Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
961
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налогообложение / транспортный налог / транспортное средство / объект налогообложения / региональный бюджет / налоговые ставки / дифференциация / зарубежный опыт / концепция реформирования транспортного налогообложения / taxation / transport tax / vehicle / object of taxation / regional budget / tax rates / differentiation / foreign experience / the concept of reforming transport taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.А. Левшукова, Д.В. Волошко, Д.А. Зацепилина

Актуальность данного вопроса связана с растущей величиной показателя автомобилизации в мире, а, следовательно, с ростом объектов налогообложения, а также с увеличением числа налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц. В данной статье обосновывается необходимость придать средствам от уплаты данного налога целенаправленную ориентацию, для сохранения оптимального уровня экологической среды и возмещению причинённого ей вреда, или улучшению транспортной инфраструктуры. Объект исследования представляет собой налогообложение автомобилей в России и за рубежом. Предметом исследования являются налоговые отношения между государством и собственниками транспортных средств. В данной статье был проведен анализ обязательных платежей в пользу государства, которые взимают в России, в Европейских государствах и Азиатских странах с автовладельцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT TAX: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

The relevance of this issue is associated with the growing rate of motorization in the world, and, consequently, with the growth of objects of taxation, as well as with an increase in the number of taxpayers, individuals and legal entities. It also substantiates the need to give the transport tax a targeted character. The object of the research is the taxation of cars in Russia and abroad. The subject of the research is the tax relationship between the state and vehicle owners. This article analyzes the mandatory payments to the state levied in Russia, in European states and Asian countries from car owners.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

Источники:

1. Аввакумова И.В. Банки и банковское дело: тематический модуль, Реклама: тематический модуль // ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова. Саранск. - 2019.

2. Баранова Л.Г. Налоговый контроль и налоговая оптимизация - единство и борьба противоположностей // Бюллетень результатов научных исследований. 2019. № 3. С. 102-110.

3. Бобошко Н.М. Пути решения проблемы разграничения законной и незаконной налоговой оптимизации // Вестник университета. 2018. № 11 (21). С. 34 - 38.

4. Ващекина И. В. Перспективы реформирования организационной структуры платежной системы в России // Наука и практика. - № 4 (16). - 2019. - С. 5 - 14.

5. Глубокова Н.Ю., Гордиенко М.С., Сычева Е.И. Обновленный механизм восстановления НДС в бюджетно-налоговой системе России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 8. № 4A. С. 219 - 231.

6. Дворецкая Ю.А. Проблемы развития малого предпринимательства в условиях налоговых преобразований // Научные исследования и разработки. Экономика. 2020. Т. 8. № 2. С. 31 - 36.

7. Дмитриева А.Б. К вопросу о спорах, связанных с излишне уплаченными таможенными платежами и налогами // Таможенное дело. 2019. № 3. С. 6 - 9.

8. Егорова А.О. Влияние налогового планирования на рыночную стоимость российских публичных компаний // Российский экономический интернет-журнал. 2020. № 1. С. 17.

9. Клейменова Ю.А. Совершенствование налоговой политики как фактора повышения финансовой эффективности организации // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 1005 - 1010.

10. Лагутина Л.Г. Дробление бизнеса как угроза налоговой безопасности государства // Экономические науки. 2020. № 180. С. 61 - 64.

11. Понкратов В.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. 2020. №11. С. 134 - 140.

References:

1. Avvakumova I.V. Banks and banking: thematic module, Advertising: thematic module // FGBOU VO "PRUE im. G.V. Plekhanov. Saransk. - 2019.

2. Baranova L.G. Tax control and tax optimization - unity and struggle of opposites // Bulletin of scientific research results. 2019. No. 3. P. 102-110.

3. Boboshko N.M. Ways of solving the problem of distinguishing between legal and illegal tax optimization // University Bulletin. 2018. No. 11 (21). P. 34 - 38.

4. Vashchekina IV Prospects for reforming the organizational structure of the payment system in Russia // Science and Practice. - No. 4 (16). - 2019. - P. 5 - 14.

