Научная статья на тему 'Требования к адвокатам, оказывающим правовую помощь несовершеннолетним'

Требования к адвокатам, оказывающим правовую помощь несовершеннолетним Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
908
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / СТАЖ РАБОТЫ / LEGAL ASSISTANCE TO JUVENILES / SPECIALIZATION / QUALIFICATION / RECORD OF SERVICE / ADDITIONAL KNOWLEDGE / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калачёва Елена Николаевна

Автором в статье рассматривается вопрос получения дополнительных знаний опыта и стажа адвокатам, специализирующимся на оказании правовой помощи несовершеннолетним. В связи с чем, анализируется содержание квалификационного экзамена, который не содержит вопросов позволяющих проверить готовность претендентов на статус адвокатов. По мнению автора, к адвокатам, занимающимся делами несовершеннолетних, по аналогии с судьями, должны предъявляться особые, повышенные требования: соответствующий опыт работы, непрерывное образование и повышенная квалификация не только в области права, но и в сфере педагогики, социологии, психологии. Предлагается, обучая адвокатов на высших курсах повышения квалификации включить самостоятельный курс «ювенальная адвокатура». Делается предложение об изменении законодательства позволяющего не допускать адвокатов к представлению интересов несовершеннолетних без определенного стажа и подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements for lawyers who provide legal assistance to juveniles

The author of the article is writing about getting additional knowledge, experience, and record of service of lawyers specializing in legal assistance to minors. In this connection, the content of the qualification examination is analyzed, and it does not contain questions that check the readiness of applicants to get the status of lawyers. The author argues that the lawyers involved in the affairs of minors, in analogy with the judges, should have specific high requirements, such as: relevant work experience, continuing education and training not only in law but also in pedagogy, sociology, and psychology. It is proposed to include a separate course on "Juvenile Advocacy" in the higher training courses of lawyers. There is an offer to amend the law that allows lawyers to avoid representing the interests of minors without specific experience and training.

Текст научной работы на тему «Требования к адвокатам, оказывающим правовую помощь несовершеннолетним»

9.4. ТРЕБОВАНИЯ К АДВОКАТАМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ ПРАВОВУЮ ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

Калачёва Елена Николаевна, соискатель кафедры адвокатуры и нотариата. Место учебы: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина. E-mail: [email protected]

Аннотация: Автором в статье рассматривается вопрос получения дополнительных знаний опыта и стажа адвокатам, специализирующимся на оказании правовой помощи несовершеннолетним. В связи с чем, анализируется содержание квалификационного экзамена, который не содержит вопросов позволяющих проверить готовность претендентов на статус адвокатов.

По мнению автора, к адвокатам, занимающимся делами несовершеннолетних, по аналогии с судьями, должны предъявляться особые, повышенные требования: соответствующий опыт работы, непрерывное образование и повышенная квалификация не только в области права, но и в сфере педагогики, социологии, психологии.

Предлагается, обучая адвокатов на высших курсах повышения квалификации включить самостоятельный курс «ювенальная адвокатура».

Делается предложение об изменении законодательства позволяющего не допускать адвокатов к представлению интересов несовершеннолетних без определенного стажа и подготовки.

Ключевые слова: правовая помощь несовершеннолетним, специализация, квалификация, дополнительные знания, стаж работы.

REQUIREMENTS FOR LAWYERS WHO PROVIDE LEGAL ASSISTANCE TO JUVENILES

Kalacheva Elena Nikolaevna, competitor at lawyers and notaries chair. Place of study: Kutafin Moscow State Law Academy. E-mail: [email protected]

Annotation: The author of the article is writing about getting additional knowledge, experience, and record of service of lawyers specializing in legal assistance to minors. In this connection, the content of the qualification examination is analyzed, and it does not contain questions that check the readiness of applicants to get the status of lawyers.

The author argues that the lawyers involved in the affairs of minors, in analogy with the judges, should have specific high requirements, such as: relevant work experience, continuing education and training not only in law but also in pedagogy, sociology, and psychology.

It is proposed to include a separate course on "Juvenile Advocacy" in the higher training courses of lawyers.

There is an offer to amend the law that allows lawyers to avoid representing the interests of minors without specific experience and training.

Keywords: legal assistance to juveniles,

specialization, qualification, record of service, additional knowledge, experience.

