Научная статья на тему 'Трансвитальность как смысловое образование личности в позднем возрасте'

Трансвитальность как смысловое образование личности в позднем возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
453
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ / ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА / ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНИ И СМЕРТИ / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / СОЗЕРЦАНИЕ / ТРАНСВИТАЛЬНЫЙ СМЫСЛ / AGING / OLD AGE / PERSONALITY OF AN ELDERLY MAN / LIFE AND DEATH SPACE / TRANSCENDENCE / CONTEMPLATION / TRANSVITAL MEANING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акопян Л.С.

В статье рассматривается понятие трансвитальности как смыслового образования личности в позднем возрасте. Увеличение продолжительности жизни человека во всех странах представляет не только социальную, но и психологическую проблему. Возникают серьезные основания пересмотреть устоявшиеся взгляды как на известные возрастные периодизации, так и на внутренний мир пожилого человека. В системе концептуальных категорий отечественной возрастной психологии возникает необходимость амплификации понятий «ведущая деятельность» и «психологические новообразования». Трансвитальный смысл в системе смысловых образований личности позднего возраста характеризуется поиском новых смыслов, мотивирующих социальную или иную активность на завершающем этапе жизни и реализацию постжизненного продолжения в тех или иных личных достижениях: оставить после себя память в делах, идеях, в созданных материальных и нематериальных ценностях, в потомках. Чувство нужности, принадлежности семье, ближайшему окружению, ощущение собственной ценности для общества позволяет человеку позднего возраста адаптироваться и реализоваться на данном возрастном этапе. Отличительной особенностью лиц позднего возраста является осознание возможности виртуального продолжения жизни в тех или иных формах микрои макрогрупповой памяти. Поиск трансвитального смысла как выхода за пределы отдельной человеческой жизни на завершающей стадии может представлять собой интеграционную задачу смыслового оформления жизненного пути человека. Смысл жизни является особенной ценностью для человека позднего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSVITALITY AS THE MEANINGFUL COMPONENT OF THE PERSONALITY AT THE ADVANCED AGE

The article focuses on the concept of a semantic transvitality of an individual in older age. The increase in human life duration in all countries is not only a social but also a psychological problem. There are serious reasons for overviewing the established age periodization, as well as the inner world of an old man. The system of conceptual categories of the national psychology raises the necessity to amplify the concepts of «leading activity» and «psychological growths». Transvitality at the advanced age involves searching for new aims that stimulate social or any other activity within the final life period and envisaging afterlife continuation through particular personal achievements ideas, tangible and intangible values, offsprings as objects that are due to recall good memories about the person. The feeling of being needed, being a part of a family, inner circle, a sense of self-sufficiency allows a person to fit in that age period. A distinctive feature of people advanced in years is awareness of the possibility of the virtual continuation of life in one or another form of microand macrogroup memory. Search for transvital sense as the way of going beyond the individual human life in the final stage can becomes the integrative objective of making this life period meaningful. This is of high value for a person advanced in years.

Текст научной работы на тему «Трансвитальность как смысловое образование личности в позднем возрасте»

Культурологические и этические основы современной педагогики

УДК 159.9

ТРАНСВИТАЛЬНОСТЬ КАК СМЫСЛОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ

TRANSVITALITY AS THE MEANINGFUL COMPONENT OF THE PERSONALITY AT THE ADVANCED AGE

© 2015

Л.С. Акопян

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

L.S. Akopian

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматривается понятие трансвитальности как смыслового образования личности в позднем возрасте. Увеличение продолжительности жизни человека во всех странах представляет не только социальную, но и психологическую проблему. Возникают серьезные основания пересмотреть устоявшиеся взгляды как на известные возрастные периодизации, так и на внутренний мир пожилого человека. В системе концептуальных категорий отечественной возрастной психологии возникает необходимость амплификации понятий «ведущая деятельность» и «психологические новообразования». Трансвитальный смысл в системе смысловых образований личности позднего возраста характеризуется поиском новых смыслов, мотивирующих социальную или иную активность на завершающем этапе жизни и реализацию постжизненного продолжения в тех или иных личных достижениях: оставить после себя память в делах, идеях, в созданных материальных и нематериальных ценностях, в потомках. Чувство нужности, принадлежности семье, ближайшему окружению, ощущение собственной ценности для общества позволяет человеку позднего возраста адаптироваться и реализоваться на данном возрастном этапе.

Отличительной особенностью лиц позднего возраста является осознание возможности виртуального продолжения жизни в тех или иных формах микро- и макрогрупповой памяти. Поиск трансвитального смысла как выхода за пределы отдельной человеческой жизни на завершающей стадии может представлять собой интеграционную задачу смыслового оформления жизненного пути человека. Смысл жизни является особенной ценностью для человека позднего возраста.

