Научная статья на тему 'Транспортная инфраструктура как фактор экономического роста региона'

Транспортная инфраструктура как фактор экономического роста региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3733
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровская Юлия Владимировна, Копнинцева Наталья Михайловна, Поздеева Анна Николаевна

В статье актуализированы вопросы влияния транспортной инфраструктуры региона на экономическое развитие. На основе анализа основных показателей работы транспортной инфраструктуры Пермского края выявлена зависимость экономического роста российских регионов от общего объема грузо- и пассажироперевозок, протяженности дорог и эффективности их использования в условиях растущей экономики. Подробно проанализировано влияние транспортной инфраструктуры на объемы и структуру экономической интеграции, ВРП, конкурентоспособность реального сектора и инвестиционный потенциал региона. По результатам анализа определены как положительные, так и отрицательные факторы воздействия транспортной инфраструктуры на экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортная инфраструктура как фактор экономического роста региона»

УДК 332.14

Дубровская Юлия Владимировна

кандидат экономических наук [email protected]

Копнинцева Наталья Михайловна

бакалавр 4 курса [email protected]

Поздеева Анна Николаевна

бакалавр 4 курса [email protected]

Транспортная

ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА

JuliaV. Dubrovskaya

PhD, Associate Professor of Economics and Finances Department [email protected]

Natalia M. Kopnintseva

bachelor

[email protected]

Anna N. Pozdeeva

bachelor

[email protected]

The transport

INFRASTRUCTURE AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH OF REGION

Аннотация. В статье актуализированы вопросы влияния транспортной инфраструктуры региона на экономическое развитие. На основе анализа основных показателей работы транспортной инфраструктуры Пермского края выявлена зависимость экономического роста российских регионов от общего объема грузо-и пассажироперевозок, протяженности дорог и эффективности их использования в условиях растущей экономики. Подробно проанализировано влияние транспортной инфраструктуры на объемы и структуру экономической интеграции, ВРП, конкурентоспособность реального сектора и инвестиционный потенциал региона. По результатам анализа определены как положительные, так и отрицательные факторы воздействия транспортной инфраструктуры на экономический рост.

Ключевые слова: транспорт, транспортная сеть, инфраструктура, экономический рост, регион, развитие, валовой региональный продукт, перевозки.

Annotation. In clause influence of a transport infrastructure of region on its economic development is considered. On the basis of the analysis of the basic parameters of a transport infrastructure of the Perm region dependence of economic growth of the Russian regions on total amount of transportations, extents of roads and efficiency of their use is revealed. The analysis of influence of a transport infrastructure on volumes and structure of economic integration, competitiveness of real sector and investment potential of region is made. By results of the analysis positive and negative factors of influence of a transport infrastructure on economic growth are certain.

Keywords: transport, transportation network,

infrastructure, economic growth, the region, the development of gross regional product, transportation.

В условиях глобализации и интеграции международных рынков продаж, повышения географической мобильности населения и развития «общественного потребления» возрастает роль транспортной инфраструктуры, как важной составляющей социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и целых 1

стран.

Действительно, транспорт занимает особое положение в развитии экономики и считается ключевым фактором формирования экономического и соци-

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 14-12-59013)

ального пространства. Как особая сфера материального производства, транспорт обеспечивает перемещение в пространстве грузов и людей, тем самым влияет на удовлетворение потребностей населения и предпринимательского сектора. Железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта образуют единую транспортную систему территории, основными показателями которой выступают грузооборот и пассажирооборот.

Е.Г. Ефимова считает, что транспортная инфраструктура поддерживает и упрощает коммерческую деятельность, обеспечивая географическую доступность региона. Транспортные сети, являясь центральным элементом в отраслевой и внутрифирменной реструктуризации, играют

293

важнейшую роль в интеграции регионального рынка, обеспечивая физический доступ ко всем составляющим экономической системы. Также транспортный сектор является экономически значимым сам по себе. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, генерируют большие средства добавленной стоимости сектора услуг в регион, обеспечивая тем самым увеличение количества занятых в данном секторе [1, с. 77].

Ю.А. Щербанин выделяет специфические особенности влияния транспортной инфраструктуры на экономический рост. Развитая транспортная инфраструктура региона способствует росту активов инфраструктурного капитала, снижению конечной цены товара, увеличению объемов перевозок, эффективному использованию рабочей силы, реструктуризации входа/выхода компаний на более емкие рынки. В свою очередь, эффективное использование рабочей силы ведет к ускоренному росту доходов на душу населения и к росту занятости. В части доступа к новым рынкам транспортные сети обеспечивают передачу инноваций и технологий, расширение торговли, а, следовательно, и общий рост производительности труда. Все это в совокупности обеспечивает рост реального ВВП на душу населения [2, с. 65-78].

