Научная статья на тему 'Транзитные перевозки и факторы эффективного развития морских портов Украины'

Транзитные перевозки и факторы эффективного развития морских портов Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЗАДАЧИ УЧАСТИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ УКРАИНЫ В ОСВОЕНИИ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК / ФАКТОРЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мезина Л. В.

Проанализированы условия формирования транзитного потенциала Украины. Уточнены новые тенденции функционирования рынка транспортных услуг. Систематизированы факторы оптимизации транзитных грузопотоков, обслуживаемых транспортной системой Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The terms of forming of transit potential of Ukraine are analysed. The new tendencies of functioning of market of transport services are specified. The factors of optimization of transit traffics of goods, served a transport system of Ukraine are systematized.

Текст научной работы на тему «Транзитные перевозки и факторы эффективного развития морских портов Украины»

УДК 656.614:005.332

ТРАНЗИТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

МОРСКИХ ПОРТОВ УКРАИНЫ

МезинаЛ.В., к.е.н., доцент (ОНМА)

Проанализированы условия формирования транзитного потенциала Украины. Уточнены новые тенденции функционирования рынка транспортных услуг. Систематизированы факторы оптимизации транзитных грузопотоков, обслуживаемых транспортной системой Украины.

Ключевые слова транзитные перевозки, задачи участия морских торговых портов Украины в освоении транзитных перевозок, факторы оптимизации транзитных грузопотоков.

ТРАНЗИТН1 ПЕРЕВЕЗЕННЯ ТА ФАКТОРИ ЕФЕКТИВНОГО РОЗВИТКУ

МОРСЬКИХ ПОРТ1В УКРАШИ

МезинаЛ.В., к.е.н., доцент (ОНМА)

Проаналiзованi умови формування транзитного потенщалу Украти. Удосконалет новi тенденцп функцюнування ринку транспортних послуг. Систематизоваш чинники оптимiзацií транзитних вантажопотоюв, що обслуговуються транспортною системою Украти.

Ключовi слова транзиты перевезення, завдання участ1 морських торгшельних порт1в Украти в освоенш транзитных перевезень, чинники оптижзаци транзитних вантажопототв.

TRANSPORTATION AND TRANSIT PLATES FACTORS WELL ACQUAINTED DEVELOPMENT UKRAINE SEA PORTS

Mezina L. V.

The terms of forming of transit potential of Ukraine are analysed. The new tendencies of functioning of market of transport services are specified. The factors of optimization of transit traffics ofgoods, served a transport system of Ukraine are systematized.

Keywords: transit transportations, tasks of participation of marine point-of-sale ports of Ukraine, are in mastering of transit transportations, factors of optimization of transit traffics ofgoods.

Постановка проблемы. Задачи развития морского транспортного комплекса должны отражать то обстоятельство, что Украина обладает широкой сетью автомобильных и железных дорог, связанных с морскими и речными портами. Значительный потенциал пропускной и провозной способности обусловливает целесообразность развития транспортного флота, работа которого в большей степени может быть ориентирована на обслуживание транзитных грузопотоков.

К сожалению, Украина ограниченно развивает национальные зоны международных транспортных коридоров. В качестве проблем рассматривается тотальный дефицит

инвестиционных ресурсов. Кроме того, достаточно медленно решаются вопросы адекватности украинских и европейских принципов обслуживания транзитных транспортных потоков.

Основным физическим показателем производственной деятельности предприятий морского транспорта, характеризующим уровень развития морской транспортной системы, является динамика грузооборота. На основании данных можно оценить реальное освоение потенциальных

грузопотоков под влиянием внешних факторов, кроме того характер динамики и структурных сдвигов могут быть использованы в системе прогнозирования оптимизации эксплуатационно -технических параметров порта [1,2].

Анализ исследований и публикаций. В научных исследованиях особое внимание уделяется проблемам конкурентного развития морского транспортного комплекса Украины в системе глобального рынка морской торговли. Обоснован механизм конкурентного позиционирования морских транспортных предприятий на рынке транспортных услуг [3], систематизированы принципы управления экономической устойчивостью морских

транспортных предприятий с учетом факторов глобализации [2], сформулированы методы управления конкурентной устойчивостью морских торговых портов Украины в системе рынка морской торговли [1].

Однако, как показывает практика, не в полной мере исследованы параметры оптимизации транзитных грузопотоков, обслуживаемых транспортной системой Украины и факторы эффективного развития морских торговых портов

Украины с учетом глобализации и интеграции транспортных систем.