5. Glubokova N.Yu., Gordienko M.S., Sycheva E.I. Updated mechanism for VAT recovery in the budgetary and tax system of Russia // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2019.Vol. 8.No. 4A. P. 219 - 231.

6. Butler Yu.A. Problems of small business development in the context of tax reforms // Scientific research and development. Economy. 2020.Vol. 8. No. 2. P. 31 - 36.

7. Dmitrieva A.B. On the issue of disputes related to overpaid customs duties and taxes // Customs. 2019.No. 3. P. 6 - 9.

8. Egorova A.O. The influence of tax planning on the market value of Russian public companies // Russian Economic Internet Journal. 2020.No. 1. P. 17.

9. Kleimenova Yu.A. Improving tax policy as a factor in increasing the financial efficiency of an organization // Economics and Entrepreneurship. 2019. No. 8 (109). P. 1005 - 1010.

10. Lagutina L.G. Business fragmentation as a threat to the tax security of the state // Economic sciences. 2020.No 180. P. 61 - 64.

11. Ponkratov V.V. Tax incentives for investment activity in Russia // Bulletin of the University. 2020. No. 11. P. 134 - 140.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11392

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, loa18@rambler.ru,

O.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Ипапсе, Kuban State Agrarian University;

Д.В. Волошко - студентка экономического факультета, 3 курс, Кубанский государственный аграрный университет, dasha_and_i@mail.ru,

D.V. Voloshko - student of the Faculty of Economics, 3rd year, Kuban State Agrarian University; Д.А. Зацепилина - студентка экономического факультета, 3 курс, Кубанский государственный аграрный университет, dasha.zacepilina99@mail.ru,

D.A. Zacepilina - student of the Faculty of Economics, 3rd year, Kuban State Agrarian University.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ TRANSPORT TAX: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация. Актуальность данного вопроса связана с растущей величиной показателя автомобилизации в мире, а, следовательно, с ростом объектов налогообложения, а также с увеличением числа налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц. В данной статье обосновывается необходимость придать средствам от уплаты данного налога целенаправленную ориентацию, для сохранения оптимального уровня экологической среды и возмещению причинённого ей вреда, или улучшению транспортной инфраструктуры. Объект исследования представляет собой налогообложение автомобилей в России и за рубежом. Предметом иссле-

дования являются налоговые отношения между государством и собственниками транспортных средств. В данной статье был проведен анализ обязательных платежей в пользу государства, которые взимают в России, в Европейских государствах и Азиатских странах с автовладельцев.

Abstract. The relevance of this issue is associated with the growing rate of motorization in the world, and, consequently, with the growth of objects of taxation, as well as with an increase in the number of taxpayers, individuals and legal entities. It also substantiates the need to give the transport tax a targeted character. The object of the research is the taxation of cars in Russia and abroad. The subject of the research is the tax relationship between the state and vehicle owners. This article analyzes the mandatory payments to the state levied in Russia, in European states and Asian countries from car owners.

Ключевые слова: налогообложение, транспортный налог, транспортное средство, объект налогообложения, региональный бюджет, налоговые ставки, дифференциация, зарубежный опыт, концепция реформирования транспортного налогообложения.

Keywords: taxation, transport tax, vehicle, object of taxation, regional budget, tax rates, differentiation, foreign experience, the concept of reforming transport taxation.

В Налоговом кодексе РФ транспортный налог определяется как налог, который взимается с собственника зарегистрированного транспортного средства. Он регулируется 28 главой Налогового Кодекса, уточняется и дополняется законами субъектов РФ.

Налог на владение автотранспортом был впервые введен в США в 1908 году и появился почти одновременно с Ford Model тогда налог был включен в цену бензина.

Данный налог в России менялся несколько раз, а перечень объектов постоянно становится более обширным. С 1981 года схема расчета была облегчена, на размер налога влияла производительность двигателя транспортного средства. Спустя десять лет впервые была введена дифференцированная ставка налога на авто. В 2001 году ставка налога резко выросла, и власти региона смогли увеличить или уменьшить налоговые ставки. В 2013 году правила расчета суммы налога были пересмотрены с учетом «возраста» транспортного средства.

