Научная статья на тему 'Транспортная проблема: анализ, перспективы и предложения'

Транспортная проблема: анализ, перспективы и предложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2824
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТОРЫ / СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / АВТОМАГИСТРАЛЬ / "ФАНТОМНЫЙ ПЕРЕКРЁСТОК" / АВТОНОМНАЯ КООРДИНАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ / TRANSPORT SYSTEM / TRAFFIC CONGESTION / AVERAGE TRAFFIC SPEED / HIGHWAY / "PHANTOM CROSSING" / АUTONOMOUS COORDINATION OF MOTOR TRANSPORTATION STREAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лашко Сергей Иванович, Милованов Владислав Федорович

Статья посвящена анализу возможных вариантов решения транспортных заторов, которые стали неотъемлемой частью современного общества. Современная транспортная система имеет множество проблем, которые носят комплексный глобальный характер, и уже не может удовлетворить, в достаточной степени, потребности людей. Причины кроются в несовершенной организация дорожного движения, различного рода просчетах в проектировании и строительстве дорог и транспортных развязок. Попытки решения проблемы транспортных заторов предпринимались неоднократно, в различных странах мира, многие исследователи полагают, что для их решения достаточно строительства новых автомобильных развязок и разделения транспортных потоков. Однако, по мнению авторов, наиболее приемлемой, в частности, для нашей страны, может стать система ERP, которая используется в Сингапуре. Данная система предполагает взимание платы за проезд: чем более загружена дорога, тем более высокая плата ждет участника движения, и наоборот, в случае «пустой» дороги плата взиматься не будет. Эта и другие системы, позволяющие справиться с транспортной проблемой проанализированы в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT PROBLEM: ANALYSIS, PROSPECTS AND PROPOSALS

The article is devoted to the analysis of possible solutions of traffic jams, which have become an integral part of modern society. Modern transport system has many problems that are both complex and global in nature, and cannot meet sufficiently the needs of the people. The reasons lie in the imperfect organization of traffic, various kinds of miscalculations in the design and construction of roads and transport interchanges. Attempts to solve the problem of traffic jams have been made repeatedly, in different countries of the world, many researchers believe that their solution is enough to build new road junctions and the separation of traffic flows. However, according to the authors, the most acceptable, in particular, for our country, may be the ERP system, which is used in Singapore. This system involves the collection of fare: the more loaded the road, the higher the fee waiting for the traffic participant, and Vice versa, in the case of “empty" road fee will not be charged. This and other systems to cope with the transport problem are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Транспортная проблема: анализ, перспективы и предложения»

УДК 332 ББК 65.2/4 Л 32

ТРАНСПОРТНАЯ ПРОБЛЕМА:

АНАЛИЗ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(Рецензирована)

Лашко Сергей Иванович,

доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы международного бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 255 90 95, e-mail: information@hsib.ru

Милованов Владислав Федорович,

студент Южного института менеджмента, Краснодар. Тел.: (861) 255 90 95, e-mail: kashtun98@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу возможных вариантов решения транспортных заторов, которые стали неотъемлемой частью современного общества. Современная транспортная система имеет множество проблем, которые носят комплексный глобальный характер, и уже не может удовлетворить, в достаточной степени, потребности людей. Причины кроются в несовершенной организация дорожного движения, различного рода просчетах в проектировании и строительстве дорог и транспортных развязок. Попытки решения проблемы транспортных заторов предпринимались неоднократно, в различных странах мира, многие исследователи полагают, что для их решения достаточно строительства новых автомобильных развязок и разделения транспортных потоков. Однако, по мнению авторов, наиболее приемлемой, в частности, для нашей страны, может стать система ERP, которая используется в Сингапуре. Данная система предполагает взимание платы за проезд: чем более загружена дорога, тем более высокая плата ждет участника движения, и наоборот, в случае «пустой» дороги плата взиматься не будет. Эта и другие системы, позволяющие справиться с транспортной проблемой проанализированы в данной статье.

Ключевые слова: транспортная система, транспортные заторы, средневзвешенная скорость движения, автомагистраль, «фантомный перекрёсток», автономная координация автотранспортных потоков.

