Научная статья на тему 'Трансцендентальный плюрализм Б. В. Яковенко'

Трансцендентальный плюрализм Б. В. Яковенко Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
334
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ / НЕОКАНТИАНСТВО / КРИТИЦИЗМ / ДОГМАТИЗМ / ПЛЮРАЛИЗМ / ИНТУИТИВИЗМ / СКЕПТИЦИЗМ / PHILOSOPHY / TRANSCENDENTALISM / NEO-KANTIANISM / CRITICISM / DOGMATISM / PLURALISM / INTUITIONISM / SKEPTICISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никулина Ольга Вячеславовна

В статье анализируется философская теория трансцендентального плюрализма выдающегося представителя русского неокантианства Б.В. Яковенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSCENDENTAL PLURALISM OF B.V.YAKOVENKO

The article analyzes a philosophical theory of transcendental pluralism of B. V. Yakovenko, the outstanding representative of Russian neo-Kantianism.

Текст научной работы на тему «Трансцендентальный плюрализм Б. В. Яковенко»

6/2013

ных ресурсов, означает, что немыслимый в XX в. масштабный социальный регресс во всех его формах и проявлениях объективно становится не только атрибутом, но и доминантой мирового развития.

Литература

1. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. - М.: Альпина, 2001. -335 с.

2. Сафонов А.Л., Орлов А.Д. Глобализация как дивергенция: кризис нации и «ренессанс» этноса // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 2011. - №6. - С. 17-23.

3. Сафонов А.Л., Орлов А.Д. Россия в глобальном ресурсно-демографическом кризисе: миграционные вызовы // По ту сторону кризиса: модернизационный потенциал фундаментального образования, науки и культуры. Мате-

риалы конференции 19-20 апреля 2010 года / под ред. А.Колганова, Р.Крумма. - М., 2010. - С. 321 - 325.

4. Сафонов А.Л., Орлов А.Д. Этнос и нация как субъекты глобализации» // Социально-гуманитарные знания. -2011. - № 4. - С. 218-232.

5. Фурсов А.И. Кошмар светлого будущего. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apn.ru/

publications/article16920.htm.

Сафонов Андрей Леонидович, кандидат технических наук, проректор по международным отношениям Московского государственного индустриального университета, доцент кафедры истории и социологии, г. Москва, e-mail: zumsiu@rambler.ru.

Safonov Andrey Leonidovich, candidate of technical sciences, vice-rector for international relations, associate professor, department of history and sociology, Moscow State Industrial University, Moscow, e-mail: zum-siu@rambler.ru.

УДК 111.8

О.В. Никулина

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ Б.В. ЯКОВЕНКО

В статье анализируется философская теория трансцендентального плюрализма выдающегося представителя русского неокантианства Б.В. Яковенко.

Ключевые слова: философия, трансцендентализм, неокантианство, критицизм, догматизм, плюрализм, интуитивизм, скептицизм.

O.V. Nikulina

TRANSCENDENTAL PLURALISM OF B.V.YAKOVENKO

The article analyzes a philosophical theory of transcendental pluralism of B. V. Yakovenko, the outstanding representative of Russian neo-Kantianism.

Key words: philosophy, transcendentalism, neo-Kantianism, criticism, dogmatism, pluralism, intuitionism, skepticism.

Борис Валентинович Яковенко (18841949 гг.) принадлежит к тому направлению отечественной мысли, которое принято называть русским неокантианством [1, с. 216]. Его основные работы посвящены истории философии, а также вопросу о сущности и назначении философии.

Изучение историко-философского процесса, отмечает Яковенко, выявляет большое разнообразие подчас противоположных идей, систем и концепций. Создается впечатление, что существует не одна наука философия, а множество учений. Однако такое мнение является поверхностным, при более глубоком рассмотрении обнаруживается существование общей мировоззренческой тенденции, единой философии, имеющей один и тот же предмет исследования. «Философия едина в своем историческом явлении, - пишет русский исследователь. - Тем единым предметом философских исканий является

Сущее во всем своем целом, во всех своих деталях, во всех своих обнаружениях, - значит, Сущее как Сущее» [7, с. 94-95].

