Научная статья на тему 'Требования и порядок управления процессами аутсорсинга в системах менеджмента качества'

Требования и порядок управления процессами аутсорсинга в системах менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2554
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕСС АУТСОРСИНГА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АУТСОРСИНГА / ПРОЦЕСС СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ISO 9001 / PROCESS OF OUTSOURCING / OUTSOURCING MANAGEMENT / MANAGEMENT SYSTEM PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луцкая Нонна Владиславовна

Приведены результаты анализа сущности аутсорсинга как современного инструмента управления применительно к системе менеджмента качества. Резюмированы и выделены прямые и косвенные требования к управлению процессами аутсорсинга, изложенные в международных стандартах ISO 9001:2008 и ISO 9000:ISO/TC 176/SC 2/N 630R3. Установлена связь требований ISO 9001:2008 с жизненными циклами продукции (спираль качества) с точки зрения аутсорсингового потенциала. Определены виды работ, имеющие потенциал аутсорсинга, применительно к предприятию, занимающемуся производством продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS AND CONTROL PROCEDURE FOR OUTSOURCING IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS

The article presents the analysis results of the essence of outsourcing as an effective control tool in the quality management system. It summarizes and highlights direct and indirect requirements to outsourcing management in accordance with the international standards ISO 9001:2008 and ISO 9000: ISO/TC 176/SC 2/N 630R3. Having established the correlation between the ISO 9001:2008 requirements and the product life cycles (quality spiral) in terms of outsourcing potential it identifies the types of activities that can potentially be outsourced at a manufacturing enterprise.

Текст научной работы на тему «Требования и порядок управления процессами аутсорсинга в системах менеджмента качества»

Библиографический список

1. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система направлений развития стратегических альянсов в инноваци-показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: ЗАО онном процессе по составляющим системы сбалансирован-«Олимп-Бизнес», 2003. 304 с. ных показателей // Региональные перспективы развития

2. Внедрение сбалансированной системы показателей / инновационной экономики России: материалы Междунар. Horvath & Partners: М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 478 с. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: ООО «Стимул-СТ», Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций». 2011. С. 11-22.

3. Александровский С.В. Метод определения приоритетных

УДК 330.46

ТРЕБОВАНИЯ И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ АУТСОРСИНГА В СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

© Н.В. Луцкая1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты анализа сущности аутсорсинга как современного инструмента управления применительно к системе менеджмента качества. Резюмированы и выделены прямые и косвенные требования к управлению процессами аутсорсинга, изложенные в международных стандартах ISO 9001:2008 и ISO 9000:ISO/TC 176/SC 2/N 630R3. Установлена связь требований ISO 9001:2008 с жизненными циклами продукции (спираль качества) с точки зрения аутсорсингового потенциала. Определены виды работ, имеющие потенциал аутсорсинга, применительно к предприятию, занимающемуся производством продукции. Ил. 2. Табл. 5. Библиогр. 17 назв.

Ключевые слова: процесс аутсорсинга; управление процессом аутсорсинга; ISO 9001; процесс системы менеджмента.

REQUIREMENTS AND CONTROL PROCEDURE FOR OUTSOURCING IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS N.V. Lutskaya

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article presents the analysis results of the essence of outsourcing as an effective control tool in the quality management system. It summarizes and highlights direct and indirect requirements to outsourcing management in accordance with the international standards ISO 9001:2008 and ISO 9000: ISO/TC 176/SC 2/N 630R3. Having established the correlation between the ISO 9001:2008 requirements and the product life cycles (quality spiral) in terms of outsourcing potential it identifies the types of activities that can potentially be outsourced at a manufacturing enterprise. 2 figures. 5 tables. 17 sources.

Key words: process of outsourcing; outsourcing management; ISO 9001; management system process.

Стремление к успешному ведению предпринимательской деятельности и повышению уровня конкурентоспособности своей продукции заставляет руководство компаний искать и применять новые формы управления бизнесом. Одной из таких форм стал аутсорсинг [1].

