Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

ТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
236
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ / УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЗАЩИТА ОТ ШУМА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Почекаева Елена Ивановна

Около 70-75% от общего уровня загрязнений окружающей среды в мире приходится на шумовое. В Европейском регионе на каждого пятого жителя воздействует ночной шум, который неблагоприятно влияет на состояние организма человека [8]. Основной источник шума на урбанизированной территории - транспорт. [2, 3, 6, 12, 14-18]. Особо остро стоит проблема автотранспортного шума [6]. Шумовой режим в городах ухудшает воздушный транспорт [15-17]. Адаптация к шуму невозможна, так как это приводит к нарушениям в организме человека [5]. Сочетанное воздействие шума с химическими примесями атмосферного воздуха может вызвать более сильные нарушения в организме человека, чем при воздействии одного шума [12,14]. В настоящее время во всем мире 360 миллионов человек страдают потерей слуха и тугоухостью, связанной с воздействиями шума [13]. Несмотря на многочисленные работы, проблемы влияния транспортного шума на здоровье населения и защиты от него остаются недостаточно изученными. Для того, чтобы более эффективно решать вопросы улучшения условий проживания населения на территориях городов, находящихся в зоне влияния транспорта, необходимо владеть информацией о прогнозе динамики ситуации, о самочувствии людей, подвергающихся воздействию сверхнормативного транспортного шума, об эффективности осуществляемых шумозащитных мероприятий. В статье представлена информация об особенностях влияния транспортного шума на здоровье человека на урбанизированных территориях, о мерах по снижению шума, о выполнении шумозащитных мероприятий в городе Ростове-на-Дону и их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Почекаева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAFFIC NOISE IN URBANIZED AREAS

About 70-75% of the total level of environmental pollution in the world is accounted for by noise. In the European region, every fifth resident is affected by night noise, which adversely affects the state of the human body [8]. The main source of noise in an urbanized area is transport. [2, 3, 6, 12, 14-18]. The problem of motor vehicle noise is particularly acute [6]. Noise conditions in cities worsen air transport [15-17]. Adaptation to noise is impossible, as it leads to disturbances in the human body [5]. Combined exposure to noise with chemical admixtures of atmospheric air can cause more severe disturbances in the human body than when exposed to noise alone [12,14]. Currently, 360 million people worldwide suffer from hearing loss and hearing loss associated with noise exposure [13]. Despite numerous studies, the problems of the impact of traffic noise on public health and protection against it remain insufficiently studied. In order to more effectively address the issues of improving the living conditions of the population in the territories of cities that are in the zone of influence of transport, it is necessary to have information about the forecast of the dynamics of the situation, about the well-being of people exposed to excess traffic noise, about the effectiveness of noise protection measures. The article presents information about the peculiarities of the impact of traffic noise on human health in urbanized areas, on measures to reduce noise, on the implementation of noise protection measures in the city of Rostov-on-Don and their effectiveness.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

Транспортный шум урбанизированных территорий

Почекаева Елена Ивановна,

доктор медицинских наук, профессор, Южный федеральный университет (ЮФУ), Академия физической культуры и спорта E-mail: pochekaeva@list.ru

Около 70-75% от общего уровня загрязнений окружающей среды в мире приходится на шумовое. В Европейском регионе на каждого пятого жителя воздействует ночной шум, который неблагоприятно влияет на состояние организма человека [8]. Основной источник шума на урбанизированной территории -транспорт. [2, 3, 6, 12, 14-18]. Особо остро стоит проблема автотранспортного шума [6]. Шумовой режим в городах ухудшает воздушный транспорт [15-17].

