Научная статья на тему 'Травматизм как актуальная проблема медицины катастроф'

Травматизм как актуальная проблема медицины катастроф Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
492
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАМАТИЗМ / МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ ТРАВМАТИЗМА / СОЧЕТАННЫЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ И СКЕЛЕТНЫЕ ТРАВМЫ / INJURIES / GLOBAL TRENDS INJURIES / COMBINED CRANIOCEREBRAL AND SKELETAL INJURIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеев Р. П., Фирсов С. А.

В статье приводится обзор литературы по проблеме травматизма в современном мире. По данным ВОЗ, относительный показатель смертности от травм 98 на 100000 населения. Приводятся данные по травматизму в странах ЕС, Африки, Индии, Китае. Рассматриваются возрастные особенности травматизма. Показано, что травмы это основная причина смерти в возрасте до 40 лет. Среди основных причин возникновения тяжелых травм значительную часть занимают ДТП, второй по значимости причиной увеличения количества пострадавших с сочетанными травмами являются травмы на производстве, затем криминальные травмы и кататравмы. Авторы делают вывод, что в настоящее время правомерно говорить об эпидемии травматизма в мире. В этой ситуации возрастает роль качественной и своевременной помощи пострадавшим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матвеев Р. П., Фирсов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GETTING TRAUMAS AS A TOPICAL PROBLEM OF EMERGENCY MEDICINE

The article provides an overview of recent literature on injuries in the modern world. According to the World Health Organization, the relative mortality from injuries is 98 cases per 100,000 people of population. The data on injuries in the EU, Africa, India and China are discussed by the authors. They consider the age characteristics of people who suffered from injuries. It is shown that getting injuries is the main cause of death, if it happens before the age of 40. Car accidents are the main reason of injuries among the main causes of major injuries. The second leading reason of increasing the number of patients with combined injuries is connected with injuries at a workplace, then in this row criminal injuries and injuries caused by falls from heights are listed. The authors of this research paper conclude that currently we have reasons to tell about the epidemic of injuries in the world. In this situation, the role of quality and timely care for victims of trauma is very important.

Текст научной работы на тему «Травматизм как актуальная проблема медицины катастроф»

5. Prevalence of disability, Eurostat, 2002.

6. Sethi D, Racioppi F, Baumgarten I, Bertollini R. Reducing inequalities from injuries in Europe. Lancet. 2006;368:2243-2250. Bibliography

1. A surveillance based model to calculate the direct medical costs in Europe - Final Report. DG Sanco Public Health / Consumer Safety Institute, Amsterdam, 2004 [Eh/r]. - R/d: http://www.eurosafe.eu.com/csi/eurosafe.nsf/projects

2. Firsov, S.A. Kliniko-statisticheskiyj analiz osobennosteyj i iskhodov sochetannihkh cherepno-mozgovihkh i skeletnihkh travmaticheskikh povrezhdeniyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 4.

3. Zuev, S.G. Sochetannaya i mnozhestvennaya travma. Lechebnaya taktika / S.G. Zuev, A.G. Kuzjmin, A.V. Kochnev // Povrezhdeniya pri dorozhno-transportnihkh proisshestviyakh i ikh posledstviya: nereshennihe voprosih, oshibki i oslozhneniya: materialih II Moskovskogo kongressa travmatologov i ortopedov. - M., 2011.

4. Fitzharris, M, Zhong W, Myburgh J, Xuezhong Y, Yu J, Hammond N, Finfer SR, Taylor C, Wu Y. The status of trauma registry systems in Chinese hospitals. Inj Prev. - 2011. - Dec; 17(6):419-21.

5. Prevalence of disability, Eurostat, 2002.

6. Sethi D, Racioppi F, Baumgarten I, Bertollini R. Reducing inequalities from injuries in Europe. Lancet. 2006;368:2243-2250.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 614.8 + 616-001

Matveyev R.P., Firsov S.A GETTING TRAUMAS AS A TOPICAL PROBLEM OF EMERGENCY MEDICINE. The

article provides an overview of recent literature on injuries in the modern world. According to the World Health Organization, the relative mortality from injuries is 98 cases per 100,000 people of population. The data on injuries in the EU, Africa, India and China are discussed by the authors. They consider the age characteristics of people who suffered from injuries. It is shown that getting injuries is the main cause of death, if it happens before the age of 40. Car accidents are the main reason of injuries among the main causes of major injuries. The second leading reason of increasing the number of patients with combined injuries is connected with injuries at a workplace, then in this row criminal injuries and injuries caused by falls from heights are listed. The authors of this research paper conclude that currently we have reasons to tell about the epidemic of injuries in the world. In this situation, the role of quality and timely care for victims of trauma is very important.