На долю транспорта Российской Федерации приходится более 75 % грузовых и 50 % пассажирских перевозок. Серьезный ущерб отражается на возрасте дороги и суровых условиях окружающей среды. В российском автопарке преобладание утилизированных автомобилей негативно сказывается на окружающей среде, особенно в крупных городах, где автомобильные выбросы составляют от 60 % до 80 % всего загрязнения воздуха.

Российская модель транспортного налога имеет несколько особенности:

1) широкий спектр транспортных средств облагается налогом на каждый вид транспорта;

2) транспортный налог в России - это налог на имущество, связанный с правом собственности на машину. Владение роскошным автомобилем облагается налоговой надбавкой, которая может увеличить налог.

Текущий транспортный налог в Российской Федерации рассчитывается по нескольким характеристикам. Важны не только марка и мощность автомобиля, но также место нахождения транспортного средства для постановки в налоговый орган по месту учета, но и год выпуска автомобиля. На размер взноса оказывает влияние мощность двигателя и количество месяцев владения транспортом. Таким образом, изучение зарубежного опыта регулирования налоговых отношений может помочь закрыть юридические лазейки, избежать ошибок и сформулировать новые финансовые и правовые нормы [1].

В Китае налог на транспорт уплачивается при покупке, самосборке, получении в подарок и в других случаях. Налог также распространяется на транспорт, использующийся в сельском хозяйстве, мотоциклы, электромобили. Величина ежегодного транспортного налога прямо пропорциональна от размера двигателя. За объем не более 1 литра придется заплатить 300 юаней (около 45 $). В Пекине налоговая ставка составляет даже 480 юаней (около 70 $). Ставка налога на автомобили в 10 % от стоимости - это если авто сделан в Китае и 40 % для импортных автомобилей. Налог является одноразовым и должен быть уплачен в течение 2 месяцев до регистрации транспортного средства. В 2016 году власти Китая ввели дополнительный тариф в размере 10 % на автомобили повышенной комфортности. Это сделано для уменьшения выбросов выхлопных газов. Поступления идут на строительство и реконструкцию местных дорог.

Французы очень консервативны и уже на протяжении 100 лет они используют неизменную систему -«двухуровневую». Человек должен сначала платить налог при регистрации нового автомобиля, а затем каждый год. Размер суммы зависит от количества выбросов вредных веществ, мощности двигателя. Если в качестве средства передвижения выбрана экологичная модель, житель Франции дополнительно получит некоторые льготы, так, например, автомобили, выделяющие менее 130 гр углекислого газа на 1 км, с них полностью снимается обязанность уплачивать налог. Денежные поступления от данного налога используются для финансирования программ по сбережению и восстановлению окружающей природной среды.

По количеству автомобилей Япония занимает первое место, и является одной из самых загруженных стран мира. По этой причине одна из основных целей государства - скорректировать количество закупаемой техники. Автовладельцы сталкиваются с тремя видами налогов. первоначальный платеж производится при покупке средства, что составляет 5 % от покупной стоимости автомобиля. Второй - одноразовый платеж на момент регистрации транспорта. При расчете количества учитывайте качество автомобиля и объем двигателя, льгот для раритетных моделей не предусмотрено. Японцы платят ежегодный транспортный налог в мае. Владельцы небольших автомобилей отдают в казну около 5000 иен. Владелец джипа или подобного автомобиля должен заплатить более чем в десять раз больше стоимости - 50 000 иен [4]. Для получения разрешения на

приобретение автомобиля необходимо предоставить документ о наличии места для ее парковки (около 1 000 $ за место в месяц). Данный налог является местным, но государство направляет средства на развитие автомобильной промышленности.