The article focuses on the concept of a semantic transvitality of an individual in older age. The increase in human life duration in all countries is not only a social but also a psychological problem. There are serious reasons for overviewing the established age periodization, as well as the inner world of an old man. The system of conceptual categories of the national psychology raises the necessity to amplify the concepts of «leading activity» and «psychological growths». Transvitality at the advanced age involves searching for new aims that stimulate social or any other activity within the final life period and envisaging afterlife continuation through particular personal achievements - ideas, tangible and intangible values, offsprings as objects that are due to recall good memories about the person. The feeling of being needed, being a part of a family, inner circle, a sense of self-sufficiency allows a person to fit in that age period.

A distinctive feature of people advanced in years is awareness of the possibility of the virtual continuation of life in one or another form of micro- and macrogroup memory. Search for transvital sense as the way of going beyond the individual human life in the final stage can becomes the integrative objective of making this life period meaningful. This is of high value for a person advanced in years.

Ключевые слова: старение; поздний возраст; личность пожилого человека; пространство жизни и смерти; трансценденция; созерцание; трансвитальный смысл.

Keywords: aging; old age; personality of an elderly man; life and death space; transcendence; contemplation; transvital meaning.

Население Земли стремительно ста- в том числе благодаря современной высо-

реет, и это утверждение справедливо и котехнологичной медицине, достижениям

для нашей страны, где количество пожи- генной инженерии, социальным програм-

лых людей превосходит число молодых. мам оздоровления и т.д. Продолжительность жизни увеличивается

Анализ научной литературы последних десятилетий показывает, что существующие теории возрастной периодизации, возрастных кризисов, психологических новообразований в связи с этим подвергаются критическому осмыслению, пересмотру и обновлению. В возрастной психологии традиционно используются понятия «ведущая деятельность», «возрастные кризисы», «психологические новообразования» на каждом возрастном этапе. Вместе с тем образ жизни человека в современном информационном, высокотехнологичном обществе вызывает необходимость научного уточнения и, возможно, амплификации понятий ведущей деятельности и психологических новообразований, в частности на позднем этапе жизни. Один из перспективных подходов к данной проблеме предложен в работе М.В. Ермолаевой [1]. К важнейшим задачам развития в старости исследователи относят задачи принятия и осмысления прожитой жизни и старости как этапа жизненного пути. Связанная с этим задача развития позитивной идентичности предполагает включение процессов осмысления предшествующих этапов жизни и рефлексии. Психологическое сопровождение при этом нацелено на помощь пожилому человеку в решении важнейших задач старости, что предполагает опору на важнейшее новообразование возраста -интеграцию жизненного опыта [1]. Жизненный опыт сохраняется во внутреннем мире человека, и его трансляция является основанием расширения социального пространства личности пожилого человека. Жизненный опыт смыслоориентирован-ной личности предполагает взгляд на жизнь извне, т.е. «внутренним взором», но со стороны, и в старости для этого создаются лучшие условия, чем на других этапах жизненного пути.

Движущей силой, дающей возможность благополучного старения человеку позднего возраста, является чувство уверенности и ощущения нужности, осознания того, что он может еще что-то сказать, передать (не обязательно материальное) последующему поколению. Чувство принадлежности - семье, ближайшему окружению, ощущение собственной ценности для общества позволяют человеку поздне-

го возраста успешно адаптироваться и самореализовываться на данном возрастном этапе.

Завершающий этап старения у лиц позднего возраста сопровождается поиском основополагающих смыслов в системе жизненных событий, действий, поступков и т.д. Возрастная сохранность личности и, соответственно, сознания обеспечивается непрерывной смысловой динамикой. Смыслы заимствуются, порождаются, трансформируются, корректируются. Работа сознания предполагает соответствующее социальной ситуации и индивидуальным возможностям осмысление жизни также и в старости. Мы полагаем, что одним из важнейших новообразований личности человека позднего возраста является трансвитальный смысл.

Трансвитальный смысл в системе смысловых образований личности позднего возраста характеризуется поиском новых смыслов, мотивирующих постпрофессиональную, социальную или иную активность на завершающем этапе жизни, а также реализацию постжизненного продолжения через потомков или личные достижения: оставить после себя память в делах, идеях, в созданных материальных и нематериальных ценностях и др.

Отличительной особенностью лиц позднего возраста, находящихся на завершающей стадии жизни, является осознание возможности виртуального продолжения жизни в тех или иных формах микро- и макрогрупповой памяти. Этим и определяется поиск трансвитального смысла, поиск выхода за пределы отдельной человеческой жизни.

