Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМА БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ'

ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМА БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
282
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОЛОСЫ / ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИЕ ПАРКОВКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ширина Н.В., Вороговская И.Ю., Спеваков Б.С.

Современные города быстро развиваются, а численность населения и количество личного транспорта на дорогах города увеличивается с каждым годом. Пропускная способность дорог становится недостаточной и транспортная система города оказывается в неустойчивом положении. Также большое количество транспорта на дорогах негативно сказывается на экологическом состоянии города за счет выброса вредных веществ в воздух. В таких случаях требуется проведение транспортной реформы, в которую будут включены мероприятия по улучшению состояния общественного транспорта, реконструкция главных дорог города, введение новой системы проезда и строительство перехватывающих парковок для личного транспорта. Новая транспортная реформа Белгородской агломерации должна стимулировать горожан использовать общественный транспорт и отказаться от личного автомобиля за счет развития транспортной системы и повышения удобства использования общественного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT REFORM OF THE BELGOROD AGGLOMERATION

Modern cities are developing rapidly, and the population and the number of personal vehicles on the city's roads are increasing every year. The capacity of the roads becomes insufficient, and the city's transport system is in an unstable position. Also, a large number of vehicles on the roads negatively affects the ecological state of the city, due to the release of harmful substances into the air. In such cases, a transport reform is required, which will include measures to improve the state of public transport, the reconstruction of the city's main roads, the introduction of a new passage system and the construction of intercepting parking lots for personal vehicles. The new transport reform of the Belgorod agglomeration should stimulate citizens to use public transport and abandon a private car, through the development of the transport system and increasing the convenience of using public transport.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМА БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2619-0761-2021-3-28-33 УДК 656.021.8

ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМА БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Ширина Н.В.*, ВороговскаяИ.Ю., СпеваковБ.С.

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород, Россия

*Е-таИ: schnv02@maii.ru

Аннотация. Современные города быстро развиваются, а численность населения и количество личного транспорта на дорогах города увеличивается с каждым годом. Пропускная способность дорог становится недостаточной и транспортная система города оказывается в неустойчивом положении. Также большое количество транспорта на дорогах негативно сказывается на экологическом состоянии города за счет выброса вредных веществ в воздух. В таких случаях требуется проведение транспортной реформы, в которую будут включены мероприятия по улучшению состояния общественного транспорта, реконструкция главных дорог города, введение новой системы проезда и строительство перехватывающих парковок для личного транспорта. Новая транспортная реформа Белгородской агломерации должна стимулировать горожан использовать общественный транспорт и отказаться от личного автомобиля за счет развития транспортной системы и повышения удобства использования общественного транспорта.

Ключевые слова: транспортная реформа, общественный транспорт, выделенные полосы, перехватывающие парковки.

Введение.

Город Белгород является одним из самых прогрессивных и быстроразвивающихся городов России. Население города с каждым годом увеличивается, а пригородные территории разрастаются. Вокруг города образовалась Белгородская агломерация с численностью населения более 0,5 млн. человек. Так как Белгород является городом областного значения, то каждый день его посещают десятки тысяч людей. Белгород испытывает транспортные проблемы, характерные для любого крупного плотно населённого города. На фоне растущей автомобилизации, растут и пробки, страдает движение как личного, так и общественного транспорта.

В статье рассматривается предстоящая транспортная реформа Белгородской агломерации и её влияние на жизнь населения.

Основная часть. Прогнозирование даёт возможность заблаговременно подготовиться к будущим изменениям, рассчитать возможные последствия действий, предпринимаемых в настоящем, будучи основой для разработки стратегических планов, целевых

комплексных и функционально-

структурированных программ. Работы по прогнозированию развития городов образуют комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию [1].

Общественный транспорт до транспортной реформы имел ряд проблем: устаревание подвижного состава, неэффективная и из л и шне задублированная маршрутная сеть, низкая надёжность, недостаточный охват ряда направлений и районов, большой интервал движения, низкие скорости в час пик, несоблюдение расписания, отсутствие удобной системы оплаты проезда и другие.

С учётом сложившейся застройки и каркаса улично-дорожной сети, высокой плотности населения возможность для увеличения пропускной способности ряда магистралей отсутствовала. Транспортная система в таких условиях была неустойчивой. При дальнейшем росте автомобилизации неизбежен был рост пробок, что вызвало бы снижение качества работы общественного транспорта и дальнейший отток пассажиров на личные автомобили.

Данные обстоятельства привели к необходимости запуска транспортной реформы,

(сср Cl) Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.

основанной на принципах приоритета общественного транспорта, необходимости создания надёжной, удобной и быстрой системы общественного транспорта, комфортной и безопасной среды для велосипедистов и пешеходов. Запуск новой транспортной реформы в городе Белгород планируется в 2022 году.

