Научная статья на тему 'Транспортные проблемы моногородов на примере города Байкальск'

Транспортные проблемы моногородов на примере города Байкальск Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
159
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / МНОНОГОРОД / МАРШРУТЫ / МАТРИЦА КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ / TRANSPORTATION / MONOINDUSTRY TOWN / ROUTES / MATRIX OF CORRESPONDENCE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шаров М. И.

В статье рассмотрены транспортные проблемы моногородов. Показан результат транспортных обследований в г. Байкальске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORTATION PROBLEMS OF MONOINDUSTRY TOWNS SUCH AS BAIKALSK

Transportation problems of monoindustry towns are given consideration in the article. The results of investigations carried out in the town of Baikalsk are analyzed and submitted.

Текст научной работы на тему «Транспортные проблемы моногородов на примере города Байкальск»

©

V

Q

Рис. 3. Циклическая модель расчетного участка газопровода

Таким образом, предлагается методика оперативного обнаружения аварий, которая должна стать неотъемлемой составляющей системы автоматизированного диспетчерского управления газопроводом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Трубопроводный транспорт нефти и газа / Р.А. Алиев, [ и др.]. М. : Недра, 1988.

2. Трубопроводный транспорт нефти и газа / В.Д. Белоусов [ и др. ]. М. : Недра, 1978.

3. Галиуллин З.Т., Леонтьев Е.В. Интенсификация магистрального транспорта газа. М. : Недра, 1991.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Чупин Виктор Романович, доктор технических наук, профессор кафедры «Городское строительство и хозяйство», Иркутский государственный технический университет, тел: (3952) 40-51-45, e-mail: chupinVR@istu.irk.ru

Майзель Денис Игоревич, соискатель кафедры «Городское строительство и хозяйство», Иркутский государственный технический университет, тел: (3952) 40-52-67, e-mail: kaf_gsh@istu.edu

Chupin V.R., Doctor of Technical Sciences, professor, Civil Engineering and Services Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-51-45, e-mail: chupinVR@istu.irk.ru

Maizel D.I., applicant to the Civil Engineering and Services Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-52-67, e-mail: kaf_gsh@istu. edu

УДК 625.712

ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОНОГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА

БАЙКАЛЬСК

М.И. Шаров

В статье рассмотрены транспортные проблемы моногородов. Показан результат транспортных обследований в г. Байкальске.

Ключевые слова: транспорт, мноногород, маршруты, матрица корреспонденции.

Г Ч

ф—-Ъ

X

TRANSPORTATION PROBLEMS OF MONOINDUSTRY TOWNS SUCH AS

BAIKALSK

M.I. Sharov

Transportation problems of monoindustry towns are given consideration in the article. The results of investigations carried out in the town of Baikalsk are analyzed and submitted.

Key words: transportation, monoindustry town, routes, matrix of correspondence.

Одной из острейших проблем России нашего времени стали, так называемые, моногорода, вся жизнь в которых сосредоточена вокруг одного градообразующего предприятия.

Ситуация в российских моногородах не осознавалась федеральной властью, как проблема, вплоть до недавних событий в г. Пикалево Ленинградской области. Между тем, эта проблема затрагивает значительную часть населения. Сегодня моногородами в России являются 332 поселка городского типа (111Т) и 467 городов. В них проживают 24,5 млн. человек. Большая часть монопрофильных поселений образована при предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности (20 % от их общего числа), машиностроения (17 %), пищевой промышленности (14 %), топливной промышленности (11 %).

Существует два критерия, по которым федеральное правительство, относит то или иное муниципальное образование к категории «моногород»:

1. Если доля работающих на градообразующем предприятии или группе предприятий, связанных единой технологической цепочкой, должна составлять не менее 25 % экономически активного населения.

2. Если объем производства такого предприятия или группы предприятий должен занимать не менее 50 % произведенной здесь продукции.

Идей для решения проблемы моногородов в арсенале правительства оказалось всего

три.

Первая идея - закрытие моногородов, признанных неперспективными, с переселением

людей.

Вторая идея - это перепрофилирование моногородов и создание новых производств, вопрос ключевой, пока системно не решаемый.

Третья идея - оказание центром финансовой поддержки не всем, а части моногородов, оказавшихся в наиболее сложной ситуации [1].

Между тем, кризис в градообразующей отрасли, ведет к кризису в других отраслях, без которых не может существовать ни один город, таких, например, как сфера услуг. Стоит ли говорить, что при прекращении производства транспортная подвижность может упасть до нуля, что приведет к банкротству городских пассажирских перевозчиков.

В 2011 году администрация города Байкальска обратилась в Транспортную лабораторию ИрГТУ с просьбой разработать концепцию развития транспортной системы города. В рамках решения проблем этого города правительством было предложено его перепрофилирование [2].

Город Байкальск является моногородом, в котором основным градообразующим предприятием является БЦБК. В связи с диверсификацией экономики города и закрытием этого предприятия, приносящего ущерб озеру Байкал, основной отраслью города становится туризм, который будет сосредоточен вокруг горнолыжного курорта и озера Байкал. В связи с чем, ежегодно будет возрастать туристический поток, что значительно загрузит транспортную инфраструктуру, не рассчитанную на такие нагрузки [3].

