Научная статья на тему 'Травма социальных изменений в республике Мордовия'

Травма социальных изменений в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абудеева Наталья Юрьевна, Богатова Ольга Анатольевна

В статье анализируются последствия постсоветских социальных изменений в аспекте социальных патологий, обосновывается релевантность концепции «травмы социальных изменений» П. Штомпки к изучению социального развития российского региона на примере Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Травма социальных изменений в республике Мордовия»

ляются следующие показатели: 1) уровень жизии: доход; материальное положение, обеспеченность; занятость и безработица; гаран-тированность социальной защиты; качество свободного времени; 2) эмоционально-психологическое состояние; 3) социальные

самоощущения: идентификация; состояние комфортности; социальные ценности;

4) жизненные и адаптационные стратегии;

5) самооценка потенциала: профессионального, социального опыта, личностных качеств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Головаха Е. Н. Интегральный индекс социального самочувствия населения Украины до и после «оранжевой революции» / Е. Н. Головаха, Н. М. Панина // Вестн. обществ, мнения. — 2005. - № 6. - С. 10-15.

2. Кобозева Н. Н. Социальное самочувствие как социологическая категория / Н. Н. Кобозева // Вестн. Ставропол. гос. ун-та [Ставрополь]. — 2007. - № 50. - С. 117-122.

3. Крупец Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности / Я. Н. Крупец // Социс. - 2004. - Лг° 3. - С. 5-10.

4. Парыгин Б. Д. Общественное настроение / Б. Д. Парыгин. — М. : Мысль, 1966. — 327 с.

5. Тощенко Ж. Т. Социальное настроение — феномен современной социологической теории и практики / Ж. Т. Тощенко // Социс. - 1998. — № 1. — С. 21-35.

Поступила 13.07.11.

ТРАВМА СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Н. Ю. Абудеева, О. А. Богатова

В статье анализируются последствия постсоветских социальных изменений в аспекте социальных патологий, обосновывается релевантность концепции «травмы социальных изменений» П. Штомпки к изучению социального развития российского региона на примере Республики Мордовия.

В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др. [2, с. ИЗ].

Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. «Одно время социальное изменение идеализировалось как бесспорно положительное, способствующее прогрессу. Опыт двадцатого века, в невероятном масштабе сконцентрировав социальное изменение, настоящего века изменений, производит иное

впечатление» [7, с. 6]. Так появилась идея, согласно которой сама по себе изменчивость может подрывать нормальный ход общественной жизни, наносить членам общества своего рода удар, вызывать стресс и порождать состояние своеобразной травмы. Несмотря на очевидную актуальность, теоретическую и практическую значимость изучения травмы социальных изменений, особенно в новых условиях развития российского общества, в социологической науке это понятие на сегодняшний день разработано слабо.

Теорию травматических социальных изменений применимо к бывшим социалистическим странам подробно развивает один из лидеров современной мировой социологии, выдающийся польский ученый Петр Штомп-ка. Признаками травматогенных изменений, согласно Штомпке, являются резкие, внезап-

© Н. Ю. Абудеева, О. А. Богатова, 2011

Серия «Социологические науки»

101

ные изменения, происходящие в короткое время; изменения, охватывающие многие сферы общественной жизни; глубокие и радикальные изменения, затрагивающие фундаментальные ценности общества; в моду входят новации, противоречащие традициям и укоренившимся ценностям; травматические изменения чаще всего оказываются неожиданными для общества, вызывающими изумление, шокирующими людей [7, с. 8]. На фоне этих изменений возникает культурная дезорганизация и дезориентация, что приводит к возникновению симптомов травмы.

Петр Штомпка выделяет три сферы проявления травмы в резко изменяющемся обществе на примере Польши. Это сфера демографическая, сфера социальной структуры и собственно культурная сфера. Мы находим симптомы культурной травмы в современном российском обществе во всех трех сферах, выделенных Штомпкой. Рассмотрим региональные особенности травмы социальных изменений на примере Республики Мордовия.

Биологическая, или демографическая травма, выделенная Штомпкой, характеризуется ростом числа заболеваний, психических расстройств, падением рождаемости, ростом смертности и пр. Общеизвестны негативные демографические изменения, наступившие в результате общественных трансформаций в нашей стране. Они регулярно отмечаются в Государственных докладах о состоянии здоровья населения.

Демографическая ситуация в Республике Мордовия и миграционный отток в кризисные годы привели к значительному уменьшению численности населения (на 13 % за 20 последних лет). Особенно сильно сократилось сельское население — на 20 % [5].