На наш взгляд, предъявление особых требований ко всем лицам, защищающим права несовершеннолетних, оказывающим им правовую помощь, абсолютно оправдано, ведь еще в XIX веке отмечалось, что для того, чтобы понять ребенка, чтобы поступить с ним наиболее целесообразно, необходимо быть человеком

знакомым с детской психикой, любящим детей, умеющим обращаться с ними.1 Следовательно, особые, повышенные требования должны предъявляться и к адвокатам, занимающихся делами несовершеннолетних, тем более, что в 1935 году, во время не отличающееся особым гуманизмом, директивным письмом НКЮ и Прокуратуры СССС предписывалось рассматривать дела о несовершеннолетних с участием защиты и предлагалось приглашать для этого наиболее квалифицированных адвокатов.2

Сегодня, если проанализировать те требования, которые по мнению ряда ученых следует предъявлять к квалификации судей по делам несовершеннолетних, необходимо согласиться, что и к «детским» адвокатам должны предъявляться особе требования. Так, по мнению Р. Хисматуллина судьями семейного суда по делам несовершеннолетних необходимо назначать лиц, ранее проработавших не менее пяти лет судьями районных (городских) судов и специализировавшихся по делам несовершеннолетних, а также достигших определенного возрастного ценза - 30 лет.3 По мнению Флямер М., Максудова Р. специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии.»4 Особые требования к судьям по делам несовершеннолетних предъявляет и Верховный Суд РФ, который предписывает повышать квалификацию таких судей не только по вопросам права, но и вопросам педагогики, социологии и психологии.»5 Но если рассмотрение дел с участием несовершеннолетних будет проходить под председательством судьи, обладающим соответствующим опытом работы, повышенной квалификацией, имеющим знания в области педагогики, социологии, психологии и т.д., то и адвокат, который принимает участие в этих делах должен обладать такой же квалификацией, опытом и знаниями, иначе недостаточная квалификация адвоката будет сказываться на качестве судебного процесса и престиже всего института адвокатуры.

Вместе с тем, действующее сегодня законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, в части регулирования порядка и условий приобретения статуса адвоката, после получения которого любому адвокату предоставляется право оказывать все без исключения виды адвокатской деятельности, не предъявляет какие либо особые, повышенные требований к адвокатам, планирующим оказывать помощь несовершеннолетним как по гражданским и уголовным делам, так и в рамках иных процедур.

Действующий сегодня Закон об адвокатуре предусматривает, что лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката должно обладать высшим юридиче-

1 Тарасова Е.П. Детские суды за границей// Дети-преступники./ Под ред. Гернета М.Н. - М. 1912. С. 452

2 Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М. Из-во Наука, 1990, с. 49

3 Хисматуллин Р. Семейные суды по делам несовершеннолетних // Российская юстиция. № 3, 2000 с. 37; см. также Зиядова Д.З. Проблемы создания ювенальной юстиции. // Вопросы ювенальной юстиции, 2006 г. № « (7), с. 15

4 См. Флямер М., Максудов Р., Ответ государства и общества на правонарушения и отклоняющееся поведение несовершеннолетних (исторический экскурс и методологический анализ ювенальной юстиции) // Движение за ювенальную юстицию в современной России. М.:, 2003, с. 7

5 См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»// Российская газета 2000, от 14 марта

ским образованием, полученным в учебном заведении, имеющим государственную аккредитация, иметь необходимый стаж работы либо пройти стажировку в адвокатском образовании и сдать квалификационный экзамен.

Говоря о стаже работы, который должен иметь сегодняшний претендент на получение статуса, прежде всего, необходимо отметить, что, претендовать на приобретение статуса присяжного поверенного, после принятия Судебных Уставов в XIX в. в России, были вправе лишь лица «если они, сверх того (наличия высшего юридического образования) послужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел», или состоявшие не менее пяти лет кандидатами на должности по судебному ведомству, или если они занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников6. Сегодня же для приобретения статуса адвоката лицо может иметь двух летний стаж работы, например, на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах; на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации; на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях; на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций; на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях; в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; в качестве адвоката; в качестве помощника адвоката; в качестве нотариуса. 7

Анализ приведенного перечня должностей, двухлетний стаж работы на которых дает право ставить вопрос о приобретении статуса адвоката, позволяет утверждать, что лица, имеющее соответствующий стаж работы, например, в юридических службах организаций, или на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях могли и не приобрести навыков работы в суде или правоохранительных органах и никогда не сталкивались в своей деятельности с несовершеннолетними и их проблемами. Вместе с тем, успешно сдав квалификационный экзамен и произнеся присягу они уже на следующий день после получения статуса могут оказаться в судебном процессе по делу несовершеннолетнего, поскольку по результатам сдачи квалификационного экзамена квалификационная ко-

6 Свод законоположений о присяжной и частной адвокатуре с разъяснениями по решениям Правительствующего сената, с извлечениями из законодательных материалов и проекта новой редакции Учреждений судебных установлений и с приложением программ испытаний на звание частного поверенного при мировых и общих судебных установлениях / Сост. П.С. Цыпкин. - Пг.: Законоведение, 1916. С. 7.

