Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ '

ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная логистика / оптимизация процессов / критерии оптимизации / транспортное обеспечение / организация процесса перевозок / transport logistics / process optimization / optimization criteria / transport support / organization of the transportation process

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Н. Микитко, Н.Е. Гильц

Рассматривается процесс организации, обеспечения и управления грузоперевозками грузовым автомобильным транспортом на ресурсодобывающем предприятии. Рассмотрены варианты оптимизации транспортного обеспечения грузоперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е.Н. Микитко, Н.Е. Гильц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT SUPPORT OF CARGO TRANSPORTATION AT A RESOURCE-PRODUCING ENTERPRISE

The article deals with the process of organizing, providing and managing cargo transportation by means of truck transport at a resource-producing enterprise. The main purpose of this work is to consider options for optimizing transport support for cargo transportation at a resource-producing enterprise.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ »

УДК 658

ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ

Е. Н. Микитко Научный руководитель - Н. Е. Гильц

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: katyliamikitko@mail.ru

Рассматривается процесс организации, обеспечения и управления грузоперевозками грузовым автомобильным транспортом на ресурсодобывающем предприятии. Рассмотрены варианты оптимизации транспортного обеспечения грузоперевозок.

Ключевые слова: транспортная логистика; оптимизация процессов; критерии оптимизации; транспортное обеспечение; организация процесса перевозок.

TRANSPORT SUPPORT OF CARGO TRANSPORTATION AT A RESOURCE-

PRODUCING ENTERPRISE

E. N. Mikitko Scientific supervisor - N. E. Gilts

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: katyliamikitko@mail.ru

The article deals with the process of organizing, providing and managing cargo transportation by means of truck transport at a resource-producing enterprise. The main purpose of this work is to consider options for optimizing transport support for cargo transportation at a resource-producing enterprise.

Keywords: transport logistics; process optimization; optimization criteria; transport support; organization of the transportation process.

Каждый год в России формируется и поддерживается около 200 миллиардов различных хозяйственно-экономических связей. Возникновение подобных связей обусловлено ростом производственного потенциала, пик которого пришелся на начало XXI века. Он обусловил увеличение экономических связей в 4 раза, в среднем по стране. Эти данные свидетельствуют о необходимости подробного анализа возможностей транспортного комплекса по обеспечению надежного экономического функционирования обменных процессов в современных условиях, особенно в такой важной для экономики области как ресурсодобывающая отрасль.

Транспортная система - одна из ключевых отраслей любого современного государства. Объем и качество транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто и стимулирует рост уровня экономической активности. Это освобождает возможности, скрывающиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

Ресурсодобывающие предприятия, которым необходимо доставлять свою продукцию напрямую потребителям, чаще всего используют автомобильный транспорт для перевозки своих товаров, сырья. Этот вид грузоперевозок удовлетворяет большинство потребителей, например горнодобывающей продукции, с точки зрения относительной надежности таких перевозок, что сочетается с экономичностью по сравнению с другими видами транспорта. Перевозка грузов автомобильным транспортом в этом смысле превосходит конкурирующий вид транспорта - железнодорожный [1].

Это связано с тем, что маршрут поезда не может быть изменен, поскольку это связано с техническими особенностями данного вида транспорта, а перевозка грузов автомобильным транспортом позволяет скорректировать маршрут таким образом, чтобы сократить время перевозки грузов, что влечет за собой снижение связанных с этим расходов. Поэтому перевозка продукции ресурсодобывающих предприятий автомобильным транспортом является конечным звеном логистической цепочки в процессе движения товарных потоков в этой стратегической отрасли промышленности.

Дополнительным преимуществом автомобильной перевозки грузов в этой отрасли, является возможность ускорения его доставки, а также экспедирование товаров, как по инициативе отправителя, так и по инициативе получателя. Поэтому перевозка грузов автомобильным транспортом является мобильным способом транспортировки с точки зрения скорости решения текущих проблем, связанных с проложенным маршрутом. Транспортные услуги должны и включают в себя не только транспортировку, но и все логистические операции, которые являются неотъемлемой частью процесса перевозки. Можно сказать, что транспорт, обладая колоссальными стратегическими ресурсами, выполняет основную функцию в потоковых процессах [2].

Предприятия добывающей промышленности регулярно перевозят различные грузы, такие как готовая продукция, оборудование, запасы топлива и т. д. При значительных объемах перевозимых товаров предприятия несут большие транспортные расходы, в случае отсутствия собственной транспортной инфраструктуры. Транспортные расходы составляют значительную долю стоимости приобретаемых товаров, что существенно сужает географию поставок.

Поэтому во многих странах неметаллические строительные материалы, как правило, перевозятся автомобильным транспортом на расстояние, не превышающее 60 километров. В зависимости от колебаний цен на дизельное топливо и различных дорожных тарифов в нашей стране это расстояние составляет порядка 60-90 километров.

Основным методом оптимизации является управление автомобильным транспортом, что невозможно без качественного планирования, направленного на эффективное использование грузовых автомобилей. Одной из ключевых задач управления перевозками автомобильным транспортом является распределение транспортных средств по маршрутам при условии, что план перевозок выполняется в соответствии с выбранным критерием оптимизации. Решение этой проблемы требует учета достаточно большого количества технических и эксплуатационных параметров: скорости, грузоподъемности, надежности, статического коэффициента использования грузоподъемности, количества рейсов и т. д. Основным критерием оптимизации в рыночных условиях является транспортные расходы, отражающие экономические выгоды от управления непосредственно перевозками.

Чтобы оптимизировать транспортное обеспечение, необходимо установить постоянных потребителей, реализуемых предприятием полезных ископаемых и основных маршрутов доставки. Таким образом, из пункта доставки (склада) товар отправляется в пункты назначения по заранее заданным маршрутам. Также необходимо учитывать, что разные виды транспортных средств, предприятий различаются между собой грузоподъемностью, транспортными расходами и технико-экономическими параметрами. «Целью оптимизации транспортной поддержки является определение оптимального плана распределения для

различных типов транспортных средств по заданным маршрутам в соответствии с критерием минимизации общих транспортных расходов» [3].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что себестоимость перевозки зависит от многих факторов, в первую очередь она связанна с организацией самого процесса перевозки. Важную роль в снижении транспортных расходов в первую очередь играет эффективное планирование перевозок и эффективная эксплуатация транспортных средств, в основе которых лежит идея оптимизации процесса перевозки.

Во-вторых, оптимизация процесса грузоперевозок невозможна без качественного логистического анализа поставленных задач, которые направлены на минимизацию текущих издержек.

Как правило, оптимизация этого процесса начинается с решения задачи логистической маршрутизации, которая является необходимым условием для решения многих транспортных задач, в том числе задачи оптимального распределения транспортных средств по дистанции рассчитанного маршрута. Достаточным условием решения задачи оптимального распределения является учет всех ключевых факторов, влияющих на организацию непосредственно самого процесса перевозки груза.

Библиографические ссылки

1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2018. - 640 с.

2. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2016. - 560 с.

3. Молокович, А. Д. Транспортная логистика: учебник / А. Д. Молокович. - Минск: Вышэйшая школа, 2019. - 463 с.

© Микитко Е. Н., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.