Три главных момента единства философии -в ее предмете, методе и проблеме - обусловливают целостность ее системного развития и определяют специфику философского знания. Но поскольку Сущее в своих формах и проявлениях множественно, т.е. плюралистично, то истинная философия в идеале сама должна быть плюралистичной. Таким образом, в истолковании Сущего как фундамента бытия - идеальной основы жизни, культуры и философии - Яковенко стоит на позиции плюрализма, точнее, трансцендентального плюрализма, программа которого может быть сформулирована следующим образом: проникая в Сущее, плюрализм должен действовать совершенно недогматично. «Свое направление Яковенко называет критическим или трансцендентальным интуитивизмом, а также

философским абсолютизмом в противоположность всякому релятивизму и агностицизму, -отмечал Н.О. Лосский. - Указывая на односторонность монизма и даже дуализма, сводящего весь состав мира только к материальному и психическому бытию, Яковенко отстаивает плюрализм, т.е. учение о существовании многих видов бытия, не выводимых друг из друга» [4, с. 928-929].

Однако плюрализм не может быть плюралистичным в смысле теории или системы абстрактно субстанциализованных сущностей или монад (как например у Г.В. Лейбница), подчеркивает Яковенко. «Трансцендентальный плюрализм» прежде всего обнаруживает себя как феноменологическая критика познания, поскольку выдвигает критическую и рациональную интуицию в качестве единственного источника истины. Он также противостоит любому виду чувственной интуиции и интеллектуальному конструированию. В гносеологии такой плюрализм допускает абсолютность и разнообразие истин; в онтологии он признает многообразие и равную абсолютность сущностей; в этике он утверждает многообразие и правомерность нравственного самоутверждения личности; в учении о красоте плюрализм одновременно защищает разнообразие и абсолютность проявлений прекрасного; наконец, в области религии он признает многообразие и одинаковую абсолютность всех проявлений и форм святого, отклоняя только традиционные понятия Бога и Церкви [8, с. 428-429].

Носителем интеллектуальной интуиции в «критическом плюрализме» является человек, который, пройдя курс историко-философского воспитания, также проходит курс мировой истории и мировой культуры и своим существованием в Истине, Добре и Красоте увенчивает действительную жизнь Сущего, являясь его единичным представителем. В личности философа, как и в любой другой, происходит самоупразднение философии во имя осознанной Жизни.

Трансцендентализм и критицизм, воспринятые от немецкого неокантианства, с некоторой примесью феноменологии Э. Гуссерля, были для Яковенко той методологической платформой, которая позволяла построить философию как «строгую науку». По его мнению, разработка этих принципов представляет собой основное достижение И. Канта, открывшее новую эру в развитии мировой мысли и впоследствии творчески обогащенное немецкими неокантианцами [3, с. 22-26, 38-40].

Разграничивая вслед за И. Кантом критиче-ски-пропедевтическую и систематически-

сущностную философию, Яковенко усматривал основной смысл трансцендентального плюрализма в реализации трансцендентальной пропедевтики как метода критики гносеологического дуализма и трансцендентальной систематики как онтологической системы Сущего во всех его многообразных формах и проявлениях.

Трансцендентальный принцип обеспечивает «чистоту» философской мысли, освобождая ее от влияния «хаоса жизни», и придает ей объективный и всеобщий характер. «Мы обозначаем,

- писал Яковенко, - собственно философский метод, т.е. вопрос о принципах трансценден-тальности, об условиях возможности последнего» [7, с. 46]. В свою очередь, философский критицизм, противостоящий теологическому и философскому догматизму, требует рассмотрения средств познания прежде построения философской системы: «...Критицизм берет знание как знание, как состав и раскрывает на любом его примере все его основные формы и все его существенные элементы, имеющие значение также и по отношению к тому знанию, которое знаменует само критическое исследование» [7, с. 694-695].

Основная слабость догматизма, пояснял Яковенко, состоит в том, что он ставит в центр исследования предмет познания, не изучая понятий и условий, посредством которых оно происходит. Суть «критического метода», напротив, состоит не в изучении вещей и их свойств, а в исследовании самого познания и его форм, т.е. априорных условий возможности опыта. Следовательно, перед «трансцендентальной философией» прежде всего стоит задача изучения самих «видов познания».

Русский философ стремился раскрыть значимость и плодотворность неокантианства как естественного продолжения немецкого идеализма (в частности правильно понятой и проясненной системы И. Канта), подчеркнуть, как ему казалось, свойственный неокантианству онтологизм, показать в каком направлении может и должно развиваться это направление мысли. Принципиальное оправдание Яковенко трансцендентального идеализма как гносеологической метафизики осуществлялось с помощью сравнительного анализа проблемы Логоса, проходящей через всю историю философии, что позволило рассматривать трансцендентализм как «критический интуитивизм» [7, с. 852-853].

