© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:616.71/.74-082(470.44)
НОРКИНИ.А., БАРАТОВ А.В., АКИМОВА Т.Н., ЮШИНА Б.С., ВЕГЕЛЕЛ.С.
Травматолого-ортопедическая служба региона:
проблемы и задачи
ФГБУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Минздрава России, 410002, г. Саратов
Представлена динамика травматизма и заболеваемости болезнями костно-мышечной системы среди взрослого населения Саратовской области за последние три года. Показаны актуальность и социальная значимость проблемы оптимизации медицинской помощи и реабилитации больных травматолого-ортопедического профиля с акцентом на развитие амбулаторной, в том числе стационарзамещающей, помощи. Выявлены дефицит кадров травматологов-ортопедов, особенно в сельской местности, на амбулаторном этапе и существенная диспропорция обеспеченности стационарной специализированной помощью населения в Саратове и области. Проведен анализ оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия». Показаны результаты экспертизы качества медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия». Предложены основные пути совершенствования организации травматолого-ортопе-дической и реабилитационной помощи населению Саратовской области.
Ключевые слова: травматизм; заболеваемость костно-мышечной системы; социально-экономическая значимость; травматолого-ортопедическая служба; высокотехнологичная медицинская помощь; экспертиза качества медицинской помощи; реабилитация.
THE TRAUMATOLOGICAL ORTHOPEDIC SERVICE OF REGION: PROBLEMS AND GOALS Norkin I.A., Baratov A.V., Akimova T.N., Yushina B.S., Vegele L.S. The Saratov research institute of traumatology and orthopedics of Ministry of Health of Russia,
410002, Saratov, Russia
The article presents dynamics of traumatism and morbidity of diseases of musculoskeletal system in adult population of the Saratov oblast within last three years. The actuality and social significance of both issue of optimization of medical care and rehabilitation of patients of traumatological orthopedic profile is demonstrated. The focus on development of ambulatory, including hospital substituting care is emphasized. The deficiency of personnel of traumatologists orthopedists is established especially in rural areas and outpatient stage. The significant disproportion in provision with hospital specialized care to population was revealed in Saratov and Saratov oblast. The analysis of rendering of high-tech medical care in traumatology and orthopedics profile was applied. The results of expertise of quality of medical care in traumatology and orthopedics profile are presented. The main directions of development of traumatological orthopedic carer and rehabilitation care of population in the Saratov oblast are proposed.
Key words: traumatism; morbidity of musculoskeletal system; social economic significance; traumatological orthopedic service; high-tech medical care; expertise; quality of medical care; rehabilitation.
Проблема травматизма и заболеваний опорно-двигательной системы вследствие высокого уровня инвалидности и смертности, непосредственно влияющего на показатели здоровья, является одной из приоритетных не только для отрасли здравоохранения, но и в целом для государства. В течение первого десятилетия XXI века (2001—2010) заболеваемость болезнями костно-мышечной системы (КМС) взрослого населения России неуклонно возрастала — со 100 до 142 на 1000 населения [1] (рис. 1).
Приведенные данные показывают, что болезни КМС отличаются выраженным устойчивым ростом, прогрессирующим характером течения патологии, что обусловливает высокую значимость этой категории заболеваний как при оценке показателей общественного здоровья, так и при планировании ресурсов здравоохранения [1—3].
Результаты анализа, проведенного ФГБУ «ЦИТО им. Н.Н. Приорова» Минздрава России, свидетельствуют о высоком уровне травматизма в Приволжском федеральном округе — ФО (97,7 на 1000 взрослого населения; среднероссийский показатель 88,1 на 1000); росте заболеваемости болезнями КМС почти во всех ФО. При
этом в Приволжском ФО данный показатель значительно превышает среднероссийский (142 на 1000), составляя 165,2 на 1000 взрослого населения [4].