По своей сути аутсорсинг - это передача организацией одной или нескольких своих функций (процессов), как основных, так и вспомогательных, сторонним компаниям. В настоящее время аутсорсинг широко применяется во всем деловом мире. С выходом международных стандартов ISO серии 9000, содержащих требования и рекомендации, связанные с аутсорсингом, интерес к нему резко возрос. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество литературы, посвященной общим вопросам аутсорсинга, специализированной литературы, позволяющей получить представление о том, что та-

кое аутсорсинг применительно к системам менеджмента качества (СМК), практически нет, а это означает, что вопросу уделяется недостаточно внимания.

В данной статье сделана попытка конкретизировать сущность аутсорсинга в системах менеджмента, построенных на базе ISO 9001, а также уточнить порядок и требования к его управлению, изложенные в нормативных документах СМК.

Термин «аутсорсинг», заимствованный из английского языка, появился в русском языке в конце прошлого века. Используется он как в узком, так и в широком смысле. Множество примеров практического использования методологии аутсорсинга сформировали целый ряд определений, по-разному характеризующих ее содержание. Для начала проведем анализ составляющих слов сложного термина «аутсорсинг» («outsourcing» - англ. «out-side resource using») (табл. 1).

1Луцкая Нонна Владиславовна, аспирант, тел.: 89501100787, e-mail: nona_lv@rambler.ru Lutskaya Nonna, Postgraduate, tel.: 89501100787, e-mail: nona_lv@rambler.ru

Таблица 1

Анализ термина "аутсорсинг"_

Составная часть термина Часть речи Перевод/значение

out наречие указывает на движение наружу, распространение за пределы

side имя существительное уточняет; о внешних источниках, находящихся за пределами (организации)

(re)source имя существительное от «переродится»; как источник, ресурсы, возможности

use глагол пользовать, обращаться; окончание -тд указывает на принадлежность термина к настоящему продолженному времени, которое свидетельствует о том, что действие имеет продолжительную форму, т.е. протекает в процессе

Если суммировать эти значения, то в буквальном переводе термин означает процесс «использования внешних ресурсов», «ресурсов», которые находятся «за пределами», т.е. выполнение некоторых функций на базе ресурсов из другого, привлеченного (по срав-

нению с основным) источника.

Далее рассмотрим определение термина «аутсорсинг» в русскоязычных и иностранных/специализированных источниках (табл. 2).

Определения термина «аутсорсинг»: русскоязычные и иностранные источники

Таблица 2

Автор/источник | Определение

Русскоязычные источники

С.О. Каледжян [2] Основанная на стратегическом решении передача на длительный срок в целом или частично необходимых организации управленческих функций или бизнес-процессов внешним исполнителям на контрактной основе для повышения эффективности деятельности организации

Яндекс.Словари: экономический словарь Передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям -аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса, например, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации

Э. Абрамов [3] Под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных или сопутствующих функций профессионалу

Ф.Н. Филина [4] Аутсорсинг подразумевает увеличение ценности, перекладывает ответственность на другую организацию, в том числе и разработку прикладных программ

Специализированные словари и стандарты ISO

Англо-русский словарь по менеджменту качества и оценке соответствия [5] Аутсорсинг, привлечение сторонних организаций; предоставление сотрудника на полный рабочий день или на его часть в другую фирму; использование внешних ресурсов для решения собственных проблем

Руководство по терминологии к ISO 9001 и 9004. ISO/TC 176/SC 2/N 526R [6] Заключить субподрядный договор. Термины «subcontract» - «заключить субконтрактный договор» и «outsource» - «заключить субподрядный договор» - являются взаимозаменяемыми и имеют одинаковое значение»

Руководство ISO по аутсор-синговым процессам ISO/Tc 176/SC 2/N 630R2 [7] Аутсорсинговый процесс - это процесс, в котором нуждается система менеджмента качества организации, а также тот, который организация определила для выполнения внешней стороной

Авторский перевод определений термина с английского языка (специализированные издания)

Финансовый словарь Блумб-ерга [8] Приобретение существенного количества промежуточных компонентов у внешних поставщиков

Американский словарь английского языка Вебстера [9] Практика заключения контрактов с внешними субподрядчиками на выполнение производственных работ, в частности с иностранными компаниями