Администрация Испании предусматривает три вариации налога: сначала налог уплачивается в магазине при приобретении техники - это налог на добавленную стоимость, он составляет 16 % от стоимости покупки, затем он поступает в государственный бюджет. Кроме того, законодательством предусмотрено, что автовладелец обязан уплатить сбор за постановление на учет транспортного средства в национальную казну в течение 30 рабочих дней. Величина государственного налога зависит от уровня вредных выбросов автомобиля. Если он выбрасывает в атмосферу менее 120 гр углекислого газа на километр, эти автовладельцы освобождаются от уплаты налога. Максимальная ставка налога на автомобили, загрязняющие окружающую среду, составляет 14,75 % от стоимости покупки. Профессиональные водители такси и люди с ограниченными физическими возможностями могут не уплачивать этот налог. Помимо этого, государство предоставит многодетным автовладельцам льготу в половину суммы при уплате регистрационного налога. В результате автовладельцы вынуждены ежегодно платить «автомобильный налог». Это местный муниципальный налог, размер которого зависит от региона, а также мощности двигателя в регионе и возраста автомобиля. Испания, также, как и Италия отказались от налогообложения на грузовики. Одним из основных недостатков испанской модели налога является значительная разница в налоговых ставках. Формируются так называемые налоговые гавани [4].

В Израиле сумма налога зависит от уровня загрязнения. По этому показателю в 2009 году все автомобили были разделены на 15 экологических групп. Самый низкий налог - 10 % от стоимости автомобиля - платит владелец электромобиля, а самый высокий налог для машин, которые сильно загрязняют окружающую среду составляет 92 % от стоимости автомобиля. Налоговое бремя составляет около 70 % от покупной стоимости автомобиля. За гибридные автомобили власти Израиля взимают 30 % от цены. В результате Mazda3 в Израиле с учетом налогов стоит около 30 000 долларов, а базовая цена Toyota Yaris - 25 000 долларов.

Ежегодный сбор на регистрацию автомобиля у американцев отличается тем в каком именно штате средство зарегистрировано. В среднем платеж варьируется от 50 до 500 долларов в год. Транспортный сбор включен в стоимость топлива и составляет около 15 % от цены с галлона бензина. Таким образом, чем чаще автомобиль ездит по дороге, тем больше топлива он расходует, следовательно, больше загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу, тем больше налогов платит автовладелец. И наоборот, если автомобили используются редко, ставка налога ниже. Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8 цента) и Вайоминг (32,4 цента), а максимальные - в штатах Нью-Йорк (59,7 цента), Вашингтон (55,9 цента) и Калифорния (53,7 цента).

Транспортный налог в Великобритании зависит от размера мотора транспортного средства, типа топлива и выбросов в природную среду, а также даты регистрации транспортного средства. Не подлежат налогообложению транспорт: выпущенный до 1973 года; не использующийся в течение 12 месяцев; военных пенсионеров и инвалидов; электромобили; гибридные автомобили. Владельцы электрокаров ввиду отсутствия выбросов не платят транспортный налог, если стоимость их автомобиля не превышает 40 000 фунтов. В противном случае дополнительный налог на такой автомобиль составляет от 310 до 450 фунтов в течении 5 лет с момента выпуска авто. В Великобритании для этого вида налога характерна возможность вносить ежемесячные платежи. Около 80 % полученный средств от общего объема налога пойдет на поддержку дорожной отрасли, остальное на финансирование экологических проектов.

Транспортные расходы в Дании выше, чем в других странах. При регистрации автомобиля владелец декларирует 105 % от покупной стоимости автомобиля. Если жители Дании могут позволить себе автомобили стоимостью более 34 000 крон, прямой налог составляет 180 % от первоначальной цены модели. Правительство планирует отменить налоговые льготы для электромобилей. Такие автомобили могут облагались регистрационным налогом в размере 40 % в 2019 году, а данный сбор достигнет 100 % к 2022 году. Все полученные налоговые платежи направляются на развитие социальной сферы страны - пенсии, медицину, образование и т.д.

