Научная статья на тему 'Транспортная инфраструктура как фактор устойчивого развития регионов России'

Транспортная инфраструктура как фактор устойчивого развития регионов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортная инфраструктура как фактор устойчивого развития регионов России»

Диссертационный совет по геоморфологии и эволюционной географии, гляциологии и криологии земли, картографии, геоинформатике

На соискание ученой степени кандидата географических наук защищено 6 диссертаций: И.О. Дубровин "Картографическая оценка процесса формирования загородной застройки (на примере ближнего Подмосковья)"; Е.Г. Лаптева "Развитие растительности и климата восточного склона Урала во второй половине позднего неоплейстоцена и в голоцене"; Д.В. Михайлов "Теоретическое обоснование и разработка структуры баз данных для обеспечения полевых

физико-географических исследований"; Т.С. Клю-виткина "Палеогеография моря Лаптевых в позднем плейстоцене и голоцене по материалам изучения ископаемых микроводорослей"; В.В. Тимофеева "Русловые процессы Нижнего Дона и их антропогенные изменения"; А.М. Тарбеева "Морфология и динамика русел водотоков овражно-балочной сети и малых рек юга лесной зоны европейской территории России".

АЛ. Шныпарков

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

4—6 декабря 2007 г. на географическом факультете Пермского государственного университета проходила Всероссийская научно-практическая конференция "Транспортная инфраструктура как фактор устойчивого развития регионов России", в работе которой приняли участие ученые, аспиранты, руководители транспортных комитетов и фирм из Владивостока, Воронежа, Казани, Краснодара, Москвы, Перми, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Твери и других городов и регионов России.

Конференция подобного направления проводилась впервые, это обусловлено тем значением, которое в настоящее время имеет транспортная инфраструктура в территориальной организации экономического и социального пространства мира и его регионов.

Вопросы развития транспортной сферы интересуют не только ученых — географов, экономистов, техников, но и практиков — управленцев, которые совместными усилиями пытаются сбалансировать территориальное развитие с целью улучшения жизни населения.

Общий конструктивный настрой в работе конференции создали пленарные доклады. Концептуальные идеи были изложены М.Д. Шарыгиным, С.А. Тархо-вым, В.Н. Бугроменко и Б.А. Казаковым.

В ходе работы конференции было отмечено, что география транспорта — одна из традиционных отраслей науки — в последние годы не получала должного развития. Лишь в последнее время заметно возобновление интереса к этой тематике, причем как к теоретическому обоснованию пространственной организации транспортных сетей, так и к прикладным аспектам функционирования отрасли. В настоящий момент это направление географической мысли тесно взаимодействует в научном и прикладном аспектах с кибернетикой, логистикой, техническими и экономическими дисциплинами.

Было отмечено, что тематика конференции вышла за указанные в ее названии территориальные рамки. Наряду с вопросами влияния транспортной

инфраструктуры на социально-экономическое развитие отдельных регионов России и страны в целом были затронуты и проблемы, касающиеся развития транспорта в структуре глобальной экономики, расширения мировых транспортных коридоров, обоснования их эффективности. Обсуждалась также роль транспортной системы России во все более глобализирующемся мире (доклад Г.И. Гладкевич, Москва).

Вопросы определения понятий "транспортная инфраструктура", "транспортный кластер" были озвучены в докладах и материалах, представленных на конференцию Р.Г. Сафиуллиным, Ю.М. Янгуровой (Уфа) и И.А. Семиной (Саранск). A.A. Агирречу (Москва) в докладе осветил историю становления географии транспорта как самостоятельного научного направления в Московском государственном университете. Анализ пространственных привилегий, создаваемых транспортно-географическим положением территории, нашел отражение в докладе В.Н. Бугроменко (Москва). Проблемы развития отдельных видов транспорта и их пространственной организации прозвучали в докладах В.В. Резвых, A.A. Телеп-нева, P.C. Николаева (Пермь), Ю.В. Фароновой (Уфа). Связь между социально-эколого-экономичес-кими условиями жизни людей и оптимизацией транс-портно-экономических взаимодействий между регионами стала главной темой докладов Т.В. Субботиной (Пермь), В.В. Литовского (Екатеринбург), Л.Н. Фо-ломейкиной (Саранск).

Взаимосвязям транспортного и промышленного секторов экономики регионов России были посвящены доклады A.C. Лучникова, В.А. Столбова (Пермь) и других авторов. Вопросы развития скоростного железнодорожного транспорта России и Германии и степень их интегрированности в мировую транспортную систему раскрыты в докладах Т.П. Носковой (Пермь) и А.Л. Протопопова (Москва).

Большая часть материалов, заявленных на конференции, была посвящена изучению роли транспортных коммуникаций в эволюции расселения населения регионов России. Эти проблемы стали цент-

ральными в работах Л.П. Богдановой, A.C. Щукиной, A.A. Ткаченко, С.И. Яковлевой (Тверь), З.В. Пономаревой (Воронеж) и др.

Значительный интерес у гостей и участников конференции вызвали доклады С.А. Меркушева и Д.С. Чернышева, в которых затронуты вопросы развития транспортной сети крупнейших городов России.

На заключительном заседании было высказано мнение, что развитие транспортной сферы — стратегическое направление, которое должно занимать одно из центральных мест в вопросах социально-экономического развития страны. При этом развитие транспортной инфраструктуры ни в коей мере не должно идти в отрыве от всех других подсистем реги-

онального, государственного и мирового развития, а осуществляться с опережающими темпами. Пространственная организация транспортных систем и их оптимизация служат важным инструментом повышения уровня и качества жизни населения как в городской, так и в сельской местности, расширения культурного, духовного и информационного обмена между народами планеты.

Также было обращено внимание на то, что в условиях развития постиндустриального, информационного общества география транспорта трансформируется в новое направление — географию информационно-коммуникационной деятельности, что еще более усиливает ее гуманистическую направленность.

Б.А. Казаков, A.C. Лучников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.