Оксфордский словарь английского языка [10] Contract (work) out: приобретать (товар/услугу) по контракту у внешнего (по отношении к фирме) поставщика. Выполнение работ по контракту силами сторонних организаций

Практический бизнес-словарь Кембридж [11] Форма взаимодействия, при котором одна компания нанимает другую в целях выполнения некоторых задач первой (вместо выполнения этих задач своими силами)

Английский толковый словарь Коллинз [12] Покупка готовой продукции (или ее составляющих) вместо самостоятельного ее производства

Английский онлайн-словарь вычислительной техники [13] Плата другой компании за предоставление услуг, которые могли бы быть выполнены собственным персоналом

Словарь электронного ресурса по инвестированию 1п-уеБЬре^а [14] Практика, к которой прибегают различные компании с целью снижения затрат, заключается в передаче некоторых видов работ не внутренним подразделениям, а внешним поставщикам

Энциклопедия Britannica.com [15] Форма занятости, при которой заказчик нанимает фирму-исполнителя для выполнения работ ее силами

Анализ вышеприведенных определений (данных русскими учеными, а также взятых из словарей и переведенных автором с языка оригинала) показывает, что все они отражают основную суть и лишь немного расширяют «буквальный» перевод термина «аутсорсинг», сводя его к следующим основным характеристикам:

- необходимые услуги/продукты должны приобретаться на контрактной (договорной) основе у внешней (по отношению к заказчику) организации (субконтрак-тера), а не выполняться собственными силами организации-заказчика;

- работы передаются компании, специализирующейся на производстве продукта/услуг;

- передаваться на аутсорсинг могут не все функции, а лишь вспомогательные, неключевые, непрофильные;

- применение аутсорсинга позволяет повышает эффективность компании;

- система менеджмента организации нуждается в результатах процессов, переданных на аутсорсинг;

- сам термин характеризует процесс - продолжительное во времени действие.

Далее проанализируем требования ISO 9001 в отношении аутсорсинга. На сегодняшний день в ISO 9001:2008 [16] слово «аутсорсинг» отсутствует, однако п. 4.1 «Общие требования» международного стандарта ISO 9001:2008 формулирует следующее: «если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества». В данном разделе речь идет об аутсорсинге, суть которого заключается в передаче организацией своих процессов другим исполнителям, соответственно, в п. 4.1. ISO идет речь об аутсорсинговых процессах. ISO также фиксирует, что предприятие, передающее процессы на аутсорсинг, должно обеспечить управляемые условия, необходимые для гарантированного выполнения требований потребителя [16].

Более конкретные требования к управлению процессами аутсорсинга определены в «Руководстве по применению процессов аутсорсинга»: «Аутсорсинго-вый процесс» - это процесс, который организация идентифицировала как необходимый для своей системы менеджмента качества, но для осуществления которого она выбрала внешнюю сторону» [7]. Аутсор-синговый процесс может выполняться поставщиком, который полностью независим от организации или который является частью одной и той же материнской организации (например, отдел или отделение, которые не попадают под действие системы менеджмента качества). Он может осуществляться в помещениях или в рамках производственной среды (на месте проведения работ) самой организации, на независимом от организации месте или каким-либо иным образом.

В пункте 4.1 ISO 9001:2008 подчеркивается, что, если организация хочет привлекать третьих лиц для выполнения работ (постоянно или временно), которые влияют на соответствие продукта требованиям (см. ISO 9001:2008 пункт 7.2.1), нельзя ни игнорировать этот процесс, ни исключать его из системы менедж-

мента качества [17].

Организация должна демонстрировать, что осуществляется достаточное управление для того, чтобы гарантировать выполнение этого процесса согласно релевантным требованиям ISO 9001:2008 и любых других требований системы менеджмента качества организации. Суть этого управления будет зависеть от важности аутсорсингового процесса, подверженности рискам и способности поставщика соответствовать требованиям к процессу.