Понятия «трансвитальность»,

«трансценденция» достаточно часто используются в философии и психологии [2; 3]. В философии термин «трансцендентный» употреблялся И. Кантом для характеристики ноуменов, которые могут постигаться только мысленно, умозрительно, доопытным путем. Кант утверждает, что разнообразные явления доступны познанию, но что лежит в их основе и чем являются «вещи-сами-по-себе», невозможно узнать. Соответственно, непознаваемое, или «вещь в себе», Кант обозначал как трансцендентное, а трансцендентальным называл независимые от опыта

формы познания (созерцание, мышление) и знания. Кант допускал, что некоторые ноумены все же доступны познанию человека, хотя и не являются предметами опыта, как, например, пространство и время как априорные формы восприятия, логические категории, идеи Бога, бессмертия души, добра, красоты и др. [4, с. 398; 2].

В экзистенциальной философии К. Ясперса экзистенция соотнесена с трансценденцией как «объемлющим», которое включает в себя как мир, так и Бога и является абсолютным пределом человеческого бытия и мышления [2].

Немецкий философ Г. Зиммель рассматривает жизнь как некое ограниченное образование, которое, тем не менее, стремится выйти за свои пределы, преодолеть саму себя. Жизнь, по Г. Зиммелю, - это «порыв, чистая и бесформенная витальность» [5. Т. I]. Жизнь - это богатство и определенность жизни, которая имеет границы. Но Г. Зиммель тут же обговаривает, что «ни одна граница не безусловна, поскольку всякая, в принципе, может быть изменена, раздвинута, обойдена» [5. Т II, с 8], т.е. жизнь может преодолеть собственные биологические границы и выйти на трансвитальный уровень.

В аналитической психологии Юнга трансценденция (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) объясняется как функция слияния сознательных и бессознательных содержаний. Кроме того, Юнг говорит о том, что трансцендентальным переживаниям может сопутствовать смена психической установки [2].

К вопросу о трансцендентности, персонализации, продолжении себя в других людях обращаются Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и др. Так, Д.А. Леонтьев считает, что трансцендентность человеческого духа возможна в двух направлениях: через культурализацию (созидание предметов культуры) и персонализацию (продолжение себя в других) [6]. В.А. Петровский пишет о персонализа-ции, продолжении себя как «Я в других»

[7].

В отечественной психологии трансцендентальную психологию как альтернативу психологической теории отражения

разрабатывал А.И. Миракян. На основе понятия «трансценденция» ученый решает проблему возможности порождения психического отражения [8].

Исследуя категорию созерцания, Г.В. Акопов обращает внимание на то, что «если в деятельности реализуются предварительно сформированные смыслы, то в созерцании, как остановке деятельности, неосознанно вызревают <...> новые смысловые образования» [9, с. 55]. Возможно теоретически предполагать, что в состоянии созерцания люди позднего возраста могут задумываться о трансвитальном смысле. Как показывают исследования, наиболее явно состояния созерцания обнаруживаются в младенчестве и в преклонном возрасте [10].

Жизненный путь личности как система событий и личностных смыслов в зависимости от контекста и актуальной ситуации может быть переоценен и переориентирован [11]. В связи с вышесказанным следует отметить понятия «интеграция смыслов» и «смыслы-скрепы», предложенные М.Ю. Чернышовым [12, с. 78].

При наступлении смыслоутраты происходит экзистенциальный кризис, характеризирующийся, в частности, потерей или отсутствием ценности, ради которой стоит существовать. В такие моменты человек открыт для нового опыта и трансформации смыслов, происходит отвержение, отрицание, и / или переосмысление прежних способов существования, намечается поиск новых ценностей.

В позднем возрасте человек осуществляет поиск и обретает трансвитальный смысл лишь тогда, когда у него есть смысловой жизненный контекст - деятельность, общение и соответствующие продукты его мыслей, творчества. Как отмечалось, отличительной чертой лиц позднего возраста, находящихся на завершающей стадии своей жизни, можно считать и то, что они задаются вопросом: что останется после них, что еще можно успеть сделать, что можно будет оставить после себя, какие памятки, предметы, зарубки, след. Этим в значительной степени определяется поиск трансвитального смысла, выхода за пределы своей жизни. Каждый человек решает этот вопрос лич-ностно, индивидуально, как и вопрос соб-

ственного самоопределения, иногда в связи с этим пересматривая и переконструируя свои жизненные принципы. Для лиц позднего возраста особенно значимым является понимание того, чего они достигли за всю пройденную жизнь (вопрос, обращенный в прошлое), что они имеют сейчас (настоящее время) и что произойдет после их ухода, в чем и как «я буду существовать» (вопрос, обращенный в будущее), что и представляет, на наш взгляд, задачу поиска трансвитального смысла.