Реформа общественного транспорта в Белгороде началась сразу в нескольких направлениях. Во-первых, это реконструкция одной из важнейших маршрутных артерий города - улицы Щорса, где проезжая часть расширяется, а в средней части магистрали строятся выделенные полосы для автобусов с вереницей остановок по центру. Во-вторых, кардинально меняется маршрутная сеть города, а также и принцип оплаты проезда.

/

/

шЛК.

\

В условиях крупного плотно населённого города место на дороги - остро дефицитный ресурс. В связи с этим должно поощряться использование тех видов транспорта, которые используют его наиболее эффективно. Для удобства использования гражданами общественного транспорта было принято решение о реконструкции улицы Щорса и создании выделенных полос с остановками в центральных колоннах дороги. Организовать выделенные полосы для общественного

Реализацию транспортной реформы можно разделить на два блока мероприятий. В п е р вом блоке организационных мероприятий выполняется организация Единой Транспортной Компании (ЕТК), исключение нелегальных перевозчиков, введение системы безналичной оплаты и входа в салон общественного транспорта через переднюю дверь, диспетчеризация и организация службы поддержки граждан в вопросах общественного транспорта.

В о втором блоке инфраструктурных мероприятий запланировано строительство нового автотранспортного предприятия, о р г анизация выделенных полос,

реконструкция транспортно-пересадочных узлов, устройство новых отстойно-разворотных площадок и введение новой маршрутной сети (рис. 1) [2].

транспорта по оси было решено из-за большого количества въездов и выездов во дворы и других примыканий к улице - всего более 5 0 штук. Общественный транспорт в прав о й п олосе останавливался бы из-за них настолько часто, что это бы свело на нет эффект от введения выделенной дороги. В ед ь каждый выезд на улицу Щорса сопро-вожд ался бы разрывом в выделенной полосе . По проекту реконструкции на территории города Белгород будет 30 км выделенных полос для общественного транспорта.

Рис. 1. Схема маршрутов в новой маршрутной сети

В проекте транспортной реформы Первая из них - магистральная. У

предусмотрены основные коридоры выделенных полос по улице Щорса, проспекту Б. Хмельницкого, проспекту Славы и по улице Преображенской (рис. 2).

магистральных автобусов будет длинный путь через весь город. Часть из них " захв атывает" и агломерацию - пригороды, которые вплотную подходят к городской черте. 27 магистральных автобуса свяжут противолежащие части города в разных направлениях (рис. 4).

Рис. 2. Основные коридоры выделенных полос

Проектом предусмотрена также реконструкция сетей ливневой канализации. На благоустроенной прилегающей к проезжей части территории появятся места для парковок и велодорожки. Проектом реконструкции улицы Щорса предусмотрено не только реконструировать проезжую часть, но и благоустроить прилегающую территорию, сделав удобные парковки, но сохранив при этом пространство для пешеходов и высадив деревья и кустарники. Также предусмотрены велосипедные дорожки по обеим сторонам дороги общей протяженностью почти 8 км (рис. 3) [3].

Рис. 4. Схема проезда магистральных автобусов

Вторая группа - городские маршруты или социальные - из спальных районов гор ода они повезут людей по улицам, где р асполагаются важные социальные объекты. Всего предусмотрено 18 городских маршрутов, они должны полностью закрыть спальные микрорайоны и обеспечить подвоз пассажиров максимально близко к дому (р ис . 5 ).

Рис. 3. Проект реконструкции улицы Щорса

Основная проблема нынешней транспортной системы - дублирование маршрутов. Чтобы этого избежать в новой транспортной реформе предусмотрено 3 группы маршрутов.

Рис. 5. Схема проезда городских автобусов

Третья - пригородные, подвозящие и сезонные - свяжет микрорайоны индивидуальной застройки, отдаленные от города села, которые входят в состав агломерации, и дачные участки. В ней будет 70 маршрутов,

которые совершат 5...7 рейсов в день. На маршруты выйдут автобусы среднего размера. Каждый автобус будет курсировать на небольшом участке, охватывая одну или несколько улиц. Основное их назначение -подвоз пассажиров к остановкам магистральных маршрутов (рис. 6) [4].

Рис. 6. Схема проезда подвозящих автобусов

Нумерацию автобусов изменят полностью. Все магистральные маршруты пометят буквой М, городские - будет отличать двузначное число, подвозящие -трехзначное.

Новая маршрутная сеть Белгородской агломерации будет работать на основе пересадочной модели. Основная часть маршрутов Белгородского района будет сходиться к 9 транспортно-пересадочным узлам, где осуществляется пересадка на магистральные маршруты. Созданная структура подвозящих маршрутов улучшит транспортное сообщение, в том числе в микрорайонах ИЖС.