Для решения этих проблем и разработки концепции развития транспортная лаборатория ИрГТУ провела масштабные исследования: были измерены интенсивности транспортных потоков на основных пересечениях (рис. 1, табл. 1), а также проанализирована сеть маршрутов пассажирского транспорта и подсчитаны пассажиропотоки на каждом из них (рис. 2). Анализ показал, что большую роль в перевозках пассажиров играет легковой транспорт и таксомоторные перевозки.

Рис. 1. Транспортные зоны города Байкальска

Таблица 1

Матрица корреспонденций между транспортными зонами (авт/ч) Выходные дни. Период: 12.00 13.00 13.00 14.00

Из\В 1 2 3 4 5 6 Сумма

1 0 35 70 41 4 12 168

2 14 0 26 15 1 5 63

3 51 48 0 57 5 17 198

4 36 34 67 0 4 12 158

5 3 3 5 3 0 1 15

6 8 7 15 9 1 0 41

Сумма 111 128 182 125 15 47

В результате проведенного анализа интенсивности в г. Байкальске можно сделать следующие выводы:

1. В зимний период интенсивность движения на трассе М55 составляет: Слюдянка - Байкальск - 4100-4500 авт/сутки;

Байкальск - Улан-Удэ - 700-800 авт/сутки, т.е. «ездят до Байкальска».

2. Интенсивность транзитного движения через Байкальск незначительна.

3. Наибольшую загрузку УДС создает 3-я транспортная зона. Представляется необходимым увеличить количество пересечений на М55, которые будут обслуживать эту зону.

4. При наблюдаемой интенсивности движения нет необходимости строить развязки в разных уровнях.

5. Размещение туристической инфраструктуры с южной стороны от М55 (в зоне транспортных районов 2 и 4) позволит снизить рост интенсивности движения в границах г. Бай-кальска.

Рис. 2. Сеть маршрутов городского общественного транспорта

Отдельным этапом анализа является выявление данных загрузки посетителями ГК «Гора соболиная» и прилегающей парковки. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Основная загрузка ГК «Гора Соболиная» приходится на выходные и праздничные

дни.

2. Самыми загруженными месяцами являются декабрь, январь, февраль, март (рис. 3).

3. Максимальное число туристов, одновременно посещающих ГК «Гора Соболиная», составляет более 1500 человек в день.

4. Количество автомобилей, паркирующихся на прилегающей стоянке, достигает более 500 в день.

По данным проектных организаций, в ближайшие годы произойдет значительное увеличение рекреационных потоков до 5 тысяч человек в выходные дни. В связи с чем, предлагается изменение транспортной инфраструктуры с целью создания привлекательных условий для туристов, в частности, создание вокзального комплекса с остановкой поездов дальнего следования, перехватывающей парковкой и автовокзалом в одном месте. И развития улично-дорожной сети для обслуживания возросших потоков транспорта.

Отдельным этапом разработки концепции было прогнозирование развития таксомоторных перевозок в городе. В рамках этого было получено количество существующих заявок на таксомоторные перевозки (рис. 4) и спрогнозирован рост заявок на основании того, что существующее соотношение посетителей с рекреационными целями: Иркутская область и

Иркутск - 70 %; другие регионы - 30 %. В результате выполненных обследований установлено, что 85-90 % посетителей из Иркутской области и Иркутска прибывают в г. Байкальск на индивидуальном транспорте и не нуждаются в услугах общественного пассажирского транспорта.

¿иии

1750 Ноябрь 2010г.

1500 1250 1000

500 250

Декабрь 2010

1750 1500 1250 1000 750 500 250

г.

ц

ф

х

»S ф

ц

ф

ф

о о

о m

I-

о ф

X

s ц

о ^

■ I

19

25

26

2000 1750 1500 1250 1000 750 500 250

Январь 2011г.

■ I II--

11

2 8 9 15 16 22 23 29 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 1750 1500 1250 1000 750 500 250

Февраль 2011г.

.11

12

13

20

26

27

1750 1500 1250 1000 750 500 250

■ ■ ■

ill

12

20

26

27

2000 1750 1500 1250 1000 750 500 250

Апрель 2011

г.

10

Числа месяца

Рис. 3. Распределение количества посетителей ГК «Гора Соболиная» в выходные дни

6

7

4

5

5

6

5

6

2

3

9

Рис. 4. Распределение количества вызовов такси между ГК «Гора Соболиная» и другими районами

г. Байкальска за неделю

С учетом перечисленных выше факторов предлагается развивать систему предприятий, осуществляющих перевозки на такси, при этом в условиях пиковых спросов на транспортные услуги, приходящиеся на выходные дни, считаем целесообразным развивать субподрядные договоры - привлечение водителей-индивидуалов из числа жителей Слюдянского района и предприятий г. Шелехова и Иркутска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://opec.ru/1249070.html

2. http://gorodbaikalsk.ru/

3. С. В. Ялова. Территориальное планирование развития муниципального образования - Байкальское городское поселение : отчет о научно исследовательской работе. Санкт-Петербург, 2010. 35 с.

4. А.Ю. Михайлов, И.М. Головных. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск : Наука, 2004. 266 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шаров Максим Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмент на автомобильном транспорте», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 4о-54-о8, е-mail: sharov.maksim@gmail.com

Sharov M.I., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Automobile Transportation Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 4о-54-о8, e-mail: sharov.maksim@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.