Методики расчета транспортных налогов во многих странах показывает, что налог на транспорт зависит не только от технических характеристик, но также и от экологического класса средства передвижения.

Транспортный налог так же, как и прежде остается одним из самых обсуждаемых разделов в системе налога на имущество в России, это связано с его несовершенством. Если посмотреть на статистику, то можно сделать вывод, что 40-50 % автовладельцев платят налоги регулярно. Остальным иногда проблематично оплатить налог или они не платят вовсе. Необходимо учитывать разницу в платежеспособности населения.

Причиной такой трансформации является успешный международный опыт. Однако предложение имеет ряд недостатков. Один из них при привязке к стоимости топлива - неизбежное увеличение стоимости нефтегазового сектора экономики.

Минфин РФ предложило аналогичный вариант: для расчета транспортного налога с учетом экологического уровня двигателя можно использовать следующую формулу: чем выше экологический уровень, тем ниже ставка налога [4].

В настоящее время определение ставок налога на автомобили находится в компетенции субъектов России, которые на свое усмотрение могут в десятикратном размере повышать или понижать налоговые ставки, установленные в ст. 361 НК РФ [3].

Чтобы решить эту проблему, необходимо сократить разрыв между максимальной и минимальной ставками налога и повысить базовые ставки, указанные в ст. 361 НК РФ.

Существует множество положительных внешних эффектов от транспорта, к ним можно отнести ликвидность, быструю доставку товаров, межрегиональное сотрудничество и возможность отдыха. В то же время существуют и негативные внешние эффекты, которые усиливаются по мере того, как расширяется эксплуатация транспортного средства. Наибольшее скопление вредны заметно в больших городах веществ, где растет использование автомобилей. В таких городах отрицательные внешние эффекты автомобильного транспорта начинают опережать положительные: из-за пробок падает скорость движения; растет количество ДТП.

Как только гражданин Российской Федерации регистрирует нас себя транспортное средство, данные об этом передаются в налоговую службу. Налоговая инспекция рассчитывает данный налог на автомобиль за финансовый год и высылает квитанцию на адрес собственника.

Объектом налогообложения также являются: весельные лодки, моторные лодки с двигателем не более 5 лошадиных сил, автомобили легковые, которые специально оборудованы для использования инвалидами с мощностью до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты в установленном порядке, пассажирские, морские и воздушные суда, основной вид деятельности которых является осуществление грузовых и пассажирских перевозок.

В таблице 1 представлен транспортный налог на территории некоторых субъектов РФ.

Таблица 1 - Транспортный налог в некоторых субъектах РФ, руб.

Москва Ингушетия Крым Якутия Санкт-Петербург

Ьаёа 0гап1а (87 л.с) 1044 435 435 696 2088

Бко<1а Ос1ау1а (150 л.с) 5250 1050 1050 1950 5205

Тоуо1а Сатп 2.5 ( 181 л.с) 9050 1810 5450 3077 9050

Аи& А6 (245 л.с) 18375 7350 18375 7350 18375

Мегсе<1е8-Веп2 063 АМО ( 585 л.с) 97750 23400 58500 35100 87750

Из данной таблицы видно, что в некоторых субъектах Российской Федерации транспортный налог на один и тот же автомобиль одинаков. Автовладелец, имеющий в собственности транспортное средство свыше 3 миллионов рублей, должен оплатить налог с повышенным налоговым коэффициентом, следовательно, налог на автомобиль будет выше.

Налоговые органы обязаны направлять физическому лицу уведомление о начислении суммы налога на транспортное средство на основе данных предоставления НДФЛ. Физическое лицо обязано заплатить транспортный налог 1 декабря года следующего после налогового периода.

Еще одна проблема - относительно низкая собираемость транспортных налогов на территории Российской Федерации (таблица 2).

Проведя анализ данной таблицы можно сделать вывод, что показатели поступления налога в консолидированный бюджет РФ увеличился на 16 %. В 2018 г. транспортного налога поступило - 161 млрд. руб., в 2019 году - 175 млрд. руб., в 2020 г. - 187 млрд. руб. Поступление транспортного налога с организаций к 2020 году увеличилось на 20 % и составило 35 млрд.руб., а с физических лиц на 14 %.

