Миропорядок
ГЛАДКОВ Игорь Сергеевич — д.э.н., профессор; профессор кафедры мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36; professorgis@rambler.ru)
ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО: ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ СТРАН-УЧАСТНИЦ В XXI в.
Аннотация. В статье анализируются динамика и географическая структура внешнеторговых связей стран
- участниц соглашения по Транстихоокеанскому партнерству. В основе статьи находятся расчеты автора, характеризующие развитие экспортно-импортных контактов стран - подписантов договора о создании зоны свободной торговли в данном регионе мира. Приведенные данные охватывают период 2001-2014 гг. Ключевые слова: Транстихоокеанское партнерство, ТТП, международная торговля, внешняя торговля, экспорт, импорт, США, Китай, Российская Федерация
Состоявшееся в начале октября 2015 г. официальное оформление нового международного торгового блока - соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП, Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement, TPP)1 вызвало к себе немалый интерес со стороны как мирового сообщества в целом, так и отдельных государств, прежде всего стран весьма обширного Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Не меньшее внимание создание ТТП привлекло со стороны академических кругов, специалистов. При этом отмечаются определенные расхождения в оценках данного события - от довольно осторожных до достаточно радикальных суждений.
наиболее часто встречающееся мнение о том, что формирование такой группировки, как и шаги по созданию другого подобного экономического союза
- Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП, Transatlantic Trade and Investment Partnership), ставящие целью создание зон свободной торговли с участием США и их зарубежных партнеров, являются очередными попытками Соединенных Штатов добиться сохранения и/или восстановления своих некогда занятых (но постепенно и довольно заметно утрачиваемых) лидирующих позиций в системе современного мирового хозяйства и международной торговли, представляется вполне обоснованным.
не случайно в реакции на подписание соглашения о ТТП прозвучала его оценка как наиболее «амбициозного проекта нынешнего поколения», ставшего результатом активной внешнеэкономической политики США2. О степени объективности такого мнения можно судить по данным табл. 1, 2.
1 Как известно, 5 октября 2015 г. в г. Атланте (США) было подписано соглашение по формированию нового торгово-экономического объединения - Транстихоокеанского партнерства в составе 12 стран: Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США, Чили и Японии. Подробнее: см.: www.reuters.com/article/us-trade-tpp
2 Согласно комментарию В.С. Загашвили (ИМЭМО РАН), первоначальное предложение о создании ТТП выдвинуто в 2003 г. тремя странами - Новой Зеландией, Сингапуром и Чили, ставившими весьма сложную задачу - добиться либерализации торговли в рамках всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2005 г. страны инициаторы и Бруней подписали соглашение об учреждении ТПП, вступившее в силу в 2006 г. При этом было заявлено, что участники соглашения в соответствии с нормами ВТО создали зону свободной торговли. Но на протяжении двух последующих лет новая структура практически ничем себя не проявляла. Активизация проекта позднее связана с интересом со стороны США, проявленным в 2008 г. За ними вскоре последовали Австралия, Вьетнам и Перу В 2010 г. переговоры о присоединении к ТТП начала Малайзия, в 2012 г. - Канада и Мексика, в 2013 г. - Япония. Переговоры проходили в закрытом режиме и, видимо, продвигались с немалыми трудностями. См.: www.imemo.ru; www.reuters. com/article/us-trade-tpp
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели стран — участниц Транстихоокеанского
партнерства, 2015 г.