Адаптация к шуму невозможна, так как это приводит к нарушениям в организме человека [5]. Сочетанное воздействие шума с химическими примесями атмосферного воздуха может вызвать более сильные нарушения в организме человека, чем при воздействии одного шума [12,14]. В настоящее время во всем мире 360 миллионов человек страдают потерей слуха и тугоухостью, связанной с воздействиями шума [13]. Несмотря на многочисленные работы, проблемы влияния транспортного шума на здоровье населения и защиты от него остаются недостаточно изученными. Для того, чтобы более эффективно решать вопросы улучшения условий проживания населения на территориях городов, находящихся в зоне влияния транспорта, необходимо владеть информацией о прогнозе динамики ситуации, о самочувствии людей, подвергающихся воздействию сверхнормативного транспортного шума, об эффективности осуществляемых шумозащитных мероприятий. В статье представлена информация об особенностях влияния транспортного шума на здоровье человека на урбанизированных территориях, о мерах по снижению шума, о выполнении шумозащитных мероприятий в городе Ростове-на-Дону и их эффективности.

Ключевые слова: транспортный шум, урбанизированные территории, здоровье населения, защита от шума.

е

CJ

см л

Введение

Территория города Ростова-на-Дону насыщена магистралями и инженерными коммуникациями. В результате застройки окраинных участков мегаполиса город слился с соседними муниципальными образованиями (Аксай, пос. Щепкино). Нагрузка на дорожную сеть на основных въездах в город в настоящее время составляет более 18-20 тыс. авт./час, в центральных районах города - в 2 раза выше. Плотность дорог в центральной части города превышает норматив в 1,7 раза [11].

До 7 декабря 2017 года на территории города в 9 км от центра эксплуатировался аэропорт федерального значения. Из аэропорта выполняли регулярные рейсы более 20 авиакомпаний. С 2018 года все рейсы были переведены в аэропорт «Платов», расположенный в 29 км северо-восточнее Ростова-на-Дону. В течение многих лет, начиная с 1925 года, во время эксплуатации старого аэропорта значительная часть населения города была подвержена воздействию сверхнормативного уровня шума [2, 3, 12, 14-18].

Цель исследования - оценка транспортного шума на урбанизированной территории и эффективности выполненных мероприятий по защите от шума.

Материал и методы исследования

Объект исследования - территория с высокой антропогенной нагрузкой города Ростов-на-Дону, находящаяся в зоне влияния автомобильного и воздушного транспорта.

Исследование проводилось в два этапа:

1-вый этап исследования осуществлялся в 2017 году: на территории города Ростова-на-Дону, находящейся под трассами самолетов вблизи старого аэропорта Ростова-на-Дону, и в зоне влияния автотранспорта.

2-ой этап исследования проводился в 20182019 годах: на той же территории, после перевода аэропорта на новую площадку за пределы города, в зоне влияния только автотранспорта.

Предметом исследования явились:

- шум на исследуемой территории (в основу оценки положены инструментальные данные);

- состояние самочувствия населения территории города Ростова-на-Дону, проживающего в зоне влияния воздушного и автомобильного транспорта (анкетный опрос взрослого населения исследуемой территории).

Для определения шумовой характеристики исследуемых территорий использовали шумомер ШИ-01, исследования проводили в соответствии

с ГОСТ 23337-2014 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий», МУК 4.3.2194-07. «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в жилых помещениях, общественных зданий и территорий жилой застройки» во время максимальной интенсивности движения транспорта. Измерения шума проводились в дневное (с 7.00 до 23.00 ч) и ночное (с 23.00 до 7.00 ч) время суток.

В соответствии с СП 51.13330.2011 «Защита от шума» шумовая характеристика для транспорта была принята следующая:

- для автотранспорта - эквивалентный и максимальный уровень звука на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения;

- для воздушного транспорта - эквивалентный и максимальный уровень звука в расчетной точке.

Исследования проводились в 7 контрольных точках в летний период. Эквивалентный и максимальный уровни шума сравнивались с нормативными значениями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Было проведено анкетирование взрослого населения (74 человека), проживающего в зоне влияния старого аэропорта и автотранспорта в 2017 году, и в период прекращения эксплуатации старого аэропорта (52 человека) в 2018 году.