Яковенко - убежденный сторонник научной философии. Философия должна иметь свои определенные предмет, метод и задачи. Поэтому истинная философия прежде всего есть транс-

6/2013

цендентальнология, учение об основаниях и возможностях познания, и только в таком виде она может быть самостоятельной наукой.

Так называемая «религиозная философия», отмечал отечественный мыслитель, является господством языческой хаотичности и фантастичности над просвещенным мышлением. Философское познание Сущего в том виде, как оно есть, является длительным и многотрудным итогом развития научки. Яковенко не отрицал религию, но считал, что такое мировоззрение основывается на эмоционально-волевом, а не на рационально-научном типе познания, и ничего не может дать для истинного познания Сущего. В противоположность критицизму, свойственному научной философии, религии присущ теологический догматизм.

Поэтому всякое соединение философии и религии неправомерно, как в том случае, когда религия превращает философию в свою служанку, так и тогда, когда религия впадает в наибольшую рационализацию и оказывается в зависимости от философии. Наглядным примером такого бесплодного соединения религии и философии является средневековая схоластика [7, с. 274-275, 569].

Философия, утверждал Яковенко, должна исходить из проблем Жизни, выявлять ее смысл, постигать Сущее во всех его формах. Являясь системой мировоззрения, философия обнаруживает себя в качестве трансцендентальной сущности жизни и культуры и осознает себя в своей истории как фиксирование моментов Абсолютного Сущего. Но для этого философия должна очистить себя от догм сознания, т.е. встать на позиции трансцендентального скептицизма. Это можно сделать посредством самоограничения философии, т.е. через ее отделение от иных форм проявления человеческого сознания - науки, искусства, религии, политики - по психологическим, гносеологическим и методологическим основаниям, что позволяет преодолеть предрассудки натурализма, антропоморфизма, психологизма, интенционализма и т.п., а также все формы монизма и дуализма.

В своем творчестве Яковенко испытал влияние не только теоретиков Марбургской школы -Г. Когена, П. Наторпа, «раннего» Э. Кассирера,

- но и представителей Баденской школы -В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Э. Ласка, - в учениях которых философия в качестве нормативной науки о должном понимается как теория «ценностно-телеологического критицизма». Сущность, считал русский неокантианец, может быть определена как совокупность ценностей и смыслов, которые сознание и душа несут в себе

как данное, но принципиально отличная от них и самостоятельная в своем значении: «В безграничном океане наивно-догматических наличностей философская критика путем беспощадного сомнения и разложения открывает твердые и более или менее определенные пункты культурных ценностей» [7, с. 256].

Именно поэтому философия трансцендентализма должна быть противопоставлена всем формам релятивизма и иррационализма. Иррациональность жизни снимается культурой, которая находит свое выражение в рационалистической философии плюрализма. Истинная философия есть познание Сущего во всех его формах и проявлениях, исторические этапы и периоды которого фиксируются в единстве понятий и категорий систем мировоззрения.

Философия, по мнению Яковенко, возникла тогда, когда человек почувствовал разницу между собственным бытием вещи и ее данностью в восприятии. Так в философии появилась проблема трансцендентного, выступающая как отношение сущности и явления, единого и множественности, чувственного и сверхчувственного. Избежать дуализма и преодолеть разрыв субъекта и объекта, сущности и явления возможно на пути истолкования Сущего не трансцендентно, не за пределами познания, а имманентно, внутри этих пределов. Поэтому философское познание имеет две стороны: научно-критическую, обращенную к субъекту, и интуитивно-мистическую, обращенную к самому Сущему, которое в концепции «трансцендентального плюрализма» обнаруживается как система множества самостоятельных ценностей [2, с. 652-654].

Для Яковенко развитие философской мысли в целом носит прогрессивный поступательный цикличный характер. Оно проходит следующие мировые циклы: космизм (греческая философия), гносеологизм (западноевропейская, в особенности немецкая философия) и трансцендентализм. До трансцендентализма человеческая мысль пережила в истории философии две основные эпохи: натуралистическую и гносеологическую. Для греческих мыслителей мир представлялся в виде некоторой совокупности вещей и сил, в виде космоса, конкретной природы. Западноевропейская философия, в особенности немецкая классика, взяла своим исходным пунктом объективную сторону познания и отказалась от космического миросозерцания. Тем самым были заложены предпосылки для перехода к трансцендентальному этапу познания Сущего.

