УДК: 658.8
Худякова А. Д.
магистрант, направление подготовки «Менеджмент» «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Научный руководитель: Одаренко Т. Е.
кандидат экономических наук, доцент «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
На сегодняшний день, руководитель любого турпредприятия имеет возможность применить на практике большое количество методов повышения конкурентоспособности предприятия, тем самым повысив его долю на рынке. Однако, в любом случае начинать ему приходится не с анализа производственных и технологических возможностей собственного предприятия, а с изучения рынка, его сегментирования.
Ключевые слова: сегмент, рынок, туризм, Крым, турпредприятие, отель, гостиница, преимущества, маркетинг, маркетолог, эффективность.
Существует большое количество способов разделения рынка на сегменты, однако не все они одинаково эффективны. Допустим, мы можем делить гостей нашего отеля на блондинов и брюнетов, но цвет волос никак не влияет на количество заказанных услуг. Также, следует отметить, что если загрузка в нашем отеле постоянно держится на высоком уровне и неизменно приносит ежемесячно одинаковый доход, то отелю нет смысла прибегать к сегментации. Эффективность сегментации достигается, если сами сегменты обладают следующими свойствами:
- измеримость показывает, в какой степени могут быть измерены объем и покупательская способность сегмента. Однако, некоторые характеристики сегментов трудно измерить. Допустим, размер сегмента, который составляют гости, выбравшие отдых именно в Крыму в знак протеста заграничным курортам;
- доступность определяет, в какой степени данный сегмент поддается влиянию и может быть обслужен [3, с. 420]. Исследование рынка гостиничных услуг Крыма показало, что 20% посетителей одного отеля, находящегося рядом с Международным Детским Центром, забронировали отель через турфирму Генуя-Тур. Однако у них, не оказалось общих свойств. Они включали как гостей, приехавших в МДЦ в командировку, так и родители приехавших повидать своих детей или в момент разъезда забрать их из лагеря. Не было разницы в количестве и уровне занимаемых ими номеров, требуемом количестве дополнительных услуг и т.д. В таком случае, сегмент рынка был определен, но невозможным оказалось выбрать крупных потребителей;
- прибыльность турпредприятия, может говорить о степени доходности сегмента как рынка [2, с. 704]. Сегмент должна составлять самая большая объединенная одними признаками группа, которая по итогу будет реагировать на составленную маркетинговую стратегию. Например, в больших городах может существовать множество отелей на различную тематику, например, как в Москве отель «Совеский», «Джаз» и многие другие, однако в городе или в таком поселке, как Гурзуф такие отели пользовались бы меньшим спросом;
- возможность освоения указывает на степень, до которой целесообразно разрабатывать специальные программы по привлечению и обслуживанию сегментов. Небольшая авиакомпания, например, выделила семь сегментов рынка, но ей не хватает ни
персонала, ни средств, чтобы разработать отдельные программы маркетинга для каждого из них.
Сегментация вскрывает потенциальные возможности фирмы на рынке гостиничных услуг в Крыму. Благодаря ей, предприятие может выбрать наиболее привлекательный сегмент и несколько сегментов, на которые и будет в дальнейшем направлена маркетинговая стратегия [1, с. 525]. С помощью ориентации стратегии на конкретный сегмент потребителей можно достичь желаемого результата за максимально короткие сроки. Допустим, маркетолог в отеле решил сконцентрировать маркетинг на то, чтобы в отель приезжали в основном молодые пары без детей. В этом случае необходимо будет собрать и провести анализ разных сегментов рынка туристских услуг в Крыму, например, сумме текущих продаж в рублях, предполагаемом темпе роста объема торговли, ожидаемых коэффициентах прибыльности, силе конкуренции, и потребностях каналов распределения в маркетинге. Но возможно такое, что ни один сегмент рынка не будет лучшим во всех этих категориях, так что следует сделать определенные допуски.
После того, как маркетолог в отеле сделал выборку в пользу наиболее привлекательных сегментов, следует принять решение, какие по итогу исследования сегменты, более подходящие для конкретного отеля. Допустим, на первый взгляд, может показаться более привлекательными гости с детьми до 5 лет, однако отель имеет не подходящее местоположение (далеко от моря, нет развозки), или допустим нет подходящей для детей инфраструктуры. Следовательно, предприятие будет ориентироваться на более подходящих клиентов. Она должна найти сегменты, в которых она будет иметь наибольшее стратегическое преимущество. Путешествующие по делам — самый большой сегмент гостиничной индустрии и Крым здесь не является исключением, особенно в низкий сезон такие гости составляют более половины всех доходов от продажи номеров. Следует отметить, что этот рынок имеет лучшее образование, его представители более богаты и квалифицированы и, как правило, работают в области торговли и управления предприятиями. Путешествующий по делам читает больше, а телевизор смотрит меньше, чем средний американец. Основанием для деловой поездки является, как правило, торговля.
По результатам наблюдения, такой гость при выборе отеля, в основном обращает внимание на удобное местоположение, обслуживание и чистоту номеров. Также немаловажной является стоимость номера и репутация отеля. Желаемые удобства включают хорошее качество матрасов, толстые полотенца, письменный стол, телефон для бесплатных местных разговоров и междугородных без дополнительной платы. Бесплатные местные разговоры по телефону являются важным фактором для продавцов.
Вывод. Исходя из проведенного исследования, следует отметить, что получение более высокой прибыли турпредприятиями Крыма на прямую взаимосвязано с маркетинговой стратегией в туриндустрии в целом. Также должны участвовать авиакомпании, фирмы по междугородним перевозкам, компании, занимающиеся сдачей авто в аренду и так далее. В нашем регионе туристская индустрия, нуждается в большом количестве профессионалов маркетинга, которые могли бы разрабатывать не только стратегию одного турпредприятия, но также и проблемы в глобальном масштабе. Которые также моли бы быстро реагировать на растущие потребности потребителей и гибко подстраиваться под них.
Литература
1. Акулич, И. Л. Маркетинг / И. Л. Акулич. — 7-е изд., перераб. и доп. — Минск: Выш. шк., 2010. — 525 с.
2. Котлер, Ф., Армстронг, Г. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. — Издат. дом "Вильямс". — М., 1998. — 704 с.
3. Левинов, А. Б. Маркетинговые исследования рынка услуг : учебное пособие. — СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1998. — 420 с.