Тип и степень управления, необходимые для процессов аутсорсинга, могут зависеть от следующих факторов:

а) потенциальное воздействие процесса аутсорсинга на способность организации поставлять соответствующий требованиям продукт;

б) степень, в которой управление процессом осуществляется совместно;

в) возможность достижения необходимого управления посредством применения раздела 7.4 ISO 9001:2008 [7].

Стандарт акцентирует внимание на необходимости обеспечения организацией управления процессами, переданными на аутсорсинг, а также определении степени управления данным процессом, т.е. здесь уже речь идет об элементах риск-менеджмента, которые будут освящены автором в другой статье.

В помощь организациям и менеджерам по качеству идентифицируем документы и требования ISO серии 9000 по управлению аутсорсинговыми процессами (табл. 3):

Проанализировав документацию и требования, приведенные в табл. 3, приходим к опосредованному выводу: с точки зрения выполнения требований ISO 9001:2008 далеко не все процессы организации могут быть переданы на аутсорсинг, что является также достаточно актуальным и неоднозначным вопросом на сегодняшний день.

Чтобы прояснить ситуацию, рассмотрим на примере производственного предприятия (результатом деятельности которого является производство материальной продукции) жизненные циклы продукта (ЖЦП) и выделим те, которые могут быть переданы на аутсорсинг.

На примере «петли качества» представлен классический жизненный цикл продукции, включающий несколько основных этапов (рис. 1).

Объединив схожие в отношении требований стандарта ISO 9001:2008 этапы цикла, получим следующую укрупненную схему ЖЦП (рис. 2).

Проанализируем связь требований ISO 9001:2008 с ЖЦП в отношении возможности их передачи на аутсорсинг (табл. 4) [17].

Таким образом, потенциалом аутсорсинга обладают следующие виды работ (табл. 5).

Есть виды работ, которые, наоборот, принципиально не следует передавать на аутсорсинг: управление процессами закупок (7.4.1); определение требований к закупкам (7.4.2); проведение валидации услуг/продукции (7.5.2); анализ требований потребителя относительно продукции (7.2.2.), а также сопутствующие процессы по управлению документацией и

записями в отношении описанных выше процессов (4.2.1 и 4,2,4); раздел процессов 5, связанных с зоной ответственности руководства и планирования в области СМК; процессы по организации, планированию и реализации мониторинга своей деятельности; процессы анализа и улучшения (8.1. и 8.5 за исключением 8.5.2с1).

На основе анализа информации из табл. 4 и 5 сделан вывод: на аутсорсинг могут быть переданы как основные процессы ЖЦП (раздел 7 стандарта ISO 9001:2008), так и обеспечивающие процессы и процессы управления о методах управления которыми речь пойдет в другой статье.

Документы, имеющие непосредственное отношение к процессами аутсорсинга

Таблица 3

Наименование документа Пункт/раздел Комментарии

ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. 4.1 Процессы аутсорсинга должны находиться под управлением организации и включают процессы управленческой деятельности, предоставления ресурсов, выпуска продукта и измерений, анализа и улучшений. Тип и степень управления, необходимые для этих процессов аутсорсинга, должны быть определены организацией. Управление аутсорсинговыми процессами подчинено требованиям п 7.4. ISO 9001:2008. Закупки

ISO/TC 176/SC 2/N 630R3 ISO 9000. Руководство по применению процессов аутсорсинга 2.1 2.2 2.3 Содержание и разъяснение пункта 4.1 ISO 9001:2008. Определение термина аутсорсинговый процесс; рекомендации по управление аутсорсинговыми процессами для случаев: а) когда организация имеет компетенции и способность выполнять процесс, но выбирает аутсорсинг этого процесса и b) когда организация не имеет компетенций для выполнения процесса непосредственно и хочет привлекать третьих лиц для выполнения этих работ Валидация и верификация процессов аутсорсинга - подчинение требованию 7.5.2. ISO 9001:2008

Рис 1. Петля качества: жизненный цикл продукции

Упаковка и хранение; реализация и распределение продукции;

Контроль, испытания и обследования;

Снабжение, подготовка

производства и разработка технологии и производственных у процессов;

Ф

Производство

Рис 2. Укрупненная схема жизненного цикла продукта

Таблица 4

Связь требований ISO 9001:2008 с жизненными циклами продукта _с точки зрения аутсорсингового потенциала_