Материалы исследований обрабатывались методом вариационной статистики с расчетом достоверности различий сравниваемых величин.

Результаты исследования

На исследуемой территории основными источниками шума в 2017 году являлись воздушный и автомобильный транспорт, в последующие годы - автомобильный транспорт.

Автотранспортный шум характеризуется значительной продолжительностью воздействия, изменчивостью спектральной характеристики в зависимости от вида транспорта [7].

Основными источниками автотранспортного шума являются: процесс взаимодействия шин с дорожным полотном, аэродинамический шум вращения колеса и шины, колебания давления в элементах протектора [6]. Акустический дискомфорт для населения вдоль автомагистрали в дневные часы может достигать 700-1000 метров [4].

Авиационный шум характеризуется высоким уровнем звука, внезапностью возникновения, непродолжительностью усиления и спада акустического воздействий [16].

Источники авиационного шума: возмущение воздушных и газовых потоков, создаваемое работой двигателей, вспомогательные силовые установки. Порядка 30-40% населения, проживающего вблизи аэропортов, испытывают дискомфортные условия [19].

Как показали исследования, выполненные в 2017 году, превышение допустимых уровней шума в контрольных точках на расстоянии 7,5 м от проезжей части автотранспорта по ул. Сарьяна, и находящихся под трассой самолетов, осуществляющих посадку, в дневное время - превышали нормативные показатели по максимальному значению на 29-32 дБА; по эквивалентному показателю - на 8-11 дБА; в ночное время превышения нормативных показателей достигали по максимальному значению на 17-21 дБА; по эквивалентному показателю - на 2-4 дБА.

Исследования, проведенные в последующие годы, при отсутствии влияния воздушного транспорта, показали резкое снижение уровня шума в этих же точках, находящихся только под влиянием только автотранспорта. Так, в дневное время превышение нормативных показателей по максимальному значению составило больше нормативных значений на 19-22 дБА; по эквивалентному показателю -на 5-7 дБА; в ночное время - превышали нормативные показатели по максимальному значению на 5-7 дБА; по эквивалентному показателю - на 1-2 дБА.

Шум, как стрессовый фактор, является причиной дисфункций многих систем организма, в том числе и нервной системы [13-18]. Влияние шума на организм человека зависит от: возраста, состояния здоровья, вида деятельности, от характеристик шума. Слуховая чувствительность понижается при воздействии шума 85-90 дБ, шум свыше 110 дБ ведет к «шумовому опьянению». Результат длительного нахождения в условиях сверхнормативного шума - раздражительность, головная боль, головокружение и др. [9].

При воздействии шума нарушение сна чаще всего наблюдается у детей, пожилых людей, беременных женщин; людей, находящихся в стрессовых ситуациях и рабочих со сменным графиком или работающих вахтовым методом [13].

Транспорт является не только источником шума, но источником вредных химических веществ. Так, например, автотранспорт выбрасывает в атмосферу на уровне дыхания человека более 200 токсичных соединений, в том числе и канцерогенных, таких как бенз(а)пирен, сажа и др.

Выхлопные газы воздушных судов содержат значительные количества окиси углерода, азота, углеводородов, сернистого газа и других компонентов, оказывающих негативное влияние на здоровье населения [1].

Для территорий с сочетанным воздействием химического фактора и шума характерны болезни риска: заболевания сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем, системы крови и органов кроветворения, кожи и подкожной клетчатки, а также онкологическая заболеваемость [2,14].

