9(24) - 2005
Книжный компас
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ЯКУТИИ
в. в. котилко,
доктор экономических наук, академик РАЕН
В серии «Транспортные проекты России XXI века» вышла книга «Стратегия развития транспортного комплекса Республики Саха (Якутия»),
выпущенная под редакцией заместителя Председателя Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, члена-корреспондента РИА В.Н. Разбегина.
В книге на базе новейшего материала проанализировано социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия), оценено современное состояние транспортного комплекса, рассмотрены принципы районирования региона, обоснованы возможные сценарии развития, предложена система транспортно-экономического районирования, проанализированы основные транспортные проекты в разрезе магистрального железнодорожного, автодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта. Кроме того, оценены перспективы финансирования транспортных схем.
Книга носит прикладной характер, так как предназначена для специалистов-регионалистов, для тех кто интересуется транспортной логистикой, проводит самостоятельные научные исследования. Особое место уделяется выявлению «узких мест», препятствующих устойчивому экономическому развитию регионов.
Основные направления развития
Президент Республики Саха (Якутия) в качестве основных направлений развития выделяет следующие векторы:
1) поддержка и дальнейшее развитие горно-добывающей промышленности (алмазов, золота, олова, сурьмы, редкоземельных металлов);
2) развитие топливно-энергетической промышленности (переход на самообеспечение, превращение в топливно-энергетическую базу Дальневосточного региона, выход на рынки стран АТР);
3) модернизация и развитие транспортного комплекса (достройка Амуро-Якутской железнодорожной магистрали Беркакит-Томмот-Якутск в сочетании с сетью автомобильных дорог, свя-
зывающих Центрально-Якутский подрайон с Вилюйским, Западно-Якутским, Аллах-Юнь-ским и Верхне-Индигирским подрайонами). В Программе социально-экономического развития республики на 2002-2007 гг. заложены основные стратегические сценарии развития. Основным ориентиром остается решение проблемы успешной интеграции в экономику России, Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, используя свои уникальные природные ресурсы, при поддержке ресурсосберегающих, экологически чистых высоких технологий.
В качестве приоритетных рассматриваются следующие проекты.
♦ В алмазодобывающей промышленности — освоение месторождения «Айхал», резервного разведанного месторождения трубки «Комсомольская», рудника «Мир», освоение двух новых трубок — «Нюрбинская», «Ботуобинс-кая», открытых в кимберлитовом поле Средне-Мархинского алмазного района.
♦ В золотодобыче — освоение месторождений рудного золота «Задержинское», «Дуэтское» и «Таборное», месторождений рассыпного золота «Нижняя Джелинда», «Тихая-Видный», 11 месторождений рассыпного золота в Томпон-ском и Нерюнгринском улусах и техногенных золотоносных россыпей Южной Якутии.
♦ В угольной промышленности — осуществление проекта освоения Эльгинского месторождения коксующихся и энергетических углей (с подтвержденными запасами 2,8 млрд т и прогнозными — более 24 млрд т) зависит от строительства железнодорожного пути Улак-Эльга.'
♦ В железнорудной промышленности — разработано ТЭО строительства металлургического комбината в Южной Якутии на базе Алданской группы месторождений.
♦ В нефтегазовом комплексе—перспективы увязаны с развитием нефтегазодобычи и переработки набазеТалаканского, Чаяндинского, Среднебо-туобинского и Иреляхского месторождений, с
завершением строительства нефтедобывающего и перерабатывающего комплекса «Таас-Юрях Нефть» на базе Среднеботуобинского нефтегазового месторождения, строительства нефтедобывающего и перерабатывающего комплексов на базе Иреляхского ГНКМ. ♦ По добыче сурьмы — республика единственный в стране поставщик (добыча в Индигирском районе на Сарылахском и Сенточанском месторождениях сурьмяных руд жильного типа).
Состояние транспортного комплекса
Республика имеет речной, автомобильный, морской, железнодорожный, авиационный и трубопроводный транспорт. Наземные коммуникации недостаточно развиты. Из 19,6 тыс. км автодорог общего пользования только 6,9 тыс. км с твердым покрытием, из них 587 км с усовершенствованным покрытием, остальные 64,8% — это грунтовые дороги и автозимники.
Железнодорожный транспорт (165 км) практически отсутствует. Воднотранспортная сеть работает только в короткий летний сезон. Из 16,1 тыс. км внутренних водных путей только около 50% имеют гарантированную габаритность для прохождения судов в течение всего навигационного периода.
Отсюда, очевидно, что существующий транспортный комплекс ориентирован на сезонный завоз автомобильным транспортом до потребителей. Он фактически является одним из важнейших факторов, сдерживающих развитие добывающих отраслей. Одним из таких условий развития следует рассматривать достройку железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, которая будет стратегической осью транспортного комплекса республики. В совокупности с дорожной четью, эта «ось» улучшит режим использования водного транспорта.