7 П. 4 ст. 9 Закона

миссия принимает решения о присвоении претенденту статуса адвоката, лицо произносит клятву и с этого момента возникает право осуществлять все виды адвокатской деятельности, в том числе и оказывать квалифицированную юридическую помощь по делам, где одной из сторон является несовершеннолетний.

Основной целью квалификационного экзамена является обеспечение условий допуска к адвокатской профессии лиц, обладающих потенциальной способностью для занятия адвокатской деятельностью8. Но, позволяет ли действующий сегодня порядок сдачи квалификационного экзамена проверить у претендента потенциальную способность оказывать квалифицированную юридическую помощь именно несовершеннолетним? Позволяет ли этот порядок проверить наличие необходимого опыта, знаний и навыков именно для работы в судебном процессе под председательством особо квалифицированных судей по делам несовершеннолетних?

Программа квалификационного экзамена на статус адвоката разрабатывается и утверждается Советом ФПА РФ. С 1 марта 2011 года действует новая редакция Перечня вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена от лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката.9 В нее включены 22 раздела по основным отраслям права, а также порядок производства в Конституционном Суде РФ и Европейском суде по правам человека. Но анализ этой Программы позволяет утверждать, что в ней не находят отражения все те вопросы, которыми адвокат должен владеть в совершенстве для оказания действительно квалифицированной помощи по разнообразной категории дел, где одной из сторон является несовершеннолетний. Помимо знания соответствующих норм материального и процессуального права, затрагивающих права детей, адвокат, специализирующийся на оказании правовой помощи несовершеннолетним должен владеть информацией обо всех социальных службах для несовершеннолетних, знать специфику их деятельности, перечень тех услуг, которые они предоставляют. Но в действующей Программе эти вопросы отсутствуют. Далее, нет в Программе и вопросов, связанных с детскими, и особенно подростковыми особенностями поведения и мировосприятия. Но подростковый возраст это особый возраст. Этот период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и про-

8 Мельниченко Р. Почистить фильтры//, "Новая адвокатская газета", N 23, декабрь 2010 г.// по материалам информационносправочной системы Гарант

См. Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена от лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката , утвержден Советом ФПА 30.11.2010 г. (применяется при сдаче экзамена претендентами с 1 марта 2011г.)// http://www.fparf.ru/education/ vopr_ekz_nov.htm

теста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность)10. И эти особенности подросткового возраста обязательно должен знать адвокат и учитывать их при работе по делам несовершеннолетних.

Далее, нет в Программе и вопросов, посвященных участию адвоката в восстановительном правосудии, хотя российскими учеными высоко оцениваются перспективы восстановительной юстиции в нашей стра-не11, когда в определенных случаях по решению суда процедуры примирения с потерпевшим или «деятельное раскаяние» правонарушителя могли бы реализовываться в рамках программ медиации.12 А именно этими знаниями, умениями и навыками и должен обладать ювенальный адвокат.

Эти обстоятельства позволяют утверждать, что действующий сегодня порядок сдачи квалификационного экзамена для приобретения статуса адвоката, дающий право лицу, получившему статус, оказывать все виды адвокатской деятельности, в том числе и правовую помощь несовершеннолетним, не позволяет утверждать, что несовершеннолетним оказывается именно квалифицированная юридическая помощь, поскольку проверка знаний, необходимых для этого в ходя проведения экзамена не осуществляется из за отсутствия в Программе соответствующих вопросов. На первый взгляд логичным было бы предложить дополнить Перечень вопросов при приеме квалификационного экзамена от лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката самостоятельным разделом «Защита прав несовершеннолетних». Но с нашей точки зрения этого не следует делать по трем причинам.

Первое, действующий в настоящее время порядок сдачи квалификационного экзамена не учитывает и не может учитывать будущей специализации претендента, поскольку сами претенденты на этом этапе могут не представлять по какой категории дел они будут специализироваться в дальнейшем. Как справедливо утверждает Р. Мельниченко: «постоянно углубляющаяся специализация адвокатов делает невозможным на стадии поступления в адвокатуру определение того, какие знания для данного специалиста в его будущей деятельности станут профессиональными.13

Второе, на наш взгляд, для работы с несовершеннолетними «детский» адвокат, так же как и судья должен обладать не только знаниями в области юриспруденции, но и знаниями в области педагогики, социологии и психологии. Но включение в Перечень экзаменационных вопросов тем из этих областей знаний необоснованно, так как эти темы не входят в перечень обязательных дисциплин по юридической специальности.