Республика Мордовия выделяется в ПФО высокими темпами естественной убыли населения (6 %о в 2008 г.), хуже ситуация только в Нижегородской области. Рождаемость в республике самая низкая среди регионов ПФО — на 20 % ниже среднероссийской. Депопуляция началась с 1992 г. и затем усиливалась. Ситуация в Саранске (коэффициент естественной убыли — 2,1 %о) намного лучше за счет более молодой возрастной структуры и, как следствие, пониженного коэффициента смертности [5].

Возрастная структура населения сдвинута в сторону пожилых возрастов (22,4 %. населения, в среднем по стране — 21,0 %). В ближайшие годы доля этой категории будет расти вследствие низкой рождаемости и постарения большой когорты населения старшего трудоспособного возраста. Ожидаемая продолжительность жизни в быстро старею-

щей Мордовии, как и в соседней Пензенской области, выше среднероссийской. Это следствие низких показателей младенческой смертности (менее 6 на 1 000 родившихся), но прежде всего — менее сильной алкоголизации, что снижает смертность мужского трудоспособного населения от внешних причин [5].

Симптомы травмы в сфере социальной структуры проявляются в нарушении ранее устоявшихся социальных связей. Изменившаяся структура общества и новые экономические отношения, «заставшие врасплох» большую часть населения, полностью опрокинули привычную стратификацию населения.

Анализируя социально-политические установки жителей Мордовии, выявляется ощущение несправедливости сложившегося в стране уровня социального неравенства. Для большинства граждан самыми значимыми являются различия по доходам; многие считают, что из-за материального положения ущемляются их права [6, с. 19].

Оценка деятельности власти и уровень доверия к ней жителей Мордовии выглядят следующим образом: большинство населения в целом положительно оценивают деятельность государственной и муниципальной власти. Однако замечая реальные меры, предпринимаемые государством, пока не ощущают их положительного влияния на качество своей жизни [6, с. 15—16].

Третья сфера — культурная — понимается Штомпкой как «раны на ткани культуры», по его собственному выражению, в самом широком смысле слова, включающем коренные и травмирующие изменения уклада жизни, обычаев, традиций, характера массовых коммуникаций, языковые новации и т. п. [8]. П. Штомпка к таким симптомам относит: синдром отсутствия / недостатка доверия к социальным институтам или отдельным гражданам; апатию, ощущение своего бессилия, что выражается в отсутствии интереса к общественным делам, синдром ориентации на сегодняшний день и ностальгию о прошлом, недоверие к нынешним лидерам; состояние беспокойства и наличие страхов; горячие массовые дискуссии и мобилизация социальных движений [3].

По результатам трех мегаопросов «Георейтинг» ФОМ предпринял попытку реконструкции пространства социальной атмосферы в российских регионах. Респонденты отвечали на вопросы о доверии между людьми, о солидарности, личной ответственности, благотворительности, толерантности, готовности к протестам, локусе ответственности.

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | №

По результатам анализа данных были обнаружены пять мировоззренческих синдромов, в разной степени распространенных среди сегодняшних россиян: гражданский — ответственность, социальная активность, солидарность (9 % населения); патерналистский — отсутствие ответственности, слабая социальная активность, солидарность (9 %); обывательский — социальная активность при отсутствии солидарности и ответственности (31 %); партикулярный (индивидуалистский) — ответственность, социальная активность при отсутствии солидарности (20 %); депривированный («социальное гетто») — отсутствие и ответственности, и социальной активности, и солидарности (21 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что во всех регионах России доминируют либо обывательский, либо депривированный мировоззренческие типы [ 1 ].

Анализ полученных данных позволил зафиксировать травмирующее влияние экономического кризиса на климат гражданских отношений и обнаружить социальные координаты активной «интодерантности». Если толерантные обыватели берут на себя ответственность за свою судьбу, считают, что большинству людей можно доверять и что в нашей стране высокий уровень согласия и сплоченности, к протестной активности они не склонны. Интолерантные обыватели не доверяют большинству людей, заявляют о разобщенности россиян, ответственность за свою судьбу возлагают на обстоятельства. Среди них каждый третий готов принять участие в акциях протеста, а каждый второй сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него потребность в акциях протеста [1].

В ходе анализа результатов «Георейтингов» 2007 и 2009 гг. были выделены четыре типа регионов по отличию мировоззренческих укладов их граждан: «обывательский» (37 % населения), «обывательско-депривиро-ванный» (23 %), «обывательско-партикуляр-ныи» (20 %) и «обывательско-патерналист-ский» (20 %) [1]. Республику Мордовия относят к регионам с «обывательско-деприви-

рованными» мировоззренческими укладами населения.