В Саратовской области, по данным официальной статистической отчетности, за последние три года уровень травматизма увеличился на 11,5%, составив 74,4 на 1000 взрослого населения; показатель заболеваемости КМС 86 на 1000, что значительно ниже аналогичных среднероссийских показателей.
Смертность от травм и отравлений (158,4 на 100 000 населения) в Саратовской области занимает третье место среди причин общей смертности и первое — среди причин смертности населения трудоспособного возраста (187 на 100 000).
В структуре первичной инвалидности болезни КМС занимают 3-е ранговое место после болезней системы кровообращения и новообразований. Причинами получения группы инвалидности в специализированных МСЭК в 91,1% были последствия травм, в 8,9% — заболевания КМС.
Таким образом, проблема совершенствования организации медицинской помощи и реабилитации больных
Для корреспонденции: Баратов Андрей Владимирович, канд. мед. наук, [email protected]
160-, 140120100806040200-
123,3
131,3
133,6 136,5 13SU5J42
88,1
76,7
1993 1996 1998 2000 2001 2005' 2006' 2007 2008 2009 2010 2011 2012 г.
Болезни KMC
Травмы
Рис. 1. Динамика распространенности болезней КМС и травм среди взрослого
населения России.
травматолого-ортопедического профиля актуальна и социально-экономически значима.
В последние годы в рамках проводимой реформы здравоохранения, направленной на дальнейшее совершенствование качества и доступности медицинской помощи населению, принят ряд основополагающих документов, определяющих новую стратегию и тактику развития отрасли и содержащих качественно новые требования и нормативы к организации деятельности всех звеньев региональных систем здравоохранения, в том числе и к травматолого-ортопедической службе [5—9].
Одним из основных руководящих документов для травматологов-ортопедов является приказ Минздрава России от 12.11.2012 г. № 901н, утверждающий «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия", в котором отражены все необходимые организационные показатели работы службы.
В этой статье авторы актуализируют задачи, стоящие перед травматолого-ортопедической службой Саратовской области в ходе проводимых преобразований, и обсуждают возможные пути их решения.
В настоящее время травматолого-ортопедическая служба Саратовской области представлена 12 травматологическими и 2 ортопедическими отделениями, из которых 5 травматологических и 2 ортопедических отделения базируются в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) Саратова, а 7 травматологических отделений в ЛПУ районов области. Общий коечный
фонд 547 специализированных коек (табл. 1, 2). Кроме того, в ФГБУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» (СарНИИТО) Минздрава России функционируют 3 травматолого-ортопедиче-ских отделения, а также отделения детской ортопедии и гнойной хирургии (220 коек).
Для обеспечения специализированной помощи амбулаторным больным с патологией опорно-двигательного аппарата в Саратове функционирует 5 травмпунктов и 1 травмкабинет; в районах Саратовской области помощь таким больным оказывают врачи травматологических отделений районных ЛПУ в рамках амбулаторного приема.
В ЛПУ Саратовской области трудятся 112 травматологов-ортопедов. Большинство из них являются высококвалифицированными специалистами: 60,9% присвоена высшая квалификационная категория, 22,9% — 1-я и 16,2% — 2-я. Сертификат специалиста имеют 99,3% врачей травматологов-ортопедов.
Одним из основных разделов «Государственной программы развития здравоохранения до 2020 г.» является подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», направленная на реализацию эффективной кадровой политики, в которой проблеме укомплектования специалистами амбулаторного звена придается особое значение.
В 2012 г. показатель обеспеченности травматологами-ортопедами в амбулаторно-поликлинических учреждениях Саратовской области на 10 000 взрослого населения составил 0,38, что в 1,4 раза ниже аналогичного федерального показателя (0,54). Так, дефицит врачей травматологов-ортопедов амбулаторного звена в Саратове составляет 23,4% (11 врачей). В результате на 1 врача травмпункта приходится почти 20 тыс. обслуживаемого населения вместо 15 тыс. по нормативным требованиям. В области дефицит таких специалистов еще больше и составляет 53,8% (49 врачей) (см. табл. 2). Наибольшую потребность во врачебных кадрах отмечают в Вольском, Пугачевском, Балаковском, Энгельсском районах.