Страны Население, млн. чел. ВВП, млрд долл. США Место в рейтинге стран мира ВВП (по ППС). млрд долл. США о (п С В S* о), ЯО Г в к л о « ВВП (по ППС) на душу населения, долл. США Место в рейтинге стран мира
США 321,239 18 124,7 1 18 124,7 16,10 56 421,3 11
Япония 126,729 4 210,4 3 4 843,1 4,30 38 215,9 29
Канада 35,876 1 615,5 10 1 640,4 1,46 45 723,0 21
Австралия 23,874 1 252,3 12 1 136,6 1,01 47 607,7 17
Мексика 121,087 1 232,0 13 2 224,3 1,98 18 369,5
Малайзия 30,776 327,9 33 788,8 0,70 25 631,6 49
Сингапур 5,523 296,1 39 470,6 0,42 85 198,2 3
Чили 18,006 250,5 40 424,2 0,38 23 556,3
Вьетнам 91,578 204,5 45 546,1 0,49 5 963,7
Новая Зеландия 4,563 191,7 49 165,0 0,15 36 151,8 31
Перу 31,911 190,3 50 388,9 0,35 12 187,4
Бруней 0,419 11,2 30,3 0,03 72 370,5 4
Всего: 811,581 27907,1 30783,0 27,37
Для сравнения:
Китай 1 374,957 11 211,9 2 18 975,9 16,86 13801,1
Россия 143,700 1 176,0 15 3 458,4 3.07 24066,8
Примечание. Составлено и подсчитано автором по: World Economic Outlook: a survey by the staff of the International Monetary Fund. Adjusting to Lower Commodity Prices. October 2015. Washington, DC: International Monetary Fund, 2015. P. 168, 182. URL: http://www.imf.org/external/pubs
Таким образом, если оставить в стороне геоэкономические аспекты либерализации международной торговли в АТР, целесообразно подробнее рассмотреть основные макроэкономические показатели стран - участниц соглашения о ТТП.
Прежде всего, стоит отметить значительную численность населения в странах этого торгового сообщества, совокупно превышающую 811,5 млн чел., что составляет примерно 11,3% общего числа жителей планеты. Вероятное присоединение к группировке еще 4 государств региона, недавно заявивших о своей заинтересованности, - Колумбии (январь 2010 г.), Филиппин (сентябрь 2010 г.),
Тайваня (сентябрь 2013 г.), Республики Корея (ноябрь 2013 г.) - с общим населением в 223,8 млн. чел. сможет повысить данный параметр торгового блока до 1035 млрд жителей (14,4%)!.
Кроме того, государства - участники Транстихоокеанского партнерства обладают довольно существенным экономическим потенциалом, традиционно измеряемым объемами производства валового продукта страны.
Согласно приведенным в табл. 1 официальным и расчетным данным в 2015 г. обобщающий показатель ВВП группировки в текущих ценах составляет 27,9 трлн долл. США, или почти 38,0% мирового валового продукта (при расчете ВВП по паритету покупательной способности эти индикаторы равняются 30,8 трлн долл. США, или 27,4%). Следует учитывать, что при вступлении в блок вышеназванных четырех стран (их суммарный показатель объема ВВП равен 2,6 трлн долл. США) общий объем производства валового продукта торгового блока в текущих ценах возрастет до 30,5 трлн долл. США (примерно 39,97%, или 2/5 глобального ВВП)2.
Следует, однако, отметить существование серьезных различий между нынешними участниками ТТП по важнейшим социально-экономическим показателям. Так, по численности населения в группировке выделяются такие страны, как США, Япония, Мексика и Вьетнам, тогда как прочие государства блока можно отнести к сравнительно малонаселенным. Далее, по размерам экономического потенциала в группировке снова лидируют США, Япония, а также Канада, Австралия и Мексика, причем другие ее участники обладают заметно более скромными показателями. (см. табл. 1).
Немалые различия между странами ТТП существуют и по такому индикатору, как уровень хозяйственного развития, характеризуемому объемом производства валового продукта на душу населения. Так, лидерами, причем не только в этом блоке, но и в мире, здесь выступают небольшие государства субрегиона Юго-Восточной Азии - Сингапур (85,2 тыс. долл. США) и Бруней (72,4 тыс. долл. США). Эти страны значительно опережают таких крупных участников, как США, Австралия, Канада и Япония. При этом очевидным аутсайдером является Вьетнам (5,9 тыс. долл. США) с его быстро растущим населением.
