Научная статья на тему 'Транстихоокеанское партнерство: основные обязательства участников и последствия для международной торговли'

Транстихоокеанское партнерство: основные обязательства участников и последствия для международной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1538
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗМ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION / REGIONALISM / ASIA-PACIFIC REGION / TRANS-PACIFICPARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадочников Павел Анатольевич, Стапран Наталья Валерьевна

4 февраля 2016. министры 12 экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) подписали соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Данное соглашение охватывает широкий круг вопросов торговой повестки, многие положения соглашения выходятза рамки регулирования Всемирной торговой организации (ВТО), претендуя на формиро-вание новых правил международной торговли. Статья посвящена обзору самого соглаше-ния и основных обязательств, принятых на себя странами-членами, выделению возможных последствий, в том числе для российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадочников Павел Анатольевич, Стапран Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transpacific partnership: the main obligations of participants and a consequence for international trade

On the 4th of February 2016, ministers of 12 Asia-Pacific economies signed the Trans-Pacific Partnership (TPP) Agreement. The agreement covers a vast variety of trade-related issues, but some of the TPP provisions go beyond the World Trade Organization (WTO) rules pretending to be a new set of trade policy rules. The paper reviews the agreement and participants’ obligations as well as the possible consequences of the TPP, including for the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Транстихоокеанское партнерство: основные обязательства участников и последствия для международной торговли»

Транстихоокеанское партнерство: основные обязательства участников и последствия для международной торговли

УДК 339.924 П.А.Кадочников,

ББК 65.5 Кандидат экономических наук, Всероссийская академия внешней

К-136 торговли - проректор по научной работе;

Н.В. Стапран,

Кандидат исторических наук, Российский центр исследований

АТЭС РАНХиГС - директор

Аннотация

4 февраля 2016 . министры 12 экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) подписали соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Данное соглашение охватывает широкий круг вопросов торговой повестки, многие положения соглашения выходят за рамки регулирования Всемирной торговой организации (ВТО), претендуя на формирование новых правил международной торговли. Статья посвящена обзору самого соглашения и основных обязательств, принятых на себя странами-членами, выделению возможных последствий, в том числе для российской экономики.

Ключевые слова: региональная экономическая интеграция, регионализм, Азиатско-Тихоокеанский регион, Транстихоокеанское партнерство.

Transpacific partnership: the main obligations of participants and a consequence for international trade

P.A.Kadochnikov,

Candidate of Economic Sciences, Russian Foreign Trade Academy - Vice-Rector for Research,

N.V. Stapran,

Candidate of Istorical Sciences, Russian APEC study center of a RANEPA - the director

Abstract

On the 4th of February 2016, ministers of 12 Asia-Pacific economies signed the Trans-Pacific Partnership (TPP) Agreement. The agreement covers a vast variety of trade-related issues, but some of the TPP provisions go beyond the World Trade Organization (WTO) rules pretending to be a new set of trade policy rules. The paper reviews the agreement and participants' obligations as well as the possible consequences of the TPP, including for the Russian economy.

Keywords: regional economic integration, regionalism, Asia-Pacific region, Trans-Pacific Partnership.

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

В феврале 2016 года подписано Соглашение о формировании Транстихоокеанского партнерства (Till) между США, Японией, Канадой, Мексикой, Австралией, Новой Зеландией, Сингапуром, Брунеем, Чили, Перу, Малайзией и Вьетнамом1.

На страны ТТП приходится 27,5% мирового ВВП (по l II 1С), 23,9% мирового экспорта и 26,7% мирового импорта товаров и услуг, доля внутриблоковой торговли стран ТТП составляет 42,7%2. Удельный вес блока в глобальном объеме привлеченных прямых инвестиций в 2014 г. составляет 28,1%, в экспорте прямых иностранных инвестиций - 42,8%. На территории стран ТТП проживает более 810 млн чел3. Все участники переговоров по ТТП являются членами АТЭС. Австралия, Канада, Мексика, США и Япония являются членами G20.

Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) охватывает беспрецедентное количество вопросов торговой повестки. ТТП регулирует не только сферу международной торговли товарами и услугами (доступ на рынки), перемещение капиталов и рабочей силы, но и внутренние правила в странах-участницах в таких областях как трудовое право, экология, интеллектуальная собственность и ряде других. ТТП содержит повышенные обязательства по транспарентности применяемых правил торговли (заблаговременное опубликование и обсуждение с бизнесом, доступ к информации, более четкие разъяснения и др.).

В части торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами соглашение после окончания переходных периодов обнулит 98% таможенных пошлин во взаимной торговле стран ТТП, большинство таможенных пошлин на промышленные товары будет снижено с момента вступления соглашения в силу, на отдельные товары согласованы более длительные переходные периоды4.

Наиболее сложные переговоры по промышленным товарам проходили между США и Японией и касались автомобильного сектора5. США согласовали 30-летний переходный период на снижение тарифов на грузовики (базовый уровень тарифов в США - 25%) и 25-летний переходный период на автомобили (базовый

1 Trans Pacific Partnership trade deal signed in Auckland [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bbc.com/news/business-35480600 - Загл. с. экрана.

2 База данных TradeMap [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.trademap. org - Загл. с. экрана.

3 База данных World Development Indicators [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators - Загл. с. экрана.

4 TPP Trade Deal: Text published online [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.theguardian.com/business/2015/nov/05/tpp-trade-deal-new-zealand-releases-text-online -Загл. с. экрана.

5 Здесь и далее использовались материалы, опубликованные The United States Trade Representative, обнародованный текст соглашения ТТП, а также сопроводительные материалы и письма. The Trans-Pacific Partnership [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// ustr.gov/tpp/ - Загл. с. экрана.

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

уровень - 2,5%) при импорте из Японии. Тарифы на 80% тарифных линий для автозапчастей будут обнулены сразу, остальные 20% тарифных линий имеют различные периоды имплементации (до 10 лет), в части правил происхождения для автомобилей и запчастей порог региональной добавленной стоимости установлен ниже, чем в НАФТА (62,5%) - на уровне 45% для автомобилей и 35-40% для автозапчастей.

Новой Зеландии пришлось пойти на уступки в части позиций по доступу на рынки сельскохозяйственной продукции, в частности, принять ограниченный доступ на рынки мяса и молочных продуктов в Японии (Япония снижает тариф на говядину в отношении всех экспортеров с базового уровня 38,5% до 9% в следующие 15 лет; на сыр с базового уровня в 20-40% - до нуля в течение следующих 15 лет) и США (вводятся тарифные квоты на большинство видов молочной продукции, сыра и жиров в отношении не только Новой Зеландии, но также Австралии, Канады и Перу).

В Японии только 32% тарифных линий на сельскохозяйственные товары будут обнулены сразу после вступления соглашения в силу, снижение таможенных пошлин на различные сельскохозяйственные товары будет иметь переходные периоды до 20 лет, согласованы условия применения тарифных квот и специальных защитных мер; что касается молочной продукции - планируется ликвидация тарифов на продукцию из США, при этом на масло будут установлены тарифные квоты. Вьетнам обнулит тарифы на 31% тарифных линий на сельскохозяйственные товары сразу после вступления соглашения в силу, таможенные пошлин для еще 67% тарифных линий будут обнулены в течение 15 лет, на остальные товары согласованы уровни тарифных квот.

Малайзия устранит тарифы на 92% тарифных линий на сельскохозяйственные товары сразу после вступления соглашения в силу, 7% имеют переходный период до 15 лет. Австралия ликвидирует абсолютное большинство таможенных пошлин с момента вступления соглашения в силу (Австралия не дискриминирует в отношении поставок из стран ТТП, перечень уступок един для всех стран). Максимальный переходный период для Австралии, в отличие от других развитых стран, составляет всего 4 года. Максимальный переходный период сохраняется, в основном, на текстильную продукцию и одежду (при 5%-ом базовом тарифе). По тарифным квотам на рынке сахара США Австралия согласилась с предложением США установить квоты на сырой сахар в объеме 60,5 тыс. т в год с возможностью увеличения квоты на 14,7% в год и 4,5 тыс. т на переработанный сахар. США также предоставили дополнительный доступ в 19,2 тыс. т для сырого и переработанного сахара для Канады. Канада пошла на уступки в секторе молочной продукции: дополнительный доступ на канадский рынок оценивается в 3,25% от внутреннего производства молока в Канаде (конкретные обязательства пока не раскрываются).