Подвижной состав тоже изменится: на белгородских дорогах в качестве общественного транспорта снова появятся "Газели", исчезнувшие с улиц города больше десяти лет назад. Они "закроют" подвозящие маршруты. Автобусы средней вместимости будут курсировать на городских маршрутах, максимальной - на магистральных.

Такое "дробление" инициаторы оправдали тем, что расписание составят с учетом бесплатной пересадки для пассажира - как в метро. В течение 45 минут белгородец сможет воспользоваться "подвозящим" автобусом, пересесть из него в городской, а потом - в магистральный и обратно, заплатив всего раз [5].

Городские власти и руководство оператора пассажирских перевозок в Белгородской агломерации решили вывести свежие ЛиАЗы на самые оживленные маршруты. Главное отличие новых машин -в тотальном контроле за ходом поездки и поведением водителя. Интеллектуальная система "Антисон" представляет собой камеру, которая подмечает особенности состояния водителя. Камера отреагирует не только на то, как часто водитель начнет моргать, когда устанет, но еще и в том случае, если он закурит во время движения по маршруту или начнет разговаривать по мобильному телефону. Информация обо всех нарушениях поступает в компанию-перевозчик, а уже там будут принимать меры.

В скором времени водители будут полностью исключены из процесса оплаты проезда. Будет введена система "вход - выход". На входе пассажир, приложив карту к валидатору, заплатит 20 рублей за поездку по город у, при прикладывании карты на выходе - спишется дополнительная сумма з а при городные километры [6].

Для жителей пригорода, пользующихся на данный момент личным автомобилем разработана система перехватывающих авто и велопарковок. По проекту планируется шесть больших перехватывающих парковок и 23 велопарковки на въездах в город. Перехватывающие парковки будут возле о становок магистральных маршрутов: в С еверном, Новосадовом, Разумном - у рынка «Амбар», Дубовом - у «Метро», на С путнике и в Стрелецком. Все они должны быть бесплатными с системой видеонаблюдения. На данный момент действуют только 3 из перехватывающих парковок (на Спутнике, в Северном и на южном направлении, которое связывает Белгород с Ду б о в ым и Таврово). Если проект окажется успешным и горожанам удастся привить привычку пользоваться такими парковками, их начнут открывать на всех ключевых направлениях маятниковой миграции. На перехватывающих парковках водитель личного автомобиля может припарковать машину и, пересев на автобус, добраться до места назначения (рис. 7). Такие парковки способствуют переходу населения с личного автомобиля на пользование общественным транспортом [7].

ф ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИЕ ВЕЛОПДРКОВКИ

Рис. 7. Перехватывающие авто и велопарковки

В ходе реформы также будет запущено движение автобусов по улицам Архиерейская и 5 Августа. Новая сеть движения общественного транспорта подразумевает появление новых остановок между остановками «Родина» и «Водстрой» у спортивного комплекса Хоркиной, также новые остановочные пункты организуют у здания «Ростелекома», гостиницы «Амакс», детского сада № 57, возле музея-диорамы «Курская дуга. Белгородское направление» и на улице Архиерейской.

Заключение. Развитие общественного транспорта, новая маршрутная сеть, приоритетный проезд позволит поднять качество обслуживания большинства населения -пассажиров общественного транспорта, создать надёжную и удобную альтернативу для автомобилистов, сделать транспортную систему устойчивой, предотвратить транспортный коллапс. Таким образом, реформа несёт выгоду для всех жителей. Благодаря новой транспортной реформе в Белгороде создается быстрый, удобный и безопасный общественный транспорт. Жители города получают возможность без проблем передвигаться по городу без личного автомобиля.

Литература

1. Затолокина Н.М., Артемов С.Ю. Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории с использованием мобильного лазерного сканирования // Вектор ГеоНаук. 2020. Т.3. №2. С. 30-36.

2. Официальный сайт Департамента строительства и транспорта Белгородской области. URL: https://www.belgorodstroy.ru/ transportnaya-reforma/.

3. Даниленко Е.П, Спеваков Б.С. Влияние реконструкции улицы Щорса на трафик и благоустройство города Белгород / Сб. мат -в междунар. науч.-практ. конф. «Инновационная траектория развития современных наук о земле: становление, задачи, прогнозы». Белгород. 2020. С. 51-55.

4. Как будет ходить новый транспорт Белгорода и зачем нужны такие изменения. URL: https://bel.ru/news/city/18-08-2020/kak-budet-hodit-novyy-transport-belgoroda-i-zachem-nuzhny-takie-izmeneniya.

