Научная статья на тему 'Транспортные модели в системе государственного управления'

Транспортные модели в системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ СПРОС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ТРАНСПОРТНЫЕ МОДЕЛИ / ТРАНСПОРТНЫЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швецов Владимир Леонидович, Прохоров Андрей Вячеславович, Ильин Игорь Васильевич

Questions of strategic transport planning in public administrations using travel demand and supply models are considered in clause. There is given economic evaluation example of transport infrastructure development. The programming module, extending PTV Vision® VISUM, for transit traffic flow estimation was developed to ensure correct estimation results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Швецов Владимир Леонидович, Прохоров Андрей Вячеславович, Ильин Игорь Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортные модели в системе государственного управления»

Адаптивная модель управления

Приведенная на рисунке модель позволит обеспечивать управление социально-экономическим объектом как обучающейся организацией за счет накопления использования опыта принятия решений в информационно-советующей системе.

Таким образом, в статье рассмотрена возможность применения фундаментальных принципов

ТАУ для развития теории управления социально-экономическими системами. Предлагаемая модель, дополненная блоком памяти в форме информационно-советующей системы, сочетает принципы обратной связи и компенсационного управления и позволяет обеспечивать управление социально-экономическим объектом как обучающейся организацией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронов А.А. Основы теории автоматического управления. М.: Энергия, 1980. 312 с.

2. Цыпкин Я.З. Адаптация и обучение в автоматических системах. М.: Наука, 1968. 400 с.

УДК 338.47:656

Швецов В.Л., Прохоров А.В., Ильин И.В.

ТРАНСПОРТНЫЕ МОДЕЛИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Современное состояние транспортной инф- городов, регионов и страны в целом на качествен-

раструктуры России и масштабность задач, пос- но иной уровень.

тавленных "Транспортной стратегией Российской В соответствии со стратегическими целями

Федерации до 2030 г.", предполагают перевод развития транспортной инфраструктуры России

практики транспортного планирования развития необходимо создать единую комплексную интег-

рированную сбалансированную транспортную систему, обеспечивающую потребности развития экономики и общества в качественных, конкурентоспособных транспортных услугах.

Один из путей достижения поставленных целей - повышение эффективности государственного регулирования и управления через управляемость и контролируемость развития транспорта, для чего, кроме прочего, необходимы:

создание и развитие автоматизированной информационно-аналитической системы управления транспортным комплексом;

интеллектуальные транспортные системы;

управление транспортными потоками.

Для качественного решения перечисленных задач уже существуют ранее разработанные и эффективно применяемые на практике автоматизированные информационно-аналитические системы.

Авторы акцентируют внимание на информационно-аналитических системах, представляющих собой программные комплексы для транспортного моделирования и планирования.

Выбор инструмента поддержки принятия управленческих решений во многом определяется формулировкой задачи. В данном случае рассматривается задача стратегического управления транспортной системой.

Дадим определения используемым терминам.

Стратегическое управление подразумевает:

1) систему управления, основанную на стратегическом планировании (процесс формирования, корректировки и реализации стратегии);

2) механизм согласования текущих решений (тактических и оперативных) со стратегическими;

3) механизм корректировки и контроля за реализацией стратегии.

Стратегия - это способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение поставленной цели.

Таким образом, стратегическое управление транспортной системой подразумевает систематическую разработку и согласование управленческих решений с существующей транспортной стратегией страны, региона, города по реализации мероприятий развития транспортной инфраструктуры подведомственной области.

В процессе стратегического транспортного планирования необходимо учитывать различные направления развития транспортной системы,

искать наиболее выгодный вариант и иметь возможность всесторонне обосновать выбранный сценарий развития.

Структура транспортной модели

В основе современных информационно-аналитических систем, таких как PTV Vision® VISUM, лежит мощная математическая база теории транспортного моделирования.

Транспортная модель состоит из двух основополагающих моделей - модели транспортного предложения и модели транспортного спроса.

Модель транспортного предложения - это транспортная сеть, состоящая из узлов (перекрестков, развязок и т. д.) и соединяющих их ребер (улиц, дорог и т. д.), предоставляющая возможность перемещения для участников транспортного движения и описывающая затраты на данные перемещения.

Модели спроса на транспорт можно охарактеризовать как математические "инструменты", которые описывают качественно и количественно перемещения в связи с причинами возникновения транспортного потока: модель выбора активностей (модель генерации транспортного движения), выбора цели транспортного потока (модель распределения транспортного движения), выбора транспортного средства (модель разделения транспортного движения) и выбора пути (модель перераспределения транспортного движения).