Таким образом, травматолого-ортопедическая служба Саратовской области испытывает острый кадровый дефицит специалистов амбулаторного звена, особенно в сельской местности. Данная проблема характерна
Таблица 1
Коечный фонд и кадровый потенциал травматолого-ортопедической службы ЛПУ Саратова
ЛПУ муниципального Численность Количество коек Число врачей Потребность в койках Потребность во врачах
и федерального подчинения взрослого населения, тыс. стационары ЛПУ амбулаторного типа стационары ЛПУ амбулаторного типа
ЛПУ Саратова 708,3 270 34 36 354 16 47
ФГБУ СарНИИТО 220 68 5 0 0 0
Итого ... 708,3 490 102 41 354 16 47
Примечание. СарНИИТО — Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии.
Таблица 2
Коечный фонд и кадровый потенциал травматолого-ортопедической службы ЛПУ в районах Саратовской области
Численность взрослого населения, тыс. Количество коек Число врачей Потребность
ЛПУ койки врачи в стационарах врачи в ЛПУ амбулаторного типа
ЛПУ районов Саратовской области 1366,7 277 42 410 16 91
практически для всех территорий РФ, дефицит кадров травматологов-ортопедов в среднем по стране составляет 44,4% [4].
О недостаточно эффективно проводимой первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам с болезнями КМС и соединительной ткани в Саратовской области косвенно свидетельствует и низкая доля больных, находящихся на диспансерном учете (2,3%), которая в 3,7 раза меньше аналогичного федерального показателя (8,6%).
В то же время амбулаторно-поликлиническая служба в общей системе оказания травматолого-ортопедиче-ской помощи населению играет чрезвычайно важную роль, так как на нее возлагается существенная часть общего объема специализированной медицинской помощи пострадавшим от травм (82%) и больным с ортопедическими заболеваниями (92,2%) [2].
Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной доступности специализированной травматолого-орто-педической помощи в амбулаторных условиях, сохранении диспропорции в обеспеченности специализированной помощи городским и сельским жителям, отсутствии стационарзамещающих коек травматолого-ортопедиче-ского профиля на базе амбулаторно-поликлинических учреждений.
Сегодня основной задачей является привлечение молодых специалистов для работы в районах Саратовской области. В качестве стимулирующих факторов выступают рост заработной платы, внедрение стандартов и повышение качества оказания специализированной медицинской помощи прежде всего в амбулаторных условиях, активное привлечение молодых специалистов к участию в федеральной программе «Земский доктор», повышение престижности профессии и отрасли здравоохранения в целом.
Дефицит травматологов-ортопедов планируется восполнить целевой подготовкой и переподготовкой специалистов в ординатурах Саратовского государственного медицинского университета и СарНИИТО по специальности «травматология и ортопедия», в которых ежегодно завершают обучение 20—24 специалиста. При этом в программу последипломной подготовки травматологов-ортопедов включены не только современные методы диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата и освоение малоинвазивных технологий, применяемых в травматологии и ортопедии, но и отдельный обучающий курс для травматологов амбулаторного звена с акцентом в преподавании материала на диагностику, амбулаторную помощь и послеоперационное ведение пациентов [10].
В настоящее время в Саратовской области специализированную стационарную помощь больным с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата оказывают в 16 травматологических и 3 ортопедических отделениях с коечным фондом 767 специализированных коек. Обеспеченность травматолого-ортопедическими койками населения Саратовской области в целом составляет 0,37 на 1000 населения (нормативный показатель 0,45 на 1000 населения).
В ЛПУ Саратова развернуты 490 специализированных круглосуточных коек (регионального и федерального подчинения), при этом обеспеченность населения травматолого-ортопедическими койками равняется 0,7 на 1000 населения (нормативный показатель 0,5). В отделениях больниц города (без учета специалистов СарНИИТО) работают 34 врача травматолога-ортопеда,
при этом на 1 врача приходится 7,9 койки (норматив 17 коек на 1 врача). Таким образом, врачей в стационарах ЛПУ города в 2 раза больше, чем требует «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия».