В итоге становится понятным, каким непростым был закрытый переговорный процесс по согласованию позиций потенциальных участников в ходе оформления нового торгового блока. Действительно, созданная не так давно группировка объединила во многом страны-антиподы, обладающие достаточно значимыми различиями в социально-экономической сфере. К тому же присутствие в данном блоке США и Японии, признанных мировых лидеров в системе глобального хозяйства, обмена товарами и услугами, вряд ли может вызывать позитивное отношение со стороны прочих участников проекта, закономерно опасающихся доминирования двух гигантов в рамках нового торгового объединения. Если также учитывать особую и заметную заинтересованность США в продвижении рассматриваемого проекта, становятся достаточно очевидными основные цели и приоритеты при оформлении соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.
Действительно, многие участники ТТП занимают лидирующее или весьма существенное положение в системе современной товарной торговли. На основе анализа расчетных данных табл. 2 можно отметить, что страны этой группировки могут контролировать не менее 1/4 всего глобального товарообмена - 23,5% мирового экспорта и 27,6% мировых закупок.
Справедливости ради следует обратить внимание на важный тренд, проявив-
1 Подсчитано автором по данным МВФ. См.: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo
2 Расчеты автора. См.: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo
Динамика географического распределения международного товарообмена
Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Экспорт
Мир, всего, млрд долл. США
6114,5 6403,7 7463,3 9101,3 10367,6 11986,5
Мир, всего, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В т. ч.:
2. США 12,0 10,8 9,7 9,0 8,7 8,7
4. Япония 6,6 6,5 6,3 6,2 5,7 5,4
12. Канада 4,3 3,9 3,6 3,5 3,5 3,2
14. Сингапур 2,0 2,0 2,1 2,2 2,2 2,3
15. Мексика 2,6 2,5 2,2 2,1 2,1 2,1
21. Австралия 1,0 1,0 0,9 0,9 1,0 1,0
22. Малайзия 1,4 1,5 1,4 1,4 1,4 1,3
31. Вьетнам 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
44. Чили 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,5
58. Новая Зеландия 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
59. Перу 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2
90. Бруней 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Для сравнения:
1. Китай 4,4 5,1 5,9 6,5 7,3 8,1
3. Германия 9,3 9,6 10 10 9,4 9,4
11. Россия 1,6 1,7 1,8 2,0 2,3 2,5
Импорт
Мир, всего, млрд долл. США
6321,1 6583,4 7678,6 9388,5 10614,0 12243,5
Мир, всего, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В т.ч.:
1. США 18,7 18,3 17,0 16,2 16,3 15,7
4. Япония 5,5 5,1 5,0 4,8 4,9 4,7
11. Канада 3,5 3,4 3,1 2,9 3,0 2,9
14. Мексика 2,7 2,6 2,2 2,1 2,1 2,1
15. Сингапур 1,8 1,8 1,8 1,8 1,9 1,9
24. Австралия 1,0 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1
26. Малайзия 1,2 1,2 1,1 1,1 1,1 1,1
27. Вьетнам 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4
41. Чили 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3
57. Новая Зеландия 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
58. Перу 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
147. Бруней 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Для сравнения:
2. Китай 3,9 4,5 5,4 6 6,2 6,5
3. Германия 7,7 7,4 7,8 7,6 7,3 7,5
17. Россия 0,7 0,7 0,7 0,8 0,9 1,1
* В таблице указаны порядковые номера стран (по убыванию) в рейтинге крупнейших экспортеров и импортеров товарной продукции в системе современной международной торговли. Составлено и подсчитано по: ITC data based on UN COMTRADE statistics.