Таблица 2 - Показатели поступления транспортного налога в консолидированный бюджет РФ*

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020г. в % к 2018г.

Млрд. руб. % Млрд. руб. % Млрд. руб. %

Налоговые доходы, всего в т. ч. 9 399 100 10 123 100 10 033 100 107

Транспортный налог, всего: 161 1,7 175 1,8 187 1,9 116

- с организаций 29 0,3 32 0,4 35 0,4 120

- с физических лиц 132 1,4 142 1,5 151 1,5 114

*Источник: Шр:// www.nalog

На рост увеличения поступлений транспортного налога повлияло возросшее количество автотранспортных средств в собственности юридических и физических лиц.

В общей сумме поступлений транспортного налога в 2020 году на предприятия приходится 35 млрд. руб., на физических лиц - 151 млрд. руб. Согласно данным за 2019 год физические лица, владеющие транспортом, уплатили налог в размере 21,7 млрд рублей, от организаций в бюджет поступило 4,6 млрд рублей транспортного налога.

В налоговый кодекс Российской Федерации повышающий коэффициент для транспортного налога был введен в 2014 году. Данный вид налога применяется в отношение некоторых транспортных средств и зависит от его средней стоимости и возраста. В таблицы 3 представлены коэффициенты для расчета транспортного налога.

Таблица 3 - Коэффициенты, предлагаемые для расчета транспортного налога

Коэффициент Стоимость легкового автомобиля, млн. руб. Мощность легкового автомобиля, л.с. Количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля

0,7 менее 1 меньше 100

1,0 от 100 до 200

1,0 от 1 до 3 включительно до 200

2,0 от 3 до 5 включительно более 200 1 год

1,5 более 200 от 1 до 3 лет

1,3 более 200 от 3 до 5 лет

1,1 до 200 от 1 до 5 лет

5,0 от 5 до 10 включительно более 200 до 7 лет

7,0 от 10 до 15 включительно более 200 до 10 лет

10,0 свыше 15 свыше 200 до 20 лет

Введение подобных коэффициентов сможет не только снизит налоговую нагрузку на автовладельцев, владеющих автомобилями среднего класса, но и увеличит сумму от транспортного налога для людей, владеющих автомобилями высокого класса, тем самым уменьшит социальное неравенство в обществе.

Граждане, имеющие в собственности транспортное средство обязаны уплачивать транспортный налог, согласно налоговому кодексу Российской Федерации. Неуплата налога ведет к увеличению большого долга в долгосрочной перспективе. Если не уплатить налог до 1 декабря, то налоговая инспекция начислит пеню за каждый день просрочки.

Установка периода отчетности позволит повысить рост поступлений по данному налогу не только для физических лиц, но и для юридических. Делается это для того, чтобы налоговая нагрузка была распределена на весь налоговый период. Также стоит обратить на летний период оплаты, полученные средства которого поступают в местный бюджет и идут на ремонт дорог (в отличие от зимнего периода) [3].

Различия в условиях исчисления и порядке взимания транспортных налогов с физических и юридических лиц определяют разные подходы к налоговому контролю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество налогоплательщиков -физических лиц 1 595 692

Начисленная сумма налога к униате 7 020 974

Рисунок 1 - Средняя сумма начислений транспортного налога на физические лицо в 2019 году (по данным УФНС России по Краснодарскому краю)

На территории Краснодарского края количество собственников автомобилей, которые платят транспортный налог превышает 1,5 миллиона. В установленном порядке на них зарегистрировано более 2,5 миллионов транспортных средств. Порядок оплаты сборов с них в бюджет определен краевым законом № 639 -КЗ от 26.11.03 года.

Транспортный налог составляет относительно малочисленную долю доходов бюджета, но для них характерны некоторые проблемы налогового администрирования. Это и несовершенство правовых норм, разлад взаимодействий между органами, объясняющий предмет транспортного налога и организацию процесса его сбора.