Опрос 74 человек, проживающих в зоне влияния старого аэропорта и автотранспорта в 2017 году, показал,что:

- 42 (56,8%) человека беспокоит больше шум пролетающих самолетов, особенно в ночное время, чем проезжающий автотранспорт;

сз о

о Л о

о сз о в

- 25 (33,8%) человек жаловались на бессонницу из-за шума авиатранспорта;

- 17 (23%) человек считают причиной регулярных головных болей шум авиатранспорта;

- 31 (42%) человек допускают, что заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания они приобрели из-за влияния шума транспорта;

- 68 (91,9%) человек полагают, что у них снижена работоспособность из-за шума транспорта. Опрос 52 человек, проживающих на этой же

территории, находящейся в зоне влияния только автотранспорта, после перевода аэропорта за черту города в 2018 году показал, что:

- 27 (51,9%) человек беспокоит больше всего шум проезжающего автотранспорта;

- 12 (23,1%) человек жаловались на бессонницу из-за автотранспорта;

- 11 (21,1%) человек жаловались на регулярные головные боли, по их мнению, из-за автотранспорта;

- 27 (51,9%) человек предполагают, что заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания они приобрели из-за влияния шума авиатранспорта, когда эксплуатировался старый аэропорт;

- 12 (23,1%) человек считают, что у них снижена работоспособность из-за шума автотранспорта Большое значение оказывают на шумовой режим вблизи аэропортов высота полета самолетов и время звучания максимальных уровней [15-17].

Анализ литературных источников показал, что на первом месте среди мероприятий по снижению транспортного шума находятся градостроительные мероприятия, которые выполняются по трем направлениям: архитектурно-планировочные (зонирование территории, планировочные решения при осуществлении застройки жилых районов и специальная планировка возводимых зданий, использование шумозащитных конструкций), архитектурно-строительные, специальные шумо-защитные.

Для снижения шума в зоне аэропортов рекомендуется выделять три зоны с различной степенью акустической защиты:

- 1 -ая зона (шум >75 дБА) - территория у границ аэродромов;

- 2-ая зона (шум >65 дБА) - в которой, кроме промышленных зданий и сооружений, административно-общественных зданий, возможно размещение жилых зданий, имеющих ограждающие конструкции с повышенной звукоизолирующей способностью;

- 3-я зона (шум >55 дБА), в которой допустимо строительство жилых домов.

При строительстве жилых зданий необходимо е их группировать, создавая замкнутые простран-е ства, раскрытие которых следует осуществлять £ в сторону противоположную источнику шума. ° Также рекомендуется применять специальные ав шумозащитные полосы зеленых насаждений, со-

стоящих из одного-двух рядов кустарников и деревьев. Ширина полос должна быть не менее 10 м. С целью увеличения шумозащитных качеств полос зеленых насаждений желательно со стороны источника звука оборудовать экранирующий барьер [20].

Для снижения шума от автотранспорта дополнительно необходимо осуществлять следующие мероприятия: ограничение скорости автотранспорта до 30 км/ч, применение малошумных покрытий, использование кольцевого пересечения вместо светофорного регулирования, запрет на движение грузового автотранспорта в ночное время, обеспечение плавного движения транспорта, установка акустических экранов [10].

Выполнение градостроительных мероприятий по снижению транспортного шума в полном объеме возможно только в условиях нового строительства.

В соответствии с муниципальной Программой «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» планируется обеспечить совершенствование сети автомобильных дорог, развивать электротранспорт и автотранспорт, что улучшит акустическую обстановку на селитебных территориях города.

Выводы

1. Защита от транспортного шума - это важнейшая гигиеническая проблема урбанизированной территории. Самым значимым источником транспортного шума, влияющим на самочувствие и здоровье жителей города, является воздушный транспорт.

2. При оценке влияния транспортного шума на здоровье населения урбанизированной территории необходимо учитывать сочетанное воздействие химических и физических факторов.

3. Натурные измерения шума на территории, находящей в зоне влияния воздушного транспорта во время эксплуатации старого аэропорта, и автотранспорта, показали резкое снижение превышений нормативных показателей после перевода аэропорта за черту города: в дневное время превышения нормативных показателей по максимальному значению были снижены на 10 дБА; по эквивалентному показателю - на 3-4 дБА; в ночное время превышения нормативных показателей по максимальному значению уменьшились на 12-14 дБА; по эквивалентному показателю - на 1-2 дБА.