Рассматривая обретение трансвитального смысла как психологическое новообразование в позднем возрасте, следует отметить, что оно, как и новообразования других возрастных периодов, не определяет строго и однозначно жизнь каждого человека, и это зависит от того, какой делается выбор: если человек строит планы на будущее, активен, знакомится с новыми видами деятельности, то при этом соответственно его собственное жизненное пространство расширяется, дополняется новыми знаниями, ощущениями, приобретениями, что, в свою очередь, наполняет его жизнь новыми смыслами. Соответственно, на наш взгляд, о трансвитальном смысле этот человек может не задумываться; но те люди позднего возраста, которые чувствуют, что жизненные ресурсы исчерпываются, осознанно или неосознанно приходят к пониманию того, что и какой след они оставят после себя, т.е. задумываются о продолжении жизни за пределами своей биологической жизни как таковой. В связи с этим мы можем предположить, что смысл жизни выступает «лакмусовой бумагой» поиска трансвитального смысла в позднем возрасте.

Человек позднего возраста не может не думать о присутствии и приближении смерти: кто-то задумывается в 60 лет, кто-то в 70, а кто-то в 80. М.С. Пек описывает поздний возраст как ситуацию разрешения конфликта между трансцендентно-

стью эго (состоянием, при котором разум поднимается выше смерти) и озабоченностью эго (когда человек занят размышлениями о смерти) [13, р. 89-91]. Соответствующие переживания носят глубинный характер, в свою очередь, эти переживания расширяют чувство одиночества старых людей, многие из которых говорят: «Мы в одиночку приходим в этот мир и в одиночку его покидаем». Тема смерти воспринимается людьми позднего возраста по-разному: у некоторых из них обостряется страх смерти и они стараются не обсуждать и не вести разговоров на тему смерти; есть и те, которые высказывают желание поскорее умереть; другие пытаются шутить на темы смерти, используя «черный» юмор и анекдоты.

В проведенном нами исследовании было выявлено, что пожилые люди независимо от места проживания (город / село) в большей степени боятся тяжелых болезней, одиночества, боятся «стать обузой», а также смерти своих близких в большей степени, чем собственной смерти [14, с. 8-11].

Уместно привести высказывание известного российского психолога Б.Г. Ананьева: «Нас в большей мере, чем бессмертие, интересует парадокс завершения человеческой жизни. Парадокс этот заключается в том, что во многих случаях те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т.е. их «умирание» наступает раньше, чем «физическое одряхление» от старости. Такое состояние имеет место тогда, когда человек сам развивается в направлении растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от многих функций и ролей в обществе, используя свое право на социальное обеспечение» [15, с. 72]. Альтернативой этому для многих и многих пожилых людей реально становится идея трансвитальности, выраженная явно или имплицитно.

■к -к -к

1. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека. - М.: МПСУ, 2011. - 464 с.

2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2002. - 214 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: РГ-Пресс, 2014. - 496 с.

5. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. / Пер. с нем. - М.: Юристъ, 1996.

6. Леонтьев Д.А. Открытая лекция «Экзистенциальная психология, вечные вопросы человеческого существования» (Москва, Институт Психоанализа, 18 сентября, 2013 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=CZGwMUjZqoQ (дата обращения 27.12.2015).

7. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого// Вопр. психологии. - 1991.

- №1. - С. 7-18.

8. Миракян А.И. Контуры трансцендентальной психологии. Кн. 2. М.: Институт психологии РАН, 2004.

9. Акопов Г.В. Созерцание в категориальной системе современной психологии: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. член-кор. РАН, д-ра пс. н., проф. В.Ф. Петренко. - Самара: ВЕК#, 2014. - 172 с.

10. Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: Матер. Всерос. конф. - Самара, 21 мая 2013 г. / Под ред. Г.В. Акопова, Е.В. Бакшутовой. - Самара: ПГСГА, 2013.

11. Василенко Т.Д. Смысловая организация времени человеческого бытия как основание построения жизненного пути личности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. - 2013. - №5(22). - Режим доступа: http://mprj.ru (дата обращения 27.12.2015).

12.Чернышов М.Ю. Принцип интеграции смыслов в аспекте психологии мышления. - М.: ЮР-ВАК, 2014, - 208 с.

13.Peck R.C. Psychological developments in the second half of life / R.C. Peck; in B.L. Neugarten ^d.), Middle age and aging. - Chicago: University of Chicago Press, 1968. - P. 88-92.

14.Акопян Л.С. Страхи пожилых людей города и села // Поволжский педагогический вестник. №2(3). - Самара: ПГСГА, 2014. - С. 8-11.

15.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. - М.: Педагогика, 1980.

- С. 72.

16. Юнг К. Г. Психология человека [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psibook.com/03/021.html (дата обращения: 12.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.