Помимо устранения или снижения тарифов на сельскохозяйственные товары страны ТТП договорились содействовать реформированию сельскохозяйственной

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

23 ^

политики путем устранения сельскохозяйственных экспортных субсидий, разработки в рамках ВТО обязательств по экспортным государственным торговым предприятиям, экспортным кредитам и сокращению сроков, позволяющих вводить ограничения на экспорт продовольствия для обеспечения продовольственной безопасности в регионе.

В части текстиля и одежды большинство импортных тарифов будет обнулено после вступления соглашения в силу, тарифы на некоторые чувствительные товары будут устранены в течение более длительных переходных периодов (к примеру, США сохранили переходные периоды на некоторые виды одежды из Вьетнама от 10 до 12 лет), установлены правила определения страны происхождения, аналогичные тем, что существуют в НАФТА (пряжа, используемая для производства тканей и одежды должна быть произведена в стране-члене ТТП).

В рамках ТТП страны обязуются не использовать требования локализации и не вводить импортные и экспортные ограничения и пошлины. Кроме того, страны ТТП обязуются не применять ограничительные меры в отношении восстановленных товаров ('remanufactured goods', США - один из главных экспортеров6) и не дискриминировать их по сравнению с новыми товарами (сохраняется возможность применения технических стандартов). ТТП предусматривает также положения об увеличении прозрачности и сотрудничества в определенных видах деятельности, связанных с сельскохозяйственными биотехнологиями (продукция ГМО) - страны договорились о процедурах и мерах, предпринимаемых в случае обнаружения «минимального уровня присутствия» (подобные вопросы долгое время остаются одним из основных торговых споров между США и ЕС). Достигнуты договоренности о единых правилах определения страны происхождения, предусматривающих региональную кумуляцию внутри ТТП. Обязательства ТТП включают положения, открыто запрещающие использование процедур экспортного лицензирования в качестве торговых барьеров.

В части таможенного администрирования и упрощения торговых процедур страны зафиксировали стремление к выпуску товаров на таможенную территорию до уплаты таможенных платежей (цель - выпуск товаров в течение 48 часов). ТТП учитывает положения Соглашения ВТО об упрощении торговых процедур и по целому ряду направлений дополняет многосторонние обязательства (включение положений об ограничении дополнительных платежей, усиление взаимодействия таможенных служб стран-членов в таких областях, как предотвращение нелегальной неуплаты таможенных платежей, контрабанда и др.). Для развивающихся стран предусмотрены переходные периоды и техническая поддержка.

В части защитных мер соглашение построено на основе принципов ВТО, предусматривает возможности использования «переходных» защитных мер, т.е. мер

6 Remanufactured Goods: An Overview of the US and Global Industries, Markets and Trade Investigation. USITC Publication 4356, October 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.usitc.gov/publications/332/pub4356.pdf - Загл. с. экрана.

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

защиты во время снижения тарифов в рамках переходных периодов, с целью обеспечения постепенной адаптации.

Основными достижениями по санитарным и фитосанитарным мерам в рамках ТТП стали предложения в сферах оценки риска и его управления, принципов маркировки, стимулирования мер по содействию торговли (принцип эквивалентности, признание инспекционных систем, гармонизация экспортных сертификатов, предоставление адекватного временного периода для введения новых мер). В случае принятия экстренных мер соответствующая страна обязуется провести научное обоснование этой меры в течение шести месяцев и представить результаты этого обзора любой заинтересованной стороне по запросу.

Соглашение о ТТП предполагает возможность проведения специальным органом страны импортера аудита системы безопасности продукции экспортирующей страны с целью подтверждения безопасности экспортируемой продукции и удовлетворения требованиям импортирующей страны, достигнуты договоренности о создании специального механизма межправительственных консультаций и разрешению споров в данной области.