4. Опрос населения, проживающего в зоне влияния воздушного и автомобильного транспорта, выявил снижение жалоб на транспортный шум и улучшение самочувствия жителей после перевода аэропорта за черту города.

5. Перевод аэропорта за черту города является эффективной мерой, направленной на снижение воздействия транспортного шума на здо-

ровье и улучшение качества жизни населения урбанизированной территории.

Литература

1. Асатуров М.Л. Загрязнение окружающей среды при авиатранспортных процессах // Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 2010. - С. 1-94.

2. Бондин В.И., Почекаева Е.И., Попова Т.В. Воздействие шума автотранспорта на здоровье населения и меры борьбы с ним в условиях крупного города // Валеология. - 2012. - № 4. -С.62-67.

3. Бондин В.И., Жаброва Т.А., Каплиев В.А., Лебедева И.А., Лысенко А.В., Мануйленко Э.В., Марченко С.В., Попова Т.В., Почекаева Е.И., Хренкова В.В. Образование. Экология. Здоровье: монография / под редакцией В.И. Бонди-на. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2012. - 278 с.

4. Булгаков А.Б., Аверьянов В.Н., Бидюк А.Р. Исследование шума транспортных потоков в районе кампуса АмГУ и его влияние на шумовую обстановку на территории и в учебных корпусах университета // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки - 2019. № 85 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-shuma-transportnyh-potokov-v-rayone-kampusa-amgu-i-ego-vliyanie-na-shumovuyu-obstanovku-na-territorii-i-v-uchebnyh-korpusah (дата обращения: 03.04.2021).

5. Бухарина И.Л., Пушин К.Е. Комплексная экологическая оценка шумового загрязнения урбанизированных территорий: постановка проблемы // Известия Самарского научного центра РАН. 2017. № 5-2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kompleksnaya-ekologicheskaya-otsenka-shumovogo-zagryazneniya-urbanizirovannyh-territoriy-postanovka-problemy (дата обращения: 03.04.2021).

6. Васильев В.А., Ксенофонтова В.К. Шум автомобильного транспорта // Noise Theory and Practice. 2020. № 1 (19). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/shum-avtomobilnogo-transporta (дата обращения: 18.04.2021).

7. Горецкая А.Г. Особенности шумового воздействия автотранспорта в городской среде / А.Г. Горецкая, И.Л. Марголина, А.В. Мороз // Экологические системы и приборы. - 2017. -№ 6. - С. 19-23.

8. Европейское руководство по контролю ночного шума / Night noise guidelines for Europe. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. 2009. 207с.

9. Ефанов А.М., Ляхова О.Л., Мезенцева О.А. Влияние шумового воздействия на здоровье человека // Наука-2020. 2019. № 11 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-shumovogo-vozdeystviya-na-zdorovie-cheloveka-1 (дата обращения: 27.04.2021).

10. Копытенкова О.И., Афанасьева Т.А., Бурна-шов Л.Б., Кузнецова Е.Б. Гигиеническая оценка мер снижения сверхнормативного акустического воздействия на жилые территории // Гигиена и санитария. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka. ш/article/n/gigiemcheskaya-otsenka-mer-snizheniya-sverhnormativnogo-akusticheskogo-vozdeystviya-na-zhilye-territorii (дата обращения: 27.04.2021).

11. Муниципальная программа «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru

12. Новичкова Н.И., Попова Т.В., Почекаева Е.И. Сочетанное воздействие химических и физических факторов на здоровье детского населения //Сб. Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами. Материалы Всероссийской практической конференции. - 2017. - С. 298-301.

13. Погонышева И. А., Луняк И.И., Погоны-шев Д.А. Исследования Европейского регионального бюро ВОЗ в рамках влияния шума окружающей среды на здоровье человека // Окружающая среда и здоровье человека: опыт стран Евросоюза: материалы научно-практического семинара. Нижневартовск: Издательский центр «Наука и практика», 2018. С. 20-25.

