Научная статья на тему 'Требования и проблемы адаптации студентов технических специальностей'

Требования и проблемы адаптации студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Отабоев Абдужалил Бобиржон Угли

В статье поднимается вопрос проблем адаптации студентов технических специальностей. А также, говорится об особых требованиях, связанных с тем, что человек, имеющий профессиональную направленность, профессиональные знания и умения, должен быть готов к постоянному развитию, самосовершенствованию, он должен быть творческим, социально активным, умеющим делать выбор, определять оптимальную жизненную стратегию. То есть человек должен в полной мере стать субъектом собственной жизни и социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Отабоев Абдужалил Бобиржон Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования и проблемы адаптации студентов технических специальностей»

разработка нормативных документов, регламентирующих порядок построения систем защиты для информационных систем, использующих облачные технологии, а также оценки соответствия таких систем требованиям безопасности информации, формирование новых регламентов проведения сертификационных и аттестационных испытаний программно-технического обеспечения.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1. Ст. 212.

3. Алиева М.Ф. Информационная безопасность как элемент информационной культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 4. С. 63-67.

4. Бубнов А.В. Информационная безопасность России в условиях глобализации : автореф. дис. ... канд. полит. наук / А.В. Бубнов. М., 2004. 26 с.

5. Гайдарева И.Н. Правовое обеспечение информационной безопасности в России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 1. С. 78-85.

ТРЕБОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Отабоев А.Б.

Отабоев Абдужалил Бобиржон угли - ассистент, кафедра строительства зданий и сооружений, геодезии, картографии и кадастра, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье поднимается вопрос проблем адаптации студентов технических специальностей. А также, говорится об особых требованиях, связанных с тем, что человек, имеющий профессиональную направленность, профессиональные знания и умения, должен быть готов к постоянному развитию, самосовершенствованию, он должен быть творческим, социально активным, умеющим делать выбор, определять оптимальную жизненную стратегию. То есть человек должен в полной мере стать субъектом собственной жизни и социальных отношений.

Ключевые слова: воспитание, личность, самостоятельность, общественная активность, ответственность, коммуникабельность.

Роль высшего образования в формировании профессиональных и психологических характеристик выпускников для обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами приобретает особую актуальность. Личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако все эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие. Сформированность социально-значимых качеств у студентов может быть достигнута при педагогическом сотрудничестве преподавателей и студентов. На это же указывают в своем исследовании В.А. Курина и А.Г. Ступина, которые говорят том, что «В воспитании человека большое значение имеет процесс выработки им ценностных отношений к различным явлениям действительности, формирование иерархии ценностей личности, определяющих ее отношение к окружающему миру и

поведение в обществе. Это длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние семья, отдельные социальные институты и группы, средства массовой информации, общество в целом. Важную роль в этом процессе играет система образования, а организация воспитательного процесса молодежи в высших учебных заведениях является сложным проблематичным делом» [1]. Прежде чем говорить о требованиях к успешной профессиональной адаптации и профессиональному развитию будущего инженера в динамично меняющихся условиях его профессиональной деятельности, следует отметить некоторые исходные позиции, которых обычно придерживаются при анализе инженерной деятельности. Во-первых, важной характеристикой инженерной деятельности считается регулярное применение научных знаний (то есть знаний, полученных в научной деятельности) для создания искусственных технических систем. Этим инженерная деятельность отличается от технической, которая основывается на практических навыках, догадке. Поэтому не следует отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностью инженеров, которые часто вынуждены выполнять техническую, а иногда и научную деятельность. Во-вторых, профессиональная деятельность инженера не идентична инженерной деятельности, так как она может включать и иные, не инженерные виды деятельности. Труд инженера более многообразен и включает характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и т.д.

Инженерные исследования проводятся в сфере инженерной практики и направлены на конкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определенной инженерной задаче. Именно такого рода инженерные исследования осуществляются крупными специалистами в области конкретных технических наук, когда они выступают в качестве экспертов при разработке сложных технических проектов. Как правило, профессиональная адаптация молодых специалистов на рынке труда и на первом рабочем месте зависит от экономических, политических и социальных условий, сложившихся в обществе, от уровня и качества его профессиональной подготовки, а также от индивидуальных адаптационных способностей личности. Успешность адаптации зависит от личностных особенностей специалиста и его подготовленности к профессиональной деятельности. Важным условием профессиональной адаптации является адаптация студентов к условиям учебной деятельности в вузе. Условиями успешности студентов на этапе обучения в вузе являются: наличие четкой перспективы становления: посильная, но напряженная деятельность: объективная оценка учебных достижений; возможность активной, творческой деятельности в ходе освоения профессии. Специфика адаптации молодых специалистов состоит в их относительно более высоких способностях приспособления к новым условиям. В целом, молодые специалисты - это люди, не относящиеся к категории риска по возрасту или социальному положению. Они более мобильны, относительно свободны от сложившихся ранее стереотипов деятельности. С другой стороны, налицо слабая защищенность молодых специалистов, отсутствие у большинства из них материальной базы, производственного и социального опыта, неустойчивость во взглядах и ценностных ориентациях. Таким образом, вхождение молодых специалистов в рыночные отношения существенно отличается от адаптации других групп населения. Поэтому важно обладать профессиональной способностью к быстрой реакции и принятию самостоятельных компетентных решений, что требует соответствующей подготовки. Кроме того, в условиях конкурентности требуется модель социального поведения, связанная с большей социальной мобильностью, с осознанием собственной ответственности за свое жизненное благополучие. Необходимы готовность к риску, стремление к повышению квалификации, а в случае необходимости - и к переобучению [2]. Эксперты международного общества по инженерной педагогике (IGIP), Европейской Ассоциации Инженеров (FEANI), Американского общества инженерного образования (ASEE), Ассоциации

инженерного образования Российской Федерации (ЛИО РФ) и других организаций выделяют следующие необходимые для современного инженера профессионально-значимые качества: профессиональная компетентность, коммуникационная готовность; развитая способность творческого подхода к решению профессиональных задач; умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, разрабатывать план действий и реализовывать его; устойчивое осознанное позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному совершенствованию; владение методами технико-экономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации; владение методами экологического обеспечения технологического процесса и инженерной защиты окружающей среды; владение методами моделирования, прогнозирования и экспериментальных исследований, необходимыми для создания интеллектуальных ценностей и материальной продукции; понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники.

Список литературы

1. Курина А.А., Ступина А.Г. Формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. 2006. №44. С.57-63.

2. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Бабак А.В.

Бабак Алексей Владимирович - аспирант, кафедра авиационной техники, факультет лётной эксплуатации и управления воздушного движения,

Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева,

г. Ульяновск

Аннотация: в статье анализируются теоретические основы диагностирования технического состояния авиационной техники, цели и задачи технической диагностики.

Ключевые слова: безопасность полётов, техническое состояние, диагностика, прогнозирование, авиационная техника.

В последние годы в решении проблемы обеспечения безопасности полётов (БП) наметился переход от накопления и анализа многочисленных и разрозненных данных о причинах авиационных происшествий (АП) к созданию общей теории БП [1].

Для количественной оценки уровня БП используют статистические и вероятностные показатели. Статистические показатели позволяют учесть все факторы и причины АП, т.к. они отражают уровень совершенства авиационной техники (АТ), организацию и обеспечение полетов, степень подготовки наземного и летного состава.

На вероятностные показатели БП, характеризующие полет как событие, которое будет завершено без АП, влияют следующие факторы: отказы АТ, ошибки персонала и внешние условия [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.