Научная статья на тему 'Транспортный налог как один из основных источников доходов регионов РФ и проблемы его администрирования'

Транспортный налог как один из основных источников доходов регионов РФ и проблемы его администрирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ / ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СРЕДСТВА / ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седаев П. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью действия главы 28. Налогового Кодекса РФ «Транспортный налог». Хотя транспортный налог считается одним из самых простых с точки зрения администрирования, при его уплате возникает большое количество трудностей и проблем. Основные причины возникновения данных проблем и пути их решения рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортный налог как один из основных источников доходов регионов РФ и проблемы его администрирования»

Список литературы:

1. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 896 с.

2. Авенков В.В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации. - СПб.: Маросейка, 2010. - 283 с.

3. Янин А.Н. Региональная экономика и управление. - М.: Проспект, 2010. - 248 с.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДОВ РЕГИОНОВ РФ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

© Седаев П.В.*

Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью действия главы 28. Налогового Кодекса РФ «Транспортный налог». Хотя транспортный налог считается одним из самых простых с точки зрения администрирования, при его уплате возникает большое количество трудностей и проблем. Основные причины возникновения данных проблем и пути их решения рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова транспортные средства, грузовой автомобиль, легковой автомобиль, налоговое администрирование, налоговый контроль, регистрирующие органы, паспорт технического средства, общероссийского классификатора основных фондов.

Транспортный налог в Российской Федерации был введен в действие главой 28 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), которая вступила в действие 01 января 2003 года. Данный налог принадлежит к региональным налогам, а следовательно, полностью зачисляется в региональные бюджеты РФ, формируя тем самым доходную часть. От собираемости данного налога, от простоты его налогового администрирования, зависит во многом доходная часть бюджетов субъектов РФ.

По мнению представителей налоговых органов, транспортный налог является одним из самых бесконфликтных в России. Но это совсем не означает, что при его администрировании не возникает никаких трудностей и проблем.

Хотя, согласно НК РФ, объектом налогообложения является достаточно большое количество видов транспортных средств: автомобили, мотоциклы,

* Доцент кафедры Налогов и налогообложения.

автобусы, воздушные и водные транспортные средства (ст. 358 НК РФ), наибольшие вопросы вызывает администрирование данного налога в отношение автотранспортных средства, находящихся во владении физических лиц.

Одна из трудностей транспортного налога заключается в том, что его собираемость, пока не очень высока. Если посмотреть на цифры транспортного налога, то можно констатировать следующие: по итогам 2011 года в целом по регионам РФ было начислено около 22,5 млрд. руб., а поступления в бюджеты регионов составили чуть более 17 млрд. Из этих цифр видно, что собираемость транспортного налога в РФ оставляет желать лучшего. Такая достаточно низкая собираемость связана, на наш взгляд, с проблемой администрирования транспортного налога.

Проблемы администрированием транспортного налога, в первую очередь, связаны с общим несовершенством законодательной базы, неточностями в формулировках, приводящих к разночтениям и которые дают возможность избегать уплаты налога, и приводят к спорам, разрешаемым в судебном порядке.

К основным проблемам в области налогового контроля и надзора за обеспечением поступлений начисленных сумм транспортного налога в региональный бюджет можно выделить следующие:

- трудности в определении категории и видов транспортных средств, состоящих на учете;

- несовершенство базы данных поставленных и состоящих на учете транспортных средств и их владельцах;

- трудности в доставке налоговых уведомлений и требований на уплату налога;

- проблематичность взыскания налогов и пеней по транспортному налогу.

Одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться при администрировании транспортного налога, является определение вида транспортного средства. Вроде бы простой вопрос: к какой категории грузовым или легковым автомобилям относится то или иное транспортное средство, на практике вызывает судебные споры. Это связано с тем, что НК РФ не установлены правила разграничения транспортных средств на легковые, грузовые и автобусы, и нет ссылки на какой-либо документ, классифицирующий виды транспорта. Например, автомобиль «Тойета тундра», по данным паспорта технического средства (ПТС) относится к грузовым автомобилям, а уже сложившаяся в России, судебная практика определяет данный автомобиль как легковой.

Налоговый орган, при определении и расчете транспортного налога руководствуется следующими данными и нормативными документами: ПТС, разъяснениями завода-изготовителя; отраслевой нормали ОН 025 270-66; общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). К

сожалению, данные документы очень часто противоречат друг другу, что вызывает судебные споры.