14. Попова Т.В. Особенности формирования состояния здоровья детского населения при со-четанном воздействии химических и физических факторов: дисс. канд. мед. наук. - Мытищи, 2009. - 123 с.

15. Почекаева Е.И., Винокур И.Л. Здоровье населения и гигиеническая безопасность территорий, прилегающих к аэропортам. - Монография. - М., 2006-240 с.

16. Почекаева Е.И. Здоровье населения и гигиеническая безопасность территорий, прилегающих к аэропортам: дисс. канд. мед.наук. - Мытищи, 2008. - 214с.

17. Почекаева Е.И. Влияние аэропортов на здоровье населения // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 2. - С. 54-56.

18. Почекаева Е.И., Попова Т.В. Безопасность окружающей среды и здоровье населения: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. -443с.

19. Сазонов Э.В., Сухорукова И.А. Оценка шумового загрязнения территорий поселений, находящихся в зоне влияния аэродромов // Вестник МГСУ. 2012. № 2. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ otsenka-shumovogo-zagryazneniya-territoriy-poseleniy-nahodyaschihsya-v-zone-vliyaniya-aerodromov-1 (дата обращения: 17.04.2021).

20. Сухорукова И.А. Снижение авиационного шума на приаэродромных территориях // Современные технологии обеспечения гражданской

сэ о

о Л о

о сз о в

обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1 (5). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/snizhenie-aviatsionnogo-shuma-na-priaerodromnyh-territoriyah (дата обращения: 23.04.2021).

TRAFFIC NOISE IN URBANIZED AREAS

Pochukaeva E.I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Southern Federal University (SFU)

About 70-75% of the total level of environmental pollution in the world is accounted for by noise. In the European region, every fifth resident is affected by night noise, which adversely affects the state of the human body [8].

The main source of noise in an urbanized area is transport. [2, 3, 6, 12, 14-18]. The problem of motor vehicle noise is particularly acute [6]. Noise conditions in cities worsen air transport [15-17]. Adaptation to noise is impossible, as it leads to disturbances in the human body [5]. Combined exposure to noise with chemical admixtures of atmospheric air can cause more severe disturbances in the human body than when exposed to noise alone [12,14]. Currently, 360 million people worldwide suffer from hearing loss and hearing loss associated with noise exposure [13].

Despite numerous studies, the problems of the impact of traffic noise on public health and protection against it remain insufficiently studied. In order to more effectively address the issues of improving the living conditions of the population in the territories of cities that are in the zone of influence of transport, it is necessary to have information about the forecast of the dynamics of the situation, about the well-being of people exposed to excess traffic noise, about the effectiveness of noise protection measures. The article presents information about the peculiarities of the impact of traffic noise on human health in urbanized areas, on measures to reduce noise, on the implementation of noise protection measures in the city of Rostov-on-Don and their effectiveness.

Keywords: transport noise, urbanized territories, public health, noise protection.

References

1. Asaturov M.L. Environmental pollution in air transport processes / / Textbook. - Saint-Petersburg, 2010. - p. 1-94.

2. Bondin V. I., Pochekaeva E.I., Popova T.V. The impact of motor transport noise on the health of the population and measures to combat it in the conditions of a large city / / Valeologiya. -2012. - No. 4. - pp. 62-67.

3. Bondin V. I., Zhabrova T.A., Kapliev V.A., Lebedeva I.A., Ly-senko A.V., Manuylenko E.V., Marchenko S.V., Popova T.V., Pochekaeva E.I., Khrenkova V.V. Education. Ecology. Health: a monograph / edited by V.I. Bondin. Rostov n / A: SKNTS VSH, 2012. - 278 p.

4. Bulgakov A. B., Averyanov V.N., Bidyuk A.R. Investigation of traffic noise in the area of the AmSU campus and its impact on the noise situation on the territory and in the academic buildings of the University // Bulletin of the Amur State University. Series: Natural and Economic Sciences-2019. No. 85 [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/nZ issledovanie-shuma-transportnyh-potokov-v-rayone-kampusa-amgu-i-ego-vliyanie-na-shumovuyu-obstanovku-na-territorii-i-v-uchebnyh-korpusah (accessed: 03.04.2021).

