Научная статья на тему 'Трансцендентальная субъективность и современная философия сознания'

Трансцендентальная субъективность и современная философия сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ / ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ЭГО / СЕБЯ-МОДЕЛЬ / ТУННЕЛЬ ЭГО / CONSCIOUS EXPERIENCE / PHENOMENAL EGO / SELF-MODEL / EGO TUNNEL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Паршикова Галина Васильевна

В настоящей статье рассмотрены предпосылки взаимопроникновения таких современных научно-технологических стратегий и достижений, как нейронаука, когнитивная наука, феноменальная сторона сознания. Методологической основой работы служит синергетический подход, а также подход, предложенный Т. Метцингером, о неверности интуитивных представлений о собственном разуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transcendental subjectivity and contemporary philosophy of mind

This article discusses the prerequisites of the interpenetration of such modern scientific and technological strategies and achievements as neuroscience, cognitive science, the phenomenal side of consciousness. The methodological basis for the work is a synergistic approach as well as the approach proposed by T. Metzinger about incorrecthess of intuitive ideas about one's own mind.

Текст научной работы на тему «Трансцендентальная субъективность и современная философия сознания»

Научные сообщения

Г.В. ПАРШИКОВА кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины» ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»*

Трансцендентальная субъективность и современная философия сознания

Повышенный интерес к теме сознания в настоящее время обусловлен рядом обстоятельств. К первому из них можно отнести экспоненциальный рост количества научных работ. Следующий виток возрастания интереса к проблеме сознания, затмевающий все предыдущие, объясняется бурно развивающейся информатизацией общества, а также идеями постмодернизма и др. Появились новые интегрированные отрасли знаний - нейронаука, когнитивная наука и др. Следует отметить значительное вторжение человека в биологические, физические и технические процессы.

Вследствие активного развития конвергентных технологий особую значимость приобретает проблема субъекта с точки зрения освещения феноменальных аспектов сознания, основой которых выступает когнитивная наука. Эволюция техносферы и развитие техники детерминируют актуальность контрадикторных версий трактовки проблемы «Mind body» в современной философии сознания, рождающихся в результате ее активного влияния и интеракции с когнитивной нейробиологией. При рассмотрении сознания с натуралистических позиций камнем преткновения является проблема феноменального сознания, проблема субъективного опыта.

В работе Т. Метцингера «The ego tunnel: the science of the mind and the myth of the self» (Эго туннель - наука о

* Паршикова Галина Васильевна, e-mail: parshikovagalina@yandex.ru 1 Metzinger T. The ego tunnel: the science of the mind and the myth of the self. N. Y., 2009.

сознании и миф о самом себе) психофизическая проблема рассматривается через призму личностного, феноменальной «самости», сознательного опыта и вводится понятие феноменальная себя-модель - сознательная модель орга-

1

низма как единого целого, активированного мозгом .

При рассмотрении феноменальной себя-модели идет речь о трансцендентальной субъективности, феноменальном эго, «самости», отражении в сознании эмоциональных процессов, субъективных феноменах, внутреннем гешталь-те субъекта, обладающего неизменной целостностью, перспективе от первого лица, находящейся по ту сторону персонифицирующих и нарративных конструкций, обусловленных субьективной, сознательной себя-моделью, что дает возможность организму совершать комплексное взаимодействие внешней среды и внутренних систем и получить доступ к форме сознательного вторичного репрезентационного содержимого. Сознанием в той или иной степени обладает большинство животных. Их феноменальные себя-модели отличаются от человеческой, однако они в той или иной степени сознательны. Сознательная себя-модель, которая характерна лишь для человеческого мозга, является единственной в своем роде в том, что она воспроизводит сам процесс представления.

Основной характеристикой себя-модели индивида является способность репрезентировать себя в качестве представления эндогенной реальности не во времени, имманентно присущем самому сознанию и трансцендентально обусловливающем происходящие процессы, а в феноменологическом реальном времени. Человек способен обнаружить в самом себе, уловить, перехватить тот самый акт знания как слияние различных представлений и понимание их многообразия, а также мысли, суждения и представления о других индивидах, событиях и т.д., что не только дало возможность биологической эволюции, но и посредством общественного и социального взаимодействия позволило наблюдать изменения, эволюцию культуры. Для человека характерны саморегуляция, обмен энергией, веществом, а также информацией с окружающей средой. Простейшие психические реакции, работа органов чувств, функционирование организма, - всё это биологическая сторона жизни человека.

1 Metzinger Т. Ор. ей., р. 4.

В процессе эволюции создавались культурные ценности, основанные на самопознании и саморазвитии, происходил процесс «творения» «второй природы», т. е. культуры. Происходит экстериоризация общественного и индивидуального сознания посредством культуры, а Эго в свою очередь открыло возможность формирования сложных обществ, содержимое феноменологической себя-модели согласно Т. Метцингеру - это Эго. Сознательное переживание, говоря образным языком, сродни туннелю. Актуальные исследования по нейробиологии показали, что «начинка» сознательного переживания представляет из себя не только внутренний конструкт, но и крайне избирательный способ представления информации.

Сознание - это сложная, постоянно изменяющаяся, динамическая система, которая является частью, составляющей мира и одновременно включает его в себя. Сознательное переживание представляет собой больше, чем биологическая и физическая составляющие и несомненно нечто большее, чем пути для мысленных электрических импульсов, складывающиеся в нейронные микросети. В ходе адаптивных процессов, процессов самоорганизации, обучения образуются новые, усовершенствованные нейронные микросети, в которые и «встраиваются» новые знания: убеждения, привычки, модели поведения, иллюстрируя в полной мере процесс самодостраивания сложной системы сознания. Эта способность мозга приобрела название «нейро-пластичность». Общее количество микросетей в структуре мозга, а не его масса или объем играет решающую роль, когда речь идет об интеллекте.