Третье, с нашей точки зрения, для работы с несовершеннолетними не достаточно лишь необходимой теоретической подготовки по юриспруденции, педагогики, социологии и психологии, которые в принципе могут быть проверены в ходе сдачи квалификационно-

10 Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1973. С. 10

11 См. Юрченко Л.В. Функции ювенального судопроизводства // Ювенальная юстиция и проблемы защиты прав несовершеннолетних. Материалы международной научно-практической конференции г. Улан-Удэ, 23-25 сентября 2009 г. с 214

12 См. Гуськова А.П., Емельянова В.А., Юрченко Л.В. Уголовнопроцессуальные вопросы организации ювенального судопроизводства в современной России: монография. Оренбург: Из-во ОГАУ, 2009

13 Мельниченко Р. Почистить фильтры//, "Новая адвокатская га-

зета", N 23, декабрь 2010 г.// по материалам информационно-

справочной системы Гарант

го экзамена. Для оказания действительно квалифицированной юридической помощи несовершеннолетнему, необходим определенный практический, адвокатский опыт, да и жизненный опыт тоже.

С учетом отмеченных обстоятельств на наш взгляд необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. В силу норм действующего законодательства любой адвокат вправе иметь помощников, но на основании п. 1 ст. 28 Закона об адвокатуре, адвокат, вправе иметь стажеров только при наличии адвокатского стажа не менее пяти лет. То есть, «в отношении стажеров адвоката законодателем установлены более строгие требования. Законом указан не просто юридический стаж, а именно адвокатский стаж, т.е. у адвоката, имеющего стажеров, должен быть опыт работы именно в адвокатской сфере»14.

Таким образом, по ныне действующему порядку, законодатель признает, что для того, чтобы учить молодых юристов, не имеющих опыта практической деятельности, необходим определенный адвокатский стаж, но для того, чтобы оказывать квалифицированную юридическую помощь самой незащищенной группе - несовершеннолетним, которые в силу возрастных особенностей, самостоятельно не могут проанализировать действия адвоката, никакой стаж адвокатской деятельности не нужен. Представляется, что подобный подход не логичен.

Основные принципы, касающиеся роли юристов15, относят непрерывное образование и постоянное совершенствование знаний адвокатами к международно-признанным стандартам адвокатской профессии, несоблюдение которых является основанием дисциплинарной ответственности, и обязывают профессиональные объединения (палаты) адвокатов способствовать непрерывному образованию и подготовке юристов (п.п.24 и 29). Во исполнение этой обязанности Советом ФПА утверждена Единая методика профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов, где говориться о том, что «Постоянное и непрерывное совершенствование знаний и повышение квалификации адвоката является обязательным стандартом адвокатской профессии. Непрерывное развитие теории права, изменения законодательства и практики его применения, совершенствование форм и методов адвокатской деятельности обусловливают необходимость адвокатов постоянно и непрерывно совершенствовать знания и повышать квалификацию».16

Но в Программу занятий на высших курсах повышения квалификации адвокатов РААН вопросы, касающиеся квалифицированной помощи несовершеннолетним включены не в полном объеме. Так только в курсе «Деятельность адвоката в уголовном процессе» включена самостоятельная тема «Участие адвоката по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»,17 иных тем, касающихся защиты прав не-

14 Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2009 г.

15 Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.)// по материалам информационно-справочной системы Гарант

Единая методика профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов, утверждена Советом ФПА 30.11.2007 г. // http://www.fparf.ru/education/prof_podgo-tovka.htm

17 См. Лекторы и темы// http://www.fparf.ru/education/lektori.htm

совершеннолетних в Программе нет. Это обстоятельство позволяет утверждать, что сегодня, уже получив статус адвоката, адвокат лишен возможности повысить свою квалификацию, чтобы иметь возможность квалифицированно защищать права несовершеннолетних по многочисленным делам, затрагивающим их права и законные интересы. Поэтому, на наш взгляд в Программу занятий на высших курсах повышения квалификации адвокатов РААН, должен быть включен самостоятельный курс «Ювенальная адвокатура», включающий изучение всех отраслевых норм права, касающихся несовершеннолетних, вопросы педагогики, социологии, психологии, а также темы об участии адвоката в восстановительном правосудии.