В основе теории транспортного моделирования лежат проверенные и успешно применяемые на практике математические подходы. Для решения задач транспортного моделирования используются модели и алгоритмы из различных областей математической науки: статистики, теории вероятностей, теории информации.

Примерами таких моделей могут быть гравитационная модель расчета корреспонденций и модель коэффициентов роста.

Модели коэффициентов роста используются для расчета объемов транспортных потоков, входящих в транспортные районы и выходящих. Модели этого типа основаны на предположении, что входящие и выходящие транспортные потоки изменяются во времени пропорционально тем величинам, которые оказывают наиболее существенное влияние на объем транспортного потока. Формула для расчета количества корреспонденций в районе i

T = F. t.,

i i iy

где Ti и ti - будущие и настоящие корреспонденции соответственно; F. - коэффициент роста.

Рис. 1. Модель транспортного предложения и спроса На иллюстрации показаны расчетные значения нтенсивностей движения в существующей транспортной сети

Единственное, что может вызвать сложности в данном подходе, - это оценка коэффициента ¥. Обычно фактор роста зависит от таких показателей, как население (Р), доход (I) и уровень автомобилизации (С):

р = f (Р? ,1* ,С* )

' f(PCЛ,С!)'

где / - может быть любой функцией (например, мультипликативной функцией от Р, I и С без каких-либо параметров); й и с - прогнозируемый и текущий годы соответственно.

Гравитационная модель расчета корреспон-денций используется для расчета объемов транспортных потоков между районами и является своеобразным аналогом формулы всемирного тяготения Ньютона:

„М ■ т

F = G-

где М, т - массы притягивающихся тел; Я - расстояние между центрами тяжести тел; О - гравитационная постоянная.

Вместо масс притягивающих тел используются входящие и выходящие потоки моделируемых районов, а в качестве условного "расстояния" - показатель сопротивления между двумя районами, например, временные затраты на преодоление пути между ними.

Формула расчёта потока на отношении г— на основе гравитационной модели имеет вид

V:, =

Q, ■ zi

Ж '

R2

где а, - поправочные коэффициенты, обеспечивающие выполнение условий контрольных сумм.

Данные условия представляют собой балансовые соотношения: они показывают, сколько всего людей выехало из конкретного района в другие

районы и соответственно прибыло в конкретный район из всех других районов. Введём обозначения:

1

— I = BW„, аД = х,, в ,1, = У,.

Тогда формулу расчета потока на основе гравитационной модели можно представить в виде системы билинейных уравнений:

V.. = ВЦ • х. • у,

II и г ^ I

при условии:

X Vj = Q ,1 * i * n,

j=1

I Vj = Zj,1 *i * n.

i =1

Величину ВЦ ^ можно трактовать как оценку выгодности поездки из района г в району: чем ниже показатель сопротивления, тем предпочтительнее пути, входящие в состав данного отношения. Поэтому вместо зависимости вида ВЦ1=(1/Ц)2 можно использовать для расчёта оценок выгодности

другую неотрицательную монотонно убывающую функцию от сопротивления: BW.=f(W.). В этом случае следует говорить уже об использовании обобщённой гравитационной модели.

Общая схема использования компьютерных транспортных моделей в государственных органах

Для качественного использования инструментов теории транспортного моделирования необходимо правильное внедрение и использование их в государственных органах.

Рассмотрим один из вариантов внедрения таких моделей (PTV Vision® VISUM) в структуру государственных органов Германии (см. рис. 2). Городские управляющие органы и транспортные общественные организации отслеживают и предоставляют данные по транспортному предложению: изменения в транспортной городской автодорожной сети, изменения прохождения сети общественного транспорта (ОТ). Внешние про-

Городское самоуправление

> Данные статистики * Сбор данных ИТ

> ИТ-сеть (УДС)

Уполномачивают сборы данных

1

Параметр транспортного поведения

п

Параметр транспортного поведения; спрос

Внешние проектные организации

Моделирование тр. предложения1

> Опросы

> Сбор данных

Транспортные организации Тр. предприятия Объединение ОТ

• Расписание

• Маршрутная сеть

• Сбор данных ОТ

■ Маршрутная сеть | Сбор данных ОТ

Уполномачивают интеграцию расчета спроса на транспорт

Моделирование тр. предложения

Внешние проектные организации

> Модель тр. спроса

> Модель тр. развития

Моделирование спроса на транспорт

как доли видов транспорта как доли видов транспорта

Городское самоуправление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• План транспортного развития города

• План городского развития

Транспортные организации

Тр. предприятия Объединение ОТ

• Создания маршрутной сети • Конфигурация согласования расписания • Определение стоимости поездок • Распределение доходов

Пеовое молелиоование тоанспсютного гюедложения делается чеоез внешние пооектные ооганизаиии

Рис. 2. Схема использования транспортной модели в государственных органах (на примере Германии)

ектные организации проводят опросы населения и сбор других необходимых данных, проводят расчет транспортного спроса, и на этой основе создается интегрированная транспортная модель общественного и индивидуального транспорта. Используя разработанную транспортную модель, разрабатывается план транспортного развития города, просчитываются различные сценарии развития городской инфраструктуры и даются рекомендации.