Key words: injuries, global trends injuries, combined craniocerebral and skeletal injuries.

Р.П. Матвеев, д-р мед. наук, проф. зав. каф. травматологии, ортопедии и военной хирургии СГМУ, г. Архангельск, E-mail: Natali.RM@mail.ru; С.А. Фирсов, канд. мед. наук, руководитель Центра травматологии и ортопедии НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО РЖД, E-mail: serg375@yandex.ru

ТРАВМАТИЗМ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

В статье приводится обзор литературы по проблеме травматизма в современном мире. По данным ВОЗ, относительный показатель смертности от травм - 98 на 100000 населения. Приводятся данные по травматизму в странах ЕС, Африки, Индии, Китае. Рассматриваются возрастные особенности травматизма. Показано, что травмы - это основная причина смерти в возрасте до 40 лет. Среди основных причин возникновения тяжелых травм значительную часть занимают ДТП, второй по значимости причиной увеличения количества пострадавших с сочетанными травмами являются травмы на производстве, затем криминальные травмы и кататравмы. Авторы делают вывод, что в настоящее время правомерно говорить об эпидемии травматизма в мире. В этой ситуации возрастает роль качественной и своевременной помощи пострадавшим.

Ключевые слова: траматизм, мировые тренды травматизма, сочетанные черепно-мозговые и скелетные травмы.

Традиционный взгляд на травмы как на несчастные случаи или как на случайные события, привел к некоторому пренебрежению в этой области общественного здравоохранения. Однако последние оценки показывают, что травмы являются одной из ведущих причин смерти и инвалидности в мире. Они затрагивают все население, независимо от возраста, пола, дохода или географического региона [1]. Травмы, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), являются причиной 16% глобального бремени болезней и приводят к 5,8 млн. смертей ежегодно. Это составляет почти 10% смертности от всех причин для всех возрастных групп и от 22% до 29% у лиц в возрасте 15-59 лет. Относительный показатель смертности от травм - 98 на 100000 населения [2].

В Европе ежегодно погибает от различных травм 256 000 человек [3]. В ЕС травмы являются причиной 9% всех смертей [4]. Это четвертое место среди всех причин смерти (после сСз, ЗНО и болезней органов дыхания). Показатель смертности от травм в Европе составляет 41,4 на 100000 жителей, наибольшие показатели - в Восточной Европе. В Литве, Латвии и Эстонии - соответственно 150,9, 126 и 112,5 на 100000, наименьшие - в Дании, на Мальте и в Нидерландах - 28, 27 и 26 на 100000 [3].

В 2004 г. в мире погибло от травм 2 600 000 молодых людей в возрасте 10-24 лет, из которых 2 560 000 (97%) - жители стран с низким и средним уровнями дохода, а из них почти две трети -1 670 000 - жители Африки к югу от Сахары и Юго-Восточной 594

Азии. Максимумы смертности наблюдаются в раннем подростковом возрасте (10-14 лет) и в молодом возрасте (20-24 лет), а причины варьируют по регионам и по полу [5]. В Индии ежегодно более 1 200 000 человек погибают от травм в результате ДТП [6]. В Китае 200 миллионов человек получают травмы каждый год, из них 62 миллиона требуют неотложной госпитализации, травмы приносят более 10% всех случаев смерти и более чем 30% всех потерь потенциально продуктивных лет жизни. В числовом выражении это соответствует потере около 850000 жизней в год, причем две трети из погибших моложе 45 лет [7].

По данным National Trauma Databank (США, 2002-2006) пики наибольшей травматизации приходятся на возраст 16-24, 35-44 и 72-85 лет. Пики у мужчин и женщин совпадают. До 70-летнего возраста преобладают мужчины (65%), после - женщины. Люди от 20 до 54 лет составляют 50,4% всех пострадавших, мужчины - 57,8, женщины - 38,1% [8]. Мнения, что травмы - это основная причина смерти в возрасте до 40 лет, придерживаются и другие исследователи [9].