В таком случае правомерно будет ставить вопрос о том, что оказывать правовую помощь несовершеннолетним могут лишь адвокаты, имеющие определенный (по аналогии, например, пятилетний) адвокатский стаж после обязательного профессионального обучения на курсах повышения квалификации по теме «Ювенальная адвокатура». С этой целью, на наш взгляд, необходимо дополнить ст. 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации п. 3(1) следующего содержания: «Юридическую помощь несовершеннолетним вправе оказывать адвокаты, имеющие адвокатский стаж не менее 5-и лет при условии прохождения обучения по курсу «Ювенальная адвокатура».

Список литерат уры:

Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.)// по материалам информационно-справочной системы Гарант

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»// Российская газета 2000, от 14 марта

Свод законоположений о присяжной и частной адвокатуре с разъяснениями по решениям Правительствующего сената, с извлечениями из законодательных материалов и проекта новой редакции Учреждений судебных установлений и с приложением программ испытаний на звание частного поверенного при мировых и общих судебных установлениях / Сост. П.С. Цыпкин. - Пг.: Законоведение, 1916. С. 7.

Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М. Из-во Наука, 1990, с. 49

Мельниченко Р. Почистить фильтры//, "Новая адвокатская газета", N 23, декабрь 2010 г.// по материалам информационно-справочной системы Гарант.

Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2009 г.

Тарасова Е.П. Детские суды за границей// Дети-преступники./ Под ред. Гернета М.Н. - М. 1912. С. 452

Флямер М., Максудов Р., Ответ государства и общества на правонарушения и отклоняющееся поведение несовершеннолетних (исторический экскурс и методологический анализ ювенальной юстиции) // Движение за ювенальную юстицию в современной России. М.:, 2003, с. 7.

Хисматуллин Р. Семейные суды по делам несовершеннолетних // Российская юстиция. № 3, 2000 с. 37; см. также Зиядова Д.З. Проблемы создания ювеналь-

ной юстиции. // Вопросы ювенальной юстиции, 2006 г. № 7, с. 15.

Literature list:

The main principles on the Role of Lawyers (adopted by the Eighth United Nations Congress on Crime Prevention and Treatment of Offenders, Havana, August 27 -September 7, 1990) / / based on the reference system Ga-raRtenum of the Supreme Court from 14.02.2000 № 7 "About judicial practice in cases involving crimes of minors "/ / Rossiyskaya Gazeta 2000, March 14

A set of regulations on the jury and the private legal profession with an explanation as decided by the Senate, with excerpts from the legislative materials and the draft revised statutes and judicial Institutions with the application of test programs for the title at the world's private attorney general and judicial establishment of / Comp. P.S. Tsypkin. - Pg.: Jurisprudence, 1916. p. 7.

Melnikova E.B. Juvenile justice: past and present. M. Published by Science, 1990. P. 49

Melnichenko R. Clean filters / /, "The New Lawyer newspaper", N 23, December 2010 / / based on the reference system Garant.

Stepashin M.S. Commentary to the Federal Law of 31 May 2002 N 63-FZ "On Advocacy and Advocacy in the Russian Federation." - System GARANT, 2009

Tarasova E.P. Children's courts abroad / / kids-criminals. / Ed. Gernet M.N. - M. 1912. p. 452

Flyamer M., Maksudov R., A state and society in crime and deviant behavior of juveniles (historical review and methodological analysis of the juvenile justice system) / / Movement for the juvenile justice system in contemporary Russia. M., 2003, p. 7.

Khismatullin R. Family Juvenile Courts / / Russian Justice. № 3, 2000 p. 37, see also Ziyadova D.Z. Problems of creation of juvenile justice. / / Problems of Juvenile Justice, 2006 № 7, p. 15

Рецензия

Статья содержит актуальную проблему создания ювенальной адвокатуры, требованиям к адвокатам, оказывающим правовую помощь несовершеннолетним. Статья носит самостоятельный характер. Автор анализирует действующее законодательство об адвокатуре, обосновывает предложение об установлении повышенных требований к стажу адвокатской деятельности в оказании правовой помощи несовершеннолетним, к повышению квалификации адвокатов, работающих в сфере ювенальной юстиции, о внесении изменений в Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Считаю, что статья может быть опубликована в журнале.

Научный руководитель: Володина Светлана Игоревна, кандидат юридических наук, доцент, зам. заведующего кафедрой адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина; проректор Российской академии адвокатуры и нотариата; профессор кафедры адвокатуры РААН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.