В рамках структурной реорганизации стационарной медицинской помощи сельскому населению специализированную травматолого-ортопедическую помощь в районах Саратовской области оказывают в 7 травматологических отделениях, 5 из которых являются межрайонными центрами (МРЦ) (города Балаково, Балашов, Энгельс, Вольск, Пугачев). Коечный фонд составляет 277 специализированных коек, что на 16,8% меньше (на 56 коек), чем в 2009 г. При этом обеспеченность травма-толого-ортопедическими койками населения в районах Саратовской области составляет 0,2 на 1000 населения (нормативный показатель 0,3). Специализированные отделения районных стационаров укомплектованы травматологами-ортопедами на 100%. Наибольший дефицит специализированных коек отмечают в МРЦ Энгельсского и Балаковского районов (50% и 56% соответственно), в которых получили лечение 43,9% жителей Саратовской области. В них выполняется более половины (50,5%) всех оперативных вмешательств; реализуются основные мероприятия плана модернизации здравоохранения.
Дефицит специализированных коек для больных травматолого-ортопедического профиля в районах Саратовской области составляет 133 койки (32,5%). В то же время в ЛПУ Саратова количество профильных коек превышает нормативный показатель (за счет коек федерального подчинения) на 27,8% (на 136 коек).
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о существенной диспропорции в обеспеченности стационарной травматолого-ортопедической помощью населения в Саратове и Саратовской области.
Необходимо отметить, что МРЦ выполняют большой объем консультативной, лечебно-диагностической работы, связанной с оказанием специализированной медицинской помощи больным травматолого-ортопеди-ческого профиля, в том числе из близлежащих закрепленных районов. Однако правовой статус, финансовое и организационное обеспечение МРЦ четко не определены, не утверждены нормативные документы с определенным финансированием основных разделов деятельности центров.
Данные факты свидетельствуют о необходимости экономически обоснованной оптимизации стационарной травматолого-ортопедической помощи в соответствии с существующими нормативными документами с акцентом на дальнейшую переориентацию оказания медицинской помощи на ресурсосберегающие технологии, в том числе на развитие амбулаторной стационарза-мещающей помощи.
В последние годы одним из приоритетных направлений государственной политики в области здравоохранения являлись расширение доступности и улучшение качества оказания населению РФ высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), в том числе травматоло-го-ортопедической. В свете современных требований обеспеченность населения ВМП является важным показателем развития отрасли в регионе.
За последние три года обеспеченность жителей Саратовской области ВМП увеличилась на 20%, составив по итогам 2012 г. 324,5 на 100 000 населения. Данный показатель за 2012 г. почти в 2 раза выше, чем средний по Приволжскому ФО (154,9 на 100 000 населения) и
на треть выше, чем по РФ (223,8 на 100 000 населения). В структуре ВМП преобладает профиль «травматология-ортопедия» (30%) [11] (рис. 2).
Высокий показатель удовлетворенности населения Саратовской области ВМП по этому профилю обусловлен наличием на ее территории СарНИИТО. Ежегодно доля больных, которым оказывают ВМП в этом институте, составляет более 70% общего числа профильных пациентов. За последние три года выполнено более 14 000 высокотехнологичных операций. Так, только в 2013 г. в СарНИИТО произведено более 7000 операций, из которых 5006 высокотехнологичные. Эндопротезирование суставов составляет 70% всех высокотехнологичных операций.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. предусмотрен перевод видов ВМП, в том числе эндо-протезирование тазобедренного сустава, в специализированные виды медицинской помощи, финансирование которых будет осуществляться с 2015 г. за счет средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В связи с этим высока вероятность того, что выполнение эндопротезирования тазобедренного сустава в условиях региональных ЛПУ, не имеющих достаточного опыта высокотехнологичных вмешательств, может привести к значительному росту серьезных послеоперационных осложнений (некорректная установка и рецидивирующие вывихи эндопротезов, асептическая нестабильность, нагноения имплантов и др.) и, как следствие, к значительному росту количества операций ревизионного эндопротезирования, что повлечет за собой многократное увеличение финансовых расходов на лечение указанной патологии.