Процесс использования и развития транспортной модели цикличен. Происходит постоянное сотрудничество между государственными структурами, частными перевозчиками, общественными транспортными объединениями и внешними проектными организациями, на основе которого модель постоянно обновляется и дополняется.

Пример оценки экономической эффективности инвестиционного проекта по развитию транспортной инфраструктуры региона

Для оценки эффективности строительства новой дороги или расширения существующей необходимо иметь информацию о том, как изменятся транспортные потоки, будет ли и насколько высоким спрос на новую дорогу. Для

получения такого рода информации строятся транспортные модели городов и регионов, показывающие в динамике в зависимости от входных параметров информацию о распределении транспортных потоков.

Рассмотрим проект реконструкции автомобильной дороги, соединяющей два важных района региона. На рис. 3 данный участок показан в программном комплексе VISUM. На выделенном серым цветом участке необходимо провести ремонт дорожного полотна.

Предложено два инвестиционных проекта: реконструкция существующей автомобильной дороги и строительство нового участка автомобильной дороги.

Для корректного расчета интенсивностей на данном участке в частности и в транспортной модели региона в целом А.В. Прохоровым был разработан программный модуль, расширяющий возможности PTV Vision® VISUM. Модуль позволяет рассчитывать объемы транзитных транспортных потоков в автоматизированном режиме. На рис. 4 представлен пользовательский интерфейс модуля.

В основе модуля лежит подход, разработанный К. Шиллером и использующий для расчета объемов транспортных потоков взвешенную модель логит и модель максимизации энтропии.

Рис. 3. Автомобильная дорога, соединяющая районы региона, в программном комплексе VISUM

А+С Консалт. Расчет транспортного движения для кордонов

Параметры расчета Доля транзита в транспортном потоке: Тип района кордона: Допустимое отклонение: Количество итераций:

ИИ

0.3

0.01

100

Модель создания транспортного движения Объем транспортного потока из кордона из обследований: Объем транспортного потока в кордон из обследований: Данные статистики по районам:

Нормирование сумм

© Сумма созданий О Минимум обеих сумм О Среднее обеих сумм О Сумма притяжений О Максимум обеих сумм

Модель распределения транспортного движения Тип функции оценки ®1.од№: Щ = ел(с11)

О ЮгсНпоА1: ад=илс

О ВохСох: ^и) = е л(с(и ^-1) / Ь) С' Комбинир.: ф) = а и-Чз ел(с и) О ТМос1е1: Р(11) = 1 / (и-Ч» + с 11ла)

ОЕУА-1: ад=(1+и)л(-а/(1+ел(Ь-си)))

О ЕУА-2: ф)=(1+(и/с) "Ч>) л-а

Параметры функции

Ь =

Матрица затрат

-0.1

Матрица корреспондент«

0 Инициализировать матрицу

Выполнить Сохранить

Отмена

Рис. 4. Главное окно модуля для оценки транспортных потоков кордонных районов

Формула для расчета взвешенной модели

логит:

} ■ Е,

V =

I е

^,

где в - коэффициент модели логит; А. - время в пути между районом г и кордонным районом Q . - выходящий поток кордонного районаизвестен из обследований; Е. - население ¡-го района области исследования.

В случае модели максимизации энтропии должны быть выполнены следующие усло -вия:

V} = Яу-М-Ъ,

IV}=а, }

IV } = ,

где г, ] - номер района-источника и района-цели соответственно; V.. - искомый элемент матрицы корреспонденций; В- оценка вероятности совершения поездки из района г в/ц ,, /г - поправочные коэффициенты, обеспечивающие выполнение условий контрольных сумм; Q¡ - выходящий поток района ¡; 2 - входящий поток района/

к

Тогда формула минимизации информационного выигрыша (максимизации энтропии) представляется следующим образом:

1 VIB >И

v j ■ln

/ Л j

\Bij J

- v,4

^ Min.