Сознание внутри самого себя показывает действительность, именно это отличает его от какого-либо иного феномена, прошедшего все ступени эволюции и упорядочивания элементов одного уровня в системе. Сознание создает свои «недра»; в процессе рекурсивных взаимодействий рекуррентные взаимосвязи могут характеризоваться наличием как прямых, так и обратных рекуррентных зависимостей, т.е. цикл жизни извещен и содержит информацию о самом себе.

Т. Метцингер высказывает свое мнение относительно мифа Платона о пещере: «Я», как мы его сознаем и чувствуем, не существует. «Я есть» во времени и пространстве -такие ощущения абсолютно отчётливы у любого индивида, что дает нам надежду на то, что человек способен пере-

жить смерть, что мы способны покинуть пещеру, однако это лишь мираж, самообман, который порождает мозг .

Наше сознание и самоосознание «работает» посредством создания мозгом завуалированного обмана, подмены, искусных иллюзий: модель мира принимается как сам мир, а модель тела как само тело. Исключительная особенность человеческого мозга не в его возможности быть сознательным и не в том, что он делает возможным возникновение феноменальной себя-модели. Мы можем пополнять, видоизменять содержимое феноменальной себя-модели, существующей в нашем сознании, а также создавать концепции о нем. Речь идет о процессе рекурсии - включении некоторого события или объекта в самого себя как части. На языке техники это конструкция, при которой функция вызывает саму себя.

Сознание - это сложный феномен с разными оттенками и возможностями, что зачастую вызывает концептуальные проблемы. Современная наука уже ведет нас по пути объяснения природы сознания и являет нейронные корреляты отдельных форм содержания сознания. Однако отдельные аспекты сознания не поддаются описанию, т.е. невозможно скоррелировать феноменальную составляющую, ментальные состояния с состояниями мозга. При сопоставлении нейронных коррелятов с содержанием сознания у современной науки появляется возможность заложить основу будущей нейротехнологии.

Согласно теории Метцингера о «субъективности себя-модели» сознательное переживание бытия создается потому, что себя-модель частично прозрачна. Метафора «туннеля Эго» была основана на концепции «туннеля реальности» - предложенной Р. Уилсоном и Т. Лири концепции об индивидуальном бессознательном предубеждении, состоящем из языковых конструкций и символов. Одной из идей теории туннеля реальности является зависимость мировосприятия каждого индивида от имеющихся, накопленных в течение жизни социальных и культурных норм, ментальных фильтров, табу.

1 Metzinger T. Op. cit., p. 3.

2 Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / Пер. с англ.; Под ред. И. Митрофановой. СПб., 2002.

Пределы константности ментальных субъективных внутренних образов сознания, свойства реминисценции, которые гарантируют воплощение селективности, - все эти свойства направляются имманентными потребностями при оказании извне каких-либо переменных воздействий, и непосредственно эти особенности психических процессов образовывают существенное условие формирования самосознания.

Исследование природы сознания на сегодняшний день является настолько сложным, что для ее осмысления приходится обращаться к исследованиям на более высоком, междисциплинарном уровне. Система сознания представляет собой сложную систему и только сохранением и поддержанием ее целостности, сложности в ходе процесса исследования можно изучить его феномен, приблизиться к разгадке тайны сознания. К исследованию системы сознания, которое полностью соответствует понятию сложной системы, можно привлечь подходы теории самоорганизации, синергетики, нелинейной динамики, динамических систем, стохастических процессов, теорий нестабильности, хаоса, исследования адаптивных систем. Также необходимо учитывать феномен субъективности сознания - одной из «головоломок» науки о сознании. Для получения ответов необходимо понять, как создавалось в туннеле сознающее «Я», как туннель сознания обратился в туннель Эго.

Желание объяснить поведение и сущность сложной системы в идеальных условиях посредством более простых принципов и концепций всегда представляет собой ошибку, которая несет в себе опасность неполного ее постижения. Для изучения сознания с точки зрения сложности необходимо сохранение многослойности, цикличности, динамичности. Исследователь обязан быть не «хирургом», препарирующим, разделяющим на составные части безжизненную, статичную систему, а инженером, подвергающим научному рассмотрению функционирующую сложную динамичную систему.

Паршикова Г.В. Трансцендентальная субъективность и современная философия сознания. В настоящей статье рассмотрены предпосылки взаимопроникновения таких современных научно-технологических стратегий и достижений, как нейронаука, когнитивная наука, феноменальная сторона сознания. Методологической основой работы служит синергетический подход, а

также подход, предложенный Т. Метцингером, о неверности интуитивных представлений о собственном разуме.

Ключевые слова: сознательный опыт, феноменальное эго, себя-модель, туннель Эго.

Parshikova G.V. Transcendental subjectivity and contemporary philosophy of mind. This article discusses the prerequisites of the interpenetration of such modern scientific and technological strategies and achievements as neuroscience, cognitive science, the phenomenal side of consciousness. The methodological basis for the work is a synergistic approach as well as the approach proposed by T. Metzinger about incorrecthess of intuitive ideas about one's own mind.

Keywords: conscious experience, phenomenal ego, self-model, ego tunnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.