Лица старше 55 лет составляют 28,9% от погибших от травм, мужчины - 40,4%, женщины - 21,3%, от 20 до 54 - 15,8%, мужчины - 16,5%, женщины - 11,9%. У пожилых частота гибели при травме выше [8].

Среди основных причин возникновения тяжелых травм значительную часть занимают ДТП. Доля сочетанных травм при ДТП достигает 70%, частота осложнений при них - 80% и более;

уровень инвалидизации - 33%, летальности - от 33 до 89%. Дорожно-транспортные травмы составляют 35,4% от всех видов травм, занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений и являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста [10]. Действительно, цифры выглядят угрожающими: в 2011 году на российских дорогах погибло 42 тысячи человек. Проблема дорожно-транспортного травматизма стала предметом дискуссий в Государственной думе. Более того, она рассматривается в качестве приоритетов здоровья нации и практически как угроза национальной безопасности [10; 11]. Уже нет сомнений, что сегодня для всего цивилизованного общества тяжелая травма является «убийцей № 1», поскольку погибает преимущественно молодая и трудоспособная часть населения. В возрастной группе от 1 года и до 34 лет травма сегодня оказалась основной причиной смерти, а среди подростков и юношей этот показатель достигает 80%. При этом необходимо учесть, что большинство погибших вследствие ДТП составили лица с сочетанной травмой [12; 13; 14].

Второй по значимости причиной увеличения количества пострадавших с сочетанными травмами являются травмы на производстве. Одним из лидеров по частоте производственного травматизма был и остается Кузбасс. Наличие большого количества взрывоопасных производств, десятки шахт и разрезов приводят к постоянному увеличению производственного травматизма. Несмотря на принимаемые меры, направленные на снижение производственного травматизма, уровень его остается высоким. Он примерно в два раза превышает показатели по

Библиографический список

Российской Федерации [15]. По данным А.В. Шаталина (2012), примерно 16% пациентов с сочетанными травмами получили травмы на производстве. Подавляющее большинство из которых произошло на угольных предприятиях (68% от общего числа травм на производстве). Наиболее частыми повреждениями у выживших шахтеров были тяжелые ожоги, черепно-мозговая и скелетная травмы. В большинстве случаев повреждения носили сочетанный характер. Последние крупные аварии на шахтах «Ульяновская» (2007 г.), «Юбилейная» (2007 г.) и «Распадская» (2010 г.) еще раз показали, что проблема далека до своего решения. Подсчитано, что только за последние 60 лет угледобычи в Кузбассе погибло более 15 тыс. шахтеров. Сегодня на каждый добытый миллион тонн угля погибает 1-2 шахтера [16].

Другими, менее значимыми, причинами сочетанного травматизма являются криминальные травмы и кататравмы. Но, количество их незначительно и составляет менее 10% от общего числа пострадавших с сочетанной травмой, однако смертность при криминальных травмах высока. Предумышленное причинение вреда (т.е. криминальное насилие) наблюдалось в большинстве случаев смертей вследствие травмы. Это подчеркивает важность общественных мер по профилактике насилия, как составляющей общей профилактики травматизма [17].

Таким образом, в настоящее время правомерно говорить об эпидемии травматизма в мире. Судя по всему, избежать травматизма невозможно, и ускоренный ритм современной жизни ему способствует. В этой ситуации возрастает роль качественной и своевременной помощи пострадавшим при травмах.

1. Krug EG, Sharma GK, Lozano R. The global burden of injuries. Am J Public Health. - 2000. - Apr; 90(4):523-6

2. World Health Organization. The global burden of disease: 2004 update. 2008 [Э/р]. - Р/д: http://www.who.int /healthinfo /global_burden_ disease / 2004_report_update/en/index.html 6-12-2010.

3. Bauer R, Steiner M. Report Injuries in the European Union Statistics Summary 2005 - 2007, featuring the EU Injury Database (IDB) 2009 [Э/р]. - Р/д: https://webgate.ec.europa.eu/idb/

4. Sethi D, Racioppi F, Baumgarten I, Bertollini R. Reducing inequalities from injuries in Europe. Lancet. 2006;368:2243-2250.