Целью статьи является уточнение новых тенденций функционирования рынка перевозок транзитных грузов, систематизация параметров формирования транзитных грузопотоков Украины и обоснование факторов эффективного развития национальных морских торговых портов в структуре рынка морской торговли.

Результаты. Географическое положение Украины предопределяет потенциальную загрузку

транспортных мощностей транзитными

грузопотоками. Оптимизация условий обслуживания транзитных грузопотоков приводит к росту доходов транспортных средств. Однако за последние пять лет транзитные перевозки резко сократились: 2008 году составили - 325 423 тыс.т, а в 2012 - 124 893,91 тыс. т (сократились на 61%). Если сравнить 2012 год с 2011 то транзит сократился на 17% ( 2011 год -151 243 тыс.т.) (рис 1) [4].

2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Транзитные перевозки грузов за 2008-2012 год

Необходимо отметить, что в течение 2008 -2012 годов резко упали объемы перевозок железнодорожным (с 93 348 тыс. т до 40 940 тыс. т) и трубопроводным (с 223 498 тыс. т до 76 978 тыс. т) транспортом (рис.2). Одной из причин этого процесса является низкая конкурентоспособность

транспортного комплекса Украины на внутреннем и внешнем рынках, ограниченная пропускная способность пограничных переходов,

несовершенство нормативно-правовых актов способствующих привлечению инвесторов, несбалансированная политика по отношению к росту транзитных грузопотоков и завышенные тарифы на магистральных наземных путях.

Что касается трубопроводного транспорта сложные отношения Украины с «Газпромом» приводит к тому, что Украина теряет транзит. В обход Украины функционируют «Ямал - Европа 1» -проходит через Беларусь и Польшу, «Северный поток» - проходит по дну Балтийского моря в Германию. К 2015 году будет функционировать проект «Южный поток» - пройдет по дну Черного моря в Варну. Также в перспективе (2018-2019) новый проект: «Ямал - Европа 2» - пройдет через Беларусь. Если учесть все четыре проекта пропускная способность составит около 163 млрд куб м. Украинская ГТС без модернизации способна прогнать около 146 млрд куб м.

Рис. 2. Динамика транзитных перевозок грузов железнодорожным, трубопроводным и автомобильным транспортом

Транспортная система магистральных 2011 годом) снизила транзит нефти на 18 % - до нефтепроводов Украины в 2012 году (по сравнению с 14,56 млн.т. В 2013 году по прогнозам ожидаются

объемы транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам - 35 млн.т. Соответствующий денежный поток обеспечивает существенную долю сальдо платежного баланса [4].

В феврале 2013 года исполнилось десять лет эксплуатации поезда комбинированного транспорта «Викинг». В течении этого времени железнодорожным транспортом Украины перевезено 55 тыс. ТЕи, из них в 2012 году - перевезено 14 тыс. ТЕи. «Викинг» проходит по маршруту Ильичевск -Минск - Драугист ( и соединяет цепь морских

контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с аналогичной системой Черного, Средиземного и Каспийского морей (общая протяженность маршрута - 1766 км) [5]. Отрабатывается технология организации перевозок в сообщении с Болгарией как морским, так и сухопутным путем.

Объемы перевозок транзитных грузов морским транспортом в течении последних пяти лет характеризуются отрицательной динамикой (рис 3).

5000 4000 ь 3000

и

н 2000 1000 О

2008 2009 2010 2011 2012

Рис.3. Динамика объемов перевозок транзитных грузов морским транспортом

ЗГГПЛ1 3912,07

3486,97 3660,41 ^^

|Н Н

■ I I ■

В 2012 году наблюдается значительное сокращение объемов перевозок транзитных грузов морским транспортом: сокращение на 2274,35 тыс.т ( 58%) по сравнению с 2011 годом [4].

Одной из проблем развития морских национальных транспортных предприятий является изменения политических и экономических факторов, колебания на рынке транспортных услуг, которые приводят к ухудшению рабочего ритма транспорта, морские транспортные предприятия быстро теряют оборотные средства и снижается рентабельность их деятельности. Также основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами,

из-за нехватки инвестиционных средств.

30000

25000

20000

Ч 15000

10000

5000

Необходимо отметить, что речные порты фактически не участвуют в системе обработки транзитных грузопотоков. В 2012 году транзит через речные порты Украины составил 7, 58 тыс. т.