Для оценки указанных ранее двух инвестиционных проектов в программном комплексе VISUM была заложена информация о месте прохождения новой дороги. На основе обновленной информации был рассчитан транспортной спрос в регионе и получены результаты о новом распределении транспортного потока на рассматриваемом участке. Протяженность участка дороги, нуждающегося в реконструкции, составляет 31,948 км; нового участка - 12,619 км. Нагрузка на участке автомобильной дороги, требующем ремонта, в сумме по обоим направлениям равна 896 автомобилей в сутки. После строительства нового участка этот показатель примет следующие прогнозные значения: нагрузка на уже существующем участке дороги - 232 автомобиля в сутки; нагрузка на новом участке - 1651 автомобиль в сутки. Таким образом, можно сделать выводы о том, что строительство нового участка автодороги позволяет "разгрузить" уже существующую дорогу, а новый участок будет пользоваться спросом. Кроме того, в строительстве нового участка дороги заинтересованы на федеральном уровне в силу строительства нового нефтеперерабатывающего завода.

Экономическая оценка проектов осуществлялась на основе постановления правительства о нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог, а также на основе экспертных оценок затрат на строительство новой дороги заданной категории. Были приняты следующие показатели:

на строительство одного километра дороги II категории необходимо 35 млн р.;

на реконструкцию существующей автомобильной дороги на один километр дорожного полотна - 15 млн р.;

на содержание одного километра дороги IV категории необходимо 0,73 млн р./год, III категории - 0,792 млн р./год, II категории - 0,89 млн р./год;

на ремонт одного километра дороги IV кат. -3,72 млн р./год, III - 3,964 млн р./год, II - 4,127 млн р./год.

На основе указанных данных проведен анализ МРУ, в качестве потока доходов в котором считался выигрыш в затратах на содержание дорог. Срок инвестиционных проектов составляет 12 лет и совпадает с периодом капитального ремонта. За ставку дисконтирования взята безрисковая ставка - ставка рефинансирования ЦБ РФ, равная 12%. МРУ составил 14,445 млн р. Срок окупаемости проекта - 6 лет.

Таким образом, инвестиции в строительство нового участка автомобильной дороги, соединяющей по короткому пути два рассматриваемых района, принесет выигрыш в затратах муниципальному управлению региона. Кроме того, строительство нового участка дороги позволит настроить более выгодную транспортную связь между районами, а также сократить время и расстояние на прохождение пути между этими районами.

В данной статье был рассмотрен вопрос использования современных программных комплексов транспортного планирования для обоснования управленческих решений в сфере развития транспортной инфраструктуры городов и регионов. Базой для выработки таких управленческих решений является оценка интенсив-ностей транспортных потоков анализируемой транспортной сети. Понятие интенсивности - ключевое и делает возможным разработку подходов для решения транспортного планирования на основе таких моделей, как гравитационная модель расчета корреспонденций и модель коэффициентов роста.

На примере показана эффективность применения моделей транспортных потоков для анализа ситуации и принятия управленческих решений в сфере развития транспортной инфраструктуры.

Авторы имеют успешный опыт применения автоматизированных информационно-аналитических систем транспортного планирования для поддержки принятия управленческих решений в области транспортного планирования в системе государственного управления, например, Тверской области (департамент транспорта и связи), Пермского края (управление транспорта и связи), Санкт-Петербурга (СПб ГУП "Организатор перевозок"; комитет по транспорту).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Браннольте У., Бёттгер К., Швецов В.Л., Ап-пельт Ф. Стратегическое планирование транспортной инфраструктуры. Методики проектной оценки в Германии / ГИС-Ассоциация // Управление развитием территории. 2008. № 1-4. http://www.gisa.ru/50526.html

2. Бёттгер К. Концептуальные исследования для стратегического транспортного планирования в Санкт-Петербурге и других городах РФ // Транспорт Российской Федерации. 2007. № 8. http://www.rostransport. сош^/8/36-38^

3. Лозе Д. "Моделирование транспортного предложения и спроса на транспорт для пассажирского и служебного транспорта: Обзор теории моделирования // 7-я Междунар. науч.-практ. конф. "Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах", секция "Интеллектуальные и телематические

автоматизированные системы управления дорожным движением", Санкт-Петербург, 2006 г.

4. Транспортная стратегия Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. http://mintrans.ru

5. Долгосрочная стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан: http://шindortrans. tatar.ru/rus/strateg01.htm

6. Постановление от 24 февраля 2004 г. № 226 "О комитете по транспорту" (с изменениями на 20 мая 2008 года); http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/ c_transport/ustav

7. Стратегия бизнеса: Справочник. М., 1998. 460 с.

8. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 г. № 539.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.