TRANSPORT PROBLEM: ANALYSIS, PROSPECTS AND PROPOSALS

(Reviewed)

Lashko Sergey Ivanovich,

doctor of Science in Economics, Associate Professor, Director of Higher School of International Business of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861) 255 90 95, e-mail: information@hsib.ru

Milvanov Vladislav Fedorovich,

student of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861) 255 90 95, e-mail: kashtun98@mail.ru

Summary. The article is devoted to the analysis of possible solutions of traffic jams, which have become an integral part of modern society. Modern transport system has many problems that are both complex and global in nature, and cannot meet sufficiently the needs of the people. The reasons lie in the imperfect organization of traffic, various kinds of miscalculations in the design and construction of roads and transport interchanges. Attempts to solve the problem of traffic jams have been made repeatedly, in different countries of the world, many researchers believe that their solution is enough to build new road junctions and the separation of traffic flows. However, according to the authors, the most acceptable, in particular, for our country, may be the ERP system, which is used in Singapore. This system involves the collection of fare: the more loaded the road, the higher the fee waiting for the traffic participant, and Vice versa, in the case of "empty" road fee will not be charged. This and other systems to cope with the transport problem are analyzed in this article.

Keywords: transport system, traffic congestion, average traffic speed, highway, "phantom crossing", autonomous coordination of motor transportation streams.

Говоря о проблемах современной транспортной системы, необходимо принимать во внимание и учитывать обширный круг факторов, влияющих на неё. Мировая транспортная система является одним из важнейших элементов мировой экономики, так как для развития мирового хозяйства необходима хорошо отлаженная система путей сообщения [4].

Передвижение людей, ресурсов и товаров является одним из важнейших аспектов современного образа жизни и, в значительной мере, влияет на экономические связи, скорость совершения различных операций [3].

Если говорить объективно, то современная транспортная система не удовлетворяет, в достаточной степени, потребности людей, причинной этому служит её моральная старость, так как прин-

ципы, заложенные в ней, не соответствуют современным требованиям и стандартам. На данный момент разрабатывается множество технологий и способов, задача которых, по заверениям авторов, заключается в нейтрализации транспортных заторов. Наиболее значимые и популярные стратегии описываются в данной статье с указанием недочётов и проблем их реализации.

Некоторые специалисты, как правило, говорят, что первопричиной транспортных заторов являются слабая организация дорожного движения, а также ошибки и недочёты в проектировании и строительстве дорог и транспортных развязок. Если говорить более конкретно, то причинами выступают перекрёстки, дорожные съезды и светофоры.

Утрированные модели образования транспортных заторов представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Условная модель образования пробок в городах [6]

Рисунок 2. Условная модель образования пробок на магистралях [6]

Говоря о решении проблемы транспортных заторов, многие полагают, что в данном случае единственно верным выходом является строительство новых автомобильных дорог и применение концепции «разделения потоков движения». На каждом из данных решений необходимо остановиться подробней.

Итак, стоит отметить, что проблема транспортных заторов является наиболее острой, вследствие чего, первые попытки решить данную проблему или минимизировать пагубные эффекты от неё были предприняты достаточно давно, если говорить более конкретно, то в 60-ые годы прошлого века, когда наблюдалось значительное увеличение личного автотранспорта среди населения и общее развитие машиностроения. По причинам масштабных транспортных заторов, власти США предпринимали попытки по их устранению. Самым очевидным на их взгляд решением было увеличение количества дорог, транспортных развязок и общее улучшение их качества. Первоначально, это дало положительный эффект, но спустя некоторые количество времени транспортные заторы появились вновь. Разбирая причину данного эффекта, был выведен парадокс Доунса-Томсона. Он гласит, что средневзвешенная скорость движения личного автотранспорта по дорожной сети напрямую зависит от скорости передвижения пользователей общественного транспорта. В свою очередь, из данного парадокса выводят ещё один, который носит название парадокс Пигу-Найта-Доунса, суть его состоит в том, что при наличии общественного транспорта, увеличение пропускной способности дорог общего пользования приводит не к улучшению, а, напротив, к ухудшению общей дорожной обстановки. Схожий эффект, был показан Дитри-хом Браесом: согласно ему, добавление альтернативных путей к транспортной сети при независимом («эгоистическом») распределении нагрузки на ее элементы может уменьшать эффективность ее работы [1,7].