Рослякова Н., Горидько Н. обосновали взаимосвязь транспортной инфраструктуры и ВРП. В результате регрессионного анализа влияния транспортной инфраструктуры на объём валового реги-

онального продукта по 82 регионам России, они пришли к выводу, что положительное влияние на объем ВРП оказывают: объём отправленных автомобильным и железнодорожным транспортом грузов, протяженность путей сообщения, эффективность их использования [3, с. 157].

Таким образом, для России с её большой территорией развитие транспортной инфраструктуры является локомотивом экономического роста. Обеспеченность территории транспортом выступает преимуществом для размещения производства и должна гарантировать необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства, а также обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала [4].

При оценке влияния транспортной инфраструктуры на экономический рост отдельных регионов, в частности её вклада в величину добавленной стоимости региона, необходимо использовать показатели объёма перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта, протяженность путей сообщения и показатели занятости населения в транспортной сфере.

В таблице 1 [5] представлены данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю с 2009 по 2012 год, отражающие взаимосвязь ВРП, как обобщающего показателя экономической деятельности региона, с основными показателями развития транспортной инфраструктуры.

Таблица 1.

Влияние транспортной инфраструктуры на ВРП

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Грузооборот по всем видам транспорта (миллионов тонно-километров) 41747 43803 44495 46704

Пассажирооборот по всем видам транспорта общего пользования (миллионов пассажиро-километров) 5937 6234 6618 7756

Среднегодовая численность занятых в сфере транспорта, в % 7,8 7,7 7,5 7,9

Протяженность путей сообщения ж/д фа конец года; километров) 25355 23940 23084 32918

Протяженность путей сообщения автомобильных дорог фа конец года; километров) 1548 1559 1574 1574

Индексы физического объема валовой добавленной стоимости транспортной отрасли (в процентах к предыдущему году; в сопоставимых ценах) 97,1 107,9 114,6 -

Из приведенных данных видно, что с увеличением грузо- и пассажирооборота, увеличением путей сообщения и численности занятых в транспортной сфере, происходит и рост объема валовой добавленной стоимости.

Стоит также отметить, что транспорт занимает четвертое место в среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности в структуре ВРП после сельского хозяйства, финансовой деятельности и социального страхования [5]. Теоретически, увеличение доли транспортных услуг в общем объеме валового регионального продукта является признаком успешного функционирования отрасли, а соответственно и динамичного развития экономики.

Пермский транспортный узел можно охарактеризовать как комплекс технических средств и со-

оружений трубопроводного, железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного и авиационного видов транспорта [6, с. 93]. Основываясь на такой характеристике, целесообразно оценивать влияние транспортной инфраструктуры на экономический рост по степени значимости отдельного вида транспорта для региона.

Структура грузо- и пассажирооборота Пермского края по видам транспорта, представлена в таблице 2. [5].

В структуре грузооборота лидирующее положение занимает трубопроводный транспорт. Это свидетельствует о высокой сырьевой направленности края.

По территории края проходит ряд крупных магистральных нефте- и газопроводов общероссий-

294

ского и международного значения. Фактически транспортируется 21,6 % добытой в стране нефти и 53,2 % - природного газа. Плотность трубопроводов - 70,2 км на 1000 кв. км, что в 5,6

раза выше средней по РФ [6, с. 93]. Поэтому данный вид транспорта играет ключевую роль для экономического развития региона.

Таблица 2.

Удельный вес отдельных видов транспорта Пермского края в общем грузо- и пассажирообороте, %

Общий грузо- / пассажирооборот Железнодорожный транспорт Автомо- бильный Трубопро- водный Внутренний водный Воздуш- ный

Грузооборот 100 22, 7 3,7 71,1 2,5 -

Пассажирооборот 100 15, 5 72,9 - 0,7 10,9

В структуре пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, работа которого в основном осуществляется внутри региона. Здесь сформирована конкурентная среда, а, следовательно, и качество предоставляемых услуг с каждым годом будет расти.

В целом, без учета трубопроводного транспорта, доминирующими в определении дальнейшего развития Пермского края выступают автомобильные и железные дороги и сети. Они служат основой для концентрации и специализации производства.

Рассмотрим более подробно транспортную отрасль Пермского края. Протяженность региональной и межмуниципальной сети краевых автомобильных дорог в 2013 году составила 3 146, 956 км. Треть дорог регионального значения на сегодняшний день работают в режиме перегрузки. Всего длина сети дорог общего пользования для автотранспортных средств составляет 27 тыс. км, но более 40 % этих дорог не отвечают нормативным и допустимым требованиям к транспортноэксплуатационному состоянию [7]. Кроме того, среди недостатков функционирования автомобильного транспорта Пермского края можно выделить неравномерность расположения транспортной сети межмуниципального уровня, что особенно остро ощущается в сельских районах, на севере края и влияет на неравномерность грузооборота, доходов и расходов от перевозок. Естественно, отмечается высокий уровень неудовлетворенности населения качеством дорог и дорожной инфраструктурой, что в свою очередь ограничивает ускорение темпов социально-экономического развития, служит инфраструктурным сдерживающим фактором для процветания края.