Секторальные приложения к соглашению о ТТП устанавливают общие принципы применения ТБТ мер в следующих отраслях: косметическая отрасль, медицинские приборы, лекарственные препараты, информационные и коммуникационные технологии, вино и крепкие спиртные напитки, запатентованные формулы для расфасованных пищевых продуктов и пищевых добавок, органические сельскохозяйственные продукты. Перечень продукции, характерный для экспорта развитых стран отражает их стремление закрепить соответствующие нормы и стандарты безопасности на международном уровне.

По инвестициям стороны договорились открыть рынки для иностранных инвесторов для всех секторов, за исключением отдельных оговоренных изъятий для стран (негативный перечень). Глава об инвестициях включает: национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для поставщиков услуг; предоставление «минимального стандарта защиты инвесторов», подразумевающего защиту в судебных системах страны-реципиента; положение, регулирующее экспроприацию собственности иностранного инвестора (только в случае защиты национальных и общественных интересов и в соответствии со всеми оговоренными процедурами, включая компенсацию).

Закреплено, что капитальные выплаты осуществляются без задержек в соответствии с оговоренными процедурами, стороны договорились о запрете на требования локализации, ограничения экспорта, запрете на обязательства по передаче технологий и требования по локализации технологий, возможности назначения менеджеров без ограничений по национальному признаку.

В торговле услугами стороны договорились о либерализации за исключением перечня изъятий (негативный перечень). Глава включает в себя секторальное при-

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

25 ^

ложение по профессиональным услугам для признания правил лицензирования и других регуляторных вопросов в этой сфере, а также приложение по услугам экспресс-доставки. В части финансовых услуг согласованы обязательства по возможностям управления портфелями ценных бумаг, электронными услугами по платежным картам и передаче информации для обработки данных. В части предоставления телекоммуникационных услуг страны ТТП договорились об предоставлении на разумных условиях и в разумные сроки телекоммуникационной инфраструктуры, зафиксировали обязательства по либерализации рынков мобильных операторов, формированию альтернатив роумингу, согласованию двусторонних тарифов на роуминг, предотвращению блокировки операторами голосовой связи, отключения отдельных пакетов услуг.

В части электронной коммерции страны ТТП договорились не вводить ограничения на передачу информации или блокировку отдельных сайтов, не применять требования в отношении местоположения серверов хранения данных, не вводить таможенные ограничения на цифровые товары и не требовать от поставщиков раскрывать информацию, касающуюся программного обеспечения, при входе на рынок стран ТТП.

По государственным закупкам основным результатом ТТП стало распространение положений Соглашения о государственных закупках ВТО, членами которого являются 5 из 12 стран ТТП (Канада, Новая Зеландия, США, Сингапур, Япония), на остальные страны. Малайзия и Вьетнам впервые взяли на себя обязательства по либерализации доступа иностранных компаний на рынок государственных закупок. Эти страны, а также Мексика могут применять переходные меры (ценовые преференции, требования содержания местного компонента и др.), в отдельных аспектах с большими переходными периодами (снижение пороговых значений стоимости контрактов в строительных работах, при проведении тендеров центральных органов власти).

В части конкурентной политики и деятельности государственных компаний ТТП регулирует вопросы принятия новых законодательных норм и их имплемен-тации, вопросы защиты потребителей, сотрудничества в развитии конкурентной политики. В соглашении определены особенности правил субсидирования, требования к прозрачности информации, распространение судебной юрисдикции на коммерческую деятельность иностранных государственных компаний из стран-партнеров по ТТП, разрешение споров (для всех компаний, кроме компаний из перечня исключений).

По интеллектуальной собственности стороны договорились об особенностях патентной защиты биологических медицинских препаратов: по итогам переговоров устанавливается два возможных решения вопроса - защита в течение 8 лет, либо защита в течение 5 лет при условии дополнительного использования других

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

регуляторных и административных мер, для развивающихся стран переходный период по выполнению обязательств варьируется до 18 лет (Вьетнам), согласовано закрепление новых географических наименований.

В ТТП стороны договорились о закреплении норм регулирования рынков труда (минимальный размер оплаты труда, максимальное количество рабочих часов, нормы, гарантирующие безопасность труда, механизмы проведения консультаций и разрешения споров по трудовым вопросам). Для Вьетнама, Малайзии и Брунея установлен индивидуальный набор обязательств (реформа законодательства о коллективных переговорах и профсоюзах, запрет различных видов принудительного труда - до вступления ТТП в силу).