По мнению исследователей, парадокс Доунса-Томсона происходит по причине перехода пассажиров с общественного на личный транспорт под воздействием отложенного спроса. Расширение дорожного пространства стимулирует граждан пересаживаться с общественного транспорта на личный, что, в свою очередь, уменьшает прибыль операторов общественного транспорта и вынуждает их к увеличению интервалов движения общественного транспорта, что заставляет пересаживаться на личный автотранспорт и других пассажиров [5]. Вследствие чего, ухудшается общая дорожная обстановка, так как на дорогу в часы пик выезжает большее количество автотранспортных средств. Эти факто-

ры нарушают сложившееся равновесие, приводят к взрывному росту потока автотранспорта на расширенной дороге, возникновению ещё больших заторов и ухудшению обслуживания на общественном транспорте.

Данный парадокс не является универсальным, он применим лишь в случаях, когда существует достаточно развитая система общественного транспорта, и когда существующая сеть уже не выдерживает объём автотранспортных средств. Стоит отметить, что существуют лабораторные, математические и практические доказательства парадокса.

Кроме того, существует ещё один постулат, который носит названия Люиса-Могриджа, он был сформулирован в 1990 г. и основан на наблюдении, что чем больше дорог строится, тем больше образуется транспорта, чтобы заполнить их. Впрочем, стоит отметить, что иногда новые дороги и транспортные развязки действительно снижают остроту проблемы транспортных заторов, но это происходит далеко не всегда, а чаще всего, заторы просто перемещаются на другие транспортные узлы. Постулат толкует процесс увеличения трафика до тех пор, пока он не займёт всё свободное место на дороге [7].

Стоит отметить, что Могридж, так же пришёл к выводу, что практически все расходы на расширение дорожной сети в черте города в конечном итоге приводят к её пресыщению автотранспортными средствами, вследствие чего, происходит снижение средневзвешенной скорости передвижения по всей системе, включая и общественный транспорт.

Объяснить данный постулат можно следующим образом: с увеличением дорожного пространства в черте города, одновременно увеличиваюся и дистанции между объектами, т.е. расстояние, которое необходимо преодолеть людям, в связи с чем, им приходится использовать личный автотранспорт, что в свою очередь, вновь приводит к заторам.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что строительство новых дорог и перестройка старых может быть эффективной и полезной лишь в некоторых случаях, говоря по существу, данный способ не является панацеей от транспортных заторов.

Следующий способ, который, по мнению некоторых специалистов способен решить проблему транспортных пробок, связан с концепцией разделения транспортных потоков. Его суть заключается в «физическом разделении потоков движения» - пешеходов, автомобилей и другого транспорта. Имеется в виду, что любой участник движения из произвольной точки населённого пункта может попасть в другую точку, при этом, физически не пере-

секаясь с иными движущимися потоками.

Для осуществления данной концепции необходимо принять существенный ряд мер технического характера, которые заключаются в строительстве подземных и надземных переходов и переездов, полной ликвидации светофорного регулирования и полноценному переходу к «трехмерному движению» [3].

Данная концепция в действительности способна в значительной мере сократить количество транспортных заторов на особо загруженных участках дорог. По заверениям авторов, она способна полностью устранить проблему транспортных заторов в городах, но для этого необходимо внести значительные изменения в существующую систему, что приведёт к непомерно высоким затратам. Кроме того, заявления о полной ликвидации заторов звучат безосновательно, так как к выше изложенной концепции не были приведены лабораторные или математические исследования, а также, в концепции не описан способ борьбы с «фантомными перекрёстками», которые рассмотрим далее.

Чтобы описать суть «фантомных перекрёстков» необходимо для начала кратко описать структуру и «принцип работы» автомагистралей.

Для начала стоит отметить, что автомагистрали это не городские автодороги, так как отличается сама суть их проектирования. Если городская транспортная система имеет интегрированные в себе участки для общественного транспорта, учитывает интересы людей, а также пешеходов, то автомагистрали сконструированы исключительно для автотранспорта и его скоростного передвижения, т.е. автомагистрали не имеют одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Так как данные типы дорог предназначены для скоростного передвижения автотранспорта, они имеют особое устройство, которое предполагает наличие разделительного барьера (или иного другого строительно-технического объекта) для каждого направления движения, а также более широкую обочину, по сравнению с городскими дорогами.