В этих условиях актуальными задачами являются усиление контроля качества оказания медицинской помощи, тщательный отбор пациентов и четкое выполнение медицинских стандартов в ЛПУ, выполняющих эн-допротезирование тазобедренного сустава.
Вместе с тем результаты анализа, проведенного страховыми медицинскими организациями (с января по июнь 2013 г.), экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП), оказанной больным травматолого-ортопе-дического профиля в ЛПУ Саратовской области, показали следующее. В рамках 458 проведенных экспертиз установлено 134 нарушения качества оказания медицинской помощи, что составляет 29,25% (рис. 3). Соответственно, уменьшение оплаты составило 528 473,53 (8,96%) рубля.
По результатам ЭКМП наибольшее количество нарушений обусловлено преждевременным с клинической точки зрения прекращением лечебных мероприятий при отсутствии клинического эффекта (59 нарушений — 44% общего количества нарушений ЭКМП).
Дефекты качества оказания медицинской помощи, связанные с нарушениями в выполнении необходимых лечебно-диагностических мероприятий в соответствии с Порядком и (или) стандартами медицинской помощи, занимают второе место (43 случая, или 32,1%). Нарушения, связанные с дефектами оформления и ведения первичной медицинской документации, установлены в 16 (11,9%) случаях.
Таким образом, несмотря на усиленный вневедомственный и внутриведомственный контроль качества медицинской помощи в ЛПУ Саратовской области, оказывающих медицинскую помощь по профилю «травматология и ортопедия», сохраняется высокий уровень
Травматология и ортопедия
Офтальмология
Онкология
Сердечно-сосудистая хирургия
Нейрохирургия
Прочие
Рис. 2. Структура ВМП, оказанной жителям Саратовской области в 2012 г.
¡Ш Преждевременное прекращение лечения
ЕЗ Нарушение выполнения стандартной медицинской помощи
[Ц Дефекты оформления и ведения медицинской документации
Ц§ Прочие нарушения
Рис. 3. Структура нарушений качества оказания травматолого-ортопедической помощи в ЛПУ Саратовской области.
установленных нарушений при проведении ЭКМП.
Данный факт свидетельствует прежде всего о необходимости усиления клинико-экспертной работы на уровне ЛПУ (внутриведомственный контроль) и внедрения новых наиболее адекватных и информативных методик оценки качества медицинской помощи. Так, специалисты СарНИИТО на основе результатов внутриведомственного контроля разработали специализированные показатели результативности, позволяющие объективно оценить качество выполняемых оперативных вмешательств по разным профилям ВМП. Несомненно, указанные разработки могут найти широкое применение в практической деятельности ЛПУ региона, особенно при оценке качества использования новых высокотехнологичных методов лечения больных травматолого-ортопедического профиля.
На современном этапе развития медицины первоочередной задачей в оптимизации результатов оперативных вмешательств у больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата является комплексная медицинская реабилитация, основная цель которой — полноценное функциональное, социально-бытовое и профессиональное восстановление [8, 12—14].
В настоящее время в Саратовской области отсутствуют медицинские учреждения, осуществляющие реабилитацию больных травматолого-ортопедического профиля. Исключением является СарНИИТО, где организация лечебного процесса позволяет переводить больных на 5—6-е сутки после оказания ВМП на реабилитационные койки (арендованы 80 коек) в санатории «Октябрьское ущелье». В условиях санатория под руководством специалистов СарНИИТО пациенты проходят курс ранней послеоперационной реабилитации. Так, только в 2013 г. направлены в санаторий «Октябрьское ущелье» 2346 больных (74,4% числа прооперированных больных по профилю "эндопротезирование"). Кроме того, в отделении реабилитации (амбулаторного профиля) СарНИИТО ежегодно получают лечение более 600 жителей Саратова.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» пациенты после оказания им ВМП
могут быть направлены на санаторно-курортное лечение в профильные санатории за счет средств федерального бюджета. Так, СарНИИТО в профильные санатории направил в 2011 г. 43,7% больных, в 2012 г. — 57,1%.