Следующей проблемой, которая также влияет на качество администрирования транспортного налога, является несовершенство базы данных зарегистрированных транспортных средств и их владельцев. Это связано, в первую очередь, как с работой органов регистрации (ГБДД), так и с самими налогоплательщиками. Очень часто бывает, что организация приобретает транспортное средство и не регистрирует его в регистрирующих органов, мотивируя это тем, что транспортное средство эксплуатируется только на территории предприятия. При этом в расходы на данное транспортное средство списываются расходные материалы, горюче-смазочные материалы (ГСМ) и т.д. В итоге, мы видим, что в отношении данного транспортного средства не уплачивается транспортный налог, и в то же время, происходит уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Чтобы этого избежать, необходимо проводить регулярные выездные и камеральные проверки.

С другой стороны, та база данных по физическим и юридическим лицам, которая предоставляется налоговым органам из органов ГИБДД зачастую неточная и недостоверная. Чтобы уточнить все данные, нужно регулярно проводить камеральные налоговые проверки, которые требуют дополнительных трудозатрат и финансовых расходов. Для того чтобы справится с данной проблемой необходимо четкое взаимодействие органов ГИБДД, которые осуществляют регистрацию транспортных средств, с налоговыми органами.

Еще одной проблемой администрирования транспортного налога, которая вызывает достаточно большое количество вопросов у налогоплательщиков - это проблема доставки налоговых уведомлений и требований до налогоплательщика. Обязанность по уплате транспортного налога в соответствии со ст. 44 и ст. 363 НК РФ возникает у физического лица после получения налогового уведомления на уплату и прекращается с уплатой этого налога. Но нередко налогоплательщики не получают налоговые уведомления. Если проанализировать причины такой ситуации, то можно отметить следующие:

- неверно обозначен адрес проживания физического лица, в силу того, что изначально такой адрес был указан в сведениях ГИБДД или же ошибка произошла в регистрационных программах;

- гражданин не смог явиться, в силу каких-либо причин, на почту за получением уведомления, направленного заказным письмом;

- служащие почты не предприняли необходимых мер по информированию физического лица о поступлении на его имя заказного письма;

- технические перебои (недоработки) в работе программы «АИС Налог», в результате которых некоторые уведомления не могут быть распечатаны.

К сожалению, анализ данных проблем показывает, что их решение возможно только при четком взаимодействии работы, как со стороны налого-

вых органов, так и тех служб, которые отвечают за информирование налогоплательщиков и доставку платежных документов. Хотелось бы отметить, что введение системы «АИС Налог 3», которое планируется уже с 2014 года, должно помочь в решение данной проблемы.

Еще одной проблемой при администрировании транспортного налога является взыскание недоимок и штрафов. В настоящее время взыскание недоимки по налогам и пеням с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возможно только в судебном порядке в соответствии со ст. 48 НК РФ, которой установлен срок подачи искового заявления в суд - шесть месяцев с после истечения срока исполнения требования об уплате. Если налоговый орган по какой-либо причине (уважительной) пропустил срок выставления требования и/или подачи искового заявления, то недоимку в судебном порядке невозможно взыскать. Общий срок давности - 3 года - установлен ст. 196 ГК РФ.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день объем просроченной задолженности по транспортному налогу достаточно большой. Он был накоплен уже за последнее время, так как полное списание по задолженности по данному налогу, было проведено три года назад.

Рост задолженности обусловлен тем, что те проблемы, которые были обозначены в данной статье, до сих пор до конца не решены и требуют определенных законодательных инициатив.

Таким образом, одной из приоритетных задач для законодателей должно стать упрощение администрирования транспортного налога. Необходимо принятие законов, которые бы легко администрировались со стороны налоговой службы. Часто новые законодательные акты серьезным образом усложняют жизнь не только налогоплательщику, но и налоговому органу.

Одним из решений упрощения администрирования транспортного налога, могло бы послужить включение данной платы в стоимость бензина, то есть акциз. Но здесь можно столкнуться с другими проблемами. Например, как рассчитывать налог для льготных категорий налогоплательщиков и тех кто на сегодняшний день вообще его не уплачивает, включение транспортного налога в стоимость бензина скажется в итоге на конечном потребители и т.д. Поэтому, однозначного решения проблемы администрирования транспортного налога на сегодняшний день, пока нет.

Список литературы:

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

3. Информационно-правовая система «Гарант».

4. Информационно-правовая система «Консультант плюс».

5. Налоги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cityline.ru/poli-tika/raznoe/nalogi.html.

6. Налоговый Лоцман [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nl. chl.ru.

7. Налоговая помощь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tax-help.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.