Таблица 2
стран — участниц Транстихоокеанского партнерства, 2001—2014 гг.*
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
13823,5 15977,9 12311,8 15052,5 18059,5 18091,9 18552,4 18685,6
100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
8,4 8,1 8,6 8,5 8,2 8,5 8,5 8,7
5,2 4,9 4,7 5,1 4,6 4,4 3,9 3,7
3,0 2,9 2,6 2,6 2,5 2,5 2,5 2,5
2,2 2,1 2,2 2,3 2,3 2,3 2,2 2,2
2,0 1,8 1,9 2,0 1,9 2,0 2,0 2,1
1,0 1,2 1,2 1,4 1,5 1,4 1,4 1,3
1,3 1,2 1,3 1,3 1,3 1,3 1,2 1,3
0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,6 0,7 0,8
0,5 0,4 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4
0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,2 0,2
0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
8,8 9,0 9,8 10,5 10,5 11,3 11,9 12,5
9,6 9,2 9,2 8,4 8,2 7,8 7,9 8,1
2,5 2,9 2,5 2,6 2,9 2,9 2,8 2,7
14094,9 16353,8 12587,6 15241,9 18229,5 18226,8 18584,6 18773,0
100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
14,3 13,2 12,7 12,5 12,1 12,5 12,2 12,5
4,4 4,7 4,4 4,6 4,7 4,9 4,5 4,4
2,7 2,5 2,6 2,6 2,5 2,5 2,5 2,5
2,0 1,9 1,9 2,0 1,9 2,0 2,1 2,1
1,9 2,0 2,0 2,0 2,0 2,1 2,0 2,0
1,1 1,2 1,3 1,2 1,3 1,4 1,3 1,2
1,0 1,0 1,0 1,1 1,0 1,1 1,1 1,1
0,4 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6 0,7 1,0
0,3 0,4 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4
0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
6,8 6,9 8 9,2 9,6 10 10,5 10,4
7,5 7,4 7,5 7 6,9 6,4 6,4 6,5
1,4 1,6 1,4 1,5 1,7 1,7 1,7 1,5
144
ВлАсть
2 016'01
Динамика внешнеторговых связей США со странами — участницами
Страны - партнеры 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Товарный экспорт США
Мир, все страны, млрд долл. США
731,0 693,2 723,6 817,9 904,4 1037,0
Мир, все страны, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В т. ч.:
1. Канада 22,4 23,2 23,4 23,1 23,4 22,2
2. Мексика 13,9 14,1 13,5 13,5 13,3 12,9
4. Япония 7,9 7,4 7,2 6,7 6,1 5,8
13. Сингапур 2,4 2,3 2,3 2,4 2,3 2,4
15. Австралия 1,5 1,9 1,8 1,7 1,7 1,7
22. Чили 0,4 0,4 0,4 0,4 0,6 0,7
24. Малайзия 1,3 1,5 1,5 1,3 1,2 1,2
32. Перу 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3
44. Вьетнам 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1
48. Новая Зеландия 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
99. Бруней 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Для сравнения:
3. Китай 2,6 3,2 3,9 4,2 4,6 5,3
29. Россия 0,4 0,3 0,3 0,4 0,4 0,5
Товарный импорт США
Мир, все страны, млрд долл. США
1180,0 1202,3 1305,1 1525,3 1732,3 1919,0
Мир, все страны, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:
2. Канада 18,7 17,8 17,4 17,0 16,8 16,0
3. Мексика 11,3 11,3 10,7 10,3 10,0 10,4
4. Япония 11,0 10,4 9,3 8,7 8,2 7,9
15. Вьетнам 0,1 0,2 0,4 0,4 0,4 0,5
17. Малайзия 2,0 2,1 2,0 1,9 2,0 2,0
26. Сингапур 1,3 1,3 1,2 1,0 0,9 0,9
32. Австралия 0,6 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4
36. Чили 0,3 0,4 0,3 0,4 0,4 0,5
40. Перу 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3
55. Новая Зеландия 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
149. Бруней 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Для сравнения:
1. Китай 9,3 11,1 12,5 13,8 15 15,9
20. Россия 0,6 0,6 0,7 0,8 0,9 1,1
Примечание. Составлено и подсчитано автором по: ITC data based on UN COMTRADE statistics.