Глава по экологии ТТП не содержит положений по проблематике климата, а нацелена на борьбу с торговлей ресурсами дикой природы, незаконной вырубкой леса, незаконным рыболовством. Данный вопрос в наибольшей степени был чувствителен для Перу, на территории которого достаточно распространена торговля ресурсами дикой природы.

Соглашение о ТТП в отличие от традиционных соглашений о свободной торговле предполагает проведение мероприятий по укреплению потенциала участников ТТП в виде семинаров, конференций, технической помощи и пр. для обеспечения выполнения соглашения о ТТП развивающимися странами и содействия торговле и инвестициям между его участниками. Для этих целей создается специальный Комитет по сотрудничеству и наращиванию потенциала.

Соглашение предполагает создание Комитета по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса, задачей которого является оценка влияния ТТП на национальную и региональную конкурентоспособность, процессы экономической интеграции, создание глобальных цепочек добавленной стоимости, вовлечение малых и средних предприятий. Фактически комитет наделен аналитическими функциями и призван оценивать эффективность выполнения остальных глав соглашения.

Задачи извлечения «максимальной пользы от нахождения в составе ТТП и приведения народов и экономик к процветанию» в соглашении предполагается решать через взаимодействие в трех сферах: экономический рост, включающий в себя устойчивое развитие, сокращение уровня бедности, развитие малого бизнеса; повышение роли женщин в экономике - помощь женщинам получить специализированное образование, увеличить доступ на рынок, а также повысить доступность для них технологий и финансирования, учреждение женских профессиональных сообществ; развитие сотрудничества в области образования, науки, технологий и инноваций. Практическая реализация указанных мер осуществляется через комитет по развитию, как правило, это - принуждение стран-участниц к введению специальных положений в национальном законодательстве (новые стандарты регулирования и охраны труда, правила продовольственной безопасности, экологические ограничения и др.) под угрозой вывода из режима ТТП.

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

27 0

Стороны договорились оказывать информационную поддержку малым и средним предприятиям (специализированные веб-сайты), сформировать комитет по делам малого и среднего бизнеса, который будет предоставлять информацию о лучших практиках, устраивать семинары и обсуждения о пользе ТТП и сотрудничать с другими комитетами в рамках ТТП, международными организациями.

Предполагается, что стороны определят набор мер регулирования, по которым они будут выполнять согласование, разработают процедуру или создадут орган, который будет обеспечивать координацию процесса принятия и пересмотра мер регулирования. Участникам соглашения рекомендовано использовать ряд т.н. лучших практик регулирования (good regulatory practices), в том числе создание комитета, в который необходимо сообщать о предпринятых и планируемых мерах.

Соглашение воспроизводит отдельные внутренние нормы по борьбе с коррупцией в США и предусматривает реализацию мер по внедрению качественного управления (good governance) и снижению коррупции, включая определение прав компаний (stakeholders) по защите от коррупции и ее последствий, ужесточение наказания за коррупционную деятельность, особенно ту, которая оказывает влияние на международную торговлю и инвестиции.

Основным институтом ТТП является комиссия, которая собирается на уровне министров и старших должностных лиц по согласованию со сторонами Соглашения (переходящее последовательное председательство). В функции комиссии входит рассмотрение вопросов, относящихся к применению соглашения о ТТП, составление обзоров экономических отношений в ТТП раз в 5 лет, рассмотрение предложений по изменению положений соглашения, осуществление надзора за работой всех комитетов и рабочих групп в рамках ТТП, рассмотрение возможных путей развития партнерства. Решения принимаются на основе консенсуса. Для упрощения рабочего взаимодействия ТТП предусматривает создание контактных групп.

ТТП закрепляет порядок урегулирования споров между странами-участницами. Данный порядок предусматривает проведение предварительных консультаций, по результатам которых может быть сформирован запрос на учреждение судебной коллегии (3 чел.). Стороны согласуют состав судебной коллегии, которая затем оценивает вопрос спора, исследует факты, определяет вопросы применения и соответствия соглашению, предоставляет рекомендации и толкования, выносит решения (на основе консенсуса). В случае неисполнения решения предусмотрены меры в виде компенсации и приостановления получения выгоды. Установлено, что если спор затрагивает какие-либо положения права ВТО, включенные в соглашение о ТТП, то коллегия при рассмотрении спора должна учитывать толкования и решения апелляционного органа ОРС ВТО.