Автомагистрали также оборудованы съездами и выездами, которые имеют полосы торможения и разгона. Для некоторых видов транспорта запрещён выезд на автомагистрали, к ним относят транспорт, чья максимальная скорость является недостаточной для нахождения в потоке автомобилей. Кроме того, на автомагистралях запрещено пешеходное движение.

Таким образом, из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что автомагистрали сконстру-

ированы таким образом, что бы обеспечить наиболее эффективное передвижение автотранспорта. Кроме того, созданы такие условия движения, которые ликвидируют стандартные причины образования транспортных заторов, по крайней мере, в теории. На практике же всё равно происходит образование автомобильных пробок. На то есть три основные причины.

Первой причиной являются непредвиденные обстоятельства, к которым относят аварии и плохие погодные условия. Второй причиной выступает переизбыток автотранспортных средств на магистралях, вследствие чего ухудшается дорожная координация водителей. И третьей причиной являются, вышеназванные «фантомные перекрёстки». Если анализировать суть каждой из приведённых причин, то можно сделать вывод, что пробки в «идеальных условиях для автомобилей», возникают по причине отсутствия координации людей, управляющих автотранспортными средствами. Как бы то ни было, давайте, для начала, рассмотрим суть «фантомных перекрёстков».

Проведём небольшой мысленный эксперимент. Представим себе однополосную магистраль, в которой автомобили двигаются с приемлемой скоростью, но на одном из участков дороги появляется непредвиденное препятствие в виде, условно, пробегающего животного, вследствие чего, первому водителю приходится резко затормозить, дабы избежать дорожного инцидента, по этой причине второму водителю, двигающемуся позади тоже приходится затормозить и снизить скорость, в свою очередь, третий водитель позади него тоже вынужден тормозить, и так до тех пор, пока одному из водителей не придётся полностью остановиться. Не смотря на то, что причина торможения первого водителя давно исчезла, транспортный поток, тем не менее, значительно снижает скорость, с которой он двигался ранее, а чаще всего создаёт полноценную пробку, которая и носит названия «фантомного перекрёстка». Подобные пробки могут существовать несколько часов после появления препятствия вызвавшего их.

Если же, рассматривать настоящие автомагистрали, которые состоят как минимум из двух полос, то здесь в роли непредвиденных препятствий, как правило, выступают автомобили, совершающие резкие манёвры, то есть перестраивающиеся из ряда в ряд на слишком близком расстоянии от движущихся позади автомобилей.

По нашему мнению, единственной системой, которая бы в полной мере была способна нейтрализовать автомобильные заторы, как в городах, так и на магистральных дорогах, является система автономной координации автотранспортных потоков.

То есть предполагается создание такой системы, в которой каждый автомобиль является автопилотируемым. В таком случае, можно создать систему, которая была бы саморегулирующейся и автономной. Можно описывать массу положительных эффектов от использования данной системы, но на сегодняшний момент, внедрение подобной невозможно, так как это требует слишком большого объёма затрат денежных средств. Если говорить более конкретно, то необходимо полное обновление транспортного капитала и дорожной инфраструктуры, создание интуитивных систем реагирования автомобилей (разработка которых ведётся в настоящее время), единой бесперебойно работающей системы программного обеспечения (и инфраструктуры для её работы), которая учитывала бы интересы каждого человека, это лишь малая часть из требуемых компонентов. Кроме того, немаловажными факторами остаются вопросы этики, ведь создание и внедрение подобной системы приведёт к полной прозрачности передвижения людей для третьих лиц, государства, что может быть существенным барьером для множества людей. Не смотря на то, что на сегодняшний день имеются значительные успехи в создании подобной технологии организации дорожного движения, реальное внедрение такой системы, по самым скромным оценкам, произойдёт не раньше чем через 25-30 лет. Это связано с тем, что кроме разработки технических средств, также требуется внести значительные изменения в область законодательства, кроме того, комплексного изменения требует существующая транспортная система. На данный момент, уже существуют автопилотируемые автомобили способные двигаться в общем потоке с обычными водителями, но данные меры не способны в значительной мере повлиять на решение современных транспортных проблем.