Таблица 3
Транстихоокеанского партнерства, 2001—2014 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1162,5 1 299,9 1 056,7 1 278,1 1 481,7 1 544,9 1577,6 1619,7
100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
21,4 20,1 19,4 19,5 19 18,9 19,1 19,3
11,7 11,7 12,2 12,8 13,4 14,0 14,3 14,8
5,4 5,1 4,8 4,7 4,4 4,5 4,1 4,1
2,3 2,2 2,1 2,3 2,1 2,0 1,9 1,9
1,7 1,7 1,9 1,7 1,9 2,0 1,7 1,6
0,7 0,9 0,9 0,9 1,1 1,2 1,1 1,0
1,0 1,0 1,0 1,1 1,0 0,8 0,8 0,8
0,4 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6
0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4
0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3
0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
5,6 5,5 6,6 7,2 7 7,2 7,7 7,6
0,6 0,7 0,5 0,5 0,6 0,7 0,7 0,7
2017,1 2164,8 1602,0 1912,2 2205,6 2274,5 2265,9 2346,0
100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
15,7 15,7 14,2 14,5 14,2 14,2 14,6 14,8
10,6 10,1 11,1 12,0 11,9 12,2 12,4 12,5
7,4 6,6 6,1 6,3 5,8 6,4 6,1 5,7
0,6 0,6 0,8 0,8 0,8 0,9 1,1 1,3
1,7 1,5 1,5 1,4 1,2 1,1 1,2 1,3
0,9 0,7 1,0 0,9 0,9 0,9 0,8 0,7
0,4 0,5 0,5 0,4 0,5 0,4 0,4 0,4
0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,4
0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,3
0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2
0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
16,9 16,5 19,3 19,1 18,1 18,7 19,4 19,9
1,0 1,3 1,2 1,3 1,6 1,3 1,2 1,0
шийся в последнее время, - снижение долевого участия ведущих экономик в системе международной торговли (см. табл. 3).
Действительно, согласно расчетам автора, совокупный удельный вес потенциальных участников блока сократился за 2001-2014 гг. в мировом товарном экспорте на 7,3 процентного пункта, а в глобальных приобретениях товаров за рубежом - на 7,7 процентного пункта. Таким образом, позиции данной группировки в мировом вывозе вполне сопоставимы с вкладом 3 других крупных экспортеров товарной продукции - Китая, Германии и РФ.
Что касается отдельных стран - участниц ТТП, ситуация складывалась по разному. Так, прежнее положение постепенно утрачивали США, Япония, Канада, Мексика, а Австралия, Сингапур, Чили и особенно Перу и Вьетнам наращивали свои объемы товарного экспорта и доли в глобальном вывозе, соответственно, вдвое и вчетверо. При этом они отставали от крупнейших экспортеров по абсолютным показателям своего товарного вывоза.
Не меньший интерес представляет и динамика экспортно-импортных связей США со своими партнерами по сформированному блоку. Если учитывать их особую заинтересованность в развитии внешнеторговых контактов с 11 государствами АТР, можно отметить, что в товарном вывозе США на эти страны в 2014 г. приходилось 44,8%, причем только на соседние Канаду и Мексику, входящие вместе с США в интеграционное объединение «Североамериканское соглашение о свободной торговле» (НАФТА, North American Free Trade Agreement - NAFTA), - 34,1%, а на 9 прочих участников ТТП - 10,7%. Схожая ситуация сложилась и в товарном ввозе в США: доля всех 11 партнеров по блоку составляла 37,6%, при этом удельный вес Канады и Мексики составил 27,3%, а остальных государств-участников - 10,3%.