5. Patton GC, Coffey C, Sawyer SM, Viner RM, Haller DM, Bose K, Vos T, Ferguson J, Mathers CD. Global patterns of mortality in young people: a systematic analysis of population health data. Lancet. - 2009. - Sep 12;374(9693):881-92.

6. Mohan, D. Road traffic injuries: a stocktaking. Best Pract Res Clin Rheumatol. - 2008. - Aug;22(4):725-39.

7. Wang SY, Li YH, Chi GB, Xiao SY, Ozanne-Smith J, Stevenson M. et al. Injury-related fatalities in China: an under recognised public health problem. Lancet. - 2008. - 372(9651):1765-73.

8. American College of Surgeons. National Trauma Databank 2007 Annual Report. 2007 [Э/р]. - Р/д: http://www.facs.org/trauma/ntdb/pdf/ ntdbannualreport2007.pdf

9. Hu G, Baker TD, Li G, Baker SP. Injury control: an opportunity for China. Inj Prev. - 2008. - 14(2):129-30.

10. Борисенко, Л.В. Дорожно-транспортный травматизм - организационные аспекты оказания медицинской помощи и лечения пострадавших / Л.В. Борисенко, А.В. Акиньшина // Новости науки и техники. - 2010. - № 3. - Сер. Медицина. Вып. Медицина катастроф. Служба медицины катастроф.

11. Боровков, В.Н. Оценка утраты здоровья вследствие дорожного травматизма // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - № 1.

12. Михайлов, Ю.М. Организация оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2007.

13. Сидоров, Н.М. Особенности тяжелых множественных и сочетанных морфологических повреждений при высококинетической автодорожной травме / Н.М. Сидоров, В.П. Ванюков, В.М. Кольцов, Л.А. Овечкин // Повреждения при дорожно-транспортных происшествиях и их последствия: нерешенные вопросы, ошибки и осложнения: материалы II Московского международного конгресса ортопедов и травматологов. - 2011 [Э/р]. - Р/д: http://www.traumatic.ru/ru/abstracts.htm

14. Овечкин, Л.А. Анализ сочетанной черепно-мозговой травмы при дорожно-транспортных происшествиях / Л.А. Овечкин, А.Г. Гущенков [и др.] // Повреждения при дорожно-транспортных происшествиях и их последствия: нерешенные вопросы, ошибки и осложнения: материалы II Московского международного конгресса ортопедов и травматологов. - 2011 [Э/р]. - Р/д: http://www.traumatic.ru/ru/ abstracts.htm

15. Баран, О.И. Новые опасности и тенденции производственного травматизма шахтеров в Кузбассе / О.И. Баран, Ю.А. Григорьев, О.А. Добрынина // Материалы 3-ей Всероссийской научно-практич. конф. - Ленинск-Кузнецкий, 2010.

16. Галеев, И.К. Совершенствование системы ликвидации медико-санитарных последствий взрывов и завалов в угольных шахтах Кузбасса / И.К. Галеев, А.Л. Кричевский, А.Б. Мулов, В.Н. Дроботов // Организация лиувидации медицинских последствий взрывов в угольных шахтах Кузбасса: сборник материалов научно-практич. конф. - Кемерово, 2011.

17. Consunji R.J., Marinas Em.S., Maddumba J.R.A., Dela Paz D.A. Jr. A profile of deaths among trauma patients in a university hospital: The Philippine experience. J Inj Violence Res. 2011 July; 3(2): 85-89.

Bibliography

1. Krug EG, Sharma GK, Lozano R. The global burden of injuries. Am J Public Health. - 2000. - Apr; 90(4):523-6

2. World Health Organization. The global burden of disease: 2004 update. 2008 [Eh/r]. - R/d: http://www.who.int /healthinfo /global_burden_ disease / 2004_report_update/en/index.html 6-12-2010.

3. Bauer R, Steiner M. Report Injuries in the European Union Statistics Summary 2005 - 2007, featuring the EU Injury Database (IDB) 2009 [Eh/r]. - R/d: https://webgate.ec.europa.eu/idb/

4. Sethi D, Racioppi F, Baumgarten I, Bertollini R. Reducing inequalities from injuries in Europe. Lancet. 2006;368:2243-2250.