Как бы то ни было, даже полностью автоматизированная система дорожного движения может столкнуться с множеством проблем, одной из которых, может являться переизбыток транспортных средств, особенно если речь идёт о густонаселённых мегаполисах. Имеется в виду, что площади автомобильного покрытия, может не хватить для всех участников дорожного движения, что вне зависимости от уровня автоматизации системы, будет приводить к транспортным заторам, вследствие чего, встанет необходимость в перестройке центральных районов населённых пунктов, что приведёт к ещё большим затратам для внедрения данной системы. Одним из решений данной проблемы может послужить использование системы «трехмерного движения», которая была описана выше, однако, затраты на её создание, при нынешних технологиях, будут чрезмерно высокими.

Если же говорить о системе, которая бы в наибольшей степени справлялась с проблемами транспортных заторов, то это система, которая на данный момент действует в городе-государстве Сингапур, она носит название Electronic Road Pricing (ERP). По нашему мнению, она является наиболее эффективной и пригодной для реализации на территории РФ.

Данная система организации дорожного движения предполагает взимание платы за проезд на перегруженных участках дороги, таким образом, что чем больше размер (меньше скорость движения транспортного потока) пробки, тем более высокую плату приходится вносить водителю за проезд по данному участку в данное время. Это применимо и для обратных условий: если же участок дороги является пустым, то и плата не взимается. Стоит отметить, что для эффективной работы данной системы необходимо в значительной мере улучшить систему общественного транспорта, чтобы у граждан была полноценная альтернатива личному автотранспорту. Данную концепцию можно реализовать несколькими способами, но, на данный момент, самой современной и эффективной будет способ использования спутникового позиционирования, который подразумевает наличие в каждом автомобиле устройства передающего данные о местоположении и взимании денежных средств при пересечении определённых участков городского пространства.

Таким образом, данная система позволяет в принудительном порядке сократить количество автотранспортных средств на перегруженных участках, а так же снижает общее количество водителей использующих личный автотранспорт в часы пик, заставляя их пересаживаться на общественный транспорт, что конечном итоге уменьшает количество пробок.

Как бы то ни было, для полноценного использования данной системы на территории РФ необходимо провести соответствующие исследования и испытания, провести полноценный анализ существующей дорожно-транспортной базы и лишь на основе этих данных проводить интеграцию ERP.

Хочется отметить, что современная транспортная система имеет множество проблем, которые, как правило, носят комплексный, глобальный характер. Если говорить по существу, то на данный момент в нашей стране имеется абсолютно устаревший институт транспортного движения, который, в своём нынешнем виде, не способен удовлетворить весь спектр потребностей и задач, который перед ним ставится. Речь сейчас идёт не только о транспортных заторах на дорогах. Нынешняя юридическая система допускает множество про-

белов в регулировании дорожно-транспортных отношений, отношений связанных с куплей-продажей автотранспортных средств, что приводит к махинациям в данных областях. Система налогообложения является несовершенной, что является причиной ежегодных потерь от недостачи транспортных налогов, в частности в РФ. На данный момент, транспортная система не способна функционировать без использования нефтепродуктов, что приводит к экологической нестабильности и изменению климата, кроме того торговля нефтепродуктами является одним из инструментов международного политического давления. Весь этот комплекс проблем требует своевременных и эффективных решения для устойчивого развития мирового сообщества.

ИСТОЧНИКИ:

1. Калашников Д. Транспортные парадоксы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dm-kalashnikov.livejournal.com/231252.html

2. Лопанов А. Н. Концепция разделения потоков движения и решение проблемы транспортных пробок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/ n/kontseptsiya-razdeleniya-potokov-dvizheniya-i-reshenie-problemy-transportnyh-probok

3. Лашко С.И., Лашко Т.А. Международная транспортная логистика // Научный вестник. - 2016. -№4(16). - С.21-27.

4. Сапрыкина В.Ю., Милованов В.Ф. Мировая транспортная система // Новые информационные технологии в науке. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 114-116.

5. Эксперт-онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/ural/2013/20/vremya-vyishlo

6. The Simple Solution to Traffic [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=iHzzSao6ypE

7. John C. Sutton. Gridlock: Congested Cities, Contested Policies, Unsustainable Mobility. - New York: Routledge, 2015. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.