Организация санаторно-курортного лечения в некоторой степени могла бы решить вопрос реабилитации, но количество пациентов, получивших путевки, составляет лишь 40% от направленных. Понятно, что одно федеральное учреждение не может радикально изменить картину состояния системы реабилитации профильных больных в целом по региону.
В настоящее время разработана и утверждена областная программа развития медицинской реабилитации, включающая три этапа. Предполагается, что реализация мероприятий данной программы позволит повысить трудовой потенциал и улучшить качество жизни населения Саратовской области, в том числе пациентам травматолого-ортопедического профиля. Не вызывает сомнений то, что для внедрения дифференцированных программ восстановительного лечения необходимо создание материально-технической базы как реабилитационных отделений ЛПУ, так и центров восстановительного лечения для больных с костно-мышечной патологией.
В программе развития реабилитационной помощи в Саратовской области на 2013—2017 гг. планируется организация 13 реабилитационных отделений на базе ЛПУ Саратова и Саратовской области, центра реабилитации на базе санатория «Октябрьское ущелье» на 200 коек (2017 г.). Кроме того, будут открыты отделения реабилитации в ЛПУ, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и на базе санаторно-курортных организаций: 7 отделений в 2016 г., 12 — в 2017 г.
Возможность перевода травматолого-ортопедиче-ских больных на реабилитационные койки позволит интенсифицировать деятельность специализированных отделений за счет увеличения числа пролеченных больных, сокращения сроков их лечения, повышения хирургической активности, существенного улучшения отдаленных результатов лечения.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что дальнейшее совершенствование организации работы травматолого-ортопедической службы Саратовской области на этапе модернизации региональной системы здравоохранения будет зависеть от успешного решения задач, изложенных ниже.
1. Приведение основных показателей нормативов травматолого-ортопедической службы в соответствие с требованиями «Порядка и стандартов оказания медицинской помощи по профилю "травматология и ортопедия"», утвержденного приказом Минздрава России № 901н от 12.11.2012 г:
— оптимизация коечного фонда профильных травмато-лого-ортопедических отделений ЛПУ Саратовской области;
— подготовка высококвалифицированных специалистов в учебных заведениях Саратовской области и доукомплектование травматологами-ортопедами особенно амбулаторно-поликлинического звена ЛПУ региона в соответствии с утвержденным Правительством РФ комплексом мер по обеспечению системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами до 2018 г.;
— последовательное укрепление материально-технической базы профильных отделений ЛПУ, МРЦ, доосна-щение их необходимым медицинским оборудованием.
2. Дальнейшее совершенствование организации оказания специализированной медицинской помощи, в том
числе ВМП, профильным пациентам. Повышение доступности ВМП населению Саратовской области за счет дальнейшей модернизации специализированных отделений ЛПУ и внедрения инновационных медицинских технологий.
3. Усиление контроля за качеством оказания медицинской помощи больным травматолого-ортопедического профиля на всех уровнях внутриведомственной экспертизы, разработка новых информативных методов контроля.
4. Создание региональной системы медицинской реабилитации больных с патологией опорно-двигательного аппарата в рамках реализации Программы развития реабилитационной помощи в Саратовской области на 2013—2017 гг.
В заключение следует отметить, что эффективное решение указанных задач в значительной мере позволит оптимизировать организацию и повысить качество оказания медицинской помощи и реабилитации больных травмато-лого-ортопедического профиля Саратовской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миронов С.П., Еськин Н.А., Андреева Т.М. Болезни костно-мышечной системы как социально-экономическая проблема. Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2012; 2: 3—7.