Этот этап философского развития имеет свои ступени, начиная с учения И. Канта, в основных чертах продолженного И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шел-

лингом и Г.В.Ф. Гегелем, а затем и неокантианцами. Но все же главными пунктами на пути самоопределения философии, осознания ею своей самостоятельности и самодостаточности является трансцендентализм И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Самым перспективным направлением трансцендентальной философии Яковенко считал Марбургское неокантианство (особенно учение Г. Когена), хотя он также испытал влияние некоторых идей Баденской школы [7, с. 166172, 427-428].

Трансцендентализм, понятие которого имеет большое значение в кантианстве и неокантианстве, Яковенко трактует как стремление представителей этих течений преодолеть противопоставление ума и «вещей в себе». Этим термином отечественный ученый называет такую философскую систему, которая охватывает все Сущее, его внешнюю для человека сторону (т.е. трансцендентное) и внутренне ему присущее (т.е. имманентное). Трансцендентализм - магистральное направление европейской и мировой мысли, преодолевающее как «объективизм», так и «субъективизм», как «трансцендентизм» (абсолютизацию внешнего), так и «имманентизм» (абсолютизацию внутреннего) [6, с. 306-310].

«Оригинальная и исключительная мощь философской мысли <...> восходит критически до разумного трансцендентального <...> созерцания, в котором предстает и наличествует сама сущностная феноменология Сущего, - поясняет Яковенко суть «трансцендентального плюрализма». - Жизнь, культура и история, и в том числе также и сама философия в ее исторических обнаружениях суть лишь подготовительные фазы, сферы, ступени, по которым и через которые философская мысль <... > восходит к конечному разумному озарению, к полному критическому самоугашению в чистом предмете, к свободной и всецелой мудрой жизни в Сущем» [7, с. 280]. Следовательно, непосредственный синкретизм жизни, преодолеваемый в культуре, окончательно снимается в философии, когда она осмысливает данность жизни и культуры как полноту самостности отдельных сфер бытия. Философия выступает высшим продуктом культуры, а высшим типом философии является трансцендентальнология.

Само Сущее при такой интерпретации представляет собой не простую логическую абстракцию, идеальный объект теории познания, но некий онтологический Абсолют, цельное, «живое» единство объективности и субъективности, по-

стигаемое рационально и интуитивно. Современная философия, говорил русский неокантианец, должна взять Абсолютное так, «как если бы оно не бралось, а просто было» [5, с. 813]. Последовательно применяя трансцендентальноплюралистический метод ко всем сферам философского исследования, можно осуществить всеобъемлющее познание Сущего как оно есть, не теряя его многообразия и не нарушая целостности [3, с. 27-28, 37, 42].

Социально-политической проекцией философского плюрализма Яковенко считал демократию. «...В сфере нравственной философии плюрализм непременно должен выступить как система чистой свободы, как мысленноинтуитивная кристаллизация последовательного демократизма, - писал он. - <...> Подлинная человеческая личность <...> выявляет наличие всецелой Свободы» [7, с. 921].

Таким образом, своим исследованием вопроса о сущности и назначении философии, постигающей многообразные формы и проявления Сущего, Яковенко сыграл большую роль не только в разработке проблем трансцендентализма, но и в повороте отечественной мысли к онтологической проблематике.

Литература

1. Абрамов А.И., Суслова Л.А. Кант в России // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. -М.: Республика, 1995.

2. Ермичев А.А. Яковенко Борис Валентинович // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. -М.: Республика, 1995.

3. Ермичев А.А. О неокантианце Б.В. Яковенко и его месте в русской философии // Б.В. Яковенко. Мощь философии. - СПб.: Наука, 2000.

4. Лосский Н.О. Памяти философа Б.В. Яковенко. // Б.В. Яковенко. Мощь философии. - СПб.: Наука, 2000.

5. Степун Ф.А. Открытое письмо Андрею Белому по поводу статьи «Круговое движение» // Ф.А. Степун. Сочинения. - М.: РОССПЭН, 2000.

6. Столович Л.Н. История русской философии: очерки. - М.: Республика, 2005. - 495 с.

7. Яковенко Б.В. Мощь философии. - СПб.: Наука, 2000. - 974 с.

8. Яковенко,Б.В. История русской философии. - М.: Республика, 2003. - 510 с.

Никулина Ольга Вячеславовна, кандидат философских наук, доцент Нижневартовского государственного гуманитарного университета, г. Нижневартовск, e-mail: ra.nvarta@gmail.com.

Nikulina Olga Vyacheslavovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, Nizhnevartovsk State Humanities University, Nizhnevartovsk, e-mail: ra.nvarta@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.