Научная статья на тему 'Транспортный аудит как основной инструмент оценки эффективности перевозок'

Транспортный аудит как основной инструмент оценки эффективности перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1682
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ АУДИТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / TRANSPORT AUDIT / EFFICIENCY OF TRANSPORTATIONS / ROAD TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяев Николай Константинович

Рассматривается проблема оценки эффективности перевозок автомобильным транспортом. Проведенные исследования показали, что в большинстве предприятий автомобильного транспорта есть резервы повышения эффективности перевозок. Показана необходимость оценки эффективности перевозок с помощью транспортного аудита. Представлена методика проведения транспортного аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport audit as the primary tool of transportations efficiency assessment

The article considers the problem of the road transportations efficiency assessment. The carried on studies showed that most of road transport enterprises have the reserves to increase the efficiency of transportations. There is shown a need of transportations efficiency assessment by means of transport audit. The technique of carrying out the transport audit is presented.

Текст научной работы на тему «Транспортный аудит как основной инструмент оценки эффективности перевозок»

УДК 656.13

ТРАНСПОРТНЫЙ АУДИТ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕВОЗОК*

Н.К. Горяев

Рассматривается проблема оценки эффективности перевозок автомобильным транспортом. Проведенные исследования показали, что в большинстве предприятий автомобильного транспорта есть резервы повышения эффективности перевозок. Показана необходимость оценки эффективности перевозок с помощью транспортного аудита. Представлена методика проведения транспортного аудита.

Ключевые слова: транспортный аудит, эффективность перевозок, автомобильный транспорт.

Большинство крупных предприятий имеют транспортные подразделения. Все затраты в таких подразделениях ложатся на основное производство и эффективность работы транспорта является важным фактором снижения издержек всего предприятия. Выделение транспортного подразделения в отдельное (дочернее) предприятие не может гарантировать повышение эффективности работы, так как неэффективность может компенсироваться уровнем тарифов на технологический транспорт для головного предприятия.

Для оценки эффективности организации перевозок предлагается проведение транспортного аудита. Транспортный аудит - это комплекс мероприятий, направленных на выявление и оценку технико-экономических показателей деятельности автотранспортного предприятия, выявление резервов повышения эффективности работы за счёт обоснованности текущих и перспективных управленческих решений. Транспортный аудит охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия или подразделения.

Ключевым моментом транспортного аудита является перечень показателей, по которым оценивается эффективность организации перевозок. Традиционными эксплуатационными показателями эффективности перевозочного процесса являются различные коэффициенты: технической готовности, выпуска на линию, использования пробега и использования грузоподъёмности. Но иногда используются производные показатели, так, в [1] предложен коэффициент валентности, рассчитываемый по формуле:

, кеозр ' ав

Кал =---------,

ат

где а - коэффициент выпуска автомобилей на линию; от - коэффициент технической готовности, кеовр - коэффициент, учитывающий увеличение переменных затрат при старении подвижного состава

(квозр = 0,9 для подвижного состава старше 8 лет и кеозр = 0,95 для подвижного состава от 5 до 8 лет).

Коэффициент кеозр предлагается брать в соответствии с поправочными коэффициентами, указанными в Нормах расхода топлива [2]. При применении данной формулы необходимо учитывать потенциал выпуска на линию подвижного состава различных сроков эксплуатации [3].

Проведение транспортного аудита целесообразно в 3 этапа:

1) сбор объективной информации о техникоэксплуатационных и экономических показателях, разработка рекомендаций по повышению эффективности работы автотранспортного предприятия (подразделения);

2) внедрение рекомендаций с обучением специалистов работе с использованием современных методик [4, 5] и информационных систем на транспорте [6, 7];

3) анализ полученных результатов, адаптация реализуемых мероприятий к работе в реальных условиях.

Предлагаемые практические рекомендации по повышению эффективности работы автотранспортного предприятия (подразделения) обычно разрабатываются по следующим направлениям:

1) нормирование и контроль расхода топлива;

2) минимизация порожних пробегов и непроизводительных простоев;

3) оптимизация парка подвижного состава;

4) оптимизация маршрутов перевозки;

5) разработка должностных инструкций и документооборота;

6) организация поиска заказов (маркетинг);

7) разработка системы учета техникоэкономических показателей работы для оценки текущей эффективности.

При проведении транспортного аудита целесообразна установка системы спутниковой навигации с подключением оборудования для определения расхода топлива.

* Статья подготовлена по результатам проведения НИР в рамках реализации ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (государственный контракт №16.740.11.0520).

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 24

183

Краткие сообщения

Практика проведения транспортного аудита показала, что в транспортных подразделениях промышленных и сбытовых предприятий снижение транспортных издержек по результатам разработанных мероприятий составляет 10-15 %.

Литература

1. Горяев, Н.К. Аудит автопарка как инструмент естественного отбора / Н.К. Горяев, С.В. Мячкова // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2009. - № 1. - С. 36-40.

2. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»: документы и комментарии. - 2008. - № 8.

3. Горяев, Н.К. Потенциал выпуска на линию подвижного состава различных сроков эксплуатации / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин // Транспорт: наука, техника, управление. - 2012. - № 5. - С. 52-54.

4. Горяев, Н.К. Экономическая целесообразность использования транзитных провозных возможностей транспорта / Н.К. Горяев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». -2011. - Вып. 20. - № 41 (258). - С. 178-180.

5. Горяев, Н.К. О создании реестра надёжных перевозчиков / Н.К. Горяев // Логистика. - 2010. -№ 1. - С. 12-13.

6. Горяев, Н.К. Эффективность приобретения транспортных услуг на основе оперативного тендера / Н.К. Горяев // Транспорт Урала. -2010. - № 3. - С. 17-19.

7. Горяев, Н.К. Автоматизация оперативного управления междугородными перевозками грузов / Н.К. Горяев, Е.Н. Горяева, К.А. Чернявский // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2012. -Вып. 15. - № 3(262). - С. 48-52.

Поступила в редакцию 30 октября 2012 г.

Горяев Николай Константинович. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - использование транзитных провозных возможностей, информационные технологии на транспорте, организация перевозок. Контактный телефон: (351) 267-98-74, e-mail: vetka-dog@mail.ru

Nikolay K. Goryaev is a candidate of engineering sciences, associate professor of road transport service department, South Ural State University. The area of academic interests - use of transit transportation possibilities, information technology in transport, organization of transportations. Contact telephone number: +7 (351) 267-98-74, e-mail: vetkadog@mail.ru

184

Вестник ЮУрГУ, № 44, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.