Научная статья на тему 'Транспортная стратегия России: основные принципы и приоритетные направления развития'

Транспортная стратегия России: основные принципы и приоритетные направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ТЭК / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ПРОГРАММА / ГОРОДСКОЙ И ПРИГОРОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / TRANSPORT STRATEGY / ENERGY / RAILWAYS / A PROGRAM OF URBAN AND SUBURBAN TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красулина Т.С., Альбитер Л.М.

В статье раскрыты принципиальные подходы к формированию государственной транспортной политики, выделены стратегические ориентиры и приоритеты по результатам новейших исследований в этой области. Отражена особая роль железнодорожного транспорта и основные направления развития транспортной инфраструктуры в условиях оживления экономики, становления рыночных отношений, интенсивного развития ТЭК, освоения северовосточных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN TRANSPORT STRATEGY: BASIC PRINCIPLES AND PRIORITIES FOR DEVELOPMENT

The article reveals the fundamental approaches to the formation of public transport policy, highlighted the strategic guidelines and priorities based on the results of the latest research in this area. Refl ected the special role of rail transport and the main directions of development of transport infrastructure in terms of economic recovery, formation of market relations, the intensive development of fuel and energy, the development of the north-eastern territories.

Текст научной работы на тему «Транспортная стратегия России: основные принципы и приоритетные направления развития»

ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

RUSSIAN TRANSPORT STRATEGY: BASIC PRINCIPLES AND PRIORITIES FOR DEVELOPMENT

Т.С. КРАСУЛИНА,

преподаватель кафедры «Экономика промышленности» Самарского государственного технического университета

Л.М. АЛЬБИТЕР,

зав. кафедрой «Экономика промышленности» Самарского государственного технического университета, д.э.н., профессор

T.S. KRASULINA,

teacher of the Department «Industrial Economics» Samara state technical University

L.M. ALBITER,

head the Department «Industrial Economics» Samara state technical University, Doctor of Economics, Professor

Аннотация

В статье раскрыты принципиальные подходы к формированию государственной транспортной политики, выделены стратегические ориентиры и приоритеты по результатам новейших исследований в этой области. Отражена особая роль железнодорожного транспорта и основные направления развития транспортной инфраструктуры в условиях оживления экономики, становления рыночных отношений, интенсивного развития ТЭК, освоения северо-восточных территорий.

Abstract

The article reveals the fundamental approaches to the formation of public transport policy, highlighted the strategic guidelines and

priorities based on the results ofthe latest research in this area. Reflected the special role of rail transport and the main directions of development of transport infrastructure in terms of economic recovery, formation of market relations, the intensive development of fuel and energy, the development of the north-eastern territories.

Ключевые слова

Транспортная стратегия, ТЭК, железная дорога, программа, городской и пригородный транспорт.

Keywords

Transport strategy, energy, railways, a program of urban and suburban transport.

Подъем экономики России определил новые приоритеты развития всех ее сфер, в том числе транспортной. Выдвинутые в качестве важнейших национальные задачи (удвоение ВВП, преодоление бедности и др.) непосредственно касаются транспортного комплекса.

В мировой истории все экономические преобразования были связаны с качественными изменениями транспортной системы.

Основные аспекты транспортной стратегии в русле целевых макроэкономических установок. Задачи транспорта по обеспечению качественного роста экономики отражены в ряде программных проектов - «Модернизация транспортной системы России», «Транспортная стратегия России» и др. В них содержатся предпосылки формирования единой транспортной политики, разработки правовых основ, отраслевых аспектов развития транспортной системы.

Достижение социально-экономических результатов, повышение эффективности инвестиций в транспортной сферы возможны при использовании новых подходов к постановке общетранспортных целей и приоритетов, отраженных в проекте «Транспортная стратегия России» [1].

Интеграция транспорта в межотраслевую кооперацию промышленности, сельского хозяйства, внешнеэкономической деятельности предполагается на основе новых принципов логисти-

ческого управления, межвидовой конкуренции, формирования единого информационного пространства. Целью структурных преобразований на транспорте, определения этапов и направлений развития транспортной инфраструктуры является ускорение движения товаров, снижение транспортных издержек в цене продукции, обеспечение надежных и доступных внутренних и межрегиональных связей, развитие рынка труда на общероссийском уроне.

В проект документа Транспортной стратегии включены положения, определяющие роль и задачи государства в транспортном секторе. Основным содержанием структурных преобразований на транспорте является сокращение государственного участия в транспортной деятельности, уменьшение монопольного сектора.

В проекте определено, что участие государства сохраняется до тех пор, пока существует необходимость в обороне, обеспечении независимости во внешней торговле, в других сферах транспортных услуг, где проявляются «провалы рынка». Это общественный пассажирский транспорт, транспортное обслуживание труднодоступных и депрессивных регионов.

Стратегия инвестиционной политики (на примере железнодорожного транспорта). В хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта происходит перестройка инвестиционного процесса, заключающегося в концентрации финансовых ресурсов, направляемых на реализацию эффективных проектов. В условиях ограниченности средств традиционно первоочередное внимание уделяется проектам, возможно, неэффективным для самой отрасли, но имеющим общегосударственное значение и позволяющим получать эффект в различных секторах народного хозяйства. Однако финансирование таких проектов часто осуществляется за счет собственных средств отрасли без поддержки государства. К подобным проектам относятся, например, проект подъездов к Эльгинскому и Чинейскому месторождениям, ТЭО мостового перехода на Сахалин и др.

Первая группа проектов, эффект реализации которых с учетом факторов риска превышает стоимость используемого капитала, может финансироваться за счет собственных и привлеченных средств. Проекты второй группы должны финансироваться

из бюджета, а также за счет средств заинтересованных субъектов. Для реализации социально значимых проектов (пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении, убыточные линии) в качестве государственной поддержки будут привлекаться средства федерального и местных бюджетов.

Однако состояние инфраструктуры, в том числе и на участках основных направлений, не соответствует повышению производительности подвижного состава. Кроме того, работу отрасли в последние годы сдерживает недостаточное развитие пограничных переходов, припортовых станций и подходов к ним. Однако важнейшим источником инвестиций остаются собственные средства отрасли. В 2013 г. рост капиталовложений на железнодорожном транспорте составил 25%. Привлечение в отрасль внешних инвестиций происходит при наличии перечня разрабатываемых проектов и механизмов их реализации.

Ожидаемые результаты реформ. В проекте Транспортной стратегии возможности, темпы ее реализации определены на основе перспективных сценариев социально-экономического развития страны, ее производительных сил на периоды 2004-2014 гг. и 2011-2020 гг. В первом из них развитие отрасли возможно на основе структурных преобразований в экономике страны, улучшения инвестиционного климата. Во втором - предполагается достижение с помощью развития транспорта пространственного и функционального единства страны в рамках концепции устойчивого роста, соответствия стратегических проектов развития транспортной системы региональным приоритетам.

Результатом структурного реформирования железнодорожного транспорта должно стать повышение транспортной доступности, надежности доставки грузов, рост объемов грузо-пассажироперевозок. По прогнозам специалистов, за годы структурного реформирования отрасли (2001-2017 гг.) рост объемов отправлений грузов превысит 25%, грузооборот возрастет на 32% [2]. К расчетному сроку ожидается повышение скорости доставки на 20%, уровень доставки грузов в срок будет доведен до мировых стандартов, т.е. до 90-95%.

Создание опорного транспортного каркаса как условие национальной безопасности страны. По основному макроэкономиче-

скому показателю - численности населения - Россия существенно уступает приграничному Китаю и продолжает терять население [3]. Несоответствие между размерами территории и численностью населения особенно проявляется в районах Сибири и Дальнего востока, что создает угрозу территориальной целостности страны из-за сужения возможностей удержать эти территории.

Реализация проекта, в основе которого лежит строительство Северо-Сибирской магистрали, приведет к формированию рынка транспортных услуг в азиатской части, появлению новых очагов развития в виде сырьевых и товарных рынков.

Наряду с железнодорожным качественно нового уровня развития достигнут другие виды транспорта.

В современных условиях в товарообмене возрастает доля торговли дорогостоящим грузом с коротким циклом обращения. Соответственно возрастает потребность в авиаперевозках между отдаленными полюсами роста. При этом многие кратчайшие направления между вершинами треугольника: «Северная Америка -Западная Европа - Юго-Восточная Азия» проходят над территорией России, большей частью над Сибирью.

В районах нового освоения транспортная стратегия должна быть нацелена на их комплексное развитие и увязана с долгосрочной стратегией развития близлежащих территорий и страны в целом.

Таким образом, транспорт (как, впрочем, и другую инфраструктурную отрасль - энергетику) следует рассматривать не столько в виде источника получения доходов, сколько в качестве катализатора подъема экономики страны, развития инновационных технологий, фактора обеспечения национальной безопасности, целостности страны, ее самостоятельности в экономическом и политическом аспектах.

Транспортное обеспечение районов нового освоения (на примере Свердловской железной дороги). Рост производства в стране, восстановление хозяйственных связей, освоение северовосточных территорий выдвигают новые требования к транспорту, модель развития которого в регионах должна быть увязана с общей идеей модернизации транспортной системы страны и развитием производительных сил. В решении ряда общенациональных

задач важнейшую роль играет транспортное обеспечение крупнейшей топливно-сырьевой базы - Уральского Севера, занимающего по ряду позиций лидирующее положение в экономике страны.

Уральский федеральный округ - динамично развивающаяся территория, рост объема промышленной продукции которой в последние годы в 2,5 раза опережает рост показателя в среднем по стране. Долгосрочные перспективы роста увязываются с развитием инфраструктурных секторов, в частности транспорта, особая роль которого предопределена экономико-географическим положением региона.

В регионе расположены крупнейшие комплексы важнейших отраслей экономики, самым мощным из которых является нефтегазовый комплекс «Газпром» с дочерними предприятиями «Уренгойгазпром», «Надымгазпром», «Сургутгазпром», а также «Сургутнефтегаз», подразделения Лукойла, Юкоса, Сибнефти и др. Расположены крупнейшие машиностроительные центры по производству машин и оборудования для горно-добывающих отраслей, химии, нефтехимии, транспорта, энергетики, строительной индустрии. Функционирование такого уникального территориально-экономического образования требует соответствующего транспортного обеспечения.

Развитие железных дорог в регионе приведет к росту перевозок на прочих видах транспорта. В настоящее время ЗападноСибирское и Обь-Иртышское пароходства перевозят около 4,5 млн тонн грузов. В перспективе предстоит расширить подходы к морским и речным портам. Разработка месторождений на Ямале вызовет развитие морского транспорта, постройку новых и восстановление старых ледоколов, что позволит в ближайшие 10-15 лет обеспечить проход всех судов по Северному морскому пути. Ожидается возрождение малой авиации, играющей исключительную роль в малоосвоенных районах. Возросшие объемы автоперевозок примут на себя две автомобильные дороги: Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Салехард; Сыктывкар - Ухта, Печора - Нарьян-Мар с выходом на Салехард.

Уральский федеральный округ в силу своего географического положения и ресурсного потенциала становится основным транзитным и перерабатывающим звеном глобальных грузопото-

ков в направлении Европа - Россия - Япония, Китай - Казахстан -Россия - Европа. Транспортная сеть региона, дополненная созданным в Екатеринбурге транспортно-логистическим центром, будет соответствовать мировым стандартам. Скорость доставки грузов при этом увеличится в среднем на 20%.

Строительство меридиональных путей сообщений, связывающих между собой широтные магистрали, во многом определит развитие производительных сил в северных районах ЗападноСибирского нефтегазового комплекса, превратит регион в активного участника международного сотрудничества, будет способствовать ускоренному развитию экономики России.

Библиографический список

1. Транспортная стратегия России // БТИ. - 2013.- № 9.

2. Лапидус Б.М., Мачарет Д.А. Оценка социально-экономических последствий структурной реформы // Железнодорожный транспорт. - 2012. - № 12.

3. Социально-экономические показатели 2013. Рос. стат. ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2013.

4. Об итогах работы железной дороги за 2012 г. и задачах по обеспечению работы железнодорожного транспорта в условиях разделения функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности / Доклад министра МПС П.И. Фадеева // Железнодорожный транспорт. - 2013. - № 3.

5. Персианов В.А., Богданова Т.В. Ключевые вопросы транспортной стратегии Российской Федерации / Материалы обсуждения проекта транспортной стратегии России на конференции в Новосибирске (май 2003 г.) // БТИ. - 2013. - № 9.

6. Лобов О.И., Хачатурян В.Р. Восточный российский ход в XXI век / Материалы обсуждения проекта транспортной стратегии России на конференции в Новосибирске (май 2003 г.) // БТИ. - 2013. - № 9.

7. Малов В.Ю. Транспортная система Азиатской России как условие сохранения стабильности экономического развития страны / Материалы обсуждения проекта транспортной стратегии России на конференции в Новосибирске (май 2013 г.) // БТИ. -2013. - № 9.

8. Гончаренко С.С. Транспортные тарифы для развития ресурсных регионов // БТИ. - 2013. - № 12.

Bibliographical list

1. Transportnaja strategija Rossii // BTI. - 2013. - № 9.

2. Lapidus B.M., Macharet D.A. Ocenka social'no-jekonomicheskih posledstvij strukturnoj reformy // Zheleznodorozhnyj transport. - 2012. - № 12.

3. Social'no-jekonomicheskie pokazateli 2013. Ros. stat. ezhegodnik. - M.: Goskomstat Rossii, 2013.

4. Ob itogah raboty zheleznoj dorogi za 2012 g. i zadachah po obespecheniju raboty zheleznodorozhnogo transporta uslovijah razdelenija funkcij gosudarstvennogo regulirovanija i hozjajstvennoj dejatel'nosti / Doklad ministra MPS P.I. Fadeeva // Zheleznodorozhnyj transport. - 2013. - № 3.

5. Persianov V.A., Bogdanova T.V. Kljuchevyevoprosy transportnoj strategii Rossijskoj Federacii / Materialy obsuzhdenija proekta transportnoj strategii Rossii na konferencii Novosibirske (maj 2003 g.) // BTI. - 2013. - № 9.

6. Lobov O.I., HachatuijanV.R. Vostochnyj Rossijskij hod XXI vek / Materialy obsuzhdenija proekta transportnoj strategii Rossii na konferencii Novosibirske (maj 2003 g.) // BTI. - 2013. - № 9.

7. Malov V.Ju. Transportnaja sistema Aziatskoj Rossii kak uslovie sohranenija stabil'nosti jekonomicheskogo razvitija strany / Materialy obsuzhdenija proekta transportnoj strategii Rossii na konferencii Novosibirske (maj 2013 g.) // BTI. - 2013. - № 9.

8. Goncharenko S.S. Transportnye tarify dlja razvitija resursnyh regionov // BTI. - 2013. - №12.

Контактная информация

E-mail: krasulina0804@yandex.ru

Contact links

E-mail: krasulina0804@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.