Этап ЖЦП Разделы/требования ISO 9001:2008, влияющие на производство продукции

Ключевые процессы производства Сопутствующие процессы

Маркетинг; генерация идей 7.2.1, 7.2.3c

Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции 7.3

Снабжение, подготовка производства и разработка технологии и производственных процессов 4.2.1d, 6.3, 6.4, 7.1, 7.4.3, 7.5.4, 7.5.5 4.1.d,e,f, 4.2.3, 4.2.4, 6.2.1, 6.2.2b, 7.6, 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.3, 8.4, 8.5.2d, 8.5.3b

Производство 7.5.1, 7.5.3.

Контроль, испытания и обследования 7.4.3

Упаковка и хранение; реализация и распределение продукции 7.5.4, 7.5.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монтаж; эксплуатация; техническая помощь, обслуживание; утилизация 7.2.3

ш Социально-экономические и общественные науки

Таблица 5 Виды работ, обладающие потенциалом аутсорсинга

Раздел ISO 9001:2008 Виды работ, обладающие потенциалом аутсорсинга (ключевые)

4.2.1d разработка документации по реализации и управлению процессами

6.2.2b обучение персонала

6.3 обеспечение инфраструктурой

6.4 обеспечение и поддержание рабочей среды в соответствии с требованиями

7.1 разработка процессов и технологии изготовления продукции

7.2.1 маркетинг, изучение, анализ рынка, выявление ожиданий потребителей

7.3 проектирование и разработка продукции/услуг

7.4.3 верификация закупленной продукции

7.5.1 изготовление изделий

7.5.5 сохранение продукции

7.6 управление контрольным и измерительным оборудованием

8.2.2 внутренние аудиты

Раздел ISO 9001:2008 Сопутствующие процессы, «присоединяющиеся» к ключевым при передаче последних на аутсорсинг

4.1 d, e, f мониторинг, измерение и анализ аутсорсинговых процессов

4.2.3 управление документами

4.2.4 управление записями

6.2.1 обеспечение требуемой компетентностью исполнителей работ

7.5.3 работы по идентификации и прослеживаемости

7.5.4 управление собственностью потребителя

8.2.3 проведение мониторинга и измерения процессов

8.2.4 проведение мониторинга и измерения продукции

8.3 управление несоответствующей продукцией

8.4. сбор и представление информации о соответствии продукции установленным требованиям, о характеристиках и тенденциях процессов продукции, включая возможности поведения предупреждающих действий

8.5.2 d участие в реализации корректирующих и предупреждающих действий

В заключении также отметим, что передача деятельности на аутсорсинг не является основанием для исключения данных процессов из СМК, на что указывают положения следующих пунктов стандарта ISO 9001: 2008: пункт 4.1, примечание 1 (процессы, необходимые для системы менеджмента качества, включают процессы управленческой деятельности, предоставления ресурсов, выпуска продукта и измерений, анализа и улучшений) и пункт 1.2 (организация не может претендовать на соответствие настоящему международному стандарту в тех случаях, если исключенные процессы выходят за рамки требований раздела 7, но выполненные исключения (раздел 7) не должны

затрагивать способность или ответственность организации предоставлять продукт, удовлетворяющий требованиям потребителя, а также применимым законодательным и регулирующим требованиям) [16]. Другими словами, любой процесс (прямо или косвенно влияющий на качество товара/услуги), который организация передает на аутсорсинг, должен находиться под управлением в соответствии с требованиями применимых к нему разделов ISO 9001:2008, то есть деятельность аутсорсера должна быть организована и происходить так, как если бы организация-заказчик делала все самостоятельно.

Библиографический список

1. Луцкая Н.В., Лонцих П.А. Аутсорсинг в России и США. Обзор перспектив Аутсорсинга // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 8 (67). С.193-199.

2. Календжан С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05, 2003. 33 с.

3. Абрамова Э. Бухгалтерский аутсорсинг // Аудит и налогообложение. 2007. № 3. С. 27-31.