2. Миронов С.П. Состояние ортопедо-травматологической службы в Российской Федерации и перспективы внедрения инновационных технологий в травматологии и ортопедии. Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2010; 4: 10—3.
3. Миронов С.П., Еськин Н.А., Андреева Т.М. Состояние специализированной амбулаторной травматолого-ортопедиче-ской помощи пострадавшим от травм и больным с патологией костно-мышечной системы. Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2010; 1: 3—8.
4. Миронов С.П., ред. Травматизм, ортопедическая заболеваемость, состояние травматолого-ортопедической помощи населению России в 2012 году. М.: Телер; 2013.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2013—2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р.
6. Приказ Минздрава России от 12.11.2012 г. № 901н «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия"».
7. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации».
8. Программа развития медицинской реабилитации в России на 2013—2017 годы.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
10. Котельников Г.П., Ларцев Ю.В. Организация травматолого-ортопедической службы в Самарской области. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию кафедры травматологии, ортопедии и экстремальной хирургии СамГМУ «Новое в травматологии и ортопедии». Самара; 2012: 15—8.
11. Данилов А.Н., Берсенева М.Н., Вьюркова Ю.В. Обеспечение жителей Саратовской области высокотехнологичной медицинской помощью. В кн.: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Организационно-методические аспекты в совершенствовании оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации». Саратов; 2012: 7—9.
12. Матвеева Ю. А., Литвиненко А. А. Опыт лечения больных после травм в условиях амбулаторно-поликлинического отделения МСЧ ГУВД Самарской области. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию кафедры травматологии, ортопедии и экстремальной хирургии СамГМУ «Новое в травматологии и ортопедии». Самара; 2012: 270—1.
13. Прилипко Н.С., Бантьева М.Н. Потребность взрослого населения России в медицинской реабилитации в амбулаторных условиях. Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 6: 25—30.
14. Романов А.И., Романов С.А. Размышления по поводу актуальных проблем клинической реабилитологии (30-летний опыт работы). Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 3: 50—3.
REFERENCES
1. Mironov S.P., Es'kin N.A., Andreeva T.M. Musculoskeletal diseases as social and economic problem. Vestnik travmatologii i ortopedii imeni N. N. Priorova. 2012; 2: 3—7 (in Russian).
2. Mironov S.P. State of orthopaedic-traumatologic service in the Russian Federation and perspectives for introduction of innovative technologies in traumatology and orthopaedics. Vestnik travmatologii i ortopedii imeni N. N. Priorova. 2010; 4: 10—3 (in Russian).
3. Mironov S.P., Es'kin N.A., Andreeva T.M. State of specialized traumatologic and orthopaedic care for outpatients with injuries and bone-muscular diseases. Vestnik travmatologii i ortopedii imeni N. N. Priorova. 2010; 1: 3—8 (in Russian).
4. Mironov S.P., ed. Traumatism, orthopaedic disease incidence, state of population orthopaedic-traumatologic service in the Russian Federation in 2012. Moscow: Teller; 2013 (in Russian).
5. Government Plan of the Russian Federation "Public Health Development" for the period of 2013—2020, Approved by the Order of the Government of the Russian Federation of December, 24, 2012 № 2511-р (in Russian).
6. Order of the Ministry of Public Health of the Russian Federation of November, 12, 2012 № 901н «Procedure of Medical Care for Population in Specialization "Traumatology and Orthopaedics"» (in Russian).
7. Order of the Ministry of Public Health of the Russian Federation of December, 29, 2012 № 1705н «Concerning Procedure of Rehabilitation Arrangement» (in Russian).
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014
УДК 614.2:343.83
8. Plan for Expansion of Rehabilitation in Russia for the period of 2013—2017 (in Russian).
9. Federal Statute of November, 21, 2011 № 323-ФЗ «Concerning Foundations of Health Protection of Citizens in the Russian Federation» (in Russian).
