами и между собой, способного связать берег с морем, т.е. успешно преодолевать линию прибоя и прилегающую к ней зону шириной от нескольких десятков до нескольких сот метров как со стороны моря, так и со стороны берега.

Повышение безопасности мореплавания в прибрежных водах за счет исключения негативных последствий от посадки судов на мель, комплексное освоение шельфа и побережья в наиболее короткие сроки и с наименьшими затратами возможно только при условии включения в существующую транспортную схему обслуживания побережья мореходных вездеходов, которые должны обладать достаточными мореходными качествами, быть способными преодолевать линию прибоя и выходить на берег в независимости от характера грунта в прибрежной полосе, иметь многоцелевое назначение с минимальными потерями в угоду универсальности при одном принципе вездеходности.

Анализ существующего амфибийного транспорта и патентный поиск показали, что среди современных амфибий, подходящих по своим параметрам для использования в прибрежном рыболовстве и марикультуре, нет. Колесные и гусеничные плавающие машины имеют малую грузоподъемность по сравнению с собственным весом, требуют больших энергозатрат на обеспечение скорости на воде свыше 5-6 уз, трудно обеспечивается их мореходность и достаточная площадь рабочей палубы. Такие амфибии могут терять проходимость в мелководных заливах и лагунах с илистым дном при отливах, не способны выходить из воды на лед и работать в битом льду [3, 4].

Большой универсальностью обладают суда и платформы на воздушной подушке.

Однако на промысле их применение представляется нерациональным из-за сильного брызгообразования и обледенения, невозможности обеспечить значительную тягу при малой скорости хода, малого угла преодолеваемого уклона, высокой энерговооруженности, большого расхода дорогостоящего топлива.

Наибольший интерес представляет предложенное А.И. Азовцевым амфибийное судно на воздухоопорных гусеницах (СВГ) для выгрузки судов на необорудованный берег.

Использование такого вездехода-амфибии в качестве промыслового судна снимает проблему строительства причальных сооружений и всей связанной с этим инфраструктуры. Для перемещения вездехода с берега на воду и обратно достаточно, чтобы была относительно пологая береговая полоса. Таким образом, в любом месте побережья, имеющем пологий выход к воде, возможна установка цеха переработки (как временного модульного на время путины, так и постоянного для круглогодичной работы). Вездеход, оборудованный соответствующими орудиями лова, может самостоятельно вести промысел и доставлять добытый продукт до берегового цеха переработки.

Характеристики перспективного судна комплексного освоения шельфа и побережья позволяют отвечать следующим требованиям:

- осуществлять эффективный промысел пассивными орудиями лова;

- обладать универсальностью, позволяющей быстро переходить с одного вида лова на другой (ярусный, дрифтерный, ловушки, невод и т.п.);

- сократить время и трудоемкость выгрузки улова;

- обладать тяговыми характеристиками, позволяющими работать кошельковым неводом и снюрреводом, выполнять роль буксировщика других плавсредств;

- иметь чистую грузовместимость не менее 20 т и приспособления для крепления контейнеров или модулей при перепрофилировании судна;

- осуществлять контакт с необорудованным берегом, преодолевая полосу прибоя, без риска для судна и экипажа;

- выходить на необорудованный берег, преодолевая уклон не менее 20° и двигаться по грунтам различной плотности;

- иметь высокую маневренность, позволяющую удерживать судно в заданном положении;

- иметь устройство для защиты рабочей палубы от воздействия непогоды;

- осуществлять плавание и маневрирование в районе орудий лова, выставленных у поверхности, не повреждая их.

Наиболее сложные и противоречивые требования предъявляются к специализированному судну для обслуживания хозяйств марикультуры. В перспективе хозяйства марикультуры могут размещаться по всему шельфу от уреза воды до глубины 50 м, отходящей от берега в среднем на 15 миль.

Для успешной работы на хозяйствах марикультуры специализированное судно отвечает требованиям:

- безопасного плавания на расстояние до 15 миль от берега;

- безопасной работе на плантациях до 6 баллов силы ветра и волнении моря до 3 баллов, что определяется прочностью конструкций установки;

- технологичности, позволяющей работу с двух бортов по всей длине судна и определяющей ширину судна в 5 м, площадь рабочей палубы не менее 30 м2, высоту надводного борта не более 0,5 м;

- безопасности плавания и маневрирования на плантациях, исключающих повреждения канатных конструкций и определяющих осадку судна не более 0,5 м;

- безопасности работы на палубе при килевой и бортовой качках на волнении до 4 баллов;

- надежности контакта с береговой базой в условиях необорудованного побережья.

Основными направлениями удовлетворения требований как специфичных, так и

общих для всех групп являются:

обеспечение безопасности мореплавания, исключение посадки судна на мель при обслуживании орудий лова, выставляемых с берега, и плавания в районах с ограниченными глубинами, надежный контакт с необорудованным берегом для проведения грузовых операций и укрытия от непогоды путем внедрения амфибийного судна, с амфибийностью, позволяющей выходить на необорудованный берег, преодолевая угол уклона не менее 20°, и двигаться по грунтам различной плотности;

амфибийные качества позволят эксплуатировать судно по принципу автомобиля, без обязательного несения круглосуточной вахты, что сможет до минимума сократить численность экипажа;

обеспечение универсальности и быстрого перехода с одного вида работ на другие за счет использования модульного принципа переоборудования судов;

повышение механизации и автоматизации процессов управления, добычи и погрузо-разгрузочных работ.

Список литературы

1. Белкин С.И. Состояние и тенденции развития рыбопромыслового флота [Текст]. -М.: ЦНИИТЭИРХ, 1982. - 14 с.

2. Ерухимович В.Б. Проблемы и перспективы развития материально-технической базы промышленного рыболовства [Текст] / В.Б. Ерухимович // Экономические и научно-технические проблемы развития рыбной промышленности Дальневосточного бассейна. -Владивосток: ТИНРО, 1984. - С. 32-39.

3. Азовцев А.И. Амфибийный транспорт в решении социально-экономических проблем освоения шельфа [Текст] / А.И. Азовцев, И.С. Карпушин // Экономика освоения океана. - Владивосток, 1985. - С. 67-70.

4. Азовцев А.И. Перспективы применения амфибий на воздухоопорных гусеницах при интенсивном освоении побережья Дальнего Востока [Текст] / А.И. Азовцев, И.С. Карпушин. - Владивосток: ДВНЦ АН, 1983. - С. 41-49.

Сведения об авторах: Карпушин Иван Сергеевич, кандидат технических наук, доцент; Соловьева Екатерина Евгеньевна - ассистент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.