Работа государственных морских торговых портов Украины в 2012 году характеризуется отрицательной динамикой - грузооборот сократился на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом. Наблюдается снижение импорта на 1629 тыс. т (на 14,8%), транзита на 5962,8 тыс. т (на 15%), каботаж на 1044,5 тыс. т (на 38%) [6]. Больше всего сократился транзит наливных грузов (в 2012 году составили 12754,6 тыс. т, что на 21,3% меньше чем в 2011 году) (рис 4).

-наливныые

сыпучие ■ гарно-штучные

2008 2009 2010 2011 2012 Рис.4. Объемы перевалки транзитных грузов через морские порты Украины по структуре грузов

Одной из причин является сокращение переработки российских наливных грузов. Также сократились объемы переработки транзитных сыпучих грузов (в 2012 году составили 16284.2 тыс. т, что на 16,2% меньше чем в 2011 году). Потери

грузооборота в морских государственных портах Украины восполнились за счет экспорта, в основном за счет сыпучих грузов (в 2012 году составили 40878,1 тыс.т., что на 14% больше чем в 2011 году), а

так же наливных (в 2012 году составили 4264 тыс.т., что на 6.8 % больше чем в 2011 году).

Выводы. Транзитные грузопотоки и их обслуживание относятся к особому виду международного бизнеса. В этой системе сложились специальные международные стандарты и требования, соблюдение которых формирует сбалансированность участия национальных транспортных систем. Если последние не отвечает общим требованиям или обусловливает появление технических или коммерческих ограничений, транзитные грузопотоки уходят на альтернативные направления. Поэтому в качестве критерия эффективности обслуживания транзитных грузопотоков необходимо рассматривать не максимум тарифов и сборов, а адекватность транспортной системы и экономичность ее функционирования относительно равновесных тарифов.

Планирование себестоимости

грузопереработки по отдельным подразделениям порта должно основываться на системе нормативов, предопределяющих адекватность средних затрат уровню равновесного тарифа на рынке стивидорных услуг.

Оптимизация транзитных грузопотоков, обслуживаемых национальной транспортной системой, зависит от трех основных групп факторов: естественной привлекательности портов и наземных путей в соответствии с принципами формирования региона транспортного обслуживания;

экономической выгодности с позиции грузовладельцев и транспортных предприятий; четкости правовых положений и организации обслуживания. С учетом этих факторов должна строиться экономико-правовая система, принципы налогообложения и формироваться технико-экономический уровень предприятий морского транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примачов М.Т. ПШдприемництво в торговельному судноплавствг тдручник для курсанта морських вуз1в / М.Т. Примачов, Н.М. Примачова, О.Ю. Вовк- Одеса: ОНМА, 2012. - 299 с.

2. Котлубай О.М. Теор1я i методолопя розвитку транспортно-технолопчних систем перевезення вантаж1в / О.М. Котлубай- Одеса: 1ПРЕЕД НАН Украши, 2012. - 200 с.

3. Миюсов М. В. Стратегия позиционирования национального морского транспорта в глобальном рынке морской торговли / М. В. Миюсов, Н. Т.Примачев, В. В.Винников, С. В. Винников, Н. Н. Примачев- Одесса: Автограф, 2006. - 234 с.

4. Статистика Украины [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ukrstat.gov.ua

5. Викингу 10 лет: [журнал порты Украины / гл. редактор К. Ильницкий ]. - 2013. - № 1. С. 7

6. Статистика: [журнал порты Украины / гл. редактор К. Ильницкий ]. - 2013. - № 1. С. 67 - 70

Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Примачев Н.Т. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Зубенко В.А.

УДК 38.124

ФШАНСОВО-ЕКОНОМ1ЧНА БЕЗПЕКА 1НФРАСТРУКТУРИ Мщенко С.П., к.е.н., доцент (ХНАДУ)

Визначено напрями розвитку iнфраструктури, охарактеризовано фтансово-еконолачну безпеку тфраструктури, визначено напрями забезпечення фiнансово-економiчноl безпеки залiзничного транспорту. Ключовi слова залнничний транспорт, тфраструктура, фтансово-еконожчна безпека.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Мищенко С.П., к.э.н., доцент (ХНАДУ)

Определенны направления развития инфраструктуры, охарактеризовано финансово-экономическую безопасность инфраструктуры, определенно направления обеспечения финансово-экономической безопасности железнодорожного транспорта.

Ключевые слова.: железнодорожный транспорт, инфраструктура, финансово-экономическая безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.