Новые возможности могут открыться в связи с перспективами роста экспортно-импортного товарообмена из-за открывающейся долгосрочной конъюнктуры на рынках стран АТР по каменному углю, черным и цветным металлам, минеральным удобрениям, лесопродукции.
Развитие ТЭК определяется сроками строительства магистральных трубопроводов, обеспечивающих выход ресурсов месторождений нефти и газа Западной Якутии в объеме до 9 млн т нефти и 30 млрд м3газа на экспортные рынки Китая, Японии, Южной Кореи. В настоящее время идет обсуждение проектов строительства трубопровода от Ангарска до Находки с ответвлением на Дацин.
Морской транспорт для обслуживания прибрежных и островных арктических районов Сибири и северо-востока страны, а также для освоения ресурсов арктического материкового шельфа в перспективе будет играть все большую роль, учитывая, что он является кратчайшим маршрутом между Западной Европой и странами АТР.
Завоз (и вывоз) грузов в республику (из нее в другие регионы страны) осуществляется по таким направлениям, как:
• через порт Осетрово на реке Лене в Иркутской области;
• Северным морским путем через порт Тикси и устья северных рек — Яны, Индигирки, Колымы и Анабары;
• железнодорожным транспортом через ст. Бер-какит;
• в золотодобывающие районы Верхней Индигирки завоз идет автомобильным транспортом из районов Магаданской области;
• воздушным транспортом в основном осуществляются пассажирские перевозки. Транспорт Республики имеет ряд особенностей, среди них следует выделить:
1) удаленное географическое положение от основных промышленных центров, что приводит к большим пробегам завозимых и вывозимых грузов между поставщиком и потребителем;
2) большие расстояния перевозок внутри республики (расстояния от Якутии до центров колеблются от 70 до 4 500 км, в том числе: по железной дороге - 800-3 200 км, по водным - 2 000-4 500 км, по воздушным линиям 840-2 000 км);
3) обеспечение продукцией арктических районов осуществляется на фоне отсутствия наземных путей сообщения, короткой навигации на морском и речном транспорте, сложной ледовой проводки судов по трассе Северного морского пути (по 2-3 перевалки грузов);
4) длительность срока реализации грузов связана с сезонностью, ограниченностью сроков навигации и периодов работ автозимников;
5) за последние 10 лет произошло перераспределение работ. Доля железнодорожного (с 31,4 до 55,5%) и трубопроводного (с 2,7 до 11,6%) — возросла, а доля автомобильного транспорта (с 36 до 15,1%) и внутреннего водного (с 28,3 до 15,6%) — снизилась;
6) подавляющая часть техники эксплуатируется свыше 10 лет, что достаточно много, если учесть высокую степень морального износа.
Кншкный компас
9(24) - 2005
Направления развития транспортного комплекса
В монографии из большого спектра сценариев развития выбрали два, которые отличаются крайними позициями: максимальными и минимальными. Диапазон сценариев колеблется от ускоренного вовлечения во внутрироссийский и мирохозяйственный оборот всех минеральных ресурсов с таким развитием транспорта, который содействует достижению 10-12% темпов роста ВРП ежегодно, до эволюционного развития на базе действующих предприятий, с темпами роста ВРП от 2 до 3%, и поддержанием транспорта на минимально вынужденном уровне (позволяющем избегать катастрофы).
Максимальный (оптимистический) вариант стратегии развития транспортного комплекса
• Создание опорной магистральной сети железных дорог, включая ускоренное строительство и ввод в эксплуатацию с использованием собственных и заемных ресурсов железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск (с выходом на левый берег реки Лены в г. Якутске - к речному порту и Кангалассам) до 2012 г.
• Начиная с 2010-2015 гг. в период до 2025 г. строительство на основе соответствующего межправительственного соглашения и создания международного консорциума комплексной трансконтинентальной транспортной магистрали (железная дорога, ЛЭП, оптоволокно, трубопровод) на базе железнодорожной магистрали Азия-Америка с тоннелем через Берингов пролив.
• Развитие региональной сети железных дорог на основе подходов к первоочередным объектам освоения природных ресурсов (месторождение железных руд — Алданская группа, залежи апатитов - Селигдар, месторождения угля -Кангалассы, Эльга и др.).
• Строительство опорной сети автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием от Якутска до центров всех улусов республики.
• Перенос базового речного порта из Осетрово в Якутск и обслуживание арктических районов республики и Северо-востока РФ судами смешанного плавания с изменением рациональной схемы завоза грузов в эти районы.
• Развитие воздушного транспорта до масштабов полного удовлетворения спроса населения на местные и дальние воздушные перевозки.