Согласно результатам массовых опросов населения по технологии Георейтинга Республика Мордовия, наряду р Тамбовской и Омской областями, относится к первой группе регионов, в которых предпосылки для формирования гражданского общества характеризуются как очень неблагоприятные. Эта группа характеризуется слабой выраженностью практически по всем индикаторам за исключением уровня ощущения личной безопасности, значение которого находится в целом по группе на скорее среднем уровне. Однозначно низкие значения имеют индикаторы социального доверия, предрасположенности к общественной солидарности и коллективным действиям, участия в общественных объединениях и других НКО, гражданских инициативах. Республика Мордовия имеет низкие значения индикаторов уровня ответственности, а также уровня добровольчества и частной филантропии. Средние значения наблюдаются по индикатору ощущения личной безопасности [4].

Необходимо отметить, что нравственное состояние современного российского общества последних лет выглядит очень тревожным. А. Ю. Юревич определяет моральный уровень российского общества начала XXI в. как «моральную деградацию», отмечая при этом падение нравов российского общества. Суицид, наркомания, алкоголизм, коррупция, насилие, преступность свидетельствуют о болезненном состоянии общества [9,

с. 70-71].

<1 В заключение отметим необходимость создания благоприятных условий для фор-хмирования гражданского общества, улучшать показатели потенциала гражданского участия населения, а именно доверия, солидарности, согласия и сплоченности, готовности к совместным действиям, а также мера ответственности граждан. Необходимо определить пути духовного возрождения населения регионов и российского общества в целом как ключевого фактора оздоровления и духовного возрождения нации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский климат в Российской Федерации : социография регионов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hse.ru/news/recent/18194954.html. - Загл. с экрана.

2. Козырев Г. И. Социальные процессы и изменения / Г. И. Козырев // Социол. исследования. - 2005. - Ко. 3. - С. 113-119.

3. Культурная травма : социально-психологические аспекты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychology.rsuh.ru/archive/emelyanova2.doc. — Загл. с экрана.

Серия «Социологические науки» 103

4. Мерсиянова И. В. Российское гражданское общество в региональном измерении / И. В. Мер-сиянова // Мониторинг общественного мнения. — 2009. — X? 4 (92). — С. 44 — 45.

5. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.socpol.ru/atlas/portraits/mrd.shtml. — Загл. с экрана.

6. Факторы и механизмы гармонизации социальных отношений в Республике Мордовия : мо-ногр. / науч. ред. проф. А. И. Сухарев ; отв. за вып. О. А. Богатова ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга Республики Мордовия. — Саранск, 2009. — 240 с.

7. Штомпка П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка // Социол. исследования. -2001. - Ко 1. - С. 6-17.

8. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) / П. Штомпка // Социол. исследования. — 2001. — № 2. — С. 3 — 12.

9. Юревич А. В. Нравственное состояние современного российского общества / А. В. Юре-вич // Социол. исследования. — 2009. — № 10. — С. 70 — 79.

Поступила 13.07.11.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ

Е. А. Демьянов

В статье рассматриваются особенности изучения проблемы коррупции в качестве социальной проблемы, анализируются особенности социологического подхода к рассмотрению данного явления, приводится типология различных проявлений коррупции и особое внимание уделяется необходимости выявления причин, формирующих те или иные проявления изучаемой проблемы.

Приступая к рассмотрению проблемы коррупции, следует прежде всего соотнести это понятие с термином «взяточничество». В обыденной практике эти слова используются как синонимы, нередко их путают даже специалисты. Поэтому нам необходимо уяснить, что с точки зрения социологического анализа коррупция и взяточничество совпадают лишь частично: возможна коррупция без взяток (и даже вообще без денег;, возможна «просто взятка», не носящая характера коррупции .

Так, например, преподаватель, поддавшийся на уговоры студента и поставивший ему за взятку зачет, еще не является коррупционером. А вот группа преподавателей, регулярно ставящая зачеты «своим» студентам по взаимной рекомендации, уже представляет собой коррупционную сеть, даже если взятки ими не практикуются. При этом следует заметить, что уголовно-правовая теория и практика подобного различия не проводит: любое должностное преступление расценивается как коррупционное. Попробуем, исходя из

сказанного выше, дать определение данному явлению: коррупция — это социальная практика, состоящая в использовании служебного положения в личных целях, носящая систематический и возобновляемый характер, в которую вовлечен широкий круг лиц в условиях согласия общества на данную форму поведения.

Анализ проблемы коррупции свидетельствует о том, что эта социальная патология проявляется в двух принципиально различающихся формах. В первом случае коррупция является неким «дополнительным шансом» для получателя каких-либо благ. В качестве примера тут можно привести студента, имеющего возможность выучить предмет и сдать его честно, либо, в случае неудачи, получить зачет за взятку. Вторую, более тяжелую, форму коррупции представляют собой ситуации, в которых у лица, получающего государственную услугу, не остается выбора и оно лишается возможности добиться результата честным путем. Примером в этом случае может являться такая процедура прохождения

© Е. А. Демьянов, 2011

104

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.