ТТП предусматривает (аналогично ст. ХХ ГАТТ) возможность введения ограничений в случае наличия угрозы здоровью и безопасности людей, животных и растений, общественной морали и др. Важно подчеркнуть, что исключения по со-

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

ображениям безопасности также включают возможность нарушения прав интеллектуальной собственности.

* * *

Несмотря на прорывной характер соглашения, вклад ТТП в либерализацию торговли невелик7. До ТТП между странами-участницами переговоров уже был достигнут достаточно высокий уровень либерализации торговли при помощи двусторонних соглашений о зонах свободной торговли (ЗСТ). Так, между членами ТТП уже действует 42 ЗСТ: у Чили со всеми членами ТТП, у Сингапура - со всеми, кроме Канады и Мексики (идут переговоры), наименьшее число соглашений -у Канады (4 из возможных 11)8. Это означает, что отвлечение торговли внутрь ТТП из-за снятия внутренних барьеров будет небольшим - соглашение рассчитано на перспективные потоки.

Доля стран ТТП в товарообороте России не превышает 10% (основная часть оборота приходится на Японию и США), структура товарооборота и получаемые в ТТП преференции партнеров не позволяют говорить о существенном изменении условий для российской продукции9. Расчеты10 показывают, что потери российской экономики от формирования ТТП оцениваются величиной около 100 млн долл. США и сконцентрированы в возможном снижении (и так небольшом) поставок сельскохозяйственной продукции на рынки этих стран11.

Основной результат создания ТТП состоит в запуске процесса формирования новых правил торговли в мире после торможения этого процесса в рамках До-хийского раунда ВТО12. В ТТП США закрепили, в том числе сформированные в других соглашениях правила работы компаний в быстрорастущем Азиатско-Тихо-

7 World Bank Potential Macroeconomic Implications of the Trans-Pacific Partnership. Global Economic Prospects, January 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. worldbank.org/content/dam/Worldbank/GEP/GEP2016a/Global-Economic-Prospects-January-2016-Implications-Trans-Pacific-Partnership-Agreement.pdf - Загл. с. экрана.

8 APEC Comparative Toolkit Study on Identifying Convergences and Divergences in APEC RTAs/FTAs [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fta.apec.org/search.aspx - Загл. с. экрана.

9 База данных TradeMap [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.trademap. org - Загл. с. экрана.

10 Расчеты авторов по данным GTAP (Global Trade Analysis Project).

11 Аналогичные международные оценки представлены Peterson Institute The Economic Effects of the Trans-Pacific Partnership: New Estimates [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://piie.com/publications/interstitial.cfm?ResearchID=2906 - Загл. с. экрана.

12 Hiroki Takeuchi From the World Trade Organization to the Trans-Pacific Partnership: China's Rise, Globalization, and American Domestic Politics [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hirokitakeuchi.com/upload/5897/documents/Takeuchi%20-%20From%20 WT0%20to%20TPP%20150403.pdf - Загл. с. экрана.

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

29 Q

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

океанском регионе. Эти правила были выработаны без участия ЕС и стран БРИКС и теперь, по мере расширения ТТП13 они могут служить инструментом вытеснения неучаствующих стран или быть навязаны этим странам.

В числе мер реакции на завершение переговоров по ТТП по-прежнему актуальной является активизация переговоров по соглашениям о свободной торговле России (ЕАЭС) со странами ШОС, другими странами АТР (отдельные члены АСЕАН и АСЕАН в целом). С учетом того, что нормы новых соглашений будут тяготеть к ТТП, это позволит России и сформировать позицию по отношению к положениям ТТП. Кроме того, в складывающихся условиях важными становятся выработка и закрепление правил торговли и инвестиций в Евразийском экономическом союзе, сопряжение ЕАЭС и Европейского союза, ЕАЭС и интеграционных инициатив Китая, других стран БРИКС, выделение правил, важных для этих стран и блоков.