• Строительство системы нефтепроводов, обеспечивающих доставку нефти на перерабатыва-
ющие объекты для внутреннего обеспечения системы магистральных нефте- и газопроводов с целью объединения с аналогичными системами страны, экспорт углеводородов.
• Создание транспортно-логистической системы, оптимально использующей мощности речных и морских портов в сочетании с железной дорогой, автомобильным и воздушным транспортом.
• Переоснащение речного, морского и воздушного транспорта судами новых поколений; развитие новой, в том числе внедорожной, транспортной техники.
Минимальный (эволюционный) вариант
стратегии развития транспортного комплекса
• Строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск до Бестяха (правый берег р.Лены), где создается новый речной порт. При этом до завершения строительства железной дороги и порта сохраняется прежняя схема обеспечения жизнедеятельности населения. Сроки строительства железной дороги и речного порта определяются внутренними возможностями инвестиций из федерального и республиканского бюджетов.
• Автодорожное строительство опорной сети развивается на основе финансирования из бюджетов различных уровней, предусмотренных в ФЦП «Модернизация транспортной системы РФ» и ФЦП «Экономического и социального развития ДВ и «Забайкалья».
• Развитие морского транспорта в соответствии с реальным выполнением имеющейся программы развития СМП.
• Сооружение трубопроводов при обустройстве месторождений нефти и газа, а также нефтепроводов до месторасположения нефтеперерабатывающего комплекса.
• Модернизация остальных элементов транспортной системы Республики на уровне реального выполнения ФЦП «Модернизация транспортной системы РФ» и ФЦП «Экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья» и «Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)».
Реальный (компромиссный) вариант стратегии
развития транспортного комплекса
• Завершение строительства и сдача в эксплуатацию железнодорожной линии Беркакит-Том-мот-Якутск (с выходом на левый берег р. Лены
в г. Якутске — к речному порту и Кангалассам) до 2015 г.
• Перенос базового речного порта из Осетрово в Якутск и обслуживание арктических районов республики и Северо-Востока РФ судами смешанного плавания с изменением по завершении строительства схемы завоза грузов в эти районы.
• Строительство опорной сети автомобильных дорог с твердым покрытием от Якутска во все 10 подрайонов республики: Центрально-Якутский, Южно-Якутский, Западно-Якутс-кий, Вилюйский, Аллах-Юньский, Янский, Верхне-Индигирский, Нижне-Индигирский, Нижне-Ленский, Нижне-Колымский с вводом ее в эксплуатацию не позже 2020 г.
• Развитие воздушного транспорта до масштабов удовлетворения платежеспособного спроса населения на местные и дальние воздушные перевозки.
• Строительство системы нефтепроводов, обеспечивающих доставку нефти на перерабатывающие объекты для внутреннего обеспечения транспорта и системы магистральных нефте- и газопроводов с целью объединения с аналогичными системами страны.
• Создание транспортно-логистической системы, оптимально использующей мощность Якутского речного порта в сочетании с железной дорогой, автомобильным, морским и воздушным транспортом.
• Строительство железнодорожных подходов к объектам освоения природных ресурсов: железных руд - Алданская группа, апатитов — Селигдар, каменного угля — Кангалассы, Эльга и др.
Максимальный вариант стратегии развития
транспортного комплекса республики в полной
мере соответствует быстрому развитию производительных сил республики и, соответственно, росту благосостояния населения. Но его реализация в сроки до 2015 г. возможна только при крайне благоприятном сочетании факторов, включая оптимистический вариант развития России, а также совпадение векторов повышенного интереса широкого сообщества (прежде всего США, стран АТР) к богатейшим природным ресурсам Северо-Востока России и укрепляющихся внутрироссийских тенденций к интеграции в мировую экономическую систему.
Минимальная схема стратегии развития существующего транспортного комплекса республики (по сложившейся траектории его функционирования и развития) соответствует эволюционному сценарию развития России. Последний означает, что страна постепенно будет все более отставать от развитых стран и в определенной мере превращаться в их сырьевой придаток. Если же учесть прогнозы развития Китая (ожидается, что к 2030 г. эта страна сравняется по экономическому потенциалу с Соединенными Штатами Америки), то картина становится еще менее утешительной. Отсюда следует вывод, что этот вид стратегии развития транспортного комплекса республики неприемлем, так как это путь к медленной, но неотвратимой деградации.
По мнению авторов монографии, наиболее приемлемым является реальный вариант стратегии развития транспортного комплекса республики (более близкий к максимальному варианту стратегии).
Данная книга рассчитана на профессионалов, интересующихся регионально-транспортными проблемами, а также перспективами развития нашей страны после вступления в ВТО и активизации участия в мирохозяйственных связях.