4. Филина Ф.М. Аутсорсинг бизнес-процессов: проблемы и решения. М: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 208 с.

5. Адлер Ю.П., Палей С.М., Цимбалист Г.М. Англо-русский словарь по менеджменту качества и оценке соответствия. М.: ВНИИС, 2002.

6. Руководство по терминологии, используемой в ISO 9001 и

ISO 9004. Документ ISO/TC 176/SC 2/N 526R и ISO/TC 176/SC 1/N 339 от 15 окт. 2008.

7. Руководство по «аутсорсинговым процессам». Документ ISO/TC 176/SC 2/N 630R3 г. от 15 окт. 2008 (ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidance on Outsourced Processes).

8. Bloomberg K. Financial Dictionary. [Электронный ресурс]. URL: http://financial-dictionary.thefreedictionary.com/Bloomberg (1 марта 2013).

9. Webster N. An American dictionary of the English language [Электронный ресурс]. URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/dictionary (1 марта 2013).

10. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.oed.com (1 мая 2013).

11. Cambridge Business English Dictionary [Электронный ре-

сурс]. URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/business-english (1 марта 2013).

12. Collins English Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.collinsdictionary.com/ dictionary/english (1 марта 2013).

13. The free online dictionary of computing: онлайн-словарь вычислительной техники [Электронный ресурс]. URL: http://foldoc.org (1 марта 2013).

14. Investopedia: educating the world about finance [Электронный ресурс]. URL: investopedia.com (1 марта 2013).

15. Britannica: online encyclopedia [Электронный ресурс]. URL: britannica.com (1 марта 2013).

16. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

17. Качалов В.А. Что же это такое - «аутсорсинг»? // Методы менеджмента качества. 2008. № 4. С. 28-33; № 5. С 36-39.

УДК 330.322.21

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

© А.С. Нечаев1, Р.Ф. Старков2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены особенности инвестирования в основной капитал по видам экономической деятельности. Проанализирована динамика степени износа и обновления основных производственных фондов в организациях по видам экономической деятельности. Представлены статистические данные по оценке целей инвестирования в основной капитал и факторам, ограничивающим инвестиционную деятельность по организациям добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Сформулированы наиболее важные проблемы в области инвестирования производственных процессов. Ил. 3. Табл. 5. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: инвестиции; производственный процесс; основные фонды; виды экономической деятельности; износ основных фондов; обновление основных фондов.

SOME ASPECTS OF INVESTMENT IN PRODUCTION PROCESS ORGANIZATION IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

A.S. Nechaev, R.F. Starkov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article examines the features of investment in fixed assets by the types of economic activity. It also analyzes the dynamics of the rate of depreciation and replacement of company fixed production assets by the types of economic activity. It presents the statistical data enabling the assessment of the objectives of investment in fixed assets and the factors limiting the investment activities by mining and manufacturing enterprises and the companies engaged in the production and distribution of electrical power, gas and water. The most important problems in the field of manufacturing process investment are formulated. 3 figures. 5 tables. 4 sources.

Key words: investment; production process; fixed production assets; types of economic activities; depreciation of fixed assets; replacement of fixed assets.

Одной из стратегических задач развития и модернизации российской экономики является активизация инвестиционных процессов. Вопрос поиска инвестиционных ресурсов промышленными предприятиями до сих пор остается нерешенным. При этом ежегодно проводимый опрос руководителей промышленных организаций Российской Федерации свидетельствует о том, что за последний период инвестиционные процессы характеризуются вялотекущим ростом и разви-

ваются в основном по стагнационному сценарию [3, 4]. Для выявления наиболее острых проблем и характеристики современного состояния инвестиционных процессов в промышленности проведем анализ статистической информации в данной области.

Прежде всего, проанализируем динамику инвестиций в основной капитал в промышленности по видам экономической деятельности (табл. 1).

1Нечаев Андрей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 941258, e-mail: n-a-s@mail.ru

Nechaev Andrei, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 941258, e-mail: n-a-s@mail.ru

2Старков Рафик Федорович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (3952) 405097, e-mail: d2@istu.edu

Starkov Rafik, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: (3952) 405097, e-mail: S12@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.