Для международных компаний соглашения, подобные ТТП, - это сигнал, прежде всего, о формировании больших привлекательных рынков с низкими барьерами для движения товаров, услуг и инвестиций между странами, вошедшими в соглашение. ТТП содержит достаточное количество положений, которые поддержат практическое наполнение таких сигналов даже несмотря на то, что собственно торговый и инвестиционный режим будет изменяться достаточно медленно.

При принятии инвестиционных решений компании, конечно, будут склоняться работать там, где есть преференции в торговле между странами, действуют механизмы консультаций по мерам регулирования торговли и осуществляется их сближение, работают механизмы разрешения споров между инвестором и государством. Следствием этого будет переключение компаний с других рынков на контрагентов из стран ТТП. Из-за такого переключения и закрепления преференций в рамках ТТП для российских компаний, осуществляющих поставки на рынки стран ТТП вырастет конкуренция. По многим позициям (конкуренция, отдельные виды услуг) ТТП фактически закрепляет преимущество поставщиков из США на рынках соответствующих стран.

Соглашение усложняет и формирование цепочек добавленной стоимости с участием стран не из ТТП. Преференции создают дополнительные стимулы к формированию цепочек внутри ТТП, это дополняется закреплением в ТТП правил происхождения товаров, условий формирования таких цепочек (запреты на локализацию производств, хранения данных и ограничений на информационные потоки и т.п.). Отдельные риски состоят в продвижении производства и торговли товаров, в отношении которых в России пока не до конца сформированы позиция и бизнес-интересы (ГМО, восстановленные товары).

Положительные эффекты для России от формирования ТТП связаны с улучшением инвестиционного климата и условий работы на рынках развивающихся

13 Заинтересованность во вступлении в ТТП высказали Корея, Филиппины, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Коста-Рика и Колумбия.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

стран (Малайзия, Чили, Перу), которые будут вынуждены провести внутренние реформы в соответствии с обязательствами в ТТП (упрощение процедур торговли, стимулирование конкуренции, новые нормы регулирования рынков труда).

Ряд потенциальных возможностей открывается для российских предприятий при использовании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, являющимся членом ТТП. Развитие промышленной кооперации (например, в автомобильной промышленности) при определенном уровне локализации, отвечающем правилам происхождения в ТТП (45%), может стимулировать встраивание российской продукции в цепочки добавленной стоимости в рамках ТТП.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Trans Pacific Partnership trade deal signed in Auckland [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bbc.com/news/business-35480600 - Загл. с. экрана.

База данных TradeMap [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.trademap. org - Загл. с. экрана (Baza dannyh TradeMap [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

База данных World Development Indicators [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators - Загл. с. экрана.

TPP Trade Deal: Text published online [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.theguardian.com/business/2015/nov/05/tpp-trade-deal-new-zealand-releases-text-online -Загл. с. экрана.

The Trans-Pacific Partnership [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ustr.gov/ tpp/ - Загл. с. экрана.

Remanufactured Goods: An Overview of the US and Global Industries, Markets and Trade Investigation. USITC Publication 4356, October 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.usitc.gov/publications/332/pub4356.pdf - Загл. с. экрана.

World Bank Potential Macroeconomic Implications of the Trans-Pacific Partnership. Global Economic Prospects, January 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. worldbank.org/content/dam/Worldbank/GEP/GEP2016a/Global-Economic-Prospects-January-2016-Implications-Trans-Pacific-Partnership-Agreement.pdf - Загл. с. экрана.

APEC Comparative Toolkit Study on Identifying Convergences and Divergences in APEC RTAs/FTAs [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fta.apec.org/search.aspx - Загл. с. экрана.

Peterson Institute The Economic Effects of the Trans-Pacific Partnership: New Estimates [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://piie.com/publications/interstitial. cfm?ResearchID=2906 - Загл. с. экрана.

Hiroki Takeuchi From the World Trade Organization to the Trans-Pacific Partnership: China's Rise, Globalization, and American Domestic Politics [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hirokitakeuchi.com/upload/5897/documents/Takeuchi%20-%20From%20WT0%20 to%20TPP%20150403.pdf - Загл. с. экрана.

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.