5. Patton GC, Coffey C, Sawyer SM, Viner RM, Haller DM, Bose K, Vos T, Ferguson J, Mathers CD. Global patterns of mortality in young people: a systematic analysis of population health data. Lancet. - 2009. - Sep 12;374(9693):881-92.

6. Mohan, D. Road traffic injuries: a stocktaking. Best Pract Res Clin Rheumatol. - 2008. - Aug;22(4):725-39.

7. Wang SY, Li YH, Chi GB, Xiao SY, Ozanne-Smith J, Stevenson M. et al. Injury-related fatalities in China: an under recognised public health problem. Lancet. - 2008. - 372(9651):1765-73.

8. American College of Surgeons. National Trauma Databank 2007 Annual Report. 2007 [Eh/r]. - R/d: http://www.facs.org/trauma/ntdb/pdf/ ntdbannualreport2007.pdf

9. Hu G, Baker TD, Li G, Baker SP. Injury control: an opportunity for China. Inj Prev. - 2008. - 14(2):129-30.

10. Borisenko, L.V. Dorozhno-transportnihyj travmatizm - organizacionnihe aspektih okazaniya medicinskoyj pomothi i lecheniya postradavshikh / L.V. Borisenko, A.V. Akinjshina // Novosti nauki i tekhniki. - 2010. - № 3. - Ser. Medicina. Vihp. Medicina katastrof. Sluzhba medicinih katastrof.

11. Borovkov, V.N. Ocenka utratih zdorovjya vsledstvie dorozhnogo travmatizma // Problemih socialjnoyj gigienih, zdravookhraneniya i istorii medicinih. - 2010. - № 1.

12. Mikhayjlov, Yu.M. Organizaciya okazaniya skoroyj medicinskoyj pomothi na dogospitaljnom ehtape postradavshim v rezuljtate dorozhno-transportnihkh proisshestviyj: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. - SPb., 2007.

13. Sidorov, N.M. Osobennosti tyazhelihkh mnozhestvennihkh i sochetannihkh morfologicheskikh povrezhdeniyj pri vihsokokineticheskoyj avtodorozhnoyj travme / N.M. Sidorov, V.P. Vanyukov, V.M. Koljcov, L.A. Ovechkin // Povrezhdeniya pri dorozhno-transportnihkh proisshestviyakh i ikh posledstviya: nereshennihe voprosih, oshibki i oslozhneniya: materialih II Moskovskogo mezhdunarodnogo kongressa ortopedov i travmatologov. - 2011 [Eh/r]. - R/d: http://www.traumatic.ru/ru/abstracts.htm

14. Ovechkin, L.A. Analiz sochetannoyj cherepno-mozgovoyj travmih pri dorozhno-transportnihkh proisshestviyakh / L.A. Ovechkin, A.G. Guthenkov [i dr.] // Povrezhdeniya pri dorozhno-transportnihkh proisshestviyakh i ikh posledstviya: nereshennihe voprosih, oshibki i oslozhneniya: materialih II Moskovskogo mezhdunarodnogo kongressa ortopedov i travmatologov. - 2011 [Eh/r]. - R/d: http://www.traumatic. ru/ru/abstracts.htm

15. Baran, O.I. Novihe opasnosti i tendencii proizvodstvennogo travmatizma shakhterov v Kuzbasse / O.I. Baran, Yu.A. Grigorjev, O.A. Dobrihnina // Materialih 3-eyj Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. - Leninsk-Kuzneckiyj, 2010.

16. Galeev, I.K. Sovershenstvovanie sistemih likvidacii mediko-sanitarnihkh posledstviyj vzrihvov i zavalov v ugoljnihkh shakhtakh Kuzbassa / I.K. Galeev, A.L. Krichevskiyj, A.B. Mulov, V.N. Drobotov // Organizaciya liuvidacii medicinskikh posledstviyj vzrihvov v ugoljnihkh shakhtakh Kuzbassa: sbornik materialov nauchno-praktich. konf. - Kemerovo, 2011.