Созданный, как неоднократно отмечалось, в противовес возросшей роли Китая в системе глобального хозяйства и международного обмена новый торговый блок «Транстихоокеанское партнерство» пока (до ратификации всех документов) дает веские основания для серьезного исследования его потенциальных возможностей. С учетом прозвучавшего в ноябре 2015 г. со стороны США некоего приглашения1 в состав ТТП Китая и России (но при их согласии «повышать стандарты и жить в соответствии с высокими стандартами <...> сотрудничая открыто, прозрачно и ответственно») можно предполагать, что в перспективе данной группировке США отводят позиции особого центра, консолидирующего вокруг них другие страны, среди задач которого может быть постепенное формирование альтернативной ВТО международной структуры в сфере глобальной торговли. Скорее всего, США стремятся к восстановлению своего положения в системе мирового хозяйства и параллельно видят необходимость в ограничении экономического развития своих ближайших конкурентов, прежде всего растущего Китая.
GLADKOV Igor' Sergeevich, Dr.Sci.(Econ.), Professor; Professor of the Chair of World Economy, Plekhanov Russian University of Economics (36Stremyanniy Lane, Moscow, Russia, 117997;professorgis@rambler.ru)
TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP:
FOREIGN TRADE RELATIONS OF THE MEMBER-
COUNTRIES IN THE 21st CENTURY
1http://news.rambler.ru/31811226/?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=rambler news_daily__2015-11-02
Abstract. The article analyzes the dynamics and geographical structure of foreign trade relations of the countries - participants of the agreement on the Trans-Pacific Partnership. The core of the article is the author's calculations, characterizing the development of export/import contacts of the countries - signatories of the Treaty establishing a free trade area in this region of the world. The scientific data cover the period of2001-2014.
Keywords: Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement, TPP, international trade, foreign trade, export, import, USA, China, Russian Federation
МАКСИМОВ Илья Павлович — к.и.н., доцент кафедры политики, социальных технологий и массовых коммуникаций, Балтийский федеральный университет им. И. Канта (236022, Россия, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56; iliamaks@mail.ru)
САЛИКОВ Алексей Николаевич — к.филос.н., заместитель директора Института Канта Балтийского федерального университета им. И. Канта (236022, Россия, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56а; ASalikov@kantiana.ru)
ТАРАСОВ Илья Николаевич — д.полит.н., профессор, заведующий кафедрой политики, социальных технологий и массовых коммуникаций Балтийского федерального университета им. И. Канта (236022, Россия, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56; ITarasov@kantiana.ru)
АСИММЕТРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И экономических ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И ГЕРМАНИИ В ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКЕ
Аннотация. Отношения между Россией и странами Балтийского региона в экономической сфере сегодня находятся на более высоком уровне, чем политический диалог. Такое состояние дел не способствует продвижению региональных интересов России. Возрастает потребность поиска новых средств достижения внешнеполитических и внешнеэкономических целей. Геоэкономический анализ показывает, что важнейшим фактором реализации российских интересов на Балтике может стать эксплуатация балтийского направления внешней политики Германии. Целью предпринятого исследования является установление корреляции внешнеполитической доктрины ФРГ в отношении стран Балтии на современном этапе и возможностей реализации политических, экономических, социальных и гуманитарных интересов России в регионе Балтийского моря.
Ключевые слова: Балтийский регион, Россия, Германия, региональные интересы
Российская Федерация имеет масштабные экономические, военные и политические интересы в Балтийском регионе. Региональные интересы требуют постоянного поиска возможностей их обеспечения, которые отвечали бы существующим возможностям страны и были адекватны сложившейся системе политических и экономических отношений в мире и Европе [Межевич 2015: 10]. При этом следует учитывать то, что внешняя политика стран Балтийского региона в отношении России и соответствующее направление их внешней политики является проекцией европейского вектора международных отношений в целом. Формирование общей внешней политики и политики безопасности ЕС на коммунитарном уровне следует принципам межправительственного сотрудничества, а внешняя политика национальных государств превалирует над общесоюзной [Тарасов 2007б: 77]. Примером сложной организации региональной политики может служить реализация Стратегии развития Балтийского региона, которая была инициирована Европейской комиссией летом 2009 г. Она отличается тем, что предназначена исключительно для стран - членов ЕС. «Стратегия развития Балтийского региона является действительно масштабным проектом