Научная статья на тему 'TRAVEL-БЛОГ: ПРИЧИНЫ ФЕНОМЕНАЛЬНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

TRAVEL-БЛОГ: ПРИЧИНЫ ФЕНОМЕНАЛЬНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
799
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / ТУРИЗМ / ТУР / БЛОГ / TRAVEL-БЛОГ / TRAVEL-БЛОГЕР / COVID-19

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головина О.Г.

В статье рассматриваются причины феноменального роста интереса аудитории к travel-блогам, изучаются основные функции и характерные черты блогов по travel-тематике, изучаются тенденции развития travel-блогов в новых экономических условиях, в т.ч. рассматривается влияние Covid-19 на развитие индустрии travel-блогинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «TRAVEL-БЛОГ: ПРИЧИНЫ ФЕНОМЕНАЛЬНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

С О

Ц

И А Л Ь Н А Я

АНАЛИТИКА НОВЫХ МЕДИА

О.Г. Головина

TRAVEL-БЛОГ: ПРИЧИНЫ ФЕНОМЕНАЛЬНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются причины феноменального роста интереса аудитории к travel-блогам, изучаются основные функции и характерные черты блогов по travel-тематике, изучаются тенденции развития travel-блогов в новых экономических условиях, в т.ч. рассматривается влияние Covid-19 на развитие индустрии travel-блогинга.

Ключевые слова: путешествие, туризм, тур, блог, travel-блог, travel-блогер, Covid-19.

Туризм и путешествия - одна из наиболее интересных для зрителей или читателей тем: одни наблюдают за авторами, не имея возможности путешествовать, но с помощью контента блогеров все равно попадают, хоть и виртуально, в те страны, где им не удалось побывать. Другие вдохновляются контентом блогеров, выбирают локации для путешествий, активно прибегая в процессе путешествия к советам, которые travel-блогер дает аудитории.

Туризм стал настоящий мейнтрстримом в журналистике и Интернете, и в конечном счете, проник и в блогосферу. Travel-блоги - блоги, контент которых распространяется в форме видеороликов, с дополнением хештегами, поисковыми текстовыми комментариями. К основным функциям современного travel-блога относятся: предоставление пользователям новой, уникальной и интересной информации о путешествиях, событиях в различных странах, ориентация зрителя в вопросах планирования путешествий, помощь в визуализации будущей поездки, предоставление списка достопримечательностей, обязательных к посещению, планирование путешествия и минимизация возможных рисков, мотивация зрителя на путешествия и др. [2].

Поскольку туризм и путешествия тесно связаны с динамикой, передвижением, сменой локации, для travel-блогов ведущие (авторы) выбирают платформы, дающие возможность размещать видео, а не только текстовые заметки. Одной из наиболее популярных платформ для travel-блогинга выступает YouTube. По данным исследования компаний GfK, СТЭТи SSI, контент на YouTubе побуждает людей совершать действия - например, 28% пользователей после просмотра видео-рекламы изучают в интернете подробную информацию о продуктах, 28% - переходят на сайт бренда, а 16% - совершают покупку [3]. Таким образом,

© Головина О.Г., 2021.

Научный руководитель: Васькина Юлия Владимировна - доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия.

YouTube стал глобальной платформой, где каждый автор, пользователь или бренд - может решить свои задачи.

Блоги travel-направленности наиболее часто сгруппированы по нишам: выделяют travel-блоги в зависимости от геолокации путешествий: международные, внутренние, путешествия по регионам мира. Часто travel-блоги Одним из распространенных примеров видеоблогеров travel-направленности становятся лица, переехавшие на ПМЖ в какую-либо страну и демонстрирующие ее достопримечательности, национальную кухню. Блоги travel-направленности также довольно часто посвящаются аспекту кухонь: блоге-рами изучаются национальные кухни мира, популярным направлением являются и экстремальные путешествия: экстрим-влоги набирают большое количество просмотров и лайков, опасные путешествия интересны подписчикам - это могут быть и ныряния с аквалангом, и скайдайвинг, и прыжки с парашютами, скейтбординг. Так же travel-блоги можно разделить на ознакомительные и практические: в практических блогах travel-блогеры не только показывают свои путешествия, но и дают путешественникам и туристам ценные советы: как найти жилье, где купить билеты дешевле, как продумать маршрут наиболее рациональным способом, можно встретить и другие лайфхаки для путешественников [3].

Видеоблог состоит из 3-х элементов: презентативной части, непосредственно дневника и диалогической части (целью которой является осуществление коммуникации между влогером и его аудиторией). По сути, любой travel-видеоблог состоит из: идеи и концепции, визуальной и аудиальной составляющей.

Нередко в пространстве travel-блогинга встречаются и блоги, в рамках которых рассматриваются конкретные аспекты: исторические раскопки, автобусные туры по Европе, блоги с советами об удаленном бизнесе в путешествиях и т.д. Блоги с узкой направленностью обычно имеют меньше последователей, нежели обширные каналы, однако, в узких нишах конкуренция между блогерами гораздо ниже, а вероятность роста популярности блога гораздо выше [1].

Таким образом, travel-блоги - это дневники и личные страницы, контент которых распространяется в форме видеороликов, с дополнением хештегами, поисковыми текстовыми комментариями. Travel-блогером называют лицо, которое распространяет созданную им информацию с целью образования, развлечения подписчиков. Контент может быть информационно-справочным, познавательно-ориентирующим или проблемно-аналитического характера.

Несмотря на то, что travel-блогинг - относительно новое явление для российской блогосферы, блоги travel-тематики занимают особое место и находят особый отклик в сердцах зрителей и подписчиков акка-унтов блогеров. Travel-видеоблогинг и блогеры, осуществляющие блогерскую деятельность в сфере путешествий и туризма, стали особо востребованными среди блогеров других направлений, а сам travel-видеоблогинг стал новым, уникальным и крайне интересным для потребителей интернет-продукции форматом подачи travel-контента [3].

В условиях активной информатизации и под влиянием различных групп факторов travel-журналистика и travel-блоги как ее составляются стали приобретать новые характерные черты и направления, наметились определенные тенденции в развитии travel-блогинга: стремительное развитие интереса аудитории в travel-тематике в Интернет-пространстве, коммерциализация travel-блогов, изменение контента под влиянием пандемии Covid-19 [1].

Travel-блоги, которые получили свою популярность не так давно, и начали активно развиваться в отечественной Интернет-среде, столкнулись с вызовом Covid-19, и были вынуждены перестроиться «на ходу» под условия, вызванные пандемией. Блогеры начали формировать новые идеи для контента, «переквалифицировались» в специалистов, помогающих туристам выбраться из стран с закрытыми границами, или начали делиться тем, как проходит их карантин в стране, в которой им пришлось «застрять» из-за коронавирусной инфекции.

Библиографический список

1.Мирюков В.О., Саркисова Д.А. Современные тенденции развития travel-блогинга в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. № 8-1. С. 96-99.

2.Показаньева И.В. Теоретическое осмысление основ travel-блогинга. Функциональные отличия travel-блогинга и travel-журналистики // Филология и искусствоведение, 2015. №3-4 (17). С. 4-17.

3.Штейман М.С., Покачалова А.В. Тенденции развития и функционирования travel-журналистики в информационном поле российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики, 2019. Т.8. № 1. С. 129-146.

ГОЛОВИНА ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА - магистрант, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.