5. В Белгороде намерены кардинально поменять схему работы общественного транспорта. URL: https://rg.ru/2020/08/25/reg-cfo/v-belgorode-nachalas-reforma-

ob shchestvennogo-transporta.html.

6 . Кто не принимает белгородскую транспортную реформу. URL: https:// rg.ru/2020/10/07/reg-cfo/pochemu-belgorodskie-voditeli-protiv-transportnoj-reformy.html.

7. Апробация новой системы. URL: https://gazetanb.ru/2020/03/aprobacij a-novoj -sistemy/.

Контактные данные:

Ширина Наталья Владимировна, эл. почта: schnv02@maii.ru Вороговская Ирина Юрьевна, эл. почта: vorogovskaya16@maii.ru Спеваков Борис Сергеевич, эл. почта: berk1918@maii.ru

© Ширина Н.В., Вороговская И.Ю., Спеваков Б.С., 2021

TRANSPORT REFORM OF THE BELGOROD A GGLOMERA TION

N.V. Shirina*, i.Yu. Vorogovskaya, B.S. Spevakov

Belgorod state technological university named after V.G. Shoukhov, Belgorod, Russia

*E-mail: schnv02@mail.ru

Abstract. Modern cities are developing rapidly, and the population and the number of personal vehicles on the city's roads are increasing every year. The capacity of the roads becomes insufficient, and the city's transport system is in an unstable position. Also, a large number of vehicles on the roads negatively affects the ecological state of the city, due to the release of harmful substances into the air. In such cases, a transport reform is required, which will include measures to improve the state of public transport, the reconstruction of the city's main roads, the introduction of a new passage system and the construction of intercepting parking lots for personal vehicles. The new transport reform of the Belgorod agglomeration should stimulate citizens to use public transport and abandon a private car, through the development of the transport system and increasing the convenience of using public transport.

Keywords: transport reform, public transport, dedicated lanes, intercepting parking lots.

References

1. Zatolokina, N.M., Artemov, S.Yu., 2020. Socio-economic forecasting as a basis for managing the development of territories using mobile laser scanning. Vector of Geosciences. 3(2). Pp. 30-36. (rus)

2. Oficial'nyj sajt Departamenta stroitel'st-va i transporta Belgorodskoj oblasti [Official site of the Department of Construction and Transport of the Belgorod Region]. URL: https://www.belgorodstroy.ru/transportnaya-reforma/. (rus)

3. Danilenko, E.P, Spevakov B.S. Vliyanie rekonstrukcii ulicy Shchorsa na trafik i blagoustrojstvo goroda Belgorod [The influence of the reconstruction of Shchorsa street on traffic and improvement of the city of Belgorod] / Sb. mat-v mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Innovacionnaya traektoriya razvitiya sov-remennyh nauk o zemle: stanovlenie, zadachi, prognozy». Belgorod. 2020. Pp. 51-55. (rus)

4. Kak budet hodit' novyj transport Belgo-roda i zachem nuzhny takie izmeneniya [How

Contacts:

Natal'ya V. Shirina, schnv02@mai.ru

Irina Yu. Vorogovskaya, vorogovskaya16@mail.ru

Boris S. Spevakov, berk1918@mail.ru

will the new transport of Belgorod go and why such changes are needed]. URL: https://bel.ru/ news/city/18-08-2020/kak-budet-hodit-novyy-transport-belgoroda-i-zachem-nuzhny-takie-izmeneniya. (rus)

5. V Belgorode namereny kardinal'no pomenyat' skhemu raboty obshchestvennogo transporta [In Belgorod, they intend to radically change the scheme of public transport]. URL: https://rg.ru/2020/08/25/reg-cfo/v-belgorode-nachalas-reforma-obshchestvennogo-transporta.html. (rus)

6. Kto ne prinimaet belgorodskuyu transportnuyu reform [Who does not accept the Belgorod transport reform]. URL: https:// rg.ru/2020/10/07/reg-cfo/pochemu-belgorodskie-voditeli-protiv-transportnoj-reformy.html. (rus)

7. Aprobaciya novoj sistemy [Approbation of the new system]. URL: https:// gazetanb.ru/2020/03/aprobacija-novoj-sistemy/. (rus)

© Shirina, N.V., Vorogovskaya, I.Yu., Spevakov, B.S., 2021

Ширина Н.В., Вороговская И.Ю., Спеваков Б.С. Транспортная реформа Белгородской агломерации//Вектор ГеоНаук. 2021. Т.4. №3. С. 28-33. DOI: 10.24412/2619-0761-2021-3-28-33.

Shirina, N.V., Vorogovskaya, I.Yu., Spevakov, B.S.,2021. Transport reform of the Belgorod agglomeration. Vector of Geosciences. 4(3). Pp. 28-33. DOI: 10.24412/2619-0761-2021-3-28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.