Зарубежная оценка предусматривает другой вариант реформирования транспортного налога - возможность установить на автомобилях навигационного устройства. Нидерланды являются одной из тех стран, которые стараются внедрить в налоговую систему новые технологии. Они разработали проект, который предполагает оснащение всех автомобилей средств систем GPS, существует также фиксированная ставка за 1 км. Одной из обязанности центра взимания платы является сбор оперативной информации.

К сожалению, данный метод в России пока не работает и этому существует ряд причин. Одной из причин является то, что автопарк в России больше, чем в Нидерландах, поэтому оснащение такой системой будет проходить намного дольше. Также можно выделить фактор как установка GPS -системы, если это будет сделано за счет самих автовладельцев, то это вызвать негативную реакцию в обществе. Осуществить такой проект за счет государственного бюджета будет стоить больших денег, тогда сам проект будет поставлен под сомнение. Следует отметить, не весь зарубежный опыт в налоговой системе по взиманию транспортного

налога подходит для нашей страны и так как основными налогоплательщиками являются граждане, то правовое регулирование должно быть социально выгодно не только для государства, но и для самих граждан в первую очередь [1].

Направления совершенствования налогового администрирования транспортного налога

Пересмотр информации о транспортных средствах и владельцев в взаимодействия с различными органами

Расширение площадей и способов информирования налогоплательщиков с использования технологий

Обеспечение рассылок налоговых деклараций своевременно с точным адресом

Введение временных мер в виде ареста автомобиля

Своевременная работа по взыскания долго, в том числе применение досудебных постановлений

Рисунок 2 - Направления совершенствования налогового администрирования транспортного налога

Опираясь на системы расчета транспортного налога в некоторых странах мира, мы видим, что эта налоговая зависимость высока не только от технической обеспеченности транспорта, но и от состояния экологической безопасности в стране. Существует множество различных типов налогового законодательства, включая важные стимулы, ограничительные налоги и правовые нормы. В результате налогоплательщики могут предстать перед судом. Зарубежный налоговый опыт убеждает, насколько важно создать психологическую атмосферу, необходимую для реформы транспортного налога.

Налогоплательщики не должны отрицательно относиться к налоговой политике. Многое зависит от целей государства в области налоговой системы, результативности налогового учета и прозрачности использования средств, полученных в качестве финансовых платежей. Собранные средства от транспортного налога должны быть использованы для конкретных программ по защите окружающей среды и улучшения транспортной инфраструктуры страны.

Источники:

1. Идрисов Ш.А. От теории к практике налогового регулирования субъектов бизнеса / Ш.А.Идрисов, М.Г.Амирова // Финансовая экономика. - 2019. - №9. - С.44-51.

2. Ломов Е.Е. Совершенствование исчисления транспортного налога в России для физических лиц // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки - 2018 г. - №6 (22).

3. Раченкова В.В., Кузнецов Ю.О. Зарубежный опыт транспортного налогообложения//Academy.2018.№8(35). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyyopyt-transportnogo-nalogooblozheniya (дата обращения: 24.05.2021).

4. Шапсугов Д.Ю. Рассудок - разум - право. Монография. Ростов-на-Дону, -2016.- 192 с. Reference:

1. Idrisov Sh. A. From theory to practice of tax regulation of business entities / Sh.A. Idrisov, M.G. Amirova // Financial Economics. - 2019. - No. 9. - P.44-51.

2. Lomov E.E. Improving the calculation of the transport tax in Russia for individuals // Scientific and practical electronic journal Alley of Science - 2018 - No. 6 (22).

3. Rachenkova V.V., Kuznetsov Yu.O. Foreign experience of transport taxation // Academy. 2018. No. 8 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyyopyt-transportnogo-nalogooblozheniya (date of access: 24.05.2021).

4. Shapsugov D.Yu. Reason - reason - right. Monograph. Rostov-on-Don,-2016.-192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.