10. Kotel'nikov G.P., Lartsev Yu.V. Organization of trauma and orthopaedic services in Samara Region. In: Materials of All-Russian Theoretical and Practical Conference with International Participation Devoted to the 45th Anniversary of the Department of Traumatology, Orthopaedics and Extreme Surgery of Samara State Medical University "The New in Traumatology and Orthopaedics". Samara; 2012: 15—8 (in Russian).
11. Danilov A.N., Berseneva M.N., Vyurkova Ju.V. Supply of high-technology medical care for the population of Saratov Region. In: Materials of Interregional Theoretical and Practical Conference "Organizational Methodological Aspects in Improvement of High-technology Medical Care for the Population of the Russian Federation". Saratov; 2012: 7—9 (in Russian).
12. Matveeva Yu.A., Litvinenko A.A. Experience of treatment of injured patients in the setting of the outpatient department of the medical unit of the state department of internal affairs in Samara Region. In: Materials of All-Russian Theoretical and Practical Conference with International Participation Devoted to the 45th Anniversary of the Department of Traumatology, Orthopaedics and Extreme Surgery of Samara State Medical University "The New in Traumatology and Orthopaedics". Samara; 2012: 270— 1 (in Russian).
13. Prilipko N.S., Bantyeva M.N. Outpatient rehabilitation requirements of adult population of Russia. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2013; 6: 25—30 (in Russian).
14. Romanov A.I., Romanov S.A. Reflections concerning Pressing Problems of Clinical Rehabilitology (Work Experience of Thirty Years). Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2013; 3: 50—3 (in Russian).
Поступила 17.02.14 Received 17.02.14
БАЛАШОВ С.В.1, КИСЕЛЕВ А.Р.2, ПОСНЕНКОВА О.М.2, ЖУРКИН И.Г.1, ГРИДНЕВ В.И.2
Особенности оценки статуса здоровья в системе первичной профилактики среди сотрудников уголовно-исполнительной
системы Саратовской области
1ФКУ Центр медицинской и социальной реабилитации УФСИН России по Саратовской области, 410028, г. Саратов; 2ФГБУ Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии Минздрава России, 410028, г. Саратов
Цель — изучение особенностей оценки статуса здоровья для организации первичной профилактики среди сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) в Саратовской области. Материалы и методы. В проспективное скрининговое исследование включены 1014 (81,8%) мужчин в возрасте 33,4 ± 6,8 года, проходящих ежегодный профилактический осмотр в Центре медицинской и социальной реабилитации (ЦМСР) УФСИН России по Саратовской области. Оценивали распространенность факторов сердечно-сосудистого риска (ССР) (пол, возраст, курение, привычки питания, масса тела, уровень общего холестерина крови, физическая активность и др.). Вычисляли уровень риска по Score, определяли количество мер здоровья, предложенных American Heart Association (Американская ассоциация сердца — ААС; 2012).
Результаты. Сотрудники УИС представляли собой организованный коллектив с низким текущим ССР, но с высокой распространенностью ряда модифицируемых факторов риска (повышенная масса тела и ожирение, активное и пассивное курение, нерациональное питание, гиперхолесте-ринемия). Всего 4,5% лиц удовлетворяли всем семи мерам здоровья, принятым AHA; шести мерам соответствовали 16,1%.
Заключение. При планировании профилактических мероприятий среди сотрудников УИС необходимо учитывать особенности распространенности факторов ССР. Для оперативного управления первичной профилактикой в организованных коллективах с низким ССР использование мер здоровья ААС (или их аналогов) представляется более целесообразным, чем уровень риска Score.
Ключевые слова: факторы риска; сердечно-сосудистый риск; меры здоровья; уголовно-исполнительная система.
Для корреспонденции: здрава России. [email protected]
Киселев Антон Робертович. г. Саратов, 410028, ул. Чернышевского, 141, ФГБУ СарНИИК Мин-