Итак, поскольку Пермский край является крупным промышленным регионом, где предприятия могут развиваться лишь с расширением возможностей и развитием транспортных сетей, определяющую роль в обеспечении экономического роста здесь играют трубопроводный и железнодорожный виды транспорта. Эти виды транспорта реализуют основной объем грузооборота края и обеспечивают большее количество бюджетных поступлений среди других видов транспорта. В этой связи происходит и повышение благососто-

яния населения, улучшение качества его жизни.

Усилению интеграции Пермского края в общероссийское и международное экономическое пространство в перспективе будет способствовать развитие воздушного транспорта, а именно приведение инфраструктуры аэропорта в соответствие с нормативными требованиями.

Также большое значение для экономического развития имеет кооперация всех видов транспорта на рынке грузо- и пассажирских перевозок.

Транспортная инфраструктура может как положительно влиять на экономический рост, так и «тормозить» развитие. Так, транспортная инфраструктура непосредственно влияет на повышение уровня ВРП через протяженность транспортной сети, эффективное использование отдельных видов транспорта в соответствии со специализацией региона, высокие показатели грузо- и пассажирооборота, численности занятых в транспортной сфере. Также развитая транспортная инфраструктура влияет на структуру себестоимости практически всех оборачиваемых на рынке товаров. В Пермском крае это особенно выражено в сырьевых товарных группах.

Основными сдерживающими факторами экономического роста, в свою очередь, являются: несоответствие состояния транспортной инфраструктуры нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, неравномерность расположения транспортной сети, высокие транспортные издержки в конечной цене товара из-за недостатка новых дорог и большого расстояния перевозок, наличие «узких мест», низкий спрос населения на перевозки определенного вида транспорта.

Транспортная инфраструктура стимулирует экономику региона, активизирует межрегиональное и международное сотрудничество, способствует проникновению из одного региона в другой наиболее востребованных технологий, товаров, конкурентоспособных отраслей, в значительной степени определяет инвестиционный потенциал региона [8]. Наличие или отсутствие транспортного сообщения и его эффективное функционирование является определяющим фактором развития.

295

Литература:

1. Ефимова Е.Г. Роль транспорта в экономическом развитии региона: международный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2009. № 1. С. 77-85.

2. Щербанин Ю.Л. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3 (12). C. 65-78.

3. Рослякова Н., Горидько Н. Экономический рост регионов и транспортная инфраструктура: регрессионный анализ // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 1. С. 157-161.

4. Основные проблемы развития транспортной системы / Транспортная стратегия Российской Федерации. URL : http://www.mintrans.ru:8080/ pressa/T ransStrat_Gossovet_Rab_ Groop_6. htm

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. URL : http://permstat.gks.ru/

6. Усманова С.Б. Логистическая координация развития // Мир транспорта. 2008. Т. 22. № 2. С. 92-99.

7. Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1323т «Об утверждении государственной программы Пермского края «Развитие транспортной системы».

8. Савченко Е.Е. Транспортная инфраструктура как инструмент регионализации экономики, ее суть и влияние на регион // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2012. № 5. С. 6.

9. Деловая газета «Ведомости» / «Внешний эффект дороги», № 58 (3320) // Дата публикации 04.04.2013. URL : http://www. vedomosti.ru/finance/ news/10767351/vneshnij_effekt_dorogi#ixzz3I7dw6 8nB

Literature:

1. Efimova E.G. The role of transport in economic

development of the region: the international

dimension // Vestnik St. Petersburg University. Episode 5: Economics. 2009. № 1. P. 77-85.

2. Shcherbanin Yu.A. Transport and economic growth: relationship and influence // Eurasian economic integration. 2011. № 3 (12). P. 65-78.

3. Rosliakova N., Goridko N. The economic growth of regions and transport infrastructure: regression analysis // RISC: Resources, information, supply, competition. 2013. № 1. P. 157-161.

4. The main problems of the transport system / Transport Strategy of the Russian Federation. URL : http://www.mintrans.ru:8080/pressa/TransStrat_Gos sovet_Rab_ Groop_6.htm

5. Official website of the Federal State Statistics

Service in the Perm regio. URL :

http://permstat. g ks.ru/

6. Usmanov S.B. Logistical coordination of

development // World Transport. 2008. V. 22. № 2. P. 92-99.

7. Resolution of the Government of Perm Region on October 3, 2013 № 1323-p «On approval of the state program of Perm Region» Development of Transport System».

8. Savchenko E.E. Transport infrastructure as a tool for regionalization of the economy, its nature and impact on the region // Proceedings of the Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law). 2012. № 5. P. 6.

9. Business newspaper «Vedomosti» / «External effect of the road», №58 (3320) // // Published 04/04/2013. URL : http://www.vedomosti.ru/finance/ news/10767351/vneshnij_effekt_dorogi#ixzz3I7dw6 8nB

296

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.