17. Consunji R.J., Marinas Em.S., Maddumba J.R.A., Dela Paz D.A. Jr. A profile of deaths among trauma patients in a university hospital: The Philippine experience. J Inj Violence Res. 2011 July; 3(2): 85-89.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 614.8 + 616-001

Firsov S.A CONCEPT OF PREDICTION OF CONDITION OF PATIENTS IN THE COMBINED CRANIOCEREBRAL AND SKELETAL TRAUMA. Associated cranial and skeletal injuries are the most difficult conditions, treatment and recovery tactics in which are difficult to standardize. Alcohol consumption in the history and the time of injury can significantly alter the clinical picture. The author extends the concept of traumatically caused patoplastical microcir-culatory dysfunction as post-aggressive reactions to the traumatic stress and provides its probabilistic mathematical model that includes consideration of functional disorders of microcirculation, endothelial dysfunction, apoptosis, dysfunction of pro- and antioxidant system, and liver dysfunction. The author studies the parameters of endothelial disorder and microcirculation that both lead to deterioration of the condition of the patient. The research proves that the consideration of the whole list of the offered parameters is necessary for prognosis of the state of the patient.

Key words: combined craniocerebral and skeletal trauma, concept traumatically caused patoplastical micro-circulatory dysfunction, mathematical model predicting the state.

С.А. Фирсов, канд. мед. наук, руководитель Центра травматологии и ортопедии НУЗ «Дорожная клиническая больница» на ст. Ярославль ОАО РЖД, E-mail: serg375@yandex.ru

ПРИНЦИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Результатом дорожно-транспортного травматизма зачастую являются сочетанные черепно-мозговые и скелетные травмы, лечебно-восстановительная тактика при которых трудно поддается стандартизации. Прогнозирование состояния пациента, получившего тяжелую травму, является сложной задачей. Выдвигается концепция травматически обусловленной патопластической микроциркуляторной дисфункции как постагрессивной реакции на травматический стресс и приводится ее вероятностная математическая модель, включающая учет функциональных нарушений микроциркуляции, эндотелиальной дисфункции, процессов апоптоза, дисфункции про- и антиоксидантной системы, и нарушение функции печени.

Ключевые слова: сочетанные черепно-мозговые и скелетные травмы, концепция травматически обусловленной патопластической микроциркуляторной дисфункции, математическая модель прогноза состояния.

Несмотря на широкое распространение множественных и сочетанных механических повреждений (СЧМСТ) в результате, преимущественно, транспортного травматизма, особенности этого вида патологии, его патогенез, исходы и прогноз до сих пор не представляются достаточно ясными, а организация помощи, диагностики и лечения не имеет четких алгоритмов. Адаптивные нейрогуморальные механизмы, в зависимости от тяжести черепно-мозговой травмы и тяжести сочетанных скелетных повреждений, имеют вариации развития, что затрудняет разработку лечебно-восстановительной тактики. Имеется необходимость определения прогноза состояния и прогноза сроков репарации и реабилитации. Существенно затрудняет лечебную тактику не всегда известное преморбидное состояние пациента. В частности, алкогольное потребление с вредными последствиями в анамнезе может существенно видоизменить клиническую картину, как в ближайший, так и в отдаленный период травмы. Обзор работ, посвященных изучению распространенности алкогольных проблем среди пациентов клиник неотложной терапии в

разных странах мира, показал, что алкоголь в крови обнаруживается в среднем у 6-32% жертв несчастных случаев [1]. По нашим данным, более 50% пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях находились в состоянии выраженного алкогольного опьянения. Алкогольная интоксикация, предшествующая травме, вызывает метаболические нарушения, которые утяжеляют прогноз. Одним из механизмов неудовлетворительных репа-ративных процессов при хронической алкогольной интоксикации является усиление процессов апоптоза, другим механизмом -токсическое поражение печени и неспособность ее справиться с эндотоксикозом. Усиление апоптоза иммунокомпетентных клеток может приводить к серьезным нарушениям в иммунной системе, проявляться в развитии вторичных иммунодефицитов и способствовать патоморфозу восстановительного периода [2; 3].

Повреждение ЦНС в результате СЧМСТ приводит к формированию критического состояния разной степени выраженности, являющегося проявлением классической постагрессивной реакции (SIRS-CARS-CHAOS), которая включает в себя системную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.