5. Bukharina I. L., Pushin K.E. Complex ecological assessment of noise pollution of urbanized territories: statement of the problem / / Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAS. 2017.

№ 5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-ekologicheskaya-otsenka-shumovogo-zagryazneniya-urbanizirovannyh-territoriy-postanovka-problemy (accessed: 03.04.2021).

6. Vasiliev V. A., Ksenofontova V.K. Noise of automobile transport / / Noise Theory and Practice. 2020. № 1 (19). [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ shum-avtomobilnogo-transporta (accessed: 18.04.2021).

7. Goretskaya A.G. Features of the noise impact of motor transport in the urban environment / A.G. Goretskaya, I.L. Margo-lina, A.V. Moroz // Ecological systems and devices. - 2017. -No. 6. - p. 19-23.

8. European guidelines for the control of night noise / Night noise guidelines for Europe. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. 2009. 207c.

9. Efanov A.M., Lyakhova O.L., Mezentseva O.A. Influence of noise exposure on human health / / Nauka-2020. 2019. № 11 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shumovogo-vozdeystviya-na-zdorovie-cheloveka-1 (accessed: 27.04.2021).

10. Kopytenkova O. I., Afanasyeva T.A., Burnashov L.B., Kuznetso-va E.B. Hygienic assessment of measures to reduce excess acoustic impact on residential territories. 2019. No. 6. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ gigienicheskaya-otsenka-mer-snizheniya-sverhnormativnogo-akusticheskogo-vozdeystviya-na-zhilye-territorii (accessed: 27.04.2021).

11. Municipal program "Development and operation of transport infrastructure and passenger transport of the city of Rostov-on-Don" [Electronic resource]. - Access mode: https://base.garant. ru

12. Novichkova N. I., Popova T.V., Pochekaeva E.I. The combined effect of chemical and physical factors on the health of the child population. Materials of the All-Russian Practical Conference. -2017. - p. 298-301.

13. Pogonysheva I. A., Lunyak I.I., Pogonyshev D.A. Studies of the WHO Regional Office for Europe in the framework of the impact of environmental noise on human health // Environment and human health: the experience of the EU countries: materials of the scientific and practical seminar. Nizhnevartovsk: Publishing Center "Science and Practice", 2018. p. 20-25.

14. Popova T.V. Features of the formation of the state of health of the child population under the combined influence of chemical and physical factors: diss. cand. med. nauk. - Mytishchi, 2009. - 123 p.

15. Pochekaeva E. I., Vinokur I.L. Public health and hygienic safety of territories adjacent to airports. - Monograph. - M., 2006240 p.

16. Pochekaeva E.I. Public health and hygienic safety of territories adjacent to airports: diss. cand. med.nauk. - Mytishchi, 2008. -214s.

17. Pochekaeva E.I. The influence of airports on the health of the population. - 2008. - No. 2. - pp. 54-56.

18. Pochekaeva E. I., Popova T.V. Environmental safety and public health: a textbook. - Rostov n/A: Phoenix, 2013. - 443s.

19. Sazonov E. V., Sukhorukova I.A. Assessment of noise pollution of the territories of settlements located in the zone of influence of airfields. 2012. No. 2. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-shumovogo-zagryazneniya-territoriy-poseleniy-nahodyaschihsya-v-zone-vliyaniya-aerodromov-1 (accessed 17.04.2021).

20. Sukhorukova I.A. Reduction of aviation noise in near-aerodrome territories / / Modern technologies for ensuring civil defense and eliminating the consequences of emergency situations. 2014. No. 1 (5). [Electronic resource]. - Access mode: https:// cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-aviatsionnogo-shuma-na-priaerodromnyh-territoriyah (accessed: 23.04.2021).

e

u

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.