Научная статья на тему 'Транспортная система Европейского союза: опыт, проблемы и перспективы развития'

Транспортная система Европейского союза: опыт, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
864
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ильющенко И. Г.

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается транспортная система Европейского союза. Проводится анализ перспектив ее развития, разрабатываемых в рамках единой транспортной политики Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport system of european community: experience, problems and development prospects

The basic problems which face the transport system of European community are considered in the article. The analysis of its development prospects working out in the single transport politics of European community is carried out.

Текст научной работы на тему «Транспортная система Европейского союза: опыт, проблемы и перспективы развития»

Экономика и управление на транспорте

I

[10] Трененков, Е. М. Диагностика в антикризисном управлении / Е. М. Трененков, С. А. Две-денидова // Менеджмент в России и за рубежом. - № 1. - 2002. - www.dis.ru

[11] Чонаева, Г. В. Основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятия / Г. В. Чонаева // Экономический анализ. - № 7. - 2003. - www.dinform.ru

[12] Шаронова, В. П. Антикризисное управление предприятиями сферы услуг: дис... канд. экон. наук. - Н. Новгород, 2005. — 190 с.

METHOD OF THE FINANCIAL ESTIMATION OF WATER TRANSPORT ENTERPRISES

V. I. Zhmachinsky, I. G. Iljuschenko

The problems of overcoming crisis situations on the enterprises of inland water transport are considered in the article. The stages of the crisis process according to the results of express diagnostics of the financial state of water transport enterprises are defined. The conclusion of the seriousness of the crisis and the measures for the financial recovering of the enterprises are given according to the results of the carried out analysis.

УДК 338.24

И. Г. Ильющенко, к. э. н., старший преподаватель, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается транспортная система Европейского союза. Проводится анализ перспектив ее развития, разрабатываемых в рамках единой транспортной политики Европейского союза.

Транспорт занимает ведущее место в экономике большинства стран мира и является одной из постоянно развивающихся отраслей. Развитие транспортной отрасли вызвано рядом объективных причин, среди которых важную роль играет необходимость обеспечить должное транспортное обслуживание всех элементов рыночного хозяйствования. Стабильная работа транспортной системы обеспечивает свободное развитие личности; нормальное функционирование рынков товаров и услуг; развитие городов и регионов; расширение международных связей и т. д.

Роль транспорта в социально-производственной инфраструктуре исключительно важна. Любое государство стремится обеспечить оптимальную работу транспортной системы, так как это является условием эффективного функционирования экономики. Рассматривая производственную составляющую транспортной системы, следует отметить, что эффективный механизм доставки грузов особенно актуален для развития малого и среднего бизнеса.

Социальная составляющая транспорта также играет важную роль, но уже в системе пассажирских перевозок, которые служат в первую очередь общественным интересам. Пассажирский транспорт является единственным сектором экономики, где в той или иной мере сохраняется государственная собственность, государственное регулирование и финансирование.

Еще одним фактором, привлекающим повышенное внимание к транспортной системе, является высокий уровень загрязнения окружающей среды транспортными

средствами (более одной трети всего загрязнения). В настоящее время национальное законодательство и международные соглашения заставляют расходовать значительные средства для качественного видоизменения транспортных систем в целях снижения их негативного воздействия на окружающую среду.

Мировая практика показывает, что транспорт является важным структурным элементом экономики промышленно развитых стран. В странах Европейского сообщества (ЕС) общие расходы, связанные с транспортным сектором, ежегодно составляют около 800 млрд. евро (т. е. около 10 % ВВП государств ЕС). Обслуживанием транспортной сферы государств ЕС в настоящее время занято более 10 млн. человек.

Как и любая функционирующая система, транспортная система сталкивается с рядом серьезных проблем, что значительно снижает ее эффективность. Основные проблемы транспортной системы ЕС приведены на рис 1.

Ключевое значение среди существующих проблем занимает транспортная перегруженность отдельных территорий, что способствует увеличению транспортных заторов и является первопричиной роста аварийности на дорогах, негативному воздействию на окружающую среду, здоровье населения, климат, а также увеличивает потребление невозобновляемых ресурсов.

Транспортная перегруженность отдельных территорий и направлений в государствах ЕС затрагивает все основные виды транспорта.

По оценкам западных экспертов только прямые потери, связанные с перегруженностью автомобильных дорог, составляют в настоящее время 0,5 % ВВП Европейского сообщества, а к 2010 году их величина может возрасти до 1 % ВВП. Суммарная величина потерь от эксплуатации транспортной системы ЕС достигает в развитых государствах 10 % ВВП.

Рис. 1. Основные проблемы ЕС в области развития транспорта

Транспортная политика стран ЕС направлена на устранение существующих проблем и связанных с ними социально-экономических последствий, что также должно повысить эффективность и конкурентоспособность транспортного сектора. Обеспечить это должно решение основных задач, стоящих перед транспортной системой ЕС, приведенных на рис. 2.

Экономика и управление на транспорте

Рис. 2. Основные задачи, решаемые в рамках транспортной системы ЕС

Изменение соотношения между различными видами транспорта

Основная доля перевозок ЕС приходится на автомобильный и воздушный виды транспорта, которые в настоящее время являются наиболее аварийными, шумными и экологически грязными. Железнодорожный транспорт и водные (морской и речной) виды транспорта являются наиболее экологичными, безопасными и наименее ресурсоемкими в европейской транспортной системе, несмотря на это их доля в транспортной сети ЕС очень низкая.

Поэтому изменение соотношения между различными видами транспорта в ЕС предполагает устранение существующей диспропорции, для чего предполагается установить регулируемую конкуренцию между различными видами транспорта и способствовать установлению максимального взаимодействия между видами транспорта (создание интермодальности).

Установление регулируемой конкуренции предполагает работу в трех направлениях:

1. Совершенствование и регламентирование работы автодорожного комплекса, для чего предполагается повысить конкурентоспособность комплекса, улучшить качество дорожной сети, вводить единые ограничительные и социальные нормы на всей территории ЕС, унифицировать системы контроля и наказания, а также стимулировать совершенствование структуры автотранспортного бизнеса, логистики и управления при помощи внедрения соответствующих мер.

2. Развитие и оживление железнодорожной отрасли, прежде всего, за счет создания конкурентного рынка железнодорожных перевозок, гармонизации технических требований ко всем компонентам высокоскоростных и обычных железнодорожных

сетей, повышения качества железнодорожных услуг и мер по защите прав пользователей, создания системы обеспечения безопасности и универсальности движения на уровне ЕС, оптимизации использования инфраструктуры железнодорожного транспорта, постепенного открытия рынка международных перевозок.

3. Оптимизация воздушных перевозок. В ее основе лежит контроль за ростом воздушных перевозок, разгрузка воздушного пространства, совершенствование работы аэропортов, ограничение строительства новых аэропортов, введение единых правил управления воздушным движением, использование более крупных воздушных судов.

Развитие взаимодействия между различными видами транспорта, интермодальные перевозки

Решение этой задачи планирует установить взаимодействие между морским, речным и железнодорожным транспортом за счет создания транспортных цепочек «море - река - железная дорога». Основой создания такой цепочки является развитие морских и внутренних водных путей, совершенствование сопутствующей инфраструктуры, унификация процедур, правил и требований к перевозчикам, организация интермодальных перевозок по упрощенным процедурам, создание условий для обновления морского и речного флота, развитие логистических технологий в интермодальной цепочке.

Устранение естественных препятствий (барьеров, «узких мест»)

Устранение естественных препятствий (барьеров), отрицательно сказывающихся на развитии перевозок, возможно за счёт развития магистральной транспортной сети и совершенствования управления движением на ней, то есть речь идет о развитии мультимодальных коридоров. Приоритетным направлением развития мультимодаль-ных транспортных коридоров должны быть грузовые перевозки. Параллельно с развитием грузовых перевозок необходимо обеспечить развитие (строительство, модернизация) высокоскоростной пассажирской железнодорожной сети, связанной с крупными аэропортами.

Финансирование развития транспортной инфраструктуры

Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры предполагается финансировать из различных источников. Учитывая ограниченные возможности государства, финансирование транспортной политики ЕС предусматривается из следующих основных источников:

1. Избирательность государственного финансирования транспортных проектов (например, направленные на развитие интермодальности, на соединение соответствующих транспортных инфраструктур, на повышение безопасности движения);

2. Привлечение частных инвесторов и создание компаний со смешанным (частно-государственным) капиталом;

3. Компенсация затрат и получение доходов от новых капиталоёмких проектов за счёт поступления платы за проезд по конкурирующим маршрутам (после их амортизации).

4. Возможность использования средств, получаемых в качестве платы за пользование инфраструктурой одного вида, для финансирования инфраструктурных проектов на других видах транспорта

В случае реализации подобной схемы основная финансовая нагрузка ляжет на пользователей транспорта, вместо традиционного финансирования за счёт налогов, взимаемых с местного населения и местных предпринимателей.

Экономика и управление на транспорте

Реализация комплекса мер по повышению безопасности транспорта

Решение этой задачи предусматривает принятие базовых принципов и механизмов, способствующих эффективному функционированию транспорта и, прежде всего городского. Также предлагается рассмотреть возможность систематического исследования и анализа безопасности движения и воздействия на окружающую среду по основным направлениям трансъевропейской дорожной сети.

Создание эффективных механизмов платности пользования транспортной инфраструктурой

Создание эффективных механизмов платности пользования транспортной инфраструктурой, должно компенсировать полные затраты общества. Решение этой задачи предусматривает увеличение затрат пользователей транспортной инфраструктурой ЕС вследствие роста стоимости транспортных услуг. Однако, несмотря на общий рост стоимости транспортных услуг, доступность качественного транспортного обслуживания должна сохраниться на всей территории ЕС.

В связи с этим предполагается ввести единую для всего транспортного сектора систему налогообложения, позволяющую обеспечить более справедливое распределение тяжести транспортных затрат. Предполагается, что создание подобной системы налогообложения будет предусматривать внедрение таких инструментов внешнего воздействия, как плата за пользование транспортной инфраструктурой и гармонизация налога на топливо.

Плата за пользование транспортной инфраструктурой должна покрывать затраты на ее эксплуатацию и внешние расходы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, загрязнением атмосферы, шумом и перегруженностью.

При этом задача ЕС будет состоять в максимальной дифференциация транспортных сборов, которые будут зависеть от общей массы и экологического класса используемых транспортных средств, интенсивности движения и уровня загрузки транспортной сети, общей экологической ситуации вдоль маршрута движения транспорта и т. д. Кроме того, предполагается одновременно снизить существующие налоги или направить полученную прибыль на финансирование инфраструктуры для снижения эксплуатационных расходов.

Гармонизация налога на топливо предполагает введение системы налогообложения, позволяющей обеспечить оптимальное соотношение ставки налога на топливо и степенью загрязнения окружающей среды (выбросами диоксида углерода С02). Также предполагается освобождать от налогообложения экологически чистые виды топлива (водород и биотопливо).

Совершенствование функционирования пассажирского транспорта

Основные усилия в части развития пассажирских перевозок направлены на развитие интермодальных перевозок и общее повышение качества удовлетворения потребностей населения в перевозках.

Развитие интермодальности пассажирских перевозок связано с улучшением условий поездок, облегчением пересадок с одного вида транспорта на другой, улучшением информированности пассажиров и организации продажи билетов.

Большое внимание также уделяется вопросу прав и обязанностей пользователей всеми видами транспортных услуг.

Пассажирский транспорт должен служить, прежде всего, общественным интересам, и только это может служить гарантией того, что в транспортной отрасли будут обеспечиваться интересы, имеющие общее экономическое значение. То есть речь идет о возможности со стороны государства предъявить определенные требования к частным предприятиям-перевозчикам, которые это предприятие не приняло бы на

68

Вестник ВГАВТ

себя, если бы учитывало лишь свои коммерческие интересы. При этом государство не должно препятствовать свободной конкуренции на рынке транспортных услуг.

Совершенствование систем городского транспорта и повышение "устойчивости" их функционирования

Совершенствование систем городского транспорта Европейский союз предполагает осуществлять в следующих направлениях:

- управление движением городского транспорта, с учетом перегруженности инфраструктуры, загрязнения окружающей среды, безопасности движения;

- использование экологически чистых транспортных средств (поиск новых источников энергии для транспорта и поиск альтернатив личному легковому автотранспорту в городах);

- создание качественного общественного транспорта (организация комплексной продажи билетов, совершенствование доставки багажа, обеспечение непрерывности поездок, повышение физической доступности транспортных средств для всех категорий пользователей и т. д.);

- ограничение использования легкового автотранспорта в городах.

Принятие мер, направленных на "смягчение" возможных негативных последствий расширения Евросоюза

Уровень благосостояния различных стран Евросоюза не одинаков, не говоря уже о недавно принятых в ЕС странах Восточной Европы, поэтому соответствие стандартам Европейского союза является чрезмерной нагрузкой для некоторых стран ЕС. Такое положение можно отнести к негативным последствиям расширения Евросоюза.

Поэтому принятие мер, направленных на "смягчение" возможных негативных последствий расширения Евросоюза, является актуальной задачей.

Повышение роли Евросоюза в формировании механизмов международной транспортной политики

Европейский союз представляет собой объединение государств, имеющих различные уровни благосостояния, законодательной базы, стандартов и т. п. Такое положение вещей требует унификации и стандартизации нормативно-законодательной базы, технических требований к транспортным средствам и сопутствующей инфраструктуры, устранения существующих противоречий транспортной политики стран союза и транспортной политики ЕС, выработки единой транспортной политики Европейского союза и контроля над ходом ее выполнения.

Такое положение вещей способствует повышению роли Евросоюза в формировании механизмов международной транспортной политики.

Анализ основных направлений транспортной политики стран Европейского сообщества, изложенный в Белой книге «Европейская транспортная политика на период до 2010 года - время решать», позволяет выделить следующие общие тенденции, характерные для формирования единой национальной политики странами ЕС в области ' транспорта:

1. Стандартизация и унификация законодательных норм, регламентирующих транспортную деятельность.

2. Опережающее развитие основных коммуникаций и объектов инфраструктуры транспорта.

3. Обеспечение выполнения единых европейских технических стандартов на автомобильных и железнодорожных магистралях.

4. Развитие видов транспорта, наиболее благоприятных для окружающей среды.

Экономика и управление на транспорте

5. Ужесточение стандартов в области экологического воздействия транспорта.

6. Постепенный отказ от различного вида экономических ограничений, налагаемых на коммерческую деятельность предприятий различных видов транспорта

7. Четкое законодательное или договорное закрепление обязательств, принимаемых на себя транспортными предприятиями, имеющими статус общественных перевозчиков.

Список литературы

[1] Белая книга. Европейская транспортная политика на период до 2010 года - время решать / Материал комиссии Европейских Сообществ.

[2] Зарубежный опыт разработки и реализации транспортной политики / Материалы всероссийской конференции "Транспортная стратегия России". - Москва, Кремль. - 3 декабря 2003 г.

[3] Локтев, А. А. Государственное управление развитием транспорта в России и за рубежом: Опыт, проблемы, перспективы: монография / А. А. Локтев. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2006. - 72 с.

TRANSPORT SYSTEM OF EUROPEAN COMMUNITY: EXPERIENCE, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

I. G. Iljuschenko

The basic problems which face the transport system of European community are considered in the article. The analysis of its development prospects working out in the single transport politics of European community is carried out.

УДК 658.012

Д. М. Чижов, аспирант, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

АНАЛИЗ СУЩЕСТВОВАВШИХ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПЛАНОВ ПРИЕМА И ПЕРЕДАЧИ ФЛОТА В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПАРОХОДСТВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ БАССЕЙНОВ

Статья посвящена рассмотрению преимуществ и недостатков существовавших ранее танов приема-передачи грузов и флота в системе смежных судоходных компаний и решению вопроса о целесообразности применения их в современных условиях с целью организации эффективной работы по перевозке грузов внутренним водным транспортом.

Актуальность данной темы диктуется низкой эффективностью работы флота в связи с отсутствием централизованного управления в рыночных отношениях. По этой причине нарушились прежние хозяйственные связи между участниками транспортного процесса, но на смену им не был создан новый механизм взаимодействия, ориентированный на рыночные отношения. После разгосударствления основных фондов и децентрализации руководства работой флота, появилось большое количество мелких судовладельческих предприятий, ослабло внимание к качеству руководства работой транспорта, особенно к вопросам использования флота, составлявшего более 50 % общей стоимости всех основных фондов речного транспорта. По данным ГУ «